В мирные годы бундесвер умудрился утратить 292 из 916 самолетов F-104, приобретённых у американской компании «Локхид». Погибли 116 пилотов.
По окончании окончания второй мировой костяк ВВС ФРГ составляли реактивные самолеты-истребители F-86. Sabre американского производства. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века пост военного министра Германии занял Франц Йозеф Штраус (Franz Josef Strauβ), в первую очередь решивший заменить устаревший флот реактивной авиации.
В начале 1957 года команда специалистов из армейских пилотов с опытом Второй мировой оценила возможности истребителей различных государств и выбрала из них три: американский «Супертигр», французский «Мираж» и новинку – американский F-104 «Старфайтер» компании «Локхид» (англ. Lockheed F-104 Starfighter). По окончании дискуссий остановились на F-104, чьи характеристики были лучше вторых.
Узкий и долгий фюзеляж придавал самолету сходство с корпусом космической ракеты. При первом же взоре, на F-104 кидались в глаза непривычно маленькие, как будто бы обрубленные, консоли крыльев – узкие (10 см) и с острой кромкой. На них при наземном обслуживании надевали чехлы, дабы обезопасить механиков от травм.
В то время «Старфайтер» приводил к восторгу у большинства боевых лётчиков и авиационных инженеров. Никакой второй самолет не имел возможности сравниться с ним по; главным летным показателям. F-104 развивал в два раза громадную скорость полета, чем прошлое поколение американских истребителей к тому же при в два раза меньшем весе.
Его предел высоты достигал 15 км, а модель особой версии кроме того пробралась в стратосферу, поднявшись на высоту 35 км.
F-104 стал первым в мире самолетом, скорость которого превысила двойную скорость звука, и первым, установившим в один момент высоты полёта и рекорд скорости; «Старфайтер» время от времени восторженно именовали
«реактивным боеприпасом с человеком в».
Беру сходу 700, не торгуясь!
На американский чудо-истребитель положил Глаз сам глава МинОбороны Германии, и уже в октябре 1958 года Штраус сделал ход, принесший популярному баварскому политику большое количество укоров и критики. Он открыто заявил представителям «Локхид», что из всех соперничающих вариантов решил выбрать как раз F-104, а вместо общепринятого числа 250 для первой партии самолетов Штраус заказал сходу 700 и через некое время – еще 216.
Скоропалительное ответ – до дискуссии цены, гарантий и сроков поставок – разрешило «Локхиду» забрать инициативу в собственные руки и диктовать условия. А потому, что компания в то время пребывала в тяжелом денежном положении, она выжала из данной ситуации все, что смогла. Заключенному в марте 1959 года с производителем F-104 соглашению германский Bundesrechnungshof дал оценку miserabel – «скверный».
За узкой желтой чертой *
На протяжении возведения и Карибского кризиса Берлинской стенки холодная война имела возможность в любую секунду перерасти в «тёплую». На пяти авиабазах Западной Германии постоянно были наготове 30 «Старфайтеров» с подвешенными к крыльям американскими ядерными бомбами. Заряд каждой из них был в 50 раз замечательнее бомбы, скинутой на Хиросиму.
Самолеты находились на цементных дорожках в квадратах, очерченных желтой линией, и охранялись сотрудниками американской разведслужбы с автоматами. Им предписывалось стрелять без предупреждения в любого германского пилота, самовольно перешагнувшего желтую линии. При получении из штаб-квартиры НАТО команды «Старт» четыре американских офицера должны были, любой своим ключом, отпереть замок заслона перед взлетной полосой и снять с предохранителя взрывное устройство ядерной бомбы.
На всю процедуру отводилось 17 мин..
Так себе боец
В военных действиях «Старфайтеры», чье наименование переводится как «Звездный боец», показали себя не лучшим образом. Во Вьетнамской войне американцы применяли их для помощи собственных разведки и войск. Столкновений с северовьетнамскими самолетами не зафиксировано, но одного «Старфайтера», без злого умысла попавшего в китайскую территорию, в сентябре 1966 года сбил китайский МиГ-19. Еще два столкнулись между собой, а четвертого достали зенитки с почвы.
По окончании серии неудач оставшиеся самолеты отозвали назад В США.
«Старфайтеры» турецких ВВС принимали участие в вооруженном конфликте на Кипре и явились виновником катастрофы. Как информировали СМИ, 21 июля 1974 года четыре самолета F-104 по неточности нападали собственный, турецкий морской конвой, приняв его за греческий. Позднее эту катастрофу растолковывали запущенной греками информационной радиоуткой, в соответствии с которой греческие боевые суда в целях маскировки шли под турецким флагом.
Турки поверили сообщению, разбомбили и потопили эсминец Kocatere, погибли около 50 матросов и офицеров. Два вторых корабля того же конвоя получили тяжелые повреждения.
Непрощающий неточностей
Одна из основных изюминок F-104 – он не прощал пилоту ни мельчайшей неточности. Особенно при посадке и взлете, в то время, когда включался форсажный перегрузка и режим с большой силой вдавливала пилота в кресло, было нужно жёсткой, рукой держать штурвал истребителя. В первые два года работы «Старфайтера» в германских вооруженных силах большинство летных, происшествий со смертельным финалом пришлась именно на момент взлета и посадки. Существенно позднее американские специалисты согласились, что F-104
«недоставало всего, не считая скорости».
Летом 1962-го по поводу получения первых четырех F-104 бундесвер решил устроить показательное шоу с фигурами высшего пилотажа. За пара дней до мероприятия при тренировочном полете из-за неточности пилота все четыре самолета столкнулись.
Показательное выступление отменили, а ужасное происшествие с первыми четырьмя смертями стало только началом беспримерной череды авиакатастроф. Их обстоятельства разнообразны.
Около половины несчастных случаев позвана неточностями в пилотировании, остальные – конструкционными недостатками, техническими неполадками, неумелым обслуживанием – в послевоенные годы Германии остро не хватало экспертов.
Тема трагедий «Старфайтеров» отыскала широкий отклик в германских СМИ а также вышла на политический уровень. Германские газеты что ни сутки пестрели заголовками: «Starfighter-Тragodie» и «Starfighter-Debakel» («Катастрофа, фиаско «Старфайтера»). Невиданно машин и большие потери пилотов именовали громким словом Blutzoll – «расплата кровью, людскими судьбами».
Ходила невеселая шутка о том, как дешево заполучить F-104: нужно снять в аренду поле и ожидать, в то время, когда тот на него упадёт.
Оказались все новые прозвища самолета: Fliegender Sarg («летающий гроб»), Witwenmacber («вдоводел»).
До 80-х годов F-104 оставались на вооружении люфтваффе, после этого неспешно заменялись самолетами нового поколения «Торнадо». Последний «Старфайтер» был списан в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Вооруженные силы США, применявшие только треть произведенных в стране F-104, распрощались со «Старфайтером» существенно раньше, в 1975-м.
Неспециализированный результат работы в Германии истребителей «Старфайтер» достаточно трагичен: из 916 самолетов, закупленных бундесвером за всю собственную историю, 292 — практически каждый третий – разбились, унеся, с собой жизни 116 пилотов.
F-104 посвящена песня германского коллектива Welle: Erdball – B которой поется о смерти в авиакатастрофе Иоахима фон Хасселя (Joachim von Hassel) – сына преемника Штрауса на должности военного министра Германии.
Отважный летчик Штраус
Высокому полету – как в прямом, так и в переносном значении – Франца Йозефа Штрауса афера «Старфайтера» не помешала. В 1968-м, уже будучи военным министром в отставке, Штраус на 53-м году судьбы приобретает права на управление пропеллерными, а позднее – и реактивными самолетами.
28 декабря 1987 года он из-за недостатка горючего должен был просить разрешения на посаду в столичном аэропорту Шереметьево. Из-за снежной бури воздушное пространство над Москвой было закрыто, но Штраус все-таки умудрился посадить самолет, на борту которого не считая его собственного младшего сына пребывали первые лица баварской CSU: Тео Вайгель (Theo Waigel), Эдмунд Штойбер (Edmund Stoiber), Герольд Тандлер (Gerold Tandler) и Вильфрид Шарнагль (Wilfried Scharnagl).
Во второй половине 80-ых годов двадцатого века – за чемь дней до смерти – при полете из Болгарии в Мюнхен самолет. Штрауса на высоте 11000 метров разгерметизировался, но 73-летний летчик сумел снизиться до 3000 м, надеть кислородную маску и благополучно долететь до родного аэропорта.
источник: Евгений Байзер «Летающие гробы» «КОНТАКТ-ШАНС» 9/2016
Прохождение Prey. Часть 6 — Летающие гробы.
Увлекательные записи:
- Про штаты и не только…
- Опытная летающая лодка blackburn n.1b. великобритания
- Последняя битва первого рима
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Боевые птицы второй мировой: в-17. «летающая крепость»
Телекомпания: MMV Production, 2000 г. Цикл: Боевые птицы Второй мировой войны, 1 серия из 9 17 августа 1943 года. Для лётчиков Воздушного Корпуса США это…
-
Часть 1 Официальная встреча звезды По окончании всесторонних опробований на земле и в водах реки Хусатоник летающая лодка S-40, взявшая номер гражданской…
-
Парк легких двухдвигательных самолетов или летать охота
Для чего помогают двухмоторные поршневые самолеты? Близко к истине такое вывод, что задача второго двигателя в том, дабы расширить нужную взлетную массу,…
-
Многоцелевая летающая лодка бе-10.
Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1956 г. Приход в авиацию реактивных двигателей не имел возможности покинуть равнодушными создателей…
-
Летающие лодки против воздушных кораблей
в течении всей Первой Мировой главной функцией дирижаблей воздухоплавательной работы германского флота было патрулирование над Северным морем. Как…
-
1 марта 1935 года получил юридическую силу подписанный Адольфом Гитлером недавно приказ о создании германских ВВС. Данное воздействие означало окончание…