Летающая лодка береговой разведки м-24.

      Комментарии к записи Летающая лодка береговой разведки м-24. отключены

Разработчик: Григорович
Страна: СССР
Первый полет: 1923 г.Летающая лодка береговой разведки м-24.

В исторических очерках о советской авиации довольно часто упоминают эскадрилью «Ленин», складывавшуюся из самолетов Р-1, выстроенных на средства трудящихся. Но в то время, как эти автомобили, выпускавшиеся столичным заводом № 1, выстраивались на стоянках аэропорта имени Троцкого для праздничной передачи армейским летчикам, на Балтике уже летала эскадрилья «Красный Балтиец», выстроенная таким же образом. Она была оснащена летающими лодками М-24 конструкции Д.П.Григоровича.

История появления этого гидросамолета есть прямым продолжением развития известнейшей лодки Григоровича — М-9. Еще в первой половине 20-ых годов двадцатого века, в то время, когда авиапромышленность РСФСР волновалась тяжелые времена, на петроградском заводе «Красный летчик» (бывший завод Щетинина «Гамаюн») по проекту Управления морской авиации выстроили четыре самолета М-9 с моторами «Renault» мощностью 220 л.с.

По окончании детального проверочного расчета всей конструкции было найдено, что ставить «Renault» на М-9 запрещено, поскольку запас прочности конструкции недостаточен, а опробования продемонстрировали, что мореходные качества ухудшились. Григорович, что подключился к данной работе, как говорится, «на ходу», предложил свой вариант коренной переработки М-9.

Его предложение приняли, но с условием: при исполнении проекта сохранить ветхую лодку, в конструкции избегать больших переделок, все трансформации сосредоточить в моторной установке и крыльях. На возражения Григоровича о неосуществимости при таких условиях взять хорошие мореходные качества, Отдел снабжения Главного управления Военно-Воздушного флота (ВВФ) обосновал собственные требования легко — М-9 с «Renault» есть самолетом тренировочным, а для данной цели он будет в полной мере пригоден и с недочётами. Григоровичу, публичное положение которого тогда было неясным, оставалось лишь дать согласие.

19 июля 1922 года на «Красном летчике» трудилась рабочая группа, назначенная авиаотделом Главвоенпрома республики. Затем события в замысел работ завода включили постройку восьми новых летающих лодок, названных М-9бис. В августе того же года при составлении производственной программы авиапромышленности на 1922-1923 годы было предусмотрено выстроить 56 экземпляров М-9бис. Это количество но, весьма не так долго осталось ждать сократилось до 40.

К 1 мая 1923 года первый примерный самолет готовься , а в первых числах Июня очередная рабочая группа под руководством представителя Научного комитета ВВФ инженера Ермолаева совершила его оценочные опробования. Летал наряду с этим летчик Борис Чухновский. Отметив значительное отличие нового самолета от М-9, рабочая группа решила использовать потом не наименование М-9бис, а М-24, квалифицировала его как морской разведчик и дала в целом хорошее заключение о мореходных и летных качествах.

Будущее автомобили, но, была под вопросом. Неспециализированная тяжелая экономическая ситуация в стране стала причиной тому, что на правительственном уровне из-за нехватки средств было предложено с 1 октября 1923 года завод «Красный летчик» закрыть, а заказ на М-24 по возможности передать на авиазавод № 10 в Таганроге. В ситуации правление созданного в том же 1923 году Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) решило поддержать петроградскую авиационную индустрию и не разрешить закрыть завод.

ОДВФ предложило выстроить на собственные средства (а деньги для него планировали практически по копеечке трудящимися по всей стране) боевую эскадрилью «Красный балтиец», при условии передачи заказа на выпуск самолетов для данной эскадрильи заводу «Красный летчик». При выборе М-24 для оснащения эскадрильи общество руководствовалось заключением рабочей группы. Контракт с заводом на постройку двенадцати М-24 был подписан 12 сентября, а 7 октября Главвоенпром выдал заводу костюм еще на 15 таких автомобилей в счет 40 заказанных.

Приступая к постройке М-24, завод не имел утвержденных Научным комитетом Воздушного технических условий и флота чертежей, не было таких документов и у военно-морской приемки. Все это стало причиной громадным различиям в летных чертях автомобилей и к претензиям летавших на них пилотов. Проявилась и недостаточная мореходность лодки, заложенная еще на стадии проектирования.

Очередная рабочая группа по обследованию всех 40 выстроенных М-24 пришла к выводу, что «…самолеты отличаются обычными летными качествами, но в силу нехорошей мореходности к важной работе не пригодны… Вычислять самолеты заказанные ОДВФ, пригодными только для тренировочных полетов.» Но, последняя фраза только заявила, что взята была такая машина, какую и желали взять. Совместно со всеми собственными недочётами М-24 поступили на вооружение эскадрильи «Красный балтиец», где и эксплуатировались до конца 20-х годов.

Самолеты эскадрильи имели личные имена: «Волховстрой», «Петроградская правда», «Владимир Ильич», «Псковитянин», «Коммуна», «Красный Петрогурфин», «Черепанин». Заглавия самолетов писались на носовой части лодки, часть из них в соответствии с принятой в ОДВФ традицией упоминала особенно активных друзей Воздушного флота.

Не смотря на то, что М-24 и была признана учебной машиной, самолеты включили в боевой состав Балтфлота, и авиаторы эскадрильи занимались отработкой предполагаемых боевых задач. По оружию он всецело соответствовал М-9 — тот же пулемет на стойке в носовой части лодки. Сведений о бомбовой подвеске не найдено. По конструктивным различиям М-24 делились на две серии.

Первая серия в 12 самолетов имела один бензиновый бак в лодке емкостью 400 л, во второй серии, начиная с самолета № 1730, основной бак имел емкость 280 л, а другое горючее размещалось в двух баках по 60 л, вынесенных в пространство между центральными крыльевыми стойками. Отличия были и в размерах.

Конструктивно М-24 была подобна М-9 — обе древесные из отечественных пород. Лодка полностью выполнена из ясеня, обшита березовой фанерой, имеет 10 влагонепроницаемых отсеков. Все ее соединения скреплены заклёпками и медными шурупами.

Углы подводной части корпуса обивались латунной либо бронзовой листовой полосой. В хвосте к килевому брусу прикреплена ясеневая пружинящая дуга. В носу лодки имелся люк круглой формы для пулеметчика; в центре — механика и места лётчика. Крылья древесные, обшитые полотном, соединяются двумя парами стоек из сосны.

элероны и Оперение подобны конструкции крыльев.

М-24 оснащались 12-цилиндровыми двигателями водяного охлаждения «Renault» мощностью 260 л.с. Двигатель устанавливался на древесной ферме в пространстве между крыльями, был полностью закапотирован заподлицо с лобовым сотовым радиатором охлаждения. Зимой, в то время, когда большая часть моря покрывалась льдом, «двадцать четверки» летали со снега, для чего на них устанавливались лыжи.

К сожалению, летающая лодка М-24 многие годы не находила себе замены в виде новых отечественных конструкций. Григорович уехал в Москву, где занялся разработкой истребителей, производство гидросамолетов продолжительно не выходило из стадии постройки опытных образцов, впредь до создания Г.М.Бериевым МБР-2, а до середины 30-х годов красные летчики вели ближнюю разведку на итальянских «Савойях», именовавшихся у нас МБР-4.

ЛТХ:

Модификация: М-24 (вторая серия)
Размах крыла, м
-верхнего: 14,40
-нижнего: 13,00
Протяженность, м: 8,80
Высота, м: 3,40
Площадь верхнего крыла, м2: 55,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 1280
-обычная взлетная: 1740
Тип двигателя: 1 х ПД Renault
-мощность, л.с.: 1 х 260
Большая скорость, км/ч: 160
Крейсерская скорость, км/ч: 121
Длительность полета, ч: 4
Большая скороподъемность, м/мин: 68
Практический потолок, м: 4500
Экипаж: 2
Нужная нагрузка, кг: 500
Оружие: один-два 7,62-мм пулемета в носовой части кабины,
Бомбовая нагрузка: до 100 кг.

Умелая летающая лодка М-9бис перед опробованиями в июне 1923 г.

Умелая летающая лодка М-9бис на опробованиях.

Летающая лодка М-24 «Красный Путиловец» (заводской № 1721) на лыжном шасси.

Летающая лодка М-24 «Коммуна» (заводской № 1727).

М-24 установлена на временный дощатый настил.

М-24 на гидроспуске перед проведением полетов.

Сдача летающей лодки М-24 «Псковитянин» на гидроспуске Крестовского острова в июне 1924 г. В центре группы стоит морской летчик Л.И.Гикса, что испытывал многие аппараты Григоровича.

М-24. Схема 1.

М-24. Схема 2.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Летный Сборник. Михаил Маслов. Летающая лодка Д.П.Григоровича М-24.

Летающая лодка на воздушной подушке

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: