Разработчик: Москалев
Страна: СССР
Первый полет: 1939 г.
Добившись приобретения по лицензии моторов «Renault» и запустив их в серийное производство под маркой «МВ» у инициаторов приобретения показалась забота по их применению. Во второй половине 30-ых годов XX века нам был выдан заказ от 7-го Главного Управления НКАП на модернизацию САМ-5-2бис под мотор МВ-4.
Такое задание как-то оправдывало МАП о задержке запуска в серийное производство САМ-5-2бис с двигателем М-11. (Для чего запускать самолет с М-11, в то время, когда сразу же запустим самолет с более высокими ЛТХ, что, несомненно, обязан обеспечить мотор «Renault», т.е. МВ-4).
В самолете САМ-14 было нужно поработать, в основном, над созданием отличной отделки самолета, удобства, комфорта и, само собой разумеется, улучшения аэродинамики. Оказалась прекрасная, прекрасно обтекаемая удобная и очень эргономичная в эксплуатации машина. Но отечественная промышленность не спешила подготовить для многооборотных моторов «Рено» особые железные винты компании «Ратье» (а возможно, забыли их приобрести?).
Мы же сохраняли надежду на железный винт «Ратье» с изменяемым шагом и электрическим приводом, исходя из этого не особенно волновались с заказом на древесный винт для МВ-4. В то время, когда же самолет готовься , а винтов не выяснилось, то стали подбирать винты из имевшихся. Более либо менее доходил винт с автомобили Яковлева, но большие габариты фюзеляжа САМ-14 «съели» коэффициент нужного действия винта диаметром 2 м. Эти самолета были не выше, как ожидали, а ниже, чем у самолета САМ-5-2бис.
Уже по окончании Госиспытания в НИИ ГВФ, каковые относились к опробованиям формально, мы взяли, наконец, заказанный нами винт Д=2,30, и все ЛТХ быстро улучшились.
То же случилось и с самолетом «Стрела». По окончании возвращения самолета «Стрела» в город Воронеж (по окончании госиспытания) на нем мы установили винт «Ратье» (полученный нами с громадным опозданием), с которым самолет быстро улучшил собственные ЛТХ, в частности продемонстрировал Vmax = 342 км/час (полет создавал в июле 1938 года летчик А.Н.Гусаров). В соответствии с указаниям Глававиапрома самолет «Стрела», как всецело сослуживший собственную работу, был стёрт с лица земли.
Сохранившийся мотор «Renault» с винтом «Ратье» был нами использован на самолете САМ-14бис, что по окончании госиспытаний в ГНИИ ГВФ кроме этого был возвращен в ОКБ-31. Контрольные опробования всецело подтвердили ожидаемые ЛТХ самолета САМ-14бис, они были существенно выше ЛТХ САМ-5-2бис, но в связи со снятием с серии моторов МВ — данный факт уже никого не интересовал.
С компромиссным же древесным винтом, как и все самолеты с МВ, самолет САМ-14 не только не побеждал, но и терял в ЛТХ если сравнивать с САМ-5-2бис М-11. Самолеты САМ-14 и САМ-14 бис все же удачно прошли летные опробования в НИИ ГВФ в зимнем варианте (с лыжами) и были утверждены как эталоны для серийного строительства. А тут уже оказалось, что моторы «Рено» (МВ) для отечественного климата не годятся и их к этому времени сняли с производства.
Самолеты САМ-10 и САМ-11 также остались без моторов!
ЛТХ:
Модификация: САМ-14
Размах крыла, м: 11,49
Протяженность самолета, м: 8,06
Высота самолета, м: 3,86
Площадь крыла,м2: 21,86
Масса, кг
-безлюдного самолета: 765
-большая взлетная: 1280
Тип двигателя: 1 х ПД МВ-4
-мощность, л.с.: 1 х 140
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 196
-на высоте: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 165
Практическая дальность, км: 550
Практический потолок, м: 3360
Экипаж, чел: 1
Нужная нагрузка: до 6 пассажиров.
Самолёт САМ-14.
Самолет САМ-14 на лыжном шасси.
САМ-14. Рисунок.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.С.Москалев. Голубая спираль.
БУДУЩЕЕ АВИАЦИИ РОССИИ !ПАК ТА Новый российский военно-транспортный самолет!
Увлекательные записи:
- Самолет-разведчик р-1.
- Истребитель як-9п (первый с таким названием).
- Фронтовой бомбардировщик су-24мк.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Легкий транспортно-пассажирский самолет сам-10.
Разработчик: Москалев Страна: СССР Первый полет: 1938 г. Строительство коллективом ОКБ-31 последующих умелых самолетов продемонстрировало, что его успех…
-
Легкий транспортный и связной самолет сам-25.
Разработчик: Москалев Страна: СССР Первый полет: 1943 г. В один момент с разработкой ракетного истребителя, ОКБ завода создало проекты мотопланера САМ-28…
-
Экспериментальный лёгкий самолёт бич-11.
Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Борис Иванович Черановский начал изучать потенциал схемы «летающее крыло» в первой половине…
-
Легкий транспортный и связной самолет як-10.
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1945 г. В первой половине 40-ых годов XX века коллектив ОКБ А.С.Яковлева в один момент с…
-
Легкий транспортный самолет по-2 «лимузин» кулика.
Разработчик: Кулик Страна: СССР Первый полет: 1945 г. В апреле 1945 г. инженер ГВФ Михаил Маркелович Кулик переделал По-2 в достаточно необыкновенный…
-
Транспортный самолет-амфибия ма-1.
Разработчик: В.Я.Крылов, В.Ф.Рентель Страна: СССР Первый полет: 1939 г. В конце 30-х годов для местных воздушных линий, в дополнение к уже…