Легкий транспортный самолет ниаи-1 «фанера-2».

      Комментарии к записи Легкий транспортный самолет ниаи-1 «фанера-2». отключены

Разработчик: Лисичкин, ЛНИАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.Легкий транспортный самолет ниаи-1 «фанера-2».

Популярный в свое время фильм «Семеро храбрых», созданный во второй половине 30-ых годов двадцатого века режиссёром С.Герасимовым, говорит о молодых покорителях Севера, храбрецах первых пятилеток, о технике тех далеких лет, например, авиационной. На съемках фильма «Семеро храбрых» употреблялись самолеты «Фанера-2» с колесным и поплавковым шасси.

Эта уникальная машина с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. была создана в Ленинградском научно-исследовательском аэроинституте в первой половине 30-ых годов XX века. Данный маленький университет организован на базе авиационного факультета Ленинградского университета инженеров путей сообщения (ЛИИПС). постройкой и Разработкой — по проекту инженера А.И.Лисичкина — руководил заведующий кафедрой конструкции самолетов В.Ф.Рентель.

Особенность аэродинамической компоновки и конструкции самолета пребывала в том, что кабина пассажиров и экипажа вместимостью до 4 человек размещалась… в зализах крыла и фюзеляжа. Расположенная по бокам узкого балочного корпуса, она «разгружала» крыло, принимая от 3 до 5% полетного веса аппарата во всем диапазоне скоростей. Носовые части зализов представляли собой прозрачные неподвижные козырьки кабины, что снабжало пилоту практически круговой обзор.

По-новому, уникально конструкторы решили силовую схему сочленения фюзеляжа и крыла. Неразъемные лонжероны консолей были так вписаны в конструкцию, что не мешали ни летчику, ни пассажирам. Передний лонжерон, проходивший полностью поперек кабины, стал опорой для приборной доски, которая прикрыла его, задний — употреблялся для крепления спинок пассажирских кресел. Создавалось чувство, что крыло держится на ажурном переплете стекольных рам.

Такое ответ многие авиаспециалисты встретили очень скептически. Скептицизм начал таять по окончании первых опробований самолета на земле, в которых принимал участие узнаваемый конструктор Д.П.Григорович. Сдвижные прозрачные двери левого и правого бортов снабжали вход в выход и кабину из нее.

Это показала на съемках фильма киноактриса Тамара Федоровна Макарова.

На первом умелом экземпляре, что имел обозначение НИАИ-1, нервюры крыла, секции лонжеронов, и силовой комплект оперения были изготовлены из тонкостенных фанерных труб. Эта новинка себя оправдала.

Опробования, совершённые в первой половине 30-ых годов XX века, опытный образец выдержал удачно. Скоро в Ленинграде выстроили второй экземпляр самолета — эталон для серии, а после этого на одном из фабрик Гражданского Воздушного Флота была заложена серия из 20 автомобилей. Широкое использование фанеры в конструкции обусловило второе обозначение самолета — «Фанера-2».

На серийных НИАИ-1 — «Фанера-2», с учетом замечаний испытателей, улучшен обзор вперед-вниз. Недостаточную на умелом экземпляре жесткость хвостовой части фюзеляжа повысили методом округления руля и уменьшения киля поворота. Возросший взлетный вес 1160 кг, вес безлюдного — 652 кг) продиктовал необходимость площади и небольшого увеличения размаха крыла с 27,3 до 27,6 м2.

Фанерные трубки, каковые еле поддавались выклейке из березового шпона, заменили на равноценные по прочности целые древесные стержни. Зализы крыла были вытянуты, сглажены назад и включены в силовую схему фюзеляжа. Мотор М-11 заключили в кольцо Тауненда, на колесе поставили обтекатель.

Самолеты НИАИ-1 — «Фанера-2» эксплуатировались на местных линиях Аэрофлота, в Арктике и на Дальнем Востоке.

Летчики высоко оценили эксплуатационные качества автомобили. При необходимости она имела возможность летать без посадки практически 7 часов. В кабине, в случае если посадка и взлёт выполнялись на хорошем аэропорте, размещали до 5 человек либо 500 кг груза.

ЛТХ:

Модификация: НИАИ-1 «Фанера-2»
Размах крыла, м: 12,40
Протяженность самолета, м: 8,80
Высота самолета, м: 2,80
Площадь крыла,м2: 27,60
Масса, кг
-безлюдного самолета: 652
-большая взлетная: 1160
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Большая скорость, км/ч: 155
Крейсерская скорость, км/ч: 138
Практическая дальность, км: 680
Скороподъемность, м/мин: 100
Практический потолок, м: 2850
Экипаж, чел: 2
Нужная нагрузка: до 5 пассажиров либо 500 кг груза.

Легкий транспортный самолет НИАИ-1.

Самолет НИАИ-1 на стоянке.

Самолет НИАИ-1 на стоянке.

НИАИ-1 у строения аэропорта.

Носовая часть самолета НИАИ-1.

Запуск двигателя на самолете НИАИ-1.

Самолет НИАИ-1. Кадр их к.ф. «Семеро храбрых».

Самолет НИАИ-1. Кадр их к.ф. «Семеро храбрых».

Самолет НИАИ-1. Кадр их к.ф. «Семеро храбрых».

Самолет НИАИ-1. Кадр их к.ф. «Семеро храбрых».

Самолет НИАИ-1 «Гидро». Кадр из к.ф. «Семеро храбрых».

НИАИ-1 «Фанера-2». Рисунок.

НИАИ-1. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Космонавтика и Авиация. Ивнамин Султанов. НИАИ-1 — «Фанера-2»

Фанера 2 Самолёт из прошлого

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: