Легкий транспортный и связной самолет сам-25.

      Комментарии к записи Легкий транспортный и связной самолет сам-25. отключены

Разработчик: Москалев
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.Легкий транспортный и связной самолет сам-25.

В один момент с разработкой ракетного истребителя, ОКБ завода создало проекты мотопланера САМ-28 М-11Е на 21 пассажира, легкий транспортно-пассажирский самолет САМ-24 2 х М-11Е, по типу самолета-автобуса. Проводились национальные опробования штабного-связного самолета САМ-25 с двигателями М-11Е, являющегося модификацией САМ-5-2бис.

На шестиместном самолете САМ-25 было установлено механизированное крыло, с профилем ЦАГИ — Р-2с, имевшем закрылки и автоматические предкрылки. Профиль Р-2с мы ставили на всех самолетах типа САМ-5, с ним самолеты имели высокие аэродинамические характеристики. Кстати, нельзя не отмстить, что узнаваемый германский трехместный связной самолет Физилер — «Шторх» (Аист) имел тот же профиль ЦАГИ — Р-2с.

Не обращая внимания на намного меньшую мощность мотора М-11Е в сравнении с мотором Аргус, установленном на немецком самолете = 240 л.с. САМ-25 владел большей скоростью (230 км/час против 180 км/час) и грузоподъемностью (505 кг против 400 кг), а по взлетно-посадочным чертям уступал лишь в дистанции разбега из-за намного меньшей тяговооруженности 8,6-5,5 (8,6 кг/л. с. против 5,5 кг/ л.с.). Но с однообразной пассажирской нагрузкой САМ-25 не уступал «Аисту» и в разбеге.

Это была хорошая штабная машина и на госиспытаниях в ВДВ она взяла высокие оценки.

В последних числах Мая 1943 года, мы взяли спешное задание подготовить 50 десантных планеров АМ-14, каковые должны быть переброшены в район Минска к белорусским партизанам. Планеры должны быть оборудованы приспособлениями для транспортировки горючего, оружия, а также пушечного. Срок изготовления был твёрдый.

Все это мы должны были сделать за 25 дней. Ответ данной задачи интересовало лично товарища И.В.Сталина.

В совершенно верно заданные сроки задание было выполнено и планеры переброшены сперва в Москву, а после этого нагруженные, к партизанам. А дело было весьма важным. Сильное беспокойство, которое доставляли гитлеровцам партизаны, привело германское руководство к ответу — во что бы то ни начало уничтожить партизан. На решение данной задачи были брошены лучшие части и предатели «чайковцы». Они начали с планомерного уничтожения партизанских сел и обитателей в них.

Дамы, дети и старики ринулись в леса к спасителям. У партизан собралось большое количество больных, раненых и не боеспособных людей. Партизаны, обремененные населением, теряли собственную подвижность, не хватало продовольствия, снарядов, медикаментов и вооружения.

Разведка вовремя рассказала о подготавливающейся карательной операции гитлеровцев, каковые подтянули танки, пехотные части и артиллерию.

Оценив обстановку, Главное руководство решило о срочном усилении партизан комсоставом, медикаментами и вооружением. Эту задачу и было решено выполнить посредством десантных планеров. Учитывая угрожающую обстановку, к партизанам вылетел товарищ Щербаков.

Ознакомившись с обстановкой на месте, он решил о срочной помощи партизанам. Операция была прекрасно сохраняеться в тайне и для гитлеровцев была неожиданной. В десантной операции принимали участие командный и летный состав ВДВ.

Мне известны имена некоторых из них — это инженер П.В.Цыбин, летчики С.Н.Анохин, А.Дабахов и др.

До наступления мучителей товарищ Сталин приказал вывезти из партизанского отряда в город Москву товарища Щербакова, что благодаря ухудшения обстановки, в отсутствии нужных взлетных полос, не имел возможности оттуда выбраться на имеющихся самолетах.

Сейчас на полигоне ВДВ проходили национальные опробования самолета САМ-25 М-11Е. Посредством этого самолета, владевшего громадный дальностью полета и взлетавшего с площадки порядка 40 метров летчик А.Дабахов обеспечил перелет товарища Щербакова в Москву. В сохранившемся у меня формуляре самолета имеется запись полета А.Дабахова к партизанам.

В данной операции летчик С.Анохин кроме того сумел переправить на АМ-14 двух не легко раненых партизан.

Операция с десантными планерами, в которой принимали участие и планеры Грибовского, проходила ночью. Самолеты ДБ-3Ф и Ли-2 с двумя планерами любой, доходили к партизанской базе на громадной высоте. Тут планеры отцеплялись и планировали, проходя расстояние до 50-60 км. Внизу их ожидали костры и подготовленные площадки. Все прошло благополучно и вовремя.

Результатом был полный разгром мучителей, каковые при атаке взяли сокрушительный отпор.

За своевременную помощь партизанам А.С.Яковлев, О.К.Антонов, В.К.Грибовский и я были награждены партизанскими медалями первой степени.

Самолет САМ-25 по всем своим летно-техническим чертям весьма был нужен ВДВ. Руководство ВДВ вошло с предложением на 1944 год о срочном запуске самолетов в серийное производство на заводе N8 499, что имел все возможности для этого.

САМ-25 не был дороже По-2 и яковлевских самолетов с тем же мотором, но превосходил их намного большей скоростью полета (Vmax= 228 км/ч), большое количество большей грузоподъемностью и при необходимости (с двумя участниками экипажа) имел возможность без посадки покрыть расстояние до 4 тысяч км. Особенно он был занимателен собственными взлетно-посадочными особенностями, не уступая в этом более замечательному германскому самолету «Аист» (Физилер-Шторх).

В ОКБ были созданы варианты самолета САМ-25: санитарный, ночной бомбардировщик, штурмовик, связной и др.

Очередное вмешательство Яковлева сорвало и данный заказ на САМ-25. Управление ВДВ пробовало совершить заказ конкретно через отечественный завод, хотя бы на малую серию автомобилей. Эта попытка была в неотёсанной форме ликвидирована главой 11-го ГУ товарищем И.В.Куликовым.

Он стал причиной меня в Москву и заявил: «Я запрещаю Вам брать заказ от ВДВ на САМ-25». Я ему ответил, что для страны это нужно, это выгодно тем более, что коллектив завода берется делать их сверх программы. «Вы что, не осознаёте обстановке? Имейте в виду, что перед тем как Яковлев оторвет голову мне, я это сделаю с Вами!» Все было ясно. Кроме того малая серия САМ-25 должна была так заговорить о себе в боевой эксплуатации, что Яковлеву было бы тяжело мешать предстоящему продвижению самолета, а следовательно мне и коллективу.»

ЛТХ:

Модификация: САМ-25
Размах крыла, м: 11,49
Протяженность самолета, м: 8,02
Высота самолета, м: 3,86
Площадь крыла,м2: 21,86
Масса, кг
-безлюдного самолета: 846
-большая взлетная: 1280
Тип двигателя: 1 х ПД М-11Ф
-мощность, л.с.: 1 х 140
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 200
-на высоте: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 168
Практическая дальность, км: 1760
Практический потолок, м: 4850
Экипаж, чел: 1
Нужная нагрузка: до 7 пассажиров.

Самолет САМ-25.

Самолет САМ-25.

САМ-25. Вид позади.

Компоновка кабины САМ-25бис.

САМ-25. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.С.Москалев. Голубая спираль.
Крылья Отчизны. Л.Полукаров, А.Н.Пономарев. САМ-25.
Ивнамин Султанов. Умелые самолеты периода Второй мировой.

25/17 09. Думай сам (Русский подорожник 2014)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: