Легкий многоцелевой самолет «птенец-2».

Разработчик: клуб СЛА «Ротор» г.Кумертау
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1995 г. ?Легкий многоцелевой самолет «птенец-2».

Ультралегкий самолет «Птенец-2», выстроен энтузиастами микроавиации из г.Кумертау, что на юге Башкирии. Наименование города с башкирского языка переводится как «Угольная гора». Именно там, с аэропорта местного авиационного завода, «Птенец-2» в первый раз поднялся в воздух. Микросамолет создан в клубе СЛА «Ротор» на базе обширного опыта эксплуатации подобного рода летательных аппаратов — дельталетов и первого «Птенца».

Второй, сохранив лёгкость и простоту конструкции, и высокие летные характеристики собственного предшественника («Птенец-1» на четвертом Всесоюзном смотре-конкурсе СЛА-87 в Москве занял первое место в классе ультралайтов), купил еще комфортабельность и большую надёжность.

«Птенец-2» рекомендован для учебно-тренировочных (вероятна установка спаренного управления), спортивных (пилоты клуба — призёры Кубка чемпионатов и неоднократные победители России мира) и патрульных полетов. Дополнительную безопасность в воздухе снабжает выстреливаемая парашютная совокупность спасения, размещенная между консолями крыла. А звукоизоляция, отопление и вентиляция кабины вкупе с малошумящим воздушным винтом создают экипажу достаточно комфортные условия.

Широкое остекление кабины снабжает практически круговой обзор, разрешает применять микросамолет для экскурсионно-туристических и развлекательных полетов. В экстренных случаях в разложенном пассажирском кресле возможно перевозить в лежачем положении больного либо травмированного человека.

Микросамолет легко разбирается на четыре части, хранится в гараже и вывозится за город к месту старта любым транспортом, а также на прицепе за автомобилем . Помимо этого, шасси самолета «Птенец-2» может комплектоваться поплавками либо лыжами. Предусмотрена кроме этого системы и установка радиостанции спутниковой навигации GPS.

Первая особенность компоновки «Птенца» содержится в том, что его силовая установка оснащена толкающим воздушным винтом. Обстоятельств для того чтобы выбора две. Во-первых, у пилота должны быть большими комфорт и обзор.

Во-вторых, трубчатые хвостовая балка и подкосы киля окружают винт, образуя необычное ограждение, в особенности нужное вне аэропорта — зеваки в том месте постоянно найдутся.

Вторая особенность в том, что микросамолет, как уже было сообщено, разбирается на четыре агрегата: аэромодуль, две половины крыла и хвост — достаточно отвинтить по три болта у каждой половины крыла и у хвоста. По замерам времени два человека на эту работу тратят не более получаса.

Третья особенность — в компоновке кабины. Как проектировщики располагают кресла в двухместной кабине? По-различному: тандемом (одно за вторым) либо «дуэтом» (рядом, по-автомобильному). У каждого из вариантов минусы и свои плюсы. К примеру, время обучения новичка при посадке «дуэтом» вдвое меньше, чем тандемом, — доказано всемирный практикой. Но мидель фюзеляжа на ультралайтах не определяется габаритами двигателя и нет потребности делать его широким.

Того же — уменьшения ширины для понижения лобового сопротивления — требует аэродинамика; в этом отношении узкая в миделе кабина-тандем более выигрышна. Но она долгая, что ограничивает обзор второму пилоту. К тому же требуется еще один набор устройств.

Словом, конструкторы постоянно стоят перед задачей: тандем либо «дуэт»? Для «Птенца» же выбрана пока не весьма распространенная компоновка кресел со смещением, либо «бок о бок».

И еще одна особенность воображаемого СЛА — боковая ручка управления, разрешающая вести машину и пилоту, и — с правого кресла — навигатору либо ученику. Приборная боковая «панель-2» и доска Птенца управления (слева от кресла пилота) содержат всё нужное для полноценного и надёжного пилотирования, в частности: комплекс указателей и приборов для воздушной навигации, контроля параметров силовой топливной системы и установки, оборудование для в кабине комфортной среды, и органы управления двигателем и бортовой электросетью.

Помимо этого, имеется связное оборудование — японская УКВ-радиостанция «lcom-22» с авиационным диапазоном частот для связи по маршруту с диспетчерами воздушного перемещения.

Конструктивно аэромодуль выполнен по схеме: силовой каркас плюс легкая обтекаемая оболочка. Тут намеренно не употребляется термин «фюзеляж» и заменяется «аэромодулем» не только вследствие того что эта часть конструкции микросамолета есть единицей хранения в разобранном виде.

Дело в том, что аэромодуль имеет и независимую функцию: без крыла и хвоста «Птенец» может употребляться как аэромобиль, аэросани либо аэроглиссер в зависимости от того, во что он «обут» — колеса, лыжи либо поплавки. Что касается компоновки аэромодуля, то она хорошая.

Спереди, в носовой части, расположены приемник полного воздушного давления (датчик статического давления выведен на левый борт кабины), вентиляционное (от автомобиля «Жигули») и отопительное оборудование (теплый воздушное пространство отбирается от радиатора двигателя и по перепускному каналу направляется на лобовое стекло), и приборная доска; в середине — пассажира и кресла пилота, грузовое отделение; позади, за звуко- и теплоизолирующей перегородкой, — моторный отсек с топливным баком и силовой установкой. Сверху, над кабиной, размещен контейнер выстреливаемой парашютной совокупности спасения MVEN с пиропатроном. С минимальной высоты 40 м она выручает экипаж и самолёт (неспециализированной массой до 400 кг) при большой скорости 150 км/ч.

Оболочка «Птенца-2» сделана ненесущей и делает лишь две задачи: огораживает пространство кабины и снабжает ее аэродинамику. (Несущая оболочка очень усложнила и утяжелила бы конструкцию.) Композиционные материалы, из которых сделана кабина, не хорошо принимают точечные нагрузки от силовых элементов крыла, хвоста и шасси. Будь конструкция без железного каркаса, ее было нужно бы усиливать, тут и в том месте подкладывая и подклеивая стеклоткань. А так оболочка аэромодуля весит только 22 кг!

Шасси аэромодуля хорошее — с передним колесом и пирамидальными боковыми стойками с телескопическими пружинными амортизаторами. Носовая стойка, управляемая педалями совместно с рулем поворота, имеет летный пневматик размерами 300?125 мм и полиуретановый амортизатор(дополнительный движение стойке информирует консоль балки каркаса кабины за счет собственной упругости). Боковые колеса диаметром 400 мм — от мокика, оборудованные дисковыми тормозами.

Базой силовой установки микросамолета помогает двухтактный 2-цилиндровый двигатель Rotax-582 мощностью 64 л.с. с двойным зажиганием (от четырех свечей). Горючее — бензин Аи-95 в смеси с маслом в пропорции 1:50.

Воздушный винт диаметром 1660 мм — трехлопастный фиксированного шага. Лопасти изготовлены по налаженной в клубе разработки из стеклопластика с серповидной законцовкой и оковкой по передней кромке из нержавеющей стали. Таковой винт запланирован на скорости полета до 180 км/ч с двигателями мощностью от 30 до 60 л.с. и частотой вращения от 2200 до 2900 об/мин. Гарантийный ресурс винта — 300 ч.

Крыло микросамолета — высокоплан-парасоль, отделенное от фюзеляжа и не имеющее с ним вредной интерференции. Такая модульная компоновка дает технологический выигрыш: раздельно делается кабина (аэромодуль), раздельно — крыло. Крыло микросамолета спроектировано по подкосно-расчалочной схеме. В сочетании с V-образными трубчатыми подкосами и предварительно напряженными тросовыми растяжками, отчего на стоянке крыло выглядит изогнутым книзу, оно имеет жёсткость и повышенную прочность.

В болтанку такое крыло не крутит. А это — дополнительные безопасность и комфорт полета! Профиль крыла — выпукло-вогнутый G584 (по атласу профилей — Gottingen-584). Обшивка крыла выкроена из ткани на базе лавсановых материалов (капроновые не годятся из-за утраты в два раза собственной жесткости во мокром состоянии).

На «Птенце» по большей части использован германский дакрон марки Profill-LL.

Хвостовое оперение было решено: не профилировать. Пускай профиль остается плоским, как у многих самолетов. Так несложнее в технологии и эргономичнее в эксплуатации. И никаких расчалок с подкосами.

Свободнонесущее и аэродинамически чистое оперение. килевая балка и Каркас киля соединяются телескопически трубчатым бужем и фиксируются болтами подкосов киля. Каркас стабилизатора, складывающийся из двух частей, стыкуется с килем в двух точках: спереди (двумя болтами, пронизывающими передний лонжерон киля) и позади (обоймой, вклепанной в килевую балку).

Обшивка стабилизатора и киля сшита из дакрона (возможно из ткани «полиант» либо «майлар»). На рулях поворота и высоты использована ткань «майлар». Совсем обшивка на элементах хвостового оперения натягивается вручную посредством шнуровки.

ЛТХ:

Модель: «Птенец-2»
Протяженность, м: 10,2
Высота, м: 2,45
Размах крыльев, м: 10,2
Масса безлюдного самолёта, кг: 270
Макс. взлетная масса, кг: 495
Двигатель: 1 х ПД Rotax 912 S
-мощность, л.с.: 1 х 100
Большая скорость, км/ч: 160
Крейсерская скорость, км/ч: 120
Скороподъемность, м/с: 6.

Самолет «Птенец-2» на стоянке.

Самолет «Птенец-2» на стоянке.

Самолет «Птенец-2» на стоянке.

Самолет «Птенец-2» на стоянке.

Самолет «Птенец-2» на стоянке.

Самолеты «Птенец-2» на стоянках.

«Птенец-2» на рулежке.

«Птенец-2» на рулежке.

«Птенец-2» на взлете.

«Птенец-2» на взлете.

«Птенец-2» на взлете.

«Птенец-2» по окончании взлета.

Самолет «Птенец-2» в полете.

«Птенец-2» на поплавковом шасси.

Приборная панель самолета «Птенец-2».

Компоновка аэромодуля самолета «Птенец-2».

.

.
Перечень источников:
«Моделист-Конструктор» 2001, №5,6. А.Тимченко, В.Хрибков. Бронзовый призер мирового чемпионата.
Портал малой авиации «Vzletim.aero». Самолет «Птенец-2».
Фотоархив сайта russianplanes.net

Самый дешевый и массовый самолёт Птенец-2

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: