Легкий многоцелевой самолет ока-38 «аист».

      Комментарии к записи Легкий многоцелевой самолет ока-38 «аист». отключены

Разработчик: ОКБ Антонова
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.Легкий многоцелевой самолет ока-38 «аист».

В начале 1940 года на протяжении поездки группы советских авиаспециалистов в Германию среди разных образцов авиатехники им был продемонстрирован трехместный многоцелевой самолет Fi-156 «Schtorch». На берлинском аэропорте машину демонстрировал лично глава техотдела министерства авиации генерал Э.Удет. Он пригласил главу советской делегации И.Ф.Тевосяна в кабину готового к полету самолета, занял место пилота и по окончании весьма маленького разбега (около 50 м) поднял машину в атмосферу.

Сделав пара крутых виражей, Удет мастерски посадил «Шторьх» прямо на стоянку. Самолет понравился Тевосяну и позднее немцы подарили его СССР.

Fi-156 «Schtorch».

Скоро вместе с закупленными в Германии бомбардировщиками и истребителями в Москву на Центральный аэропорт им.Фрунзе прибыл и «Schtorch». Авиатехника была шепетильно изучена, испытана в НИИ ВВС и в аэродинамических трубах ЦАГИ. Советские эксперты заключили , что новые МиГи, Яки и др. не хуже, а в чем-то кроме того превосходят германские самолеты. И лишь таковой «стрекозы», как Fi-156, в СССР не выяснилось.

Под впечатлением его выдающихся взлетно-посадочных черт И.В.Сталин дал указание безотлагательно выпустить подобный самолет. А.С.Яковлев, в то время замнаркома авиапромышленности по умелому самолетостроению, советовал для исполнения этого задания ведущего инженера собственного ОКБ О.К.Антонова. Олег Константинович был назначен главным конструктором маленького КБ на ленинградском заводе № 23 — одном из старейших авиапредприятий в стране.

В марте 1940 года он выехал в город на Неве, где его уже ожидал перелетевший из Москвы «Schtorch». Возглавив новый коллектив, Антонов блестяще справился с заданием и в сентябре ОКА-38, коммунистический вариант Fi-156, был выстроен.

Самолет повторили с маленькими трансформациями, сохранив кроме того наименование «Аист». Кроме многоцелевой автомобили, взявшей обозначение СС (самолет связи), создали и санитарную — самолет № 2. Первый предполагалось применять для связи, перевозки людей, небольших грузов, корректировки и разведки артогня, второй — для перевозки двух раненых на носилках и одного сидя.

Госиспытания СС в НИИ ВВС закончились удачно, и без промедлений последовало ответ о его серийном выпуске на заводе № 365 НКАП в Каунасе. Выбор был не случайным — ранее в том месте строились литовские самолеты ANBO сходной конструкции. В марте 1941 года Антонова прописали главным конструктором этого предприятия. Скоро в сборочном цехе стояло пара «Аистов», готовых к полетам. Но в столь счастливо начавшуюся судьбу первого антоновского самолета вмешалась война.

22 июня при бомбежке каунасского аэропорта все СС были стёрты с лица земли. Олег Константинович возвратился в Москву и работы по ОКА-38 больше не возобновлял.

Конструкция ОКА-38 смешанная. Ферменный фюзеляж выполнен заподлицо с килем из металлических (ЗОХГСА) сваренных между собой труб. Каркас двухлонжеронного крыла и стабилизатора — древесный. Обшивка везде полотняная, предкрылки — дюралевые. Прямоугольное в плане крыло имеет профиль ЦАГИ Р-НС. При отклонении щелевого закрылка в посадочное положение (40°) элероны машинально опускались на 15°.

Конструкция узлов навески крыла разрешала складывать консоли на стоянке методом поворота их назад на протяжении оси фюзеляжа. Стабилизатор переставной с изменяемым в полете углом установки. Для сохранения эффективности рулей высоты при громадных отклонениях вверх на их нижней поверхности под маленьким отрицательным углом устанавливались дюралевые подкрылки.

На ОКА-38 устанавливался шестицилиндровый перевернутый рядный мотор воздушного охлаждения МВ-6. Он воображал собой лицензионную версию французского двигателя «Bengali» компании «Renault» и с 1935 года серийно выпускался на Воронежском авиамоторном заводе. МВ-6 для поддержания мощности до расчетной высоты 2000 м оснащался приводным центробежным нагнетателем.

На «Аисте» употреблялся древесный двухлопастный винт фиксированного шага диаметром 2,44 м. Четыре топливных бака неспециализированной емкостью 140 л размещались в межлонжеронном пространстве крыла.

Описание самолета.

По схеме ОКА-38 воображал собой подносный моноплан с высоким размещением крыла. Конструкция самолета смешанная, с полотняной обшивкой.

Фюзеляж был ферменным, сваренным из металлических труб. В средней части фюзеляжа размещалась долгая узкая кабина, в которой приятель за втором размешались пилот и два пассажира либо наблюдатель со стрелком. Дверь для входа б кабину пребывала с правой стороны фюзеляжа.

Уникальный фонарь снабжал красивый обзор вниз, что было очень принципиально важно для разведчика.

Крыло двухлонжерснное, древесное, с V-образным подкосом из металлических труб каплевидного сечения имело замечательную механизацию, складывавшуюся из фиксированного дюралевого предкрылка, щелевого закрылка и зависающего элерона. При отклонении закрылка в посадочное положение, другими словами на 40°, элероны машинально опускались вниз на 15°. Профиль крыла по конфигурации напоминал отечественный Р-11.

В межлонжеронной части крыла размещались четыре топливных бака.

Оперение кроме этого имело подносную древесную конструкцию и по форме в плане пара отличалось от самолета Fi-156 «Schtorch».

Силовая установка — шестицилиндровый рядный мотор воздушного охлаждения МВ-6, тогда как на «Шторхе» стоял восьмицилиндровый V-образный перевернутый «Argus» кроме этого воздушного охлаждения. МВ-6 показался у нас в конце 30-х годов, как лицензионное воспроизведение французского мотора «Renault», выпускался маленькими партиями, устанавливался на легкомоторных самолетах Яковлева, других конструкторов и Москалева, но распространения не взял. На «Аисте» употреблялся древесный моноблочный винт фиксированного шага.

Шасси пирамидальной конструкции с жидкостно-газовой амортизацией, имевшей громадной движение. Колеса — тормозные, с пневматиками низкого давления.

ЛТХ:

Модификация: ОКА-38
Размах крыла, м: 14,28
Протяженность, м: 10,25
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 26,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 927
-большая взлетная: 1343
Тип двигателя: 1 х ПД МВ-6
-мощность, л.с.: 1 х 240
Большая скорость, км/ч: 173
Крейсерская скорость, км/ч: 142
Практическая дальность, км: 520
Практический потолок, м: 4400
Экипаж, чел: 1.

Легкий многоцелевой самолет ОКА-38 «Аист» (СС) перед опробованиями. 1940 г.

Легкий многоцелевой самолет ОКА-38 «Аист» (СС) перед опробованиями. 1940 г.

Легкий многоцелевой самолет ОКА-38 «Аист» (СС) перед опробованиями. 1940 г.

Легкий многоцелевой самолет ОКА-38 «Аист» (СС) перед опробованиями. 1940 г.

ОКА-38. Вид спереди.

ОКА-38 (СС) с двигателем МВ-6.

ОКА-38 (СС) в цехе завода № 23.

Самолет ОКА-38 (№2) на лыжном шасси.

Санитарный отсек ОКА-38 (№ 2).

Санитарный отсек ОКА-38 (№ 2).

Германский легкий самолет Fi-156 «Schtorch» в ангаре НИИ ВВС.

ОКА-38 (СС). Рисунок 1.

ОКА-38 (СС). Рисунок 2.

Проекции ОКА-38 (СС). Рисунок.

ОКА-38 (СС). Чертеж.

ОКА и Физлер. Схема.

ОКА-38 (СС). Схема 1.

ОКА-38 (СС). Схема 2.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Время и Авиация. Вячеслав Заярин. Аист не всегда Schtorch.
О.К.Антонов. Девять раз В первую очередь.
Аэрофакт. Крыло «Шторьха».
Моделист-Конструктор. Вячеслав Кондратьев. Самолет ОКА-38 «Аист».

Зальная R/C копия Аист ОКА-38.wmv

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: