Ледокол д.и. менделеев

      Комментарии к записи Ледокол д.и. менделеев отключены

Решил мало отдохнуть от автомобильной темы. Недавно глубокоуважаемый сотрудник Wasa выложил статью про флотилию Северного Ледовитого океана. А практически за месяц до этого я наткнулся на увлекательную данные.

Итак, выписка из Википедии.

Являя собой развитие изучений газов и жидкостей, труды Д. И. Менделеева по воздухоплаванию и сопротивлению среды находят продолжение в работах, посвящённых освоению и кораблестроению арктического мореплавания.

Занимаясь изучением растворов, Д. И. Менделеев в конце 1880-х — начале 1890-х годов проявляет громадной интерес к итогам изучений плотности морской воды, каковые были взяты С. О. Макаровым в кругосветном плавании на корвете «Витязь» в 1887—1889 годах. Эти полезнейшие эти очень высоко оценивал Д. И. Менделеев, включивший их в сводную таблицу размеров плотности воды при различных температурах, которую он приводит в собственной статье «Изменение плотности воды при нагревании».

Продолжая сотрудничества с С. О. Макаровым, начатые при разработке порохов для морской артиллерии, Д. И. Менделеев включается в организацию ледокольной экспедиции в Северный Ледовитый океан.

Выдвинутая С. О. Макаровым мысль данной экспедиции отыскала отклик у Д. И. Менделеева, видевшего в таком начинании настоящий путь ответа многих наиболее значимых экономических неприятностей: сообщение Берингова пролива с другими русскими морями положила бы начало освоению Северного морского пути, что делало дешёвыми районы Крайнего Севера и Сибири.

Инициативы были поддержаны С. Ю. Витте, и уже в осеннюю пору 1897 года правительство принимает ответ об ассигновании постройки ледокола. Д. И. Менделеев вошёл в состав рабочей группы, занимавшейся вопросами, которые связаны с постройкой ледокола, из нескольких проектов которого был предпочтён предложенный британской компанией. Первому в мире арктическому ледоколу, выстроенному на верфи Armstrong Whitworth, было дано имя легендарного покорителя Сибири — «Ермак», и 29 октября 1898 года он был построен на реке Тайн в Англии.

В 1901—1902 годах Д. И. Менделеев создал проект арктического экспедиционного ледокола. Учёным создан высокоширотный «промышленный» морской путь, подразумевавший прохождение судов вблизи Северного полюса.

Мы знаем Дмитрия Ивановича Менделеева как очень способного химика, сведущего и во многих вторых науках. Но кораблестроитель? Этот факт меня заинтересовал. По окончании непродолжительных поисков, я отыскал книгу В.Г. Андриенко «Ледокольный флот России, 1860-е — 1918 гг.», изд.

Paulsen.

Ледокол д.и. менделеев

Вот что в ней сообщено в главе 8.

К отчету о поездке в Сибирь (1897 г.) С. О. Макаров приложил расчеты об эксплуатации 2 предлагаемых к постройке ледоколов, именуя их условно в зависимости от назначения «Обь» и «Енисей».

Мысль о громадном ледоколе превратилась в проект «Ермака»; 2-й, мелкосидящий ледокол (под условным наименованием «Обь») был меньше первого, водоизмещение его не превышало 4000 т, а мощность силовой установки 4000 л.с. Если судить по сохранившимся наметкам, обводы мелкосидящего ледокола были уникальными.

В начальном варианте расчетов Макарова громадной ледокол («Енисей») должен был иметь силовую установку в 8000 л.с., а небольшой («Обь») – 4000 л.с. Численность экипажа «Енисея» согласно расчетам адмирала составляла 79 человек, а «Оби» – 38. Поражает определение Макаровым цены судов: громадного ледокола – 1,5, а малого – 0,8 млн. руб.

Не обращая внимания на то что в 1897 г. решено было заказать компании Армстронга в Англии лишь громадный ледокол, инженеры завода в Ньюкасле без излишнего шума делали проработки и 2-го (мелкосидящего) ледокола. Возможно, начальный проект «Оби» создавался в соответствии с уточнением Макаровым собственных предложений 1897 г. Среди чертежей «Ермака», сохранившихся в архиве Макарова, имеется чертеж («синька») «Проектируемого ледокола», созданный на заводе Армстронга и датированный 25 октября 1899 г. На чертеже параметры этого судна («Оби») практически остались прежними.

Не согласившийся с адмиралом С. О. Макаровым в вопросах выбора маршрута полярной экспедиции на «Ермаке» и неспециализированного управления ею, Д. И. Менделеев наметил на 1901–1902 гг. проведение собственной высокоширотной научной экспедиции. Для этого ученый приступил к разработке проекта особого экспедиционного ледокола, талантливого форсировать тяжелые ледовые перемычки и преодолевать лед средней сплоченности.

«Сильный корабль и свободные части вод, – писал Менделеев, – вот первые средства для победы над препятствиями Ледовитого океана».

Но правительство охладело к идее предстоящего изучения Арктики. Ученый в сердцах стёр с лица земли описание и чертежи созданной им конструкции В 1965–1966 гг. почетный полярник, настоящий член Географического общества СССР, научный сотрудник Музея-архива Менделеева А. И. Дубравин вернул по наброскам и черновым записям теоретический чертеж этого ледокола.

В Ленинградском кораблестроительном университете согласно этой информации создали модель судна, которую испытали в Опытовом судостроительном бассейне. Но, если судить по сохранившимся в архиве Дубравина материалам, восстановленный ледокол по архитектуре больше напоминает советские ледоколы 50–60 гг. XX в.

Сравнивая сохранившиеся сведения о макаровской «Оби» и о ледоколе Менделеева, возможно высказать предположение, что разрабатываемое ученым экспедиционное судно для СМП было модификацией одного из вариантов малого ледокола Макарова. Так, их главные размерения практически тождественны («Обь» в начальном варианте 1897 г.). Быть может, что Дмитрий Иванович Менделеев предполагал не модернизировать «Ермак», а видоизменить проект 2-го ледокола, т. е. «Оби».

Были и различия: котлы ледокола Менделеева должны были трудиться на жидком горючем, а вспомогательные механизмы и главные намечалось электрифицировать. Паровая машина, электрогенератор и котлы устанавливались недалеко от миделя на прочном настиле второго дна, а оба гребных электродвигателя мощностью около 1500 kW (2040 л.с.) – в кормовой оконечности «конкретно у дейдвудных валов».

Еще одной отличительной изюминкой ледокола Менделеева было наличие, не считая простой металлической обшивки, древесно-железной облицовки. Дубравин подчернул, что «такая конструкция („шуба“) отыскала использование уже в советское время для защиты корпусов легких судов при плавании в арктических водах». Но Дубравин умолчал о том, что именно он являлся инициатором применения «шубы» при переходах по СМП советских подводных военных лодок и надводных кораблей.

Итак, имеется модель ледокола А.И. Дубравина, восстановленная по немногочисленным черновикам Д.И. Менделеева.

Модель ледокола Менделеева (с чертежа, созданного А. И. Дубравиным)

Имеется «Проектируемый ледокол» («Обь»), 1899 г., боковой вид (с уникального чертежа компании Армстронга).

Имеется таблица с примерными чертями данного ледокола.

Имеется, наконец, показавшееся мне верным утверждение о том, что ледокол Менделеева был модернизированной версией «Оби». Осталось лишь постараться визуализировать ледокол «Д.И.Менделеев».

Ледокол Д.И. Менделеев

Водоизмещение: 3350/3600 тысячь киллограм. Размерения (ДхШхО): 78,0х16,0х6,0 м. СУ: 1 ПМ, 2 ЭД 2040 л.с., Макс. скор. — 11,2 узла. Оружие: 1х2х76 мм.

4не1меньше47 мм.

А что было бы, в случае если ледокол глубокоуважаемого Д.И. Менделеева был выстроен? Оставлять его на Балтике бессмысленно, на Черном море тем более.

Так что вероятнее его послали бы на север, в состав флотилии Северного Ледовитого океана, для чего он фактически и создавался. На протяжении войны наверняка ледокол вооружили. Я прикинул, вряд ли важное оружие имел возможность нести.

Исходя из этого остановился на 2-х 76-мм. орудиях и 4х1х47-мм пушках. Не всевышний весть что, но попугать норвежских рыбаков хватит. Грандиозных морских сражений на Севере не предвидится, и по идее ледокол обязан сохраниться.

С началом ВОВ его вероятнее довооружат. 76-мм орудия поменяют на 100-мм, а вместо 47-мм поставят зенитные автоматы. Как сложится судьба ледокола «Д.И. Менделеев», гадать не берусь. В полной мере вероятна его встреча с германской подлодкой либо с германской авиацией.

Но, выстроен он прочно и войну в полной мере имел возможность пережить. Возможно, он кроме того войдет в какую-нибудь пограничную флотилию Северного Ледовитого океана. Но уже к концу 60-х годов он устареет и отправится на слом.

Дай всевышний, хотя бы в качестве мишени либо плавказармы. Не самая нехорошая будущее у корабля.

Нереальная история — Дмитрий Иванович Менделеев и его Раствор — Эксперимент вышел из под контроля

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: