Лайнер для империи без империи. проекты развития vickers vc10

      Комментарии к записи Лайнер для империи без империи. проекты развития vickers vc10 отключены

Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а.

К началу 60-ых годов Британия, бывшая некогда на первом месте в гражданском авиастроении, скоро сдавала собственные позиции американцам. Дугласы и Боинги существенно превосходили британские аналоги и по цене, и по надёжности. Неудивительно, что кроме того британские пассажирские перевозчики склоняли собственный выбор в пользу заокеанских самолётов.

Побороть эту тенденцию должен был новый самолет Vickers VC10. Созданный специально для дальних полётов в регионы с жарким климатом, талантливый садиться на довольно малые, а также высокогорные аэропорты, VC10 виделся как совершенный самолёт для доминионов и Британии. Он ещё на стадии проектирования привёл к интересу у госкомпании BOAC (British Overseas Airways Corporation).

Одвременно с этим наблюдался резкий рост пассажиропотока на трансатлантических рейсах – развившаяся экономика США и восстановленная экономика Европы приводили в перемещение огромные потоки людей, перемещающихся между континентами. Простого VC10, транспортирующего 135 пассажиров, имело возможность не хватить, и ещё на стадии проектирования началась разработка увеличенной версии лайнера.

Лайнер для империи без империи. проекты развития vickers vc10

Инженеры Vickers не стали очень сильно мудрить, а просто удлинили самолёт на 8 метров и установили новые, более замечательные двигатели Rolls-Royce Conway RCo.43. Проект, взявший наименование VC10 Super 200, имел возможность перевозить 212 пассажиров в двух классах. Предполагалось создавать в один момент как простые VC10, каковые будут употребляться для полётов в Азию и Африку, так и Super 200, каковые поднимутся на трансатлантические маршруты.

BOAC заказала 25 простых VC10 и десять Super 200.

Vickers VC10 Super 200 в полёте

В первой половине 60-ых годов двадцатого века из-за уменьшения национального финансирования программы закупки VC10 для BOAC было решено упростить Super 200 – в сравнении с первой версией фюзеляж сейчас удлинялся всего на 3,9 метров, а пассажировместимость составляла 174 человека. Новый вариант стал называться Super VC10. Кроме этого в связи с падением перевозок в Азию и Африку (что было связано с разрушением Англии и экономических связей между метрополией и колониями) заказ был пересмотрен на 15 простых VC10 и 35 Super VC10.

В итоге из-за экономических неприятностей было выстроено лишь соответственно 12 и 17 лайнеров.

Схема Vickers VC10 Super 200

В ситуации сокращения заказа, Vickers была вынуждена искать другие методы продажи VC10. Одним из вариантов было создание грузовой версии VC10. Как показывал опыт Boeing 707, транспортные самолёты, переделанные из пассажирских самолётов, были достаточно пользуются спросом у частных а также военных клиентов.

Таким самолётам довольно часто приходилось летать в условиях не самых приемлемых для ранней реактивной авиации, в этот самый момент адаптация VC10 под Африки и условия Азии, и возможность взлетать с небольших аэропортов, имела возможность стать важным конкурентным преимуществом. В том же 1960 году на базе Super VC10 стартовала разработка транспортного самолёта VC-10 Freighter.

Vickers VC-10 Freighter с носовым створчатым грузовым люком по типу C-124 Globemaster II

В отличие от грузовых Boeing 707, имевших лишь бортовой грузовой люк, инженеры Vickers на своём VC-10 Freighter решили обеспечить возможность погрузки грузов и с носа, как на полноценных транспортных самолётах того времени. Это разрешало бы перевозить более массивные грузы и серьёзно ускоряло и упрощало разгрузку и погрузку самолёта. Прорабатывалось два варианта: со створчатым носовым люком по типу C-124 Globemaster II и с всецело откидывающейся носовой частью.

К 1961 году проектирование самолёта было завершено – при сохранении всех ЛТХ от Super VC10 грузовая версия имела возможность перевозить до 30 тысячь киллограм груза против 24 тысячь киллограм у Boeing 707-320С. Но интереса у клиентов VC-10 Freighter не позвал, потому, что самолёт-донор ещё пребывал в стадии постройки и проектирования первого прототипа, в отличие от того же 707-го. Однако, в последующем кое-какие наработки по VC-10 Freighter были использованы при создании топливозаправщика на базе VC10 для ВВС Британии.

Vickers VC-10 Freighter с откидывающейся носовой частью

В первой половине 60-ых годов двадцатого века первые VC-10 вышли на маршруты авиаперевозок, а в Vickers задумались о предстоящем развитии самолёта. В тот период фактически все аналитики предвещали продолжение повышения спроса на пассажирские и грузовые авиаперевозки. В отличие от аналогичных предсказаний следующих десятилетий, в 60-ых эти предположения были полностью правдивы (именно это повышение числа пассажиров сделает коммерчески успешными широкофюзеляжные лайнеры).

Осознавали это и в Vickers, потому в феврале 1964 года началась проработка самолётов на базе VC-10, талантливых перевозить более 250 пассажиров. Было подготовлено три проекта перспективного самолета. Первый вариант Vickers Р.579 предполагал применение двух стандартных фюзеляжей от VC10, соединённых хвостовым стабилизатором и крылом. Кабина пилотов размещалась в левом фюзеляже, четыре двигателя Rolls-Royce RB178 расположили в гондолах на хвостовом стабилизаторе между фюзеляжами.

В итоге размах крыла самолёта составлял 55 метров, протяженность соответствовала VC10 – 48 метров. Vickers Р.579 перевозил 300 пассажиров в трёх классах на 9000 километров при скорости до 900 км/ч.

Vickers Р.579

В варианте Vickers Р.580 предполагалось применять уже три стандартных фюзеляжа VC10, соединённых между собой одним крылом – два по краям дополнительно соединялись хвостовым стабилизатором и не имели кабины пилотов, лишь перевозя пассажиров и багаж. Центральный фюзеляж был выдвинут вперёд довольно двух боковых, в нём не считая пассажирского салона размещались основной экипаж и пилоты самолёта.

Так же как и на Р.579, двигатели RB178 размещались в гондолах на хвостовом стабилизаторе, но в этом варианте их было шесть. Размах крыла Р.580 составлял 61 метр, неспециализированная протяженность 53 метра. По лётным чертям Р.580 всецело совпадал с Р.579, но перевозил уже 450 пассажиров.

Прорабатывался и грузопассажирский вариант, в котором центральный фюзеляж отдавался под перевозку коммерческих грузов, в двух остальных оставалось место под 300 пассажиров.

Vickers Р.580

Наконец, третий вариант – Vickers Р.581 предполагал создание двухпалубного широкофюзеляжного пассажирского самолёта на базе конструкции VC10. В этом варианте предполагалось применение уже привычных четырёх двигателей Rolls-Royce Conway, но расположенных в двух гондолах под крылом по два. Р.581 перевозил 300 человек при тех же ЛТХ, как и у прошлых вариантов. Весной 1964 года этот вариант был выбран для предстоящей разработки.

Предполагалось обеспечить громадную унификацию с VC10 как в производстве, так и в обслуживании. Было выбрано и наименование для нового самолёта – Superb VC10.

Vickers Р.581

Доработанный проект Superb VC10 во многом отличался от Vickers Р.581 – так, двигатели опять возвратились в гондолы позади, а по окончании нескольких месяцев изучений было решено пожертвовать унификацией и установить более экономичные RB178. Подвергся трансформациям и фюзеляж – он был облегчён и во многом унифицирован с фюзеляжем простого VC10. Размещение дополнительных выходов стало причиной понижению пассажировместимости до 295 человек экономного класса.

Для компенсации этого предполагалось создать ещё более плотное размещение сидений, для так именуемого супер-эконом-класса, в таком варианте самолёт имел возможность принять 325 пассажиров.

Vickers Superb VC10

Проекции и размеры Vickers Superb VC10

За счёт применения более улучшения аэродинамики и экономичных двигателей самолёта удалось расширить дальность полёта до 9500 километров при большой загрузке. Не считая простого пассажирского варианта прорабатывался вариант применения нижней палубы для перевозки грузов, сохраняя пассажирский салон на верхней. Грузовой отсек имел возможность занимать как всю палубу, так и лишь часть её.

В этом варианте на самолёте размещался боковой грузовой люк для погрузки габаритных товаров.

Грузопассажирские варианты Vickers Superb VC10

Общественности и потенциальным клиентам Superb VC10 был в первый раз представлен в 1965 году. Указывалось, что при заказе 20 аналогичных самолётов первый мог быть выстроен уже во второй половине 60-ых годов двадцатого века. Но, не обращая внимания на активную рекламу Superb как революции в авиаперевозках на бессчётных авиасалонах, никто из потенциальных клиентов не готовься инвестировать в проект Vickers.

Boeing 747, объявленный приблизительно одновременно с этим, мог быть выстроен и без внешнего финансирования; тем самым клиенты могли быть уверены, что они возьмут собственные самолёты, даже в том случае, если в общем их будет приобретено мало, Superb же всего этого обеспечивать не имел возможности. Не высказали интерес к самолёту ни BOAC, в то время испытывающая значительные денежные трудности, ни государство, кроме этого не имевшее денег для помощи отечественного авиапроизводителя. Vickers пробовала бесполезно реализовать самолёт до 1967 года, в то время, когда все работы над Superb VC10 были прекращены.

Внутреннее устройство Vickers Superb VC10

Весьма интересно отметить практически полное совпадение начала истории Boeing 747 с историей Superb VC10. Разработка этих самолётов стартовала практически в одно да и то же время, отвечая на одинаковый вызов. Среди ранних вариантов 747 виделись и двух- и трёхфюзеляжные, да и сам 747 до получения собственного известного горба был полноценным двухпалубным самолетом.

Во многом характеристики первых вариантов 747 напоминают характеристики Superb. Но у Британии просто не было ни возможности, ни средств на постройку, а тем более на серийный выпуск громадного широкофюзеляжного самолёта.

Источники:

  • Vickers aircraft since 1908. C.F. Andrews.
  • Aviation Week 7-65.
  • Flugwelt 10-60.
  • vc10.net
  • secretprojects.co.uk

источник: http://youroker.livejournal.com/83988.html

Vickers V C 10 The Last Of The All British Built Jets.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: