Квартет. часть 2. waco model w aristocraft и planet satellite

      Комментарии к записи Квартет. часть 2. waco model w aristocraft и planet satellite отключены

Вторая часть рассказа о летающих машинах-неудачниках из второй половины 40х, каковые объединяет обычная наличие и аэродинамическая схема толкающего винта в хвостовой части самолета. Компанию американцев разбавит элегантный британец.

Квартет. часть 2. waco model w aristocraft и planet satellite

Waco Model W Aristocraft стал последним самолетом некогда известной и сильной компании. К работам над ним приступили в начале 1945, к 1946 был изготовлен полноразмерный, еще однокилевой макет самолета. На прототипе (s/n 9850, NX34219) перешли к двухкилевому оперению. Первый полет Аристокрафт совершил 31 декабря 1946 г.

Aristocraft – весьма причудливая машина. Двигатель Franklin 6AL (воздушного охлаждения, шестицилиндровый, мощностью 215 л.с.) стоял в носовой части и через вал приводил в перемещение двухлопастный винт. Приводной вал складывался из двух частей, от двигателя в хвостовую часть и от редуктора в хвосте на винт. Возможно высказать предположение, что размещение мотора в носовой части и наличие вала стало причиной выбору схемы высокоплана, причем подкосного.

Чем руководствовались в Waco, установив авиадвигатель в носу – сложно сообщить, единственное преимущество тут, пожалуй, лишь в отсутствии неприятностей с охлаждением. Механизация крыла – флапероны. Кабина запланирована на четырех человек и 57 кг багажа, вход-выход осуществлялся через эргономичные автомобильные двери, каковые пребывали от почвы на маленьком расстоянии.

Шасси с носовым колесом, полуубираемое, для надёжной посадки при аварийной обстановке, что понадобилось на протяжении опробований – самолет совершил две аварийные посадки без особенных повреждений. Возможно прочесть, что Аристокрафт был цельнометаллическим, но последний обладатель самолета Terry O’Neill говорит о древесных дверях, о задних обтекателях и штурвале (неясно чего, по всей видимости спонсонов шасси) из древесно-полимерного композита, о носовой и нижней части из стеклопластика и о тканевой обшивке хвостовой части, натянутой на трубы комплекта, которая совсем четко определяется на фотографиях.

Аристокрафт налетал более 40 часов. Выявилась ненадежная работа двигателя Franklin, кроме этого требовались трансформации в конструкции привода винта – первоначально смазка редукторов осуществлялась маслосистемой мотора, позднее сделали вывод, что любой редуктор (из двух) обязан смазываться собственной маслосистемой со своим насосом и маслобаком. Это новшество поменяло центровку самолета, необходимо было перенести назад, на 0,1 м (4 дюйма), главные стойки шасси.

Это изменение предполагалось осуществить на втором прототипе (s/n 9851), что должен был готовься к середине 47го. Еще желали поменять тормоза и крепление двигателя. Заявлялось о применении реверсивного винта, вероятно он стоял на Waco W в начале его карьеры, вероятно планировался на втором прототипе, а возможно, от него и отказались по большому счету.

Второй прототип был частично готов, в то время, когда в июне программу закрыли – Waco решила уйти из авиационного бизнеса, не обращая внимания на то что на Model W было получено 300 заказов под залог 100 долларов.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века упоминавшийся ниже Terry O’Neill приобрел хранившийся 15 лет в ангарах Waco самолет, вернул его и достаточно деятельно летал на нем. В первой половине 60-ых годов двадцатого века он перестраивает уникальный Aristocraft, убрав валы и перевернув двигатель. Сейчас самолет превратился в обыкновенного вида высокоплан с тянущим винтом, которому было присвоено наименование O’Neill Aristocraft II. В 1968 О’Нейл модифицирует машину в Model W, число мест увеличено до шести, двигатель — Lycoming IO-360 в 200 л.с., оперение сейчас однокилевое.

Все эти пертурбации он совершал как частное лицо, и O’Neill Model W стал наибольшим homebuilt-самолетом. Энтузиаст предлагал для желающих выстроить такой же самолет, либо такой же но с другим двигателем, которых он предлагал на выбор целую кучу, но достаточное для развертывание производства количество желающих собрано не было.

ТТХ

Протяженность, м 8,46
Размах крыла, м 10,59
Двигатель: Franklin 6AL мощностью 215 л.с.
Скорость большая, км/ч 297
крейсерская, км/ч 249
сваливания, км/ч 91
Дальность, км 1057

Уникальный английский самолет Planet Satellite обязан своим возникновением майору John Nelson Dundas Heenan (1892-???), трудящемуся на начало истории в бюро Heenan, Winn and Steel, consulting engineers. Какого именно рода деятельности Хиинен обязан майорскими погонами – не удалось определить, но факт, что в годы Первой Мировой служил в RAF, и за ним числится аж 17 патентов – по большей части они касаются котлов и обогревателей, но имеется и по-настоящему занимательный – усовершенствованная сумка для гольфа.

В годы Второй мировой войны Heenan трудился на British Air Commission, представительство Британии в Соединенных Штатах, важное за сотрудничество UK и США в области авиации. Быть может, что на протяжении собственной деятельности майор нахватался идей о летающем автомобиле, летающем Форде-Т и т.д. и решил перенести их на английскую землю, конечно с возможностью завоевать кроме этого и жирный рынок американских, заодно прихватив еще и Австралию. И рассчитывал он занять 60% рынка частных самолетов.

Наряду с этим никакого опыта в создании самолетов у майора не было. Сам J.N.D. Heenan думал, что данный факт имеется его конкурентное преимущество – он как авиаконструктор лишен всяческих предрассудков и наблюдает на все свежим чистым взором.

Приоритетными качествами нового самолета должны были стать низкая цена и низкая шумность. Первая неприятность решалась так: потому, что добрая половина шума идет от винта, то нужно его убрать подальше от экипажа, в хвостовую часть, а двигатель установить за замечательной звукопоглощающей перегородкой за кабиной. Наряду с этим мотор оснащался глушителем, а выброс будет направлен в нижнюю часть фюзеляжа.

Для решения второй задачи Хиинан прибегнул к логике, что чем меньше деталей – тем дешевле самолет. Схема монокок, где роль силовых элементов выполняет обшивка, подходит в самый раз – не нужно ни изготовлять, ни собирать сложный комплект фюзеляжа. Конечно, что наряду с этим обшивка должна быть прочной и легкой.

Монокок из алюминия выходил через чур тяжелым, и майор выбрал считавшийся перспективным в то время магниевый сплав (магний-циркониевый), что имел на 40% меньшую плотность, чем алюминий. Недочёты магния – нестойкость и повышенную горючесть к коррозии майор вычислял либо преувеличенными, либо решаемыми.

Безопасность его груза и аэроплана обеспечивалась умеренной нагрузкой на крыло, низкой скоростью сваливания, воздушными тормозами и эффективными закрылками, а экономичность – красивыми аэродинамическими формами автомобили.

Особенное внимание уделялось прочности крыла, оно было шепетильно испытано, было узнано, что оно выдерживает нагрузку в 10g. Хвостовая часть с уникальным Y-образным оперением была отъемной, для легкого доступа к двигателю при его замены. В случае если столь радикальный ремонт не требовался, то доступ к мотору осуществлялся через съемную верхнюю панель на фюзеляже либо через грузовое отделение, которое, кстати, на Сателлите было количеством 0,48м2.

Предполагалось оснастить самолет на выбор клиента либо двигателем de Havilland Gipsy Queen 31, либо Gipsy Major 10; оба были рядными, воздушного охлаждения; первый – шестицилиндровый мощностью 250 л.с., второй – четырех, в 142 л.с. Воздушное пространство для охлаждения поступал из несложной щели наверху фюзеляжа, его приток принудительно снабжал вентилятор, потоком через ту же щель через отдельный воздуховод охлаждался маслорадиатор.

Привод от авиамотора на двухлопастный винт диаметром 1,98 м шел через вал, выполненный кроме этого из магниевого сплава. Вал длиной в 2,4 метра и диаметром в 12,7 см весил всего лишь 6,3 кг.

Главные стойки шасси убирались в фюзеляж по направлению полета, носовая стойка – в нишу в носовой части, которая габаритами выступала в кабину стильной торпедой. Самолет был запланирован на перевозку четырех человек.

Хиинану удалось приобрести помощь у наибольшего производителя магния в Британии – компании Magnesium Elektron ЛТД, быстро заинтересованную в диверсификации в сложное послевоенное время. Так как при успехе Planet Satellite перед металлургами раскрывался широкий новый рынок. Так оказалось, что сейчас Magnesium Elektron была реализована Distillers Company, производителю виски Black Label и Gordon’s Gin из Шотландии, так что возможно заявить, что самолет был выстроен на пьяные деньги.

В 1947 началось производство прототипа Planet Satellite на маленькой фабрике Robinson Redwing, размешавшейся на территории аэропорта Кройдон (Croydon), район Лондона. Самолет был в первый раз продемонстрирован публике в сентябре 1948 года на авиасалоне в Фарнборо, в апреле 1949 он взял регистрацию G-ALOI. Испытывать аэроплан взялся ни большое количество ни мало шеф-пилот RAE Farnborough (английский аналог NACA либо ЦАГИ) груп-капитан H.J. Wilson, прославившийся установкой мирового рекорда скорости на Gloster Meteor.

Самолет был перевезен для опробований на аэропорт Redhill, по окончании первого же подскока при приземлении шасси и киль автомобили были уничтожены. Во второй попытке Planet Satellite оторвался от почвы на 6 метров, Уилсон старается мягко опустить его обратно на землю и у него это получается. Но по окончании осмотра приземлившегося самолета выявляются трещины на киле, согласится что без переработки конструкции летать на самолете запрещено.

Одвременно с этим достраивается второй прототип (G-ALXP), но Distillers Company прекращает финансирование программы, израсходовав на нее к этому времени 100 тысяч фунтов. Первый Сателлит до 1958 года провалялся на аэропорте Рэдхилла, пока не был сдал на слом.

Но J.N.D. Heenan не успокаивается: в первой половине 50-ых годов XX века он решает переделать второй незаконченный прототип в вертолет, что приобретает непростое наименование Firth FH.01/4 Atlantic. Атлантик строится по примеру американского вертолета Landgraf H-2, у создателя которого, Fred’а Landgraf’а, был приобретён патент на его уникальную схему вертолета.

Оригинальность заключалась в том, что привод от двигателя, расположенного в фюзеляже, на винты, расположенные по поперечной схеме, осуществлялся через совокупность находящихся под натяжением стержней, а на самих винтах, на лопастях, находились элероны для управления шагом. Весьма причудливая и необычная конструкция, при ограниченных финансах свободной компании попытка реализовать ее пахла авантюрой. Так что совсем не страно, что вертолет так и не был доведен до летной кондиции.

ТТХ

Протяженность, м 8,01
Размах крыла, м 10,25
Высота, м 2,28
Площадь крыла, м2 14,46
Двигатель de Havilland Gipsy Queen 31 большой мощностью 250 л.с.
(Gipsy Major 10, 142 л.с.)
Вес безлюдного, кг 725 (638)
взлетный, кг 1320 (1035)
Скорость большая, км/ч 336 (279)
крейсерская, км/ч 307 (259)
сваливания, при большой нагрузке, км/ч 62 (54)
Скороподъемность, м/мин 442 (290)
Потолок, м 6700 (5500)
Дальность, км 1609 (805)
с дополнительным баком и пилотом на 414 л – 3940 (3460)
Разбег, м 174 (256)

1. Waco Model W Aristocraft. Красавцем его не назовешь.

2.

3.

4.

5. Мало рекламы.

6.

7.

8. И картина из патента.

9. O’Neill Model W

1. Planet Satellite.

2.

3.

4.

5. Само собой разумеется, автомобильные двери американцев значительно эргономичнее в применении.

6.

7. Картина из рекламной брошюры.

8. По всей видимости женщины весьма легкие, исходя из этого пассажиров четверо, а не трое, как помой-му положено.

9. Рентген
Тот же рентген в другом варианте

10. Вертолет Firth FH.01/4 Atlantic

11. и 12.

Источники:

Waco W: The Last Waco by Terry O’Neill, www.secretprojects.co.uk, 1000aircraftphotos.com, en.wikipedia.org …

Planet Satellite:
Hush-Kit. Whisky business: The strange story of the Planet Satellite, Flight, www.secretprojects.co.uk, en.wikipedia.org …

источник: http://p-d-m.livejournal.com/470928.html

Dove Satellite — Observing Earth With A Cubesat

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: