Кумулятивные боеприпасы. мифы и факты

      Комментарии к записи Кумулятивные боеприпасы. мифы и факты отключены

Кумулятивные боеприпасы. мифы и факты

Один из мифов, причем устойчивых, показался на протяжении Великой Войны против фашистской Германии. Миф гласит, что главным поражающим эффектом кумулятивного снаряда есть происхождение в заброневом пространстве избыточного давления, в следствии его подрыва.

Мало истории. С 1943 году фашистская Германия постаралась решить проблему противотанковой обороны посредством создания реактивного ружья, стреляющего реактивными минами кумулятивного действия на дальность до 150 м.

Разработка оружия была начата по окончании захвата в начале 1943 года американской 60 мм базуки М9А1. Где была захвачена базука совершенно верно неизвестно то ли в Африке, то ли на Восточном фронте. Для улучшения боевых качеств оружия, было решено применять калибр 88 мм.

Разработка взяла обозначение RaketenPanzerbuchse (ракетная танковая винтовка) и официально имела сокращение RPzB, но в большинстве случаев упоминается как Panzerschreck (танковый кошмар). В армиях её довольно часто именовали легко Ofenrohr (дымоход). Первая модель имела наименование RPzB 43.

По окончании установки разработки и защитного экрана новой мины в октябре 1943 года модификация взяла наименование RPzB 54.

20 декабря 1944 года по окончании уменьшения трубы, понижения веса, трансформации совокупности зажигания, улучшения прицела — RPzB 54/1.

RPzB 43 складывается из открытой с обоих финишей гладкостенной трубы длиной 164 см и весом 9,25 кг с тремя направляющими, импульсного генератора с штепсельной коробкой и электропроводкой, ударно-прицела и спускного механизма. Труба на заднем финише имеет кольцо, предохраняющее канал от повреждений и загрязнения, и облегчающее вкладывание мины в канал трубы; плечевой упор с наплечником, две рукоятки для удержания ружья при наводке, две антабки с ремнем для переноски ружья и пружинную защелку для удержания мины в заряженном ружье.

На RPzB 54 был установлен отъёмный защитный экран, благодаря чего был увеличен вес до 11 кг.

В RPzB 54/1 уменьшена направляющая труба до 135 см, которая должна была выдерживать 200 выстрелов, снижен вес до 9.5 кг. Поменяна совокупность зажигания — контактный штырь был заменён на контактное кольцо. Кроме этого переработан и улучшен прицел.Применяемый боеприпас обозначался как RPzB.Gr. 4322 имел кумулятивный заряд весом 660 г., и весил 3,30 кг.

Имелся летний вариант RPzB.Gr.4322 и зимний.

Боеприпас RPzB 54: в данной модели употреблялся специально разработанный боеприпас. Данный снаряд кроме этого имел зимний и летний вариант. Бронепробиваемость обеих моделей Panzerschreck была 230 мм, при угле соприкосновения в 60 градусов.На поле боя ружье Raketenpanzerbuchse обслуживалось расчетом из двух обученных воинов: наводчик и заряжающий. На протяжении выстрела образуются раскаленные пороховые газы, от которых стрелок не был защищен. Исходя из этого стрелок взял маску противогаза без перчатки и фильтра.

После этого оружие оснастили защитным щитком. Защитный щиток имел размеры 36 x 47 см, и мелкое слюдяное окно. На походе не заряженное ружьё переносится на ремне.

Panzerschreck показывал теоретическую дальность стрельбы 700 м. Практическая дальность стрельбы в большинстве случаев с 400 м для неподвижных целей и от 100 до 230 м для движущихся целей.Тактика охоты на танки либо обороны от них, начиная с 1944 года предусматривала применение истребительных подразделений, которое складывалось из двух команд по три Panzerschreck в каждой. Они должны были закрывать друг друга, поскольку ограниченная дальность стрельбы Panzerschreck потребовала подбираться к цели достаточно близко. Panzerschreck употреблялся кроме того ночью: в этом случае сзади танка запускали осветительную ракету, дабы его силуэт был прекрасно различим стрелком.

Винтовками Raketenpanzerbuchse вооружались прежде всего противотанковые роты мотострелковых полков танковых дивизий из расчета 36 ружей на роту. В конце 1944 года любая пехотная дивизия вермахта по штату имела 130 ружей Панцершрек в активном применении и 22 запасных винтовки. Эти винтовки поступали кроме этого на вооружение некоторых батальонов фольксштурма.

— RPzB 43 выпущен в ограниченном количестве.
— RPzB 54- с октября 1943 по июль 1944 года производство снарядов закончилось на уровне 289151 единицы.
— RPzB 54/1 — было произведено лишь 25744.

Гранатомет Panzerschreck были сначала менее действенны, чем гранатомет Panzerfaust, по причине того, что стрелки довольно часто открывали пламя с расстояний более 100 м. Громадные размеры Panzerschreck кроме этого довольно часто становились помехой в отходе стрелка в укрытие по окончании производства выстрела. Panzerfaust был несложнее в применении, пламя из него вёлся в большинстве случаев с дистанции 30м, по окончании чего стрелок легко отступал в укрытие. Предпринималась попытка изготовления гранатомета Panzerschreck из прессованного картона.

Вес был сокращен до двух килограмм, экономилось 5 кг металла — это новшество так до конца войны и не было введенено в массовое производство.

Кроме этого была создана модификация Fliegerschreck (самолётный кошмар) — особый зенитный вариант.

Боеприпас должен был запускаться кроме этого при помощи направляющей трубы Panzerschreck. Новые снаряды применяли новую боеголовку, которая была просто-напросто приспособлена к стандартным боеприпасам Panzerschreck. Новая боеголовка содержала заряд взрывчатого вещества, что должен был разметать 144 малых зажигательных заряда.

Новый боеприпас разрабатывался вместе с новым прицельным устройством — упрощенная сетка из окружностей перекрестия и разного диаметра — подобно тем, что употреблялись на зенитных пулемётах. Эти прицельные устройства могли быть установлены на направляющей трубе Panzerschreck, в то время, когда оружие предполагалось применять против воздушных целей. Разработка нового оружия была закончена к январю 1945 года.

До конца войны было произведено 500 новых боеголовок, но ни одна из них так и не попала на фронт.

Но не только Германия обладала таким оружием.Один из вариантов поражения вражеской военной техники являлся снаряд называющиеся ПТАБ 2,5.

Это маленькая авиационная бомба кассетного типа калибра 2,5 кг. Данный БП входил в оружие штурмовика ИЛ-2.Использовались два калибра авиабомб кумулятивного действия: ПТАБ-2,5-1,5 и ПТАБ-10-2,5. Эти авиабомбы складываются из корпуса, осколочной рубахи, стабилизатора, взрывчатого вещества и взрывателя.

Корпус ПТАБ-2,5-1,5 изготовлялся из листовой стали. Он складывался из штампованной сферической головки, цилиндра, хвостовой части с переходной втулкой и конусом под взрыватель. Под сферической головкой конуса расположены цилиндрический предохранитель головки, предназначенный для предохранения формы заряда взрывчатого вещества от разрушения при ударе о преграду до момента его взрыва, и железная оболочка кумулятивной углубления.Такими мини-бомбами поражался любой танк соперника,независимо от толщины бронирования, да и крыша башни постоянно конструируется с более узким слоем брони и она наименее защищена от поражения ПТС соперника при стрельбе сверху, (к примеру с верхних этажей строений при стрельбе из РПГ).

Но возвратимся к главной теме.

Сама по себе кумулятивная струя воображает прут из металла(в большинстве случаев меди), организованного в следствии подрыва ВВ за кумулятивной воронкой, имеющего громадную скорость. В следствии срабатывания заряда образуется собственного рода иголка, которая протыкает броню, причем входное отверстие струи слабо отличается диаметром канала пробития от выходного. Следовательно струя ведет себя в толще брони независимо от состава брони и её толщины.

С возникновением первых утрат от применения КБ появился миф, словно бы экипажи автомобилей погибают из-за быстро возросшего давления в корпуса. Якобы вся энергия взрыва планирует в один пучок, а при проникновении в заброневое пространство эта энергия высвобождается в виде объемного взрыва в автомобили.

Это было обусловлено тем, что в то время не было точных устройств,помогающих растолковать поэтапно формирование самой струи и её поведение в толще брони.

На протяжении войны в Афганистане, многие экипажи танков, чтобы защититься от действия КБ, приоткрывали крышки люков танков либо оставляли их покоиться на торсионах не замыкая их замками. В следствии обстрела из РПГ-7 экипаж страдал от проникновения продуктов взрыва под немного открытые крышки люков, и как следствие погибали начальник автомобили или наводчик-оператор. Механик-водитель пребывал в отделении управления за закрытым люком, поскольку танк не имеет возможности вести пламя и вращать башню в случае если люк мех.-вода немного открыт, срабатывает автоматика.

«На поток» было поставлено производство фантазий о действии кумулятивных снарядов по экипажам бронеобъектов. Главные постулаты фантазёров таковы:

• экипажи танков якобы убивает избыточным давлением, создаваемым в бронеобъекта кумулятивным снарядом по окончании пробития брони;
• экипажи, каковые держат люки открытыми, якобы остаются в живых благодаря «свободному выходу» для избыточного давления.

Вот образчики таких высказываний с различных форумов, печатных «изданий» и сайтов знатоков (орфография оригиналов сохранена, среди цитируемых имеется очень авторитетные печатные издания):

«- Вопрос знатокам. При поражении танка кумулятивным снарядом, какие конкретно поражающие факторы действуют на экипаж?

— Избыточное давление прежде всего. Все остальные факторы сопутствующие»;

«Полагая, что сама по себе фрагменты и кумулятивная струя пробитой брони, редко поражают более чем одного члена экипажа, я бы заявил, что главным поражающим причиной было избыточное давление…, вызванное кумулятивной струей…»;

«Так же необходимо заметить, что высокая поражающая мощь кумулятивных зарядов разъясняется тем, что при прожигании струёй корпуса, танка либо другой автомобили, струя устремляется вовнутрь, где она заполняет всё пространство (на пример в танке) и приводит к сильнейшим поражениям людей…»;

«Командир экипажа сержант В.Руснак вспоминал: «Это весьма страшно, в то время, когда кумулятивный боеприпас попадает в танк. «Прожигает» броню в любом месте. В случае если люки в башне открыты, то огромная сила давления выбрасывает людей из танка…»

«…меньший количество отечественных танков не разрешает снизить действие Увеличения ДАВЛЕНИЯ (фактор ударной волны не рассматривается) на экипаж, и что именно увеличение давления его убивает…»

«На что расчет зделан, почему фактическая смерть обязана наступить, в случае если каплями неубило допустим, пожар не появился, а давление избыточное либо же рвет легко на куски в замкнутом пространстве, либо черепушка изнутри лопнет. В том месте вот что-то умное как раз с этим избыточным давлением связанно. Почему и люк открытым держали»;

«Люк открытый время от времени выручает тем что через него может выбросить танкиста взрывная волна. Кумулятивная струя может через тело человека это во-первых, а во вторых в то время, когда за малое время давление сильно возрастает + нагревается все около выжить весьма маловероятно. Из рассказов очевидцев у танкистов рвет башню, глаза вылетают из глазниц»;

«При поражении бронеобъекта кумулятивной гранатой поражающими экипаж факторами являются избыточное давление, кумулятивная струя и осколки брони. Но с учётом принятия экипажами мер, исключающих образование избыточного давления в автомобили, таких, как приоткрытие люков и бойниц, поражающими персональный состав факторами остаются кумулятивная струя и осколки брони».

Возможно, хватает «ужасов войны» в изложении как граждан, интересующихся армейским делом, так и самих военнослужащих. Переходим к делу – к опровержению этих заблуждений. Сперва разглядим, вероятно ли в принципе появление якобы «убойного давления» в бронеобъектов от действия кумулятивных снарядов.

Прошу извинения у опытных читателей за теоретическую часть, они смогут её пропустить.

Железная облицовка углубления в заряде ВВ разрешает организовать из материала облицовки кумулятивную струю высокой плотности. Из наружных слоёв облицовки формируется так называемый пест (хвостовая часть кумулятивной струи). Внутренние слои облицовки образуют головную часть струи.

Облицовка из тяжелых пластичных металлов (к примеру, меди), образует целую кумулятивную струю с плотностью 85-90% от плотности материала, талантливую сохранять целостность при громадном удлинении (до 10 диаметров воронки). Скорость железной кумулятивной струи достигает в её головной части 10-12 км/с. Наряду с этим скорость перемещения частей кумулятивной струи на протяжении оси симметрии неодинакова и образовывает до двух километров/с в хвостовой части (т.н. градиент скорости).

Под действием градиента скорости струя в свободном полете растягивается в осевом направлении с одновременным уменьшением поперечного сечения. На удалении более 10-12 диаметров воронки кумулятивного заряда струя начинает распадаться на фрагменты и её пробивное воздействие быстро снижается.

Испытания по улавливанию кумулятивной струи пористым материалом без её разрушения продемонстрировали отсутствие результата перекристаллизации, т.е. температура металла не достигает точки плавления, она кроме того ниже точки первой перекристаллизации. Так, кумулятивная струя является металлом в жидком состоянии, нагретый до довольно низких температур. Температура металла в кумулятивной струе не превышает 200-400° градусов (кое-какие специалисты верхнюю границу оценивают в 600°).

При встрече с преградой (бронёй) кумулятивная струя тормозится и передает давление преграде. Материал струи растекается в направлении, обратном её вектору скорости. На границе преграды и материалов струи появляется давление, величина которого (до 12-15 т/кв.см) в большинстве случаев на один-два порядка превосходит предел прочности материала преграды.

Исходя из этого материал преграды выносится («вымывается») из территории большого давления в радиальном направлении.

Эти процессы на макроуровне описываются гидродинамической теорией, в частности для них справедливо уравнение Бернулли, и полученное Лаврентьевым М.А. уравнение гидродинамики для кумулятивных зарядов. К тому же, расчётная глубина пробития преграды не всегда согласуется с экспериментальными данными.

Исходя из этого в последние десятилетия физика сотрудничества кумулятивной струи с преградой изучается на субмикроуровне, на базе сравнения кинетической энергии удара с энергией разрыва межатомных и молекулярных связей вещества. Полученные результаты употребляются в разработке новых типов как кумулятивных снарядов, так и броневых преград.

Заброневое воздействие кумулятивного снаряда обеспечивается скоростной кумулятивной струей, пробравшейся через преграду, и вторичными осколками брони. Температуры струи достаточно для воспламенения пороховых зарядов, паров ГСМ и гидравлических жидкостей. Поражающее воздействие кумулятивной струи, уменьшаются с повышением толщины брони.

Не следует забывать и об осколках брони, каковые образуются с внутренней стороны башни в тот момент, в то время, когда струя пробралась все же вовнутрь. Скорость осколков ненамного ниже скорости самой струи.

ФУГАСНОЕ Воздействие КУМУЛЯТИВНОГО СНАРЯДА

Сейчас подробнее по ударной волне и избыточному давлению. Сама по себе кумулятивная струя никакой значимой ударной волны не создаёт в силу собственной маленькой массы. Ударную волну создаёт подрыв заряда ВВ снаряда (фугасное воздействие).

Ударная волна Не имеет возможности пробраться за толстобронную преграду через отверстие, пробитое кумулятивной струей, по причине того, что диаметр для того чтобы отверстия ничтожен, какого-либо значимого импульса через него передать нереально. Соответственно, не имеет возможности создаваться избыточное давление в бронеобъекта.

Образующиеся при взрыве кумулятивного заряда газообразные продукты находятся под давлением 200-250 тыс. воздухов и нагреты до температуры 3500-4000°. Продукты взрыва, расширяясь со скоростью 7-9 км/с, наносят удар по окружающей среде, сжимая и среду, и находящиеся в ней объекты. Прилегающий к заряду слой среды (к примеру, воздушное пространство) мгновенно сжимается. Стремясь расшириться, данный сжатый слой интенсивно сжимает следующий слой, и без того потом.

Процесс данный распространяется по упругой среде в виде так называемой УДАРНОЙ ВОЛНЫ.

Граница, отделяющая последний сжатый слой от простой среды, именуется фронтом ударной волны. На фронте ударной волны происходит резкое увеличение давления. В начальный момент формирования ударной волны давление на её фронте достигает 800-900 воздухов. В то время, когда ударная волна отрывается от теряющих свойство к расширению продуктов детонации, она продолжает независимое распространение по среде.

В большинстве случаев отрыв происходит на удалении 10-12 приведённых радиусов заряда.

Фугасное воздействие заряда по человеку обеспечивается давлением во фронте ударной волны и удельным импульсом.

Удельный импульс равен количеству перемещения, которое несёт в себе ударная волна, отнесённому к единице площади фронта волны. Человеческое тело за краткое время действия ударной волны поражается давлением в её фронте и приобретает импульс перемещения, что ведет к контузиям, повреждениям наружных покровов, скелета и внутренних органов.

Механизм формирования ударной волны при подрыве заряда ВВ на поверхностях отличается тем, что дополнительно к главной ударной волне формируется отражённая от поверхности ударная волна, совмещающаяся с основной. Наряду с этим давление в совмещённом фронте ударной волны в некоторых случаях практически удваивается. К примеру, при подрыве на металлической поверхности давление на фронте ударной волны составит 1,8-1,9 если сравнивать с детонацией для того чтобы же заряда в воздухе.

Как раз таковой эффект происходит при детонации кумулятивных зарядов противотанковых средств на броне танков и второй техники.В силу маленьких габаритов танков и других бронеобъектов, и детонации кумулятивных зарядов на поверхности брони, фугасное воздействие на экипаж при ОТКРЫТЫХ ЛЮКОВ автомобили обеспечивается относительно маленькими зарядами кумулятивных снарядов. К примеру, при попадании в центр бортовой проекции башни танка путь ударной волны от точки детонации до проёма люка будет равна примерно метра, при попадании в лобовую часть башни менее двух метров, в кормовую часть – менее метра. При попадания кумулятивной струи в элементы динамической защиты появляются вторичные детонационные и ударные волны, талантливые нанести дополнительные повреждения экипажу через проёмы открытых люков.

Давление на фронте ударной волны в локальных точках может как понижаться, так и возрастать при сотрудничестве с разными объектами. Сотрудничество ударной волны кроме того с объектами маленьких размеров, к примеру с головой человека в каске, ведет к кратным локальным трансформациям давления. В большинстве случаев такое явление отмечается при наличии преграды на пути ударной волны и проникновении (как говорят – «затекании») ударной волны вовнутрь объектов через открытые проёмы.

Так, теория не подтверждает догадку об уничтожающем действии избыточного давления кумулятивного снаряда в танка. Ударная волна кумулятивного снаряда образуется при взрыве заряда ВВ и может пробраться вовнутрь танка лишь через отверстия люков. Исходя из этого люки направляться ДЕРЖАТЬ ЗАКРЫТЫМИ.

Кто этого не делает, рискует взять сильную контузию, в противном случае и умереть от фугасного действия при подрыве кумулятивного заряда.

В каких событиях вероятно страшное увеличение давления в закрытых объектов? Лишь в тех случаях, в то время, когда кумулятивным и фугасным действием заряда ВВ в преграде пробивается отверстие, достаточное для затекания продуктов создания и взрыва в ударной волны.

Синергетический эффект достигается сочетанием кумулятивной фугасного действия и струи заряда на тонкобронных и непрочных преградах, что ведет к конструкционному разрушению материала, снабжая затекание продуктов взрыва за преграду. К примеру, снаряд германского гранатомёта «Panzerfaust» 3-IT600 в многоцелевом варианте при пробитии бетонной стенки создаёт в помещении избыточное давление 2-3 бар.

ПРАКТИКА

факты периода и Многочисленные свидетельства кампаний в Чеченской республике о поражении танков, БТР и БМП кумулятивными снарядами РПГ и ПТУР не распознали влияния избыточного давления: все случаи смерти, контузий и ранений экипажей разъясняются или поражением кумулятивной фрагментами и струёй брони, или фугасным действием кумулятивных снарядов.

Существуют официальные документы, обрисовывающие темперамент повреждений танков и экипажей кумулятивными снарядами: «Танк Т-72Б1 … изготовлен ПО «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил) в декабре 1985 г. Принимал участие в действиях по наведению конституционного порядка в ЧР во второй половине 90-ых годов XX века и взял боевые повреждения, приведшие к смерти командира экипажа… При осмотре объекта экспертами было распознано 8 боевых повреждений. Из них:

• на корпусе – 5 повреждений (3 попадания кумулятивной гранатой в участки борта, защищенные ДЗ, 1 попадание кумулятивной гранатой в резинотканевый экран, не защищенный ДЗ, 1 попадание осколочной гранатой в кормовой страницу);
• на башне – 3 повреждения (по 1 попаданию кумулятивной гранатой в лобовую, бортовую и кормовую части башни).

Обстрел танка велся кумулятивными гранатами из ручных гранатометов типа РПГ-7 (бронепробиваемость до 650 мм) либо РПГ-26 «Муха» (бронепробиваемость до 450 мм) и осколочными гранатами типа ВОГ-17М из подствольных гранатометов либо АГС-17 «Пламя». Анализ характера поражений и их обоюдное размещение с большой долей возможности разрешает сделать вывод, что в момент начала обстрела танка пушка и башня его пребывали в положении «по-походному», зенитная установка «Утес» была отвернута назад, а крышка люка начальника была немного открыта либо открыта всецело.

Последнее имело возможность привести к поражению командира экипажа продуктами взрыва кумулятивной гранаты и ДЗ при попадании в правый борт башни без пробития брони. По окончании взятых повреждений машина сохранила свойство к передвижению своим ходом… Корпус автомобили, узлы ходовой части, моторно-трансмиссионная установка, боекомплект и внутренние топливные баки, в целом оборудование корпуса сохранили работоспособность. Не обращая внимания на сквозное пробитие брони башни и кое-какие повреждения элементов A3 и СТВ, пожар в автомобили не появился, сохранена возможность ведения огня в ручном режиме, а механик-наводчик и водитель остались живы

Последний ВЫВОД

В случае если осколки брони и кумулятивная струя не поражают людей и пожаро-/взрывоопасное оборудование танка, то экипаж благополучно выживает: при условии нахождения в военной техники и закрытых люках!.

Кумулятивная граната насквозь прожигает бронемашину: кадры изнутри

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: