Кто бомбил кошице? тайна провокации, после которой венгрия вступила в войну

      Комментарии к записи Кто бомбил кошице? тайна провокации, после которой венгрия вступила в войну отключены

Эта статья Михаила Жирохова выкладывается на сайт к 73-й годовщине кошицкой провокации, послужившей предлогом для вступления Венгрии в войну против СССР.

26 июня 1941 года в 13 часов 8 мин. над принадлежавшим тогда Венгрии городом Кошице показались три бомбардировщика с желтыми полосами около фюзеляжей. Они прилетели с юго-востока и, сделав на маленькой высоте круг, скинули на город бомбы. Дома на главной улице были практически уничтожены.

Пара человек погибли.

Зенитная артиллерия кошицкого гарнизона молчала. Посты воздушного наблюдения и оповещения сделали вывод, что самолеты «собственные»: как мы знаем, желтые полосы обозначали принадлежность автомобилей к авиации государств «оси» — тогдашних союзников Венгрии.

Офицеры Кошицкого военно-авиационного училища капитан Адам Круди и лейтенант Ене Чирке, как и другие очевидцы, увидели на бомбардировщиках желтые полосы.Хоть Круди и Чирке подолгу работы должны были разбираться в самолетах, они не смогли определить тип бомбардировщиков. Круди объявил, что они будут похожим итальянские «Савойи», а Чирке утверждал что они напоминают германские «Юнкерсы».

Кто бомбил кошице? тайна провокации, после которой венгрия вступила в войну

Но венгерские власти, не затрудняя себя расследованием, в тот же сутки заявили, что Кошице бомбили … советские ВВС.

Версию о «советском нападении» доложили главе страны регенту Хорти, и тот срочно разрешил объявление войны СССР, приказав нанести ответный удар по советским армейским объектам.

В ночь на 27 июня 1941 года лейтенанта Чирке разбудил звонок телефона из Будапешта. Секретарь премьера, выяснив, что летчик подозревает в налете германские самолеты, недвусмысленно разрешил понять, что тот ошибается.

На следующий сутки венгерская пресса сказала об объявлении воздушной тревоги в нескольких вторых городах, к каким якобы приближались советские самолеты. Делалось все, дабы убедить публичное вывод в том, что Кошице бомбили как раз русские.

Полковника Юлиана Боршани убеждать в этом не было необходимости. Глава отделения в управлении ПВО венгерского армейского ведомства привык верить старшим по званию. Взяв в сутки бомбежки задание расследовать случившееся, он следующим утром с одним из собственных офицеров прибыл в Кошице. Посланцы из Будапешта установили, что зенитная артиллерия открыла огонь лишь по окончании того, как самолеты отбомбились, скинув

«около 30»

стокилограммовых фугасок. На развалинах домов трудились пожарные и сапёры команды. Пара неразорвавшихся бомб вывезли за город и подорвали.

начальник и Бургомистр пожарного расчета утверждали, что бомбы производства СССР. Давали слово кроме того привезти к поезду, которым Боршани вечером того же дня возвращался в Будапешт, пример снаряда. Но не привезли, а после этого и не отправили в Будапешт обещанные фотографии осколков авиабомб якобы с клеймами советских армейских фабрик.

27 июня 1941 года Совинформбюро сказало об объявлении Венгрией войны СССР, попутно объявив, что

«советская авиация никаких налетов на города Венгрии не создавала».

Москва возложила ответственность на венгерское правительство, которое сделало это

«по приказанию Гитлера и еще вследствие того что венгерские правители не прочь при случае пограбить чужое добро».

Не лучшим образом смотрелась и советская послевоенная версия об событиях вступления Венгрии в войну против СССР. Она опиралась на свидетельские показания фельдмаршала Паулюса, эти на Нюрнбергском ходе. Паулюс сказал о тесном сотрудничестве германского генштаба с армейским управлением государств-сателлитов, среди них и с венгерским генштабом.

Эти слова германского офицера должны были подкрепить письменное признание бывшего шефа венгерской военной контрразведки генерала Уйсаси. Но показания последнего были даны на Лубянке и сам документ не содержал никаких конкретных фактов, как и слова Паулюса об этом инциденте. Сам же генерал был в таком состоянии, что забыл кроме того дату бомбежки Кошице.

На ходе армейских преступников в Будапеште была сделана попытка разоблачить организаторов провокации, назвать ее виновников и по большому счету добавить к делу хоть какие-нибудь факты.

Адам Круди, что к тому времени служил в новой венгерской армии в звании майора и имел орден за участие в антифашистском перемещении Сопротивления, продемонстрировал, что город бомбили самолеты германских ВВС. На суде было заявлено, что за штурвалом бомбардировщиков сидели венгерские летчики. Раздалась и фамилия одного из них — капитан венгерских ВВС Чекмек.

Советскую версию в этом выполнении постарался развить бывший генерал вермахта Рудольф Бамлер, живший по окончании войны в ГДР. Во второй половине 50-ых годов XX века на совещании рабочей группы историков ГДР-СССР Бамлер объявил, что

«германская тайная работа дала старт германским самолетам без опозновательных знаков со словацкого аэропорта. Они бомбили поселения Венгрии, расположенные вблизи венгеро-советской границы».

Но у германских военных историков не нашлось каких-либо документов, подтверждающих его слова.

Тем временем на Западе сначала также склонялись к мысли, что Кошице имели возможность бомбить самолеты, вставшие со словацких аэропортов. Венгерская пресса в первой половине 40-ых годов двадцатого века высказывала такие предположения. Зная о натянутых отношениях между Венгрией и Словакией незадолго до войны, возможно допустить, что город бомбили словацкие летчики.

К тому же во второй половине 30-ых годов XX века советское правительство передало Чехословакии 40 бомбардировщиков СБ и лицензию на их производство. Чехи скоро организовали постройку туполевских бомбардировщиков под обозначением В-71, и выпуск снарядов по советской лицензии. Некое количество этих автомобилей по окончании распада Чехословакии досталось словакам.

скоростной бомбардировщик B-71 словацких ВВС — кандидат на участие в кошицкой провокации

И все же «словацкая» версия представляется несостоятельной, хотя бы вследствие того что бомбардировщик СБ имел возможность нести лишь шесть стокилограммовых бомб, следовательно, звено из трех автомобилей имело возможность скинуть не более 18 таких снарядов.

А в версии, предложенной на суде в Будапеште, громадные сомнения вызывает достаточно необычная для венгра фамилия летчика — Чекмек, которой к тому же нет ни в одном перечне личного состава венгерских ВВС Венгрии 1939 — 1941 годов.

По всей видимости этим руководствовались и венгерские авиационные историки, каковые в конце 70-х годов решили более деятельно заняться поисками подлинного виновника кошицкой драмы. Наряду с этим не исключалась возможность, что город случайно бомбили советские самолеты, поскольку Кошице находится всего в семи километрах от границы со Словакией, а она к 26 июня уже объявила войну СССР.

Но, понятное дело, в советские архивы никого из них не разрешили войти, и расследование закончилось ничем.

Но длилось изучение этого вопроса на Западе. В ФРГ была опубликована книга Юлиана Боршани «Кошицкая прелюдия венгерской катастрофе». Того самого Боршани, что 27 июня 1941 года расследовал результаты бомбардировки.

По окончании войны он бежал в ФРГ, где более двадцати лет трудился комментатором на радиостанции «Свободная Европа» под псевдонимом «полковник Белл». Выйдя в начале 70-х на пенсию, он занялся сбором материалов о кошицкой провокации. В следствии и показалась его книга, в которой он склонялся к хортистской версии бомбардировки Кошице советскими бомбардировщиками.

В подтверждение в книге приводились фотографии неразорвавшихся их осколков и бомб — якобы производства СССР…

Только сейчас стали дешёвы многие документы той эры, благодаря которым на данный момент возможно попытаться пролить свет на давешнюю провокацию.

В первую очередь, необходимо подчеркнуть, что в сохранившихся документах штабов ВВС армий Южного и Юго-Западного фронтов за 26 июня 1941 года приказа о налете либо какого именно — или распоряжения на данный счет нет. Все наличные бомбардировщики в соответствии с своевременной сводке были задействованы для помощи наземных армий. Ближайшие цели размешались в 250 — 300 километрах от Кошице.

Согласитесь, что случайно скинуть бомбы на столь дальнюю цель легко нереально. Помимо этого, такое отклонение от курса угрожает последствиями, в первую очередь — обычной дефицитом горючего на обратный путь. И это не учитывая «разбора полетов» с руководством.

Пребывавший же на территории Одесского военного округа корпус дальнебомбардировочной авиации также был привлечен к ответу тактических задач — его летчики пробовали остановить наступление немцев.

Стоит обратить внимание и на помещенные в книге Боршани их осколков и фотографии авиабомб. Эксперты, видевшие их, сошлись во мнении, что они сфальсифицированы.

В частности на одном из взрывателей сокращение АПУВ (летный пневматический ударного действия взрыватель) достаточно грубо нацарапана от руки прямо поверх фотографии! В заметке под фотоснимком неразорвавшейся «советской» авиабомбы утверждается, что

«в соответствии с маркировкой»

она изготовлена на Путиловском заводе. Но Путиловский завод с 1921 года носил второе наименование.

Венгерский армейский историк Йожеф Тажи на конференции, посвященной вступлению Венгрии во вторую мировую войну, поведал, что ему известны результаты анализа металла от осколков бомб, доставленных в свое время из Кошице в Военно-технический университет хортистской армии. Снаряды,как следовало из экспертизы, были изготовлены из крупповской стали…

В данной связи я желал бы высказать еще одну версию событий 26 июня. Я думаю, имеется основание высказать предположение, что Кошице бомбили румынские бомбардировщики по согласованию с германскими разведслужбами. Приведу кое-какие факты в подтверждение данной версии.

Лет двадцать тому назад венгерский армейский историк Игнац Эльведи опубликовал письмо, написанное бывшим венгерским армейским летчиком Иштваном Зольчаком, жившим в Бразилии.

Все письмо приводить ненужно, но в нем говорилось, что в бытность пленным на территории СССР Зольчак познакомился в военного госпиталь под Казанью с румынским полковником Ионом Чернояну, занимавшим одно время большой пост в генеральном щтабе Румынии.

румынские бомбардировщики S-79B и JRS-79 — кандидаты на участие в кошицкой провокации

в один раз в споре о вкладе Венгрии в войну против СССР полковник Чернояну упрекнул венгерского офицера:

«Вы кроме того тогда не желали подняться рядом с Германией, в то время, когда немцы вернули вам Трансильванию. Антонеску (тогдашний румынский диктатор, — прим. ред.) было нужно бомбить Кошице, дабы вы участвовали в борьбе за христову веру».

В письме Зольчак говорил, что Чернояну подтвердил собственный заявлениe в беседе с советским офицером, уговаривавшим румынского полковника прекратить голодовку, которую тот начал по какому-то предлогу. Зольчак находился при беседе в качестве переводчика и слышал заявление Чернояну о том, что

«Антонеску дал приказ о бомбардировке Кошице. Ее осуществили самолеты, вставшие с военного аэропорта в Сучаве».

Примечательно, что в архиве, где сохраняются дела зарубежных граждан, пребывавших в советских лагерях пленных, имена Иштвана Зольчака и Иона Чернояну вправду присутствуют.

Вот, к примеру, содержание карточки, заведенной НКВД на Чернояну:

«Полковник румынской армии Ион Чернояну, 1883 года рождения (Турнус-Эверин), обитатель Бухареста, кадровый офицер. В 1938-1942 годах трудился в генеральном щтабе начотделом по связи с германской миссией. Пленен 22 ноября 1942 года.

Лежал в спецгоспитале Зеленодольскас 17 апреля по 6 июня 1946. Погиб от туберкулеза легких».

Тесно контактируя с германской миссией, Чернояну, без сомнений, знал очень многое о ее деятельности.

На базе этих данных я заключил , что следы кошицкой провокации нужно искать где-то в румынских архивах…

источник: Михаил ЖИРОХОВ КТО БОМБИЛ КОШИЦЕ? ТАЙНА ПРОВОКАЦИИ, По окончании КОТОРОЙ ВЕНГРИЯ ВСТУПИЛА В СОЛДАТУ Авиамастер 2006-02

Нападение Германии на СССР: Страшные кадры в цвете

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: