Крепость кроншлот на шведских разведывательных планах начала xviii в.

      Комментарии к записи Крепость кроншлот на шведских разведывательных планах начала xviii в. отключены

Крепость кроншлот на шведских разведывательных планах начала xviii в.

Основание крепости Кроншлот было вызвано необходимостью обороны отвоеванных у шведов невских берегов и строившегося Санкт-Петербурга. Кроме того по окончании закладки 16 мая 1703 г. Петербургской крепости, выход в Финский залив для русского флота оставался закрыт, потому, что его блокировала эскадра Г. фон Нумерса. Шведский адмирал отвел собственные суда на зимнюю стоянку в Выборг лишь 1 октября 1703 г., и уже пара дней спустя, 10 октября, Петр I на яхте осмотрел устье Финского залива и остров Котлин.

Как раз тогда для контроля судоходного южного фарватера на отмели около острова решили соорудить маленький форт. Когда на заливе укрепился лед, воины полков Ф.С. Толбухина и П.И.

Островского начали строить на острове древесные срубы (ряжи), после этого их спускали в полынью и заполняли камнями. На появившийся фундамент уложили бревенчатый настил, на котором в последних числах Февраля 1704 г. начали возводить трехъярусную древесную башню. Новый форт строили под контролем петербургского губернатора А.Д. Меншикова по отправленной Петром I из Воронежа модели.

Предположительно, начальником строительства стал Д. Трезини. 7 мая 1704 г. в присутствии Петра I башню освятил торжество митрополит и Новгородский «Иов в ней было тридневное». Тогда же безымянная крепость стала называться Кроншлот, т.е. коронный замок.

Основание крепости Кроншлот было вызвано необходимостью обороны отвоеванных у шведов невских берегов и строившегося Санкт-Петербурга. Кроме того по окончании закладки 16 мая 1703 г. Петербургской крепости, выход в Финский залив для русского флота оставался закрыт, потому, что его блокировала эскадра Г. фон Нумерса. Шведский адмирал отвел собственные суда на зимнюю стоянку в Выборг лишь 1 октября 1703 г., и уже пара дней спустя, 10 октября, Петр I на яхте осмотрел устье Финского залива и остров Котлин.

Как раз тогда для контроля судоходного южного фарватера на отмели около острова решили соорудить маленький форт. Когда на заливе укрепился лед, воины полков Ф.С. Толбухина и П.И.

Островского начали строить на острове древесные срубы (ряжи), после этого их спускали в полынью и заполняли камнями. На появившийся фундамент уложили бревенчатый настил, на котором в последних числах Февраля 1704 г. начали возводить трехъярусную древесную башню. Новый форт строили под контролем петербургского губернатора А.Д. Меншикова по отправленной Петром I из Воронежа модели. Предположительно, начальником строительства стал Д. Трезини.

7 мая 1704 г. в присутствии Петра I башню освятил торжество митрополит и Новгородский «Иов в ней было тридневное». Тогда же безымянная крепость стала называться Кроншлот, т.е. коронный замок.

Как же смотрелся форт Кроншлот в первые годы по окончании основания? деревянной модели и Чертежей до наших дней не сохранилось, а письменные источники содержат очень скудные сведения. Еще в середине XVIII в. первый историк Санкт-Петербурга А.И. Богданов посетовал, что кронштатского крепостного строения «большого бы описания воспоследовать быть имело возможность, но точного известия дотянуться негде». Походные журналы и Подённая записка Петра I, переписка А.Д.

Меншикова, Ф.М. Апраксина, Р.В. Брюса и К.И. Крюйса содержат сведения об событиях закладки, ходе первых сражениях и строительстве нового форта, но не об изюминках его конструкции.

Зарубежные современники обрисовывают крепость очень противоречиво. Германский путешественник Геркенс в 1710 г. написал, что Кроншлот имеет «вид круглой башни в три яруса, снизу доверху прекрасно обеспеченной пушками». Военнопленный швед Л.Ю.

Эренмальм подчернул, что «эта маленькая крепость древесная, восьмиугольная с орудиями, установленными в три этажа. На нижнем этаже 24-фунтовые, на среднем 12-фунтовые и на верхнем 9-фунтовые».

Нет единого мнения и у исследователей. В конце XIX в. один из авторитетнейших историков Санкт-Петербурга П.Н. Петров написал, что на отмели возводилась пятигранная башня с двумя последовательностями амбразур для крепостной артиллерии.

Современные нам исследователи Розадеев, Сомина, Клещева, и Раздолгин и Скориков, изучив копию чертежа Кроншлотской башни 1747 г., высказали предположение, что в 1704 г. она смотрелась кроме этого, и воображала в плане равносторонний десятигранник. Их выводы возможно поставить под сомнение, потому, что Кроншлот много раз перестраивался. В начале 1716 г. под управлением капитана Э. Лейна началось строительство «Нового Кроншлота», по окончании которого вид башни значительно изменился.

Быть может, к этому времени относятся шведские чертежи десятиугольного Кроншлота, хранящиеся в Армейском архиве (г. Стокгольм) и позднее повторенные на дорожной карте Санкт-Петербурга 1726 г. С зарубежными свидетельствами о том, что начальная крепость была восьмигранной дал согласие П.А. Кротов. Картина германского мастера Г. Боденера-старшего помогла историку вернуть начальный вид Кроншлота и высказать предположение, что изначально лишь два верхних яруса башни были вооружены артиллерией.

Первые русские изображения Кроншлота (картина П.Пикарта 1704 г. и созданная на ее базе картина А.И. Ростовцева 1716 г.), нужно полагать, донесли до нас вид модели, по которой строился древесный форт.

Дополнительные сведения по ранней истории Кроншлота смогут дать планы и шведские военные карты. Перед началом Северной войны шведское правительство владело разнообразными чертежами окрестностей и невской дельты, поскольку в течении всего XVII в. и начала XVIII в. проводились картографические съемки Ингерманландской провинции, составлялись пограничные, главные, дорожные и чертежи и военные карты.

Гидрографическими съемками Невы, Ладожского озера и Финского залива в 1701-1703 годах руководил старший навигатор Адмиралтейства Карл Эльдберг. Работы длились , пока на Невские берега не вступили войска России, а сам К. Эльдберг чуть успел укрыться в Выборге. Самый известна его «Гидрографическия карта верхнего течения Невы…» 1701 г., содержащая правильные промеры дельты Невы и части Финского залива.

Ее бессчётные копии сейчас сохраняются в библиотеках и архивах Стокгольма и Петербурга. Карта К. Эльдберга имелась у шведского адмирала Г. Нумерса, что возглавлял осуществлявшую контроль Финский залив и Ладожское озеро шведскую эскадру.

Сложности с правильными картами испытывала сухопутная армия. Как мы знаем, все землемерные замыслы незадолго до начала Северной войны из приграничных областей были вывезены в Стокгольм. Руководство финляндской армии, силами которой велись боевые действия в окрестностях Санкт-Петербурга, не могло ими воспользоваться, и было вынуждено спешно создавать новые. без сомнений, прежде всего шведы стремились взять точную данные об упрочнениях Санкт-Петербурга и Кроншлота.

Для этого в размещение русских армий засылались шпионы, допрашивались перебежчики и пленные, расспрашивались местные обитатели. Кое-какие из составленных в 1704-1708 гг. острова Котлина невской и разведывательных чертежей дельты с крепостью Кроншлот сохранились до наших дней. Потому, что флот и шведская армия наступали с севера, из Выборга, все армейские чертежи имеют непривычную для нас ориентацию на юг.

В первый раз шведы заметили Кроншлот в июле 1704 г., в то время, когда в невскую дельту пробовала с боем прорваться эскадра адмирала Де Прю. Но о создании связанных с данной военной операцией разведывательных чертежей сведений не сохранилось. Самое раннее из сейчас известных изображений Кроншлота было сделано про приказу командующего сухопутной армией.

Создание рисунка приурочено ко времени наступления финляндской армии генерала И.Г. Майделя на Санкт-Петербург в июле 1704 г. По окончании ухода Петра I с основной частью армий под Нарву, под началом петербургского обер-начальника Р.В. Брюса осталось шесть полков пехоты и нерегулярная конница. Этим событием решил воспользоваться И.Г.

Майдель. 12 июля его 8-тысячная армия подошла к берегу Невы. Предотвращённый разведывательным отрядом, Р.В.

Брюс за одну ночь выстроил на Муниципальном острове оборонительную линию с батареями и сосредоточил на Громадной Неве целый имеющийся флот. По окончании четырехчасовой артиллерийской дуэли И.Г. Майдель был должен отойти за р. Сестру, но уже 5 августа предпринял попытку высадки десанта около Ниеншанца.

На протяжении подготовки августовского наступления, 21 июля 1704 г. И.Г. Майдель из полевого лагеря написал Рабочей группе по обороне в Стокгольм о итогах разведки. К собственному докладу он приложил рисунок крепости и план Петербурга Кроншлот.

Шведский генерал сказал рабочей группе: «вашему благосклонному вниманию предложен мелкий чертеж упрочнения, что неприятель заложил среди фарватера на Ретусаари, благодаря которому он может обезопасисть вход в Неву по эту сторону… Господин адмирал, говорят, составил собственный известие о том, что он на море замечал из этого оружия и заключил , что он определенно собирается взять его, употребив все мощь и свои усилия».

Первый вид Кроншлота выполнен коричневой акварелью на обрывке страницы. Перед нами трехъярусная восьмиугольная крепость, на нижнем ярусе нарисованы казармы. Фигурками людей продемонстрированы воины гарнизона. В отличие от картины Боденера, создатель чертежа изобразил бойницы для артиллерии на трех ярусах: тринадцать на нижнем, восемь на среднем и четыре на верхнем.

Но, по всей видимости, что эти числа условны. Чуть ли шведам удалось подсчитать правильное количество бойниц. Если судить по чертежу, летом 1704 г. высокая шатровая крыша еще не была достроена, исходя из этого флагшток с развевающимся на ветру флагом галерного флота (а не морских крепостей) был на втором ярусе. Под башней помещена надпись: «Флаг крепостцы как и всех галер красный с белым полем в верхнем углу и голубым крестом в нем».

Так, в 1704 г. первые атаки соперника отражала еще недостроенная крепость, первый начальник которой полковник Т.И. Трейден получил от Петра I приказ обороняться до последнего.
В июль и июнь 1705 г. две попытки прорваться к Петербургу через упрочнения Кроншлота и о. Котлина предпринял адмирал К.Т. Анкершерна, под началом у которого было три эскадры. По окончании июльской операции было сделано два рисунка.

На одном их них — «Чертеже десанта около Ретуссаари 1705 года 15 июля, и как как именно шведский флот тогда размещался» (Afritning pе descenten wid Retussari anno 1705 den 15 Julii Sеsom ock Huru Den Swenska Flеttan lеg dе Rangerat) — акварелью и тушью изображены шведские боевые суда около северного берега Котлина (Ретусаари). Их заглавия перечислены в расположенной в правой части страницы экспликации.

На втором чертеже полностью продемонстрирован о. Котлин, рядом с которым перспективным внемасштабным рисунком изображена высокая башня с развивающимся над ней флагом — крепость Кроншлот. В соответствии с рисунку, форт был трехъярусным, восьмиугольным с круглым куполом, на котором развевался флаг галерного флота.

Следующие разведывательные замыслы были составлены в 1706-1708 г. Это склеенные из нескольких листов бумаги длиной более полутора метров «Карта его окрестностей и Петербурга» (1706-1707 гг.) и «Карта его окрестностей и Петербурга, составленная по показаниям пленных и дезертиров», сделанная на протяжении августовского похода 1708 г. генерала Г. Любеккера. Если судить по технике исполнения и почерку обе эти карты имели одного автора. В левой части чертежей изображен Санкт-Петербург, а справа остров Котлин и Кроншлот.

В отличие от прошлого рисунка, крепость изображена условно, в виде восьмигранника. Около отмеченного пунктирной линией фарватера нарисованы плавучие рогатки. По свидетельству датского посланника Юста Юля, перед приходом эскадры Анкершерны К.И.

Крюйс «приказал побросать ночью в море и поставить на якоря поперек фарватера известное количество свай, наподобие палисада». Позже преграждавшее фарватер между Кроншлотом и островом Котлином сооружение модифицировали. В декабре 1705 г. К.И. Крюйс запросил 1200 бревен «на автомобили либо рогатки как под водой и плавающих на воде», к изготовлению которых он приступил в марте 1706 г.

Напоследок разглядим еще один фрагмент рукописного шведского замысла, что хранится в Королевском армейском архиве. Это «Краткий проект мест, и крепости и формы укреплений, каковые в это военное время основаны русскими в провинции Ингерманланд».

Напомним, что изображение упрочнений острова Котлина во многом сходится с замеченным на двух прошлых замыслах. Более детально создатель разглядываемого чертежа нарисовал форт Кроншлот, существенно повысив его размеры по отношению к острову Котлину. На чертеже крепость не трехъярусная, а двухъярусная.

В большинстве случаев Кроншлот изображали с одним флагом на вершине башни, а на этом замысле мы видим целых два. В экспликации к чертежу говорится, что «Кроншлот стоит среди фарватера, но снабжен рогатками, и боном с металлическими цепями в фарватере, укрепленным на якорях от вторжения шведских судов». Продемонстрированные на замысле сооружения не выходят за рамки 1706-1707 гг., но помещенный в правой части страницы текст о состоянии укреплений и застройки Санкт-Петербурга и Кроншлота разрешает высказать предположение, что данный чертеж мог быть выполнен позднее одним из возвратившихся на родину шведским пленным.

Кроншлот — это единственное из всех выстроенных по указам Петра I для обороны Санкт-Петербурга крепостное сооружение, которое отразив все атаки соперника, надежно преградило шведам путь в устье Невы. Начальная древесная Кроншлотская башня, по-видимому, довольно часто ремонтировалась и перестраивалась. Л.Ю.

Эренмальм писал, что по рассказам морских офицеров, Кроншлот весной очень сильно страдал от льда и воды и показалось опасение «как бы вода не опрокинула возведенную в море крепость». Разведывательные чертежи оказывают помощь вернуть начальный вид Кроншлота (наряду с этим неповторимые сведения содержит рисунок недостроенной крепости). Предстоящее изучение шведских замыслов разрешит увеличить отечественные знания как по истории боевых действий в начале XVIII в., так и по истории строительства Кроншлота и застройки о. Котлина.

Базарова Т.

По данным Шестой
ежегодной научной конференции
(14-16 апреля 2004 г.)
Петербург, 2005

ШВЕДСКИЙ СТРИМ. Качаем Kranvagn и Strv 103B с первого уровня!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: