Крейсерские танки australian cruiser tank mark 1 (ac1). австралия

Вторая мировая война началась для Австралии в сентябре 1939 г., в то время, когда эта страна как член Английского содружества объявила войну Германии. Активное участие в битвах австралийцы принимали со следующего года, но сражались они до тех пор пока вдалеке от отчизны – в Северной Африке, Греции и на Крите. Но неспешно накалялась ситуация и в Тихоокеанском регионе, где Япония не очень скрывала собственные экспансионистские устремления и интенсивно подготовилась к войне.

Одним из первостепенных объектов данной экспансии должна была стать Голландская Ост-Индия – а оттуда уже рукой подать и до Зеленого континента…

В середине 1940 г. правительство Австралии и её военное управление поняли, что угроза вторжения японских армий в скором времени может стать действительностью. Надежда на помощь со стороны метрополии в свете утрат, понесенных Англией в мае-июне 1940 г. и подготавливающейся высадки вермахта на Английских островах, была иллюзорной. Приходилось рассчитывать на личные силы.

Департамент снарядов, нёсший ответственность за военную индустрию, развернул широкую программу производства на австралийских фирмах главных видов оружия. В июле 1940 г. было принято принципиальное ответ о налаживании производства быстроходных (крейсерских по английской терминологии) танков, с расчетом применять их не только для обороны собственной территории, но и для оружия австралийских частей, сражающихся на вторых фронтах.

Заказ на разработку танка взяло Армейское конструкторское бюро, являющееся составной частью Директората механизации. Тактико-технические требования к военной машине были подготовлены Главным штабом в ноябре 1940 г. В соответствии с ними, масса танка должна была составлять от 16 до 20 тысячь киллограм, толщина брони – 50 мм, скорость – 30 миль в час (48 км/ч), запас хода – 150 миль (240 км). В качестве главного оружия предусматривалась 2-фунтовая (40-мм) пушка. Экипаж должен был складываться из 4-5 человек.

Потенциальный количество производства оценивался в 2000 единиц, причем первые автомобили должны были сойти с конвейера уже в феврале 1941 г., а темп производства требовался в 70 танков в неделю. Конечно, темпы и эти сроки являлись нереальными, и реализованы не были.

По просьбе Департамента снарядов Англия отрядила в Австралию эксперта в области проектирования танков – полковника У. Д. Ватсона. На Зеленый континент он добирался через США. В том направлении Австралия отрядила для ознакомления с новейшими конструкциями американских танков одного из собственных инженеров – Э. Чемберлена. Совершённый анализ английских и американских конструкций продемонстрировал, что среди первых образцы, соответствующие требованиям Австралии, отсутствуют.

А вот американские военные машины смотрелись существенно лучше. Ватсон и Чемберлен решили перенять кое-какие элементы с американского среднего танка М3 (в первую очередь – коробку передач и основную передачу), но значительно уменьшить его высоту. Наровне с Чемберленом и Ватсоном, большую роль в создании австралийского танка сыграл французский инженер Р. Перье.

Он трудился в Японии, но в середине 1941 г. был выслан из страны и был в Австралии. Как раз Перье австралийский танк обязан типично «французской» ходовой частью и пушечной установкой, очень напоминающей подобный узел танка «Гочкисс» Н-35.

При проектировании австралийского танка фактически сразу же вскрылись значительные неприятности. В первую очередь, от первоначально предполагавшейся установки дизелей «Гиберсон» (как на некоторых модификациях М3), потому, что это привело бы к повышению массы автомобили до 25 тысячь киллограм. К тому же, существовали опасения относительно возможности ритмичных поставок таких двигателей из америки. Исходя из этого остановились на применении бензиновых моторов «Кадиллак», выпускавшихся по лицензии в Австралии.

Но потому, что мощность для того чтобы мотора составляла только 117 л.с., на танк было нужно поставить сходу три «Кадиллака».

Значительные трудности позвал кроме этого выбор разработки производства корпуса. Первоначально предполагалось собирать его из катанных страниц. Но оказалось, что предприятия, располагающие соответствующим оборудованием, или загружены вторыми заказами, или не смогут прокатывать бронеплиты достаточной толщины. В конечном счете решили корпус и башню делать литыми, а за их производство взялась компания «Бредфорд Кендалл Ltd.» в Сиднее.

Среди другого, использование таковой технологии разрешало пара снизить высоту силуэта танка.

Воплощение в металл

В начале 1941 г. готовься древесный макет танка, взявшего обозначение Australian Cruiser Tank Mark 1 (сокращенно – AC1) и наименование «Сентинел» – «Страж». В апреле из америки прибыли чертежи коробки главной передачи и передач среднего танка М3. По окончании изучения их оказалось, что австралийская индустрия попросту неспособна наладить выпуск столь сложных узлов, а поставка нужного для этого дополнительного оборудования может растянуться минимум на год.

Исходя из этого в мае 1941 г. возвратившийся из америки Чемберлен привез эскизный проект нового танка под обозначением АС2 – более легкого, снабженного импортным американским дизелем. Но уменьшение массы вынуждало кроме этого снизить толщину брони. Исходя из этого предстояло определиться с приоритетами – подвижность либо защищенность.

Сравнительным анализом проектов занялся созданный в феврале 1941 г. Директорат боевых автомобилей, начальником которого прописали инженера А.Р. Кода. Совершённые расчеты продемонстрировали, что без радикального уменьшения толщины брони масса танка АС2 составит 22 тонны.

Такую величину признали неприемлемой, и в сентябре 1941 г. проект АС2 отклонили, возвратившись к АС1. Дополнительным доводом стали опасения в действительности поставок комплектующих из америки в условиях потенциальной угрозы японского флота.

Для применения на АС1 было нужно основательно перепроектировать и упростить коробку передач (в частности, появлявшись от синхронизации) и основную передачу, приспособив их для выпуска в Австралии. В октябре 1941 г. изготовили первый литой корпус, а в январе следующего года готовься три прототипа АС1Е1, использовавшийся для опробований ходовой части, АС1Е2, помогавший для отработки оружия, и АС1ЕЗ, являвшийся примером для серийного производства (кое-какие источники показывают, что эта машина считалась первой серийной, взяв номер 8001).

Крейсерские танки australian cruiser tank mark 1 (ac1). австралия

Ходовые опробования АС1Е1, начавшиеся 15 февраля 1942 г. на полигоне Пукапуньял, продемонстрировали очень хорошую скорость как по шоссе (64 км/ч), так и по пересеченной местности (до 52 км/ч). Второй прототип начал опробования 5 апреля, а третий – 3 июня 1942 г.

Серийное производство АС1 началось в августе 1942 г. Его осуществляло выстроенный в первой половине 1942 г. завод «Тэнк Эссембли Шоп» (Tank Assembly Shop – танкосборочные мастерские) в Чуллора, являющееся частью предприятия «Нью Саут Уэллс Гавермент Рэйлуэйз». Предполагалось кроме этого организовать вторую сборочную линию на предприятии «Грилонг Тэнк Эссембли» в Виктории, управляемом концерном «Форд Мотор», но ввиду ограниченности количества заказа данный замысел так и не реализовали.

Из всего огромного предварительного заказа на 2000 единиц до марта 1943 г. выпустили всего 65 АС1 (серийные номера 8001-8065), по окончании чего производство закончилось. Оказалось, что поставки военной техники из америки и Англии в условиях войны вовсе не являются чрезмерно тяжёлыми (первые средние танки М3, к примеру, прибыли в Австралию ещё до начала выпуска АС1). К тому же, АС1 владел рядом значительных недочётов, и в первую очередь – недостаточной огневой мощью 2-фунтовой пушки.

Помимо этого, резиновые бандажи опорных катков скоро изнашивались, совокупность охлаждения двигателей была не хватает действенной, а механизм поворота башни клинило при крене корпуса танка более чем 25°.

Кроме ведущей компании, в выпуске АС1 задействовали пара больших подрядчиков: «Бредфорд Кендалл» поставляла литье, «Зоннердейл» – коробки передач, «Кут энд Йоргенсен» – подробности трансмиссии, «Дженерал Моторс-Холденс» – двигатели, «Таллошс» – подробности подвески, «Харрис Хатчинсон» – радиаторы, «Хадфилдс» и «Индастриел Стилз» – небольшие литые подробности, «Электрик Контрол энд Инжиниринг» – привод поворота башни.

Конструкция АС1

Не обращая внимания на рвение «вписаться» в ограничения по массе, для серийных «Сентинелов» данный параметр достигал 28 т – значительно больше, чем предполагалось начальным заданием. Корпус танка складывался из двух литых подробностей – главной части, к которой на болтах крепилась носовая подробность. Надмоторная плита (катанная).

Кроме этого устанавливалась на болтах, дно (кроме этого катанное) – приваривалось. Толщина брони лобовой проекции корпуса составляла 65 мм, боковых и задней стенок – 45 мм, крыши и надмоторной плиты – 23 мм, дна – 16 мм. Для изготовления бронедеталей использовалась т.н. «австралийская пулестойкая броня» (Australian Bulletproof Plate), не содержащая никеля, и потому достаточно мягкая, но все же владеющая достаточной снарядостойкостью.

Её хорошей чертой был то, что при попадании, не сопровождавшемся сквозным пробитием, с тыльной стороны брони образовывалось относительно мало осколков, талантливых ранить экипаж. Сплав данный был создан компанией «Брокен Хилл» и являлся, по сути, модифицированным вариантом брони, использовавшейся на бронетранспортерах «Брен Кэрриер». Если сравнивать с исходной рецептурой в нем снижено содержание хрома, но повышено кремния и марганца.

Так, удалось создать сплав, все составляющие которого были местными, не импортными.

Танк имел обычную заднемоторную компоновку, а его корпус делился на три отделения – управления, боевое и моторное. В соответствии с принятым в Австралии левосторонним перемещением место механика-водителя пребывало справа. Слева от него размещалась коробка передач (пять скоростей вперед и одна назад).

Скорость перемещения на I-й передаче составляла 1-5 км/ч, II-й – 2-10, III-й – 3-20, IV-й – 4-35 и V-й – 5-48 км/ч, а задним ходом – до шести километров/ч.

В левой части отделения управления пребывало место стрелка, обслуживающего 7,7-мм пулемет «Виккерс» с жидкостным охлаждением, смонтированный в шаровой установке лобовой плиты, фактически по её центру. Оба члена экипажа, находящиеся в отделении управления, имели смотровые щели в боковых стенках и лобовом листе. Входные люки, раскрывающиеся в стороны, пребывали в крыше, над местами механика-водителя и стрелка.

Перед люками, на передней кромке крыши корпуса, имелись два перископа. Дополнительно в корпусе имелись два круглых люка для аварийного покидания автомобили – в боковых стенках между первой и второй тележками подвески с каждой стороны.

В боевом отделении размещался боекомплект для пулемётов и пушки, а над ним монтировалась цельнолитая башня. Толщина брони её лобовой, боковых и кормовой стенок составляла 65 мм, а крыши – 25 мм. Привод поворота башни – электрический, снабжающий вращение со скоростью около 18° в секунду.

Имелся кроме этого катастрофический ручной привод.

В башне размещались места трех членов экипажа: слева впереди – наводчика, за ним – начальника, а справа – заряжающего (делающего кроме этого функции радиста). Наводчик применял прицел тип 24В. Начальник располагал маленькой командирской башенкой с двухстворчатым поворотным люком, в котором монтировались два перископа.

В левой стенке башенки имелась смотровая щель, такая же (для наводчика) – в левой стенке башни, а в правой – ещё одна смотровая щель для заряжающего. В кормовой нише башни устанавливалась приемопередающая радиостанция № 19 Mk.II.

Основное оружие АС1 было представлено 2-фунтовой (40-мм) пушкой с длиной ствола 52 калибра. Она устанавливалась в башне в спаренной установке с 7,7-мм пулеметом «Виккерс». На командирской башенке имел возможность устанавливаться зенитный 7,7-мм пулемет «Брен». Боекомплект складывался из 130 снарядов для пушки, 4250 патронов для «патронов» и 900 Виккерсов для «Брена».

Дополнительное оружие экипажа складывалось из 11,43-мм пистолета-пулемета «Томпсон» (боекомплект 300 патронов), сигнальной ракетницы «Верей» (12 ракет) и шести ручных гранат.

В боекомплект пушки входили боеприпасы двух типов: бронебойный АР (Armour Piercing) и бронебойный с баллистическим колпачком АРСВС (Armour Piercing Capped, Ballistic Cape). Начальная скорость их составляла, соответственно, 853 и 792 м/с, а бронепробиваемость на дистанции 457 м при угле встречи 30° – 47 и 57,5 мм.

В моторном отделении пребывали три двигателя «Кадиллак» 75 V-8 рабочим количеством по 5,7 л и единичной мощностью 117 л.с. при 3050 об/мин. С учетом утрат в трансмиссии суммарная мощность силовой установки составляла 330 л.с. Моторы размещались по схеме, названной «лист клевера» – два рядом, а третий посредине за ними. Валы всех трех двигателей сходились в суммирующей коробке, размещенной в боевом отделении под башней, откуда уже один карданный вал шел к коробке передач.

Не считая двигателей в моторном отделении пребывали радиатор с вентилятором и 590-л топливный бак. Запас хода по шоссе составлял 175 км. Была вероятной и установка двух дополнительных 200-л топливных баков снаружи корпуса.

Сверху моторное отделение прикрывала съемная бронеплита, в которой было проделано пара эксплуатационных лючков.

В соответствии с начальному проекту, ходовую часть АС1 предполагалось выполнить по примеру американского среднего танка М3, на котором опорные катки крепились к балансирам, амортизируемым вертикальными спирально-винтовыми пружинами. Но не очень хорошие отзывы, поступающие из частей, эксплуатирующих эти танки, заставили всецело перепроектировать ходовую часть. Сейчас ввели амортизацию горизонтальными спиральными пружинами (HVSS – Horizontal Volute Spring Suspension).

Ходовая часть применительно к каждому борту складывалась из шести опорных катков, сблокированных в три тележки, ведущего колеса (переднего размещения), направляющего (заднего) и трех поддерживающих роликов, смонтированных в верхней части кожухов амортизаторов тележек шасси. Допускалось использование двух типов гусениц: американских Т51 (86 траков) и австралийских Mk.VI (129 траков), созданных по примеру гусениц, используемых на бронетранспортерах «Брен Кэрриер» и английских крейсерских танках. Ширина гусеницы и в том и другом случае составляла 406 мм.

Электрооборудование АС1 – 12-вольтовое. Главный источник тока – генератор, вспомогательный – два аккумулятора. Потребителями электричества являлись радиостанция, мотор привода поворота башни, электронасосы совокупностей охлаждения пулеметов, и противопожарная совокупность «Грей-винер».

Имелась и 6-вольтовая сеть с генератором и тремя аккумуляторная батареями, служащая для питания совокупности зажигания двигателей, и осветительных устройств.

Протяженность АС1 составляла 6350 мм, ширина – 2800 мм, высота – 2560 мм, клиренс – 390 мм. Танк имел возможность преодолевать подъем под углом до 35°, ров шириной 2,4 м, брод глубиной 1 м и стенку высотой 1 м.

АС3 «Тандерболт»

Главным недочётом АС1 было его не сильный пушечное оружие – установленная на нем двухфунтовая пушочонка, во-первых, была неэффективной против новых танков, а во-вторых, в её боекомплект входили лишь бронебойные боеприпасы. Исходя из этого перевооружение танка являлось насущной задачей фактически с момента его создания. В полной мере логичным шагом представлялась установка английской 6-фунтовой (57-мм) пушки.

Но такие орудия остро требовались на фронте, и Австралии не удалось заполучить хотя бы одну шестифунтовку для опробований. Исходя из этого для модернизированного танка выбрали 25-фунтовую (87,6-мм) пушку-гаубицу, выпускавшуюся в Австралии. Танковый вариант для того чтобы орудия был спроектирован достаточно скоро — первые стрельбы из него на полигоне в Уильямстауне были произведены 29 июня 1942 г. Параллельно велось изготовление умелого экземпляра танка, приспособленного под установку 25-фунтовки.

Такая военная машина взяла обозначение серийный3 номер и АС 8066. Предполагалось выстроить 200 АС3, но в итоге все ограничивалось единственным прототипом. По некоторым данным, таки изготовили 25 корпусов АС3, но на этом все и закончилось – полноценными танками им стать не было суждено.

Корпус АС3 отличался от АС1 громадным углом наклона лобовой стены и отсутствием боковых эвакуационных люков между тележками опорных катков – вместо них показался один люк в правом борту корпуса, за головой механика-водителя.

Установка более замечательного орудия заставила расширить диаметр погона башни с 54 до 64 дюймов (со 137 до 160 см) и применить более замечательный электромотор в совокупности её поворота. Спаренный «Виккерс», равно как и зенитный «Брен», остались, но от пулемета в корпусе отказались, уменьшив экипаж до четырех человек.

На освободившемся месте в отделении управления организовали дополнительную боеукладку, что разрешило обеспечить очень солидный боекомплект для 87,6-мм орудия – 120 снарядов (60 осколочно-фугасных НЕ (High Explosive) и дымовых, и 60 бронебойных АР и АРСВС). Для «Виккерса» имелось 2500 патронов, для «Временна» – 900.

прототип танка АС3 с 25-фунтовой пушкой-гаубицей

Значительной переделке подверглась мотоустановка. Сейчас три «Кадиллака» установили на раме звездообразно, около неспециализированного коленвала. Такая компоновка разрешила отказаться от суммирующей коробки и избежать утраты мощности.

Помимо этого, моторы были форсированы, что довело мощность силовой установки до 397 л.с. Таковой мотоблок стал называться «Перье-Кадиллак» – по имени его создателя. Более компактная компоновка мотоустановки разрешила расширить емкость топливных баков до 840 л, доведя запас хода до 300 км.

Сохранялась и возможность применения двух 200-л дополнительных топливных баков.

АС4

Следующим этапом развития австралийского крейсерского танка должно было стать оружие его 17-фунтовой (76,2-мм) длинноствольной противотанковой пушкой. Потому, что такое орудие продолжительное время не получалось взять, на прототипе АСЗ в башне установили две 25-фунтовые пушки. Их суммарная отдача на 20% превышала отдачу 17-фунтовки.

Опробования, совершённые в марте 1943 г., продемонстрировали, что шасси танка в полной мере способно выдержать столь замечательную отдачу. Тогда же был выдан заказ на 400 крейсерских танков АС4, вооруженных 17-фунтовой пушкой, но все ограничилось только прототипом, в который переделали умелый экземпляр АС3.

один из прототипов AC3, оснащенных спаренной установкой 25-фунтовых пушек-гаубиц

При переделке было нужно снова расширить диаметр погона башни – до 70 дюймов (около 178 см). Пушка устанавливалась в маске, снабжающей углы вертикальной наводки от -10° до +20°. Боекомплект орудия составлял 50-60 снарядов АРСВС, талантливых пробить на расстоянии 457 м при угле встречи 30° броню толщиной 140 мм.

прототип АС4, вооруженный 17-фунтовой пушкой

Моторная установка АС4 была такой же, как и на АСЗ – «Перье-Кадиллак», но испытывался и второй вариант, складывающийся из четырех сблокированных авиационных моторов «Джипси Мэйджор» (равно как и «Кадиллаки», выпускавшихся в Австралии по лицензии). В коробе передач пара поменяли диапазоны скоростей: сейчас скорость перемещения на I-й передаче составляла 1-6 км/ч, II-й – 2-12, III-й – 3-23, IV-й – 4-42 и V-й – 5-56 км/ч, а задним ходом – до шести километров/ч.

Опробования прототипа АС4 начались в конце 1943 г. И в общем проходили удачно, но запускать его в производство уже не имело никакого смысла.

* * *

Серийные АС1 взяли двухцветный камуфляж, складывающийся из зеленого и коричневого цветов – соответственно, Australian Standard Camouflage (ASC) Khaki Green и ASC Light Earth. Символы национальной принадлежности и какие-либо эмблемы частей отсутствовали. Танки несли только белые серийные номера, наносившиеся на борта по обеим сторонам отделения управления и на кормовую стенку корпуса.

Ни один «Сентинел» не участвовал в военных действиях на протяжении Второй мировой – в течение нескольких месяцев они употреблялись для подготовки экипажей, по окончании чего были законсервированы. Действительно, в 1943 г. Полтора десятка АС1 передали австралийской 3-й танковой бригаде для принятие участия в снимках художественного фильма «Крысы Тобрука». В нем соответствующим образом закамуфлированные «Сентинелы» играли роль танков Роммеля.

По окончании кончания войны три экземпляра АС1 выбрали для сохранения в качестве музейных экспонатов, ещё пара танков переделали в бульдозеры, остальные же пошли на слом. Изготовленные башни и корпуса АСЗ продолжительное время употреблялись в качестве мишеней на полигонах.

Давая неспециализированную оценку «австралийскому крейсеру», направляться подчернуть, что «Сентинел» являлся успешным танком. К его хорошим чертам относились низкий силуэт, устойчивость к опрокидыванию, надежная и действенная подвеска. К тому же, АС1 являлся самым быстроходным танком в собственном классе и имел достаточные резервы для совершенствования методом установки более замечательного оружия.

И не смотря на то, что «Сентинел» так и не был опробован в сражении, он стал наглядным подтверждением того, что кроме того в стране, владеющей ограниченными техвозможностями, в полной мере реально создать действенную военную машину.

источники:

  • текст — Пантелеймон Омелянюк ««Страж» Зеленого континента» «Арсенал-Коллекция» № 4’2013
  • таблица — http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/australia/sentinel.htm

British tank Mark 5 in Lugansk — Британский танк в Луганске

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: