Крейсера i ранга типа ростислав (фан)

      Комментарии к записи Крейсера i ранга типа ростислав (фан) отключены

Хорошего времени дней, коллеги. Сейчас я решил начать публикацию серии статей по тяжелым крейсерам Российского Императорского флота в ФАНе, и начну сначала – с ветеранов ПМВ, каковые строились в один момент с английскими Хавкинсами и наравне с ними послужили обстоятельством вашингтонских ограничений. В случае если кому-то покажется, что суда похожи на растолстевший Красный Кавказ – вы станете полностью правы.

Что ж, отправились.

Проектирование, служба и постройка до капитальной модернизации

Крейсера i ранга типа ростислав (фан)

Ростислав в начале 30-х годов

По окончании переориентации армейского потенциала России с Дальнего Востока в вступления и Европу империи в Первую мировую на стороне франко-английского альянса перед Балтийским флотом открылись важные, пускай и предсказуемые неприятности. Еще со времен министерствования К. Невского на Балтике оставался только нужный минимум судов, а ставки при ведении войны делались на минные постановки и стратегическую оборону.

Но кто такие немцы, новички в морях, и кто такие русские, чей флот уже два раза за начало XX века обосновывал полное превосходство над английскими судами, выстроенным для Японии? В следствии вместо твёрдой статической обороны адмиралы, среди них и командующий Балтийским флотом адмирал Каменский, решили перейти к агрессивной тактике набегов на вражеское побережье, минных постановок у вражеских портов и подводной войны.

Частично положение Балтфлота улучшал тот факт, что у немцев очевидно не было чем контрить русские линейные корабли Измаил, каковые начали вступать в строй практически в начале войны, но все же существовала одна значительная неприятность, и именовалась она германские крейсера. У русского флота на Балтике в распоряжении имелись только 4 современных легких крейсера, 4 морально устаревшие бронепалубные турбинные Дианы и 4 ветхих бронепалубных крейсера, каковые не могли употребляться в набеговых операциях по той несложной причине, что по скорости они уступали кроме того германским дредноутам. В следствии по инициативе адмирала Каменского и с одобрения морского министра Кладо был заявлен конкурс на проектирование замечательных быстроходных крейсеров I ранга. Главными требованиями к ним были:

– скорость хода не меньше 28 узлов, а нужно 30;

– водоизмещение не более 9000 тысячь киллограм;

– оружие из 203-мм орудий, со скорострельностью от 4 до 6 выстрелов в 60 секунд;

– турбинная ЭУ на нефтяном отоплении помещения;

– бронезащита, достаточная для противостояния германским 150-мм орудиям;

– обязана обеспечиваться возможность принятия на борт не меньше 60 мин для ведения активных постановок у вражеских баз;

– задачами будущего крейсера станет уничтожение вражеских эсминцев и крейсеров, набеговые операции в Балтийском море и минные постановки у вражеского берега (по большей части их прикрытие);

Не углубляясь в подробности конкурса (всего было представлено более десятка проектов от разных компаний, включая французскую Форж и Шантье и английскую Виккерс), необходимо подчеркнуть, что самоё мощным был проект Путиловских верфей. Основной его изюминкой было оружие – 5 203/50-мм орудий размещались в прекрасно защищенных башенных установках, чья техническая скорострельность гарантировалась на уровне 6 выстрелов в 60 секунд (на практике достигалась только в совершенных условиях, фактическая скорострельность – 4 выстрела в 60 секунд).

В подобном корабле просматривался прямой наследник Баянов, прекрасно продемонстрировавших себя на протяжении 1-й РЯВ как раз благодаря сочетанию высокой скорости, мощного вооружения и хорошей бронезащиты. Проект Путиловских верфей содержал в себе замечательную ЭУ, в составе которой в первый раз в истории русского флота использовались ТЗА шведского инженера Эриксона, трудящегося на Железном заводе.

Броневой пояс закрывал всю ватерлинию на высоту 3,6 метра, толщина бронеплит колебалась от 100 мм в пределах цитадели до 50 мм в оконечностях. Наряду с этим превышение обычного водоизмещения на 1,5 тысячи тысячь киллограм признали правомерным – оказавшийся корабль в условиях Балтики стал бы морским царем, и был бы способен уйти от любого линейного корабля либо линейного крейсера и одновременно с этим стереть с лица земли в сражении любой легкий крейсер либо эсминец соперника, не взяв критических повреждений.

Кормовые одноорудийные 203/50-мм башни Наварина

Всего было заложено 4 корабля. Путиловская верфь, в первый раз взявшая заказ на два столь больших корабля (еще по 1 строили Балтийский и Адмиралтейский фабрики), попыталась не ударить в грязь лицом – в следствии головной корабль серии, названный Ростиславом, вступил в строй всего через полтора года по окончании закладки!

Необходимо подчеркнуть, что не обращая внимания на заморозку военного судостроения из-за полномасштабной войны на суше и перенаправления финансирования на потребности армии, с финансированием постройки Ростиславов неприятностей не было, а потому и подрядчики поставляли комплектующие (орудия, механизмы) в срок. Действительно, Ростиславы успели только на вторую половину войны, но именно на данный период выпало ухудшение противостояния с германским флотом, расписавшимся в неосуществимости борьбы с флотом английским и перенаправившим упрочнения на Балтику. Новые крейсера I ранга в сражениях успели доказать полное превосходство над любым крейсером германцев, не единожды принимали участие в битвах, а Пантелеймону довелось кроме того в течении 15 мин. вести дуэль на предельной расстоянии с германским линейным крейсером Фон дер Танн (но, попаданий на протяжении данной дуэли не добилась ни одна из сторон).

Увлекательной была будущее крейсеров по окончании окончания войны. По условиям Версальского соглашения Германия не имела возможности иметь в своем распоряжении какого-либо большого флота, и в следствии Ростиславы еще больше закрепили за собой статус царей Балтики. Действительно, в первой половине 20-ых годов XX века их будущее мало изменилась – по условиям Вашингтонского морского соглашения Ростиславы подпали под ограничения, и крейсера подобные им начали появляться в мире.

Но, на Балтийское море новая гонка оружий (урезанная соглашением) не распространилась, а в Морском министерстве кроме того не поразмыслили поменять классификацию, в следствии чего Ростиславы остались крейсерами I ранга, а новые суда этого типа (так именуемые тяжелые крейсера) по окончании ввода в строй переводились в состав Тихоокеанского флота. В следствии балтийские крейсера, как и другие суда Российского Императорского флота, понемногу модернизировались (75/50-мм орудия заменили на спаренные 102/60-мм универсальные орудия и 37/50-мм автоматы 10-К, берущие начало от автоматических орудий Максима-Норденфельда времен ПМВ), успели поучаствовать в подавлении Мартовского путча и как-то дожили до середины 1930-х годов, в то время, когда стало возмможно их коренной модернизации.

Три Святителя по окончании вступления в строй, 1917 год

«Ростислав», Путиловская верфь, Петербург – 21.05.1915/15.03.1916/1916

«Три Святителя», Путиловская верфь, Петербург – 21.05.1915/20.08.1916/1917

«Наварин», Адмиралтейский завод, Петербург – 21.05.1915/21.09.1916/1916

«Пантелеймон», Балтийский завод, Петербург – 21.05.1915/20.08.1916/1917

Тактико-технические характеристики крейсеров I ранга типа Ростислав

Пантелеймон в начале 30-х

Водоизмещение: 9950/12 800 тысячь киллограм

Размерения: 182,7х18,2х6,5 м

Механизмы: 4 вала, 4 ТЗА Эриксона, 16 котлов Шухова, 72 000 л.с. = 30 узлов

Запас горючего: 900/2300 тысячь киллограм нефти

Дальность: 5000 миль (18 узлов)

Броня: пояс 50-100 мм, траверз 100 мм, палуба 30-50 мм, башни 50-120 мм, барбеты 80-120 мм

Оружие: 5 203/50-мм, 8 75/50-мм зенитных пушек, 8 457-мм торпедных аппаратов

По окончании модернизации 1930 года – 8 102/60-мм универсальных орудий, 10 37/50-мм зенитных автоматов, 6 533-мм торпедных аппаратов, до 60 мин

Экипаж: 32/690 человек

Модернизация

Расклады сил начала 20-х середины и годов 30-х на Балтике мало чем отличались. Флот Швеции хоть и имел в своем распоряжении достаточно большое количество судов, но не воображал опасности. Германский флот, не обращая внимания на последовательность уступок со стороны государств-участниц Версальского контракта (каковые практически сняли последовательность ограничений), за исключением карманных линейных кораблей и планировавшихся к постройке немногочисленных тяжелых крейсеров, имел суда вооруженные не сильный Ростиславов… Теоретически.

На практике же без коренной модернизации русские суда быстро устаревали, и познание этого заставляло начать проработки вариантов модернизаций еще с 1933 года. Тогда замечательным толчком для модернизаций всех судов флота стало начало производства новых 37-мм зенитных автоматов, чья разработка затянулась на 5 лет (с 1928), годом позднее к ним добавились уменьшенные копии калибром 25 мм. Помимо этого, бурное развитие СУО и торпедного оружия выдвигали собственные требования к судам.

В следствии было решено подтянуть Ростиславов к стандартам других крейсеров I ранга.

В качестве проекта модернизации был принят вариант Русско-Балтийской верфи, молодого предприятия, начавшего собственную карьеру военного судостроения перед Первой мировой войной постройкой подводных эсминцев и лодок. На Ростиславах полностью изменялись надстройки – носовая приводилась к обычному виду русских тяжелых крейсеров, с массивной четырехопорной мачтой, встроенной в конструкцию надстройки, и КДП на топе.

На корабле размещались целых пять 102/60-мм спарок, а количество стволов автоматических орудий дошло до 30 (позднее – до 34). Замечательное ПВО корабля стало следствием собственного развития авиации в России. Переоценка возможностей самолетов в начале 30-х через десятилетие была скорее плюсом, чем минусом – массированные атаки авиации на Балтике, в Средиземном море и на Дальнем Востоке не стали неожиданностью.

Суда взяли були, что улучшило их ПТЗ (которая в изначальном проекте практически отсутствовала). Помимо этого, все бронеплиты пояса заменили на более толстые (для лучшего противостояния германским Хипперам). Увеличили толщину бронепалубы.

Энергетическая установка кроме этого была заменена на более замечательную, что увеличило скорость хода крейсеров до 32 узлов. Определенные затруднения появились с новой артиллерией ГК –существовали варианты с размещением 4 2-орудийных башен с орудиями в общей люльке, но из-за стесненности внутренней компоновки все они имели небольшой боекомплект.

В следствии на крейсера установили всего две башни, но трехорудийные, с хорошей бронезащитой – в следствии чего Ростиславы пускай и стали одними из самых слабовооруженных тяжелых крейсеров в мире, но одновременно с этим получили хороший уровень защищенности, а боекомплект для орудий удалось разместить достаточный для ведения продолжительного боя. Цена аналогичной модернизации была громадна – на эти же деньги возможно было бы выстроить 2 новых крейсера, но благодаря ей Ростиславы возвратились в строй, снова став страшным соперником для любого корабля рангом до тяжелого крейсера включительно.

Уже на протяжении работы на Ростиславах возрастало количество зенитных автоматов, а с конца 30-х годов начало появляться и радиолокационное оружие. К 22 июня 1941 года Ростислав и Пантелеймон владели полным набором радаров, включая поисковые и артиллерийские противовоздушного и морского типа. Наряду с этим Три Святителя и Наварин владели только артиллерийскими совокупностями, и взяли поисковые только к началу 1942.

«Ростислав», Путиловская верфь, Петербург – 1935/1937

«Три Святителя», Путиловская верфь, Петербург – 1935/1937

«Наварин», Русско-Балтийская верфь, Ревель – 1935/1937

«Пантелеймон», Русско-Балтийская верфь, Ревель – 1935/1937

Тактико-технические характеристики крейсеров I ранга типа Ростислав по окончании модернизации

Ростислав в первой половине 40-ых годов двадцатого века

Водоизмещение: 10 750/13 600 тысячь киллограм

Размерения: 182,7х19,8х6,5 м

Механизмы: 4 вала, 4 ТЗА, 16 адмиралтейских котлов, 90 000 л.с. = 32 узла

Запас горючего: 900/2300 тысячь киллограм нефти

Дальность: 5000 миль (18 узлов)

Броня: пояс 100-150 мм, траверз 100 мм, башни 50-150 мм, барбеты 100-150 мм, крыши башен 80 мм, палуба 80 мм, рубка 150 мм

Оружие: 6 203/55-мм орудий, 10 102/60-мм универсальных пушек, 24 37/62-мм и 10 25/82-мм зенитных автоматов, 4 12,7-мм пулемета, 6 533-мм торпедных аппаратов, до 60 мин, 50 глубинных бомб

Экипаж: 36/712 человек

2-й этап работы — 1935-1963

По окончании капитальной модернизации Ростиславы на какое-то время в полном составе покинули Балтийское море, отправившись с визитом вежливости во Францию. Возвратившись оттуда, суда приступили к боевой подготовке. По опыту прошлой войны, крейсера I ранга были чуть ли не самыми востребованными на Балтике, в следствии чего боевая подготовка всех 4 единиц была напряженной и постоянной.

На протяжении Второй мировой Ростиславам довелось не единожды открывать пламя по судам соперника, их артиллерия обстреливала приморский фланг германской армии, и порты Ростока, Данцига и Мемеля. На протяжении войны погибли Три Святителя и Пантелеймон – первый подорвался на минах и был добит германской подлодкой, а второй на протяжении разведки нарвался на Шарнхорст и не смог оторваться от преследования из-за попадания 283-мм боеприпаса в 1-й котельный отсек. Ростислав и Наварин пережили войну и пребывали в строю до 1963 года, в то время, когда очень сильно механизмы кораблей и изношенные корпуса стали давать нередкие отказы, по окончании чего оба корабля-ветерана исключили из состава флота и реализовали на слом.

Ростиславы оказалсь долгожителями, и объективно являются одними из самых активных судов Российского Императорского флота 1-й половины XX века. Им довелось сражаться в двух мировых войнах, где их вклад в войну на море есть очень большим. Ростислав кроме того какое-то время собирались сделать кораблем-музеем, но не срослось. Для развития флота России они сделали много, практически став судами переходного типа – от обычных легких крейсеров времен I всемирный до башенных 10-тысячетонных рабочих лошадок времен II всемирный.

Картинки от сотрудника СЕЖ

От автора

Не углублялся с описанием радаров намерено, поскольку данный момент не проработан подробно (и до тех пор пока прорабатываться не будет).

О обстоятельствах отсутствия корабельного гидросамолета будет поведано в будущем.

Следующей статьей будут или первые обычные тяжелые крейсера, или модернизированные дредноуты.

Публикация следующих статей возможно задержится.

Сборка Броненосного Крейсера 1 ранга Баян

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: