Крейсер улисс, который нужен всем

      Комментарии к записи Крейсер улисс, который нужен всем отключены

От нехороших крейсеров не торопясь перейдем, ммм к, скажем так, нужным крейсерам. Имеется лучшие крейсера. На них равняются, их копируют либо пробуют сделать такое же, но по-своему. Имеется неудачные крейсера, выпущенные всего лишь в одном экземпляре.

На них водят юных корабельных инженеров, показывая, как делать не нужно. А имеется суда-труженики. Они не блещут ни скоростью, не потрясают воображение броней, у них самая обычная артиллерия и они не двигают кораблестроение, как науку, вперед.

Но как раз они тащат на себе груз морской войны.

В 1898 г. в МТК поступил необычный проект. Фактически говоря, ничего особенно необычного в нем не было. Простой гладкопалубный крейсер II ранга. Скорее проект так и пропал бы без вести в бюрократических завалах, если бы не одна необыкновенная изюминка. Необыкновенной была его подача.

В большинстве случаев, в описании показывали водоизмещение крейсера в тоннах и длину в футах. В нашем случае, в проекте водоизмещение отсутствовало вовсе, а протяженность была указана в метрической совокупности. Заголовок так и гласил – «100-метровый крейсер II ранга». Адмиралтейские госслужащие показывали данный проект как курьез, напирая на то, как не нужно оформлять проекты. Но в МТК нашлись грамотные люди, каковые не только посмеялись над забавным курьезом, но и пристально присмотрелись к проекту.

И оказалось, что крейсер в полной мере успешный. Под проектом стояла подпись М.В. Донец. Данный хитроумный 28-летний корабельный инженер намерено «неправильно» оформил заявку, дабы на неё обратили внимание.

Задумка в полной мере удалась и скоро он был вызван в МТК. Основное, на что напирал Мефодий Валерианович Донец, это на дешевизну проекта. Он ни большое количество ни мало давал слово выстроить крейсер за цену, только немногим превышающую цену канонерской лодки. Всего-то, жалких 800 тыс. руб. Это и подкупило участников МТК. Но, дабы юный, но амбициозный инженер не расслаблялся, ему был придан умелый кораблестроитель Н.Т.

Герасимов, некогда участвующий в строительных работах полуброненосного крейсера (фрегата) «Владимир Мономах».

Круг задач для строящегося крейсера был очень широк: он имел возможность помогать по прямому назначению, вести «свободную охоту», быть легким разведчиком при эскадре, противодействовать безбронным крейсерам II ранга и миноносцам соперника, помогать стационером в главных точках Мирового океана, демонстрируя российский флаг, сопровождать армейские конвои и транспорты, поддерживать огнем высадку десантов.

Но не все шло гладко. Адмиралтейство хотело или крейсер с меньшим водоизмещением, и соответственно более недорогой, с такой же артиллерией (6х1х120-мм орудий). Или крейсер с таким же водоизмещением, но с громадным числом артиллерии (8х1х120-мм орудий).

Донец из всех сил пробовал доказать невозможность аналогичного. Адмиралы желали скорость нового крейсера не меньше 25 узлов, и за те же деньги. Донец негромко сходил с ума от жажд адмиралов. В итоге, он решил кроме того отказаться от проекта. Но на продолжении настаивал Н.Т.

Герасимов. В ходе работы проект был радикально пересмотрен. Крейсер лишился части кормы и взял долгий, в 2/3 корпуса, бак. Требования по скорости снизили до 22,5 узлов.

Но на артиллерии, складывавшейся из 8 орудий, адмиралы находились насмерть. Причем их условия были расписаны очень четко –

«как минимум несколько орудий, талантливых стрелять по корме и носу, и не меньше 5 орудий в бортовом залпе».

Это снабжала лишь установка 8-ми орудий – одно в носу, одно в корме и 6 орудий по бортам. Но восемь орудий, это повышение веса, что для относительно маленького корабля критично. И вот задерганному, по его же словам, «до нервического состояния» Донцу, по всей видимости совсем уж от отчаяния, пришла в голову гениальная идея. Он внес предложение расположить 4 орудия в диаметральной плоскости, а 2 побортно.

Это именно и снабжало нужное условие о 5-орудийном залпе. Донец опасался, что и это не устроит адмиралтейство, но к его эйфории проект прошел на ура. Затем дело сдвинулось с мертвой точки.

Последний бой Донец выдержал по поводу парусного оружия, от которого он уже планировал отказаться. Адмиралы все-таки взяли верх, аргументируя это тем, что

«крейсерство дело сложное, внезапно нужно будет уклониться от торговых дорог, угля будет забрать неоткуда, как-нибудь до порта дойдут, не куковать же в море».

Первый корабль вошел в строй в 1901 году. Не обращая внимания на все заявления Донца, корабль обошелся казне в 1 322 тыс. руб. Практически на 500 тыс. дороже. Но, к чести Донца стоит подметить, что начальный проект его был несложнее, да и в последующем серию удалось удешевить, доведя её до 1 185 тыс. за корабль. Одно из условий адмиралтейства так и не было выполнено. Как не старались, но скорость крейсеров так и не удалось довести до проектных 22,5 узлов.

Большая скорость крейсеров колебалась от 21,2 до 21,8 узлов.

В то время, когда императору рассказали о умной задумке М.В. Донца, о «неправильном оформлении проекта», он посмеялся и внес предложение назвать новый крейсер «Одиссей». Так с легкой руки императора флот пополнила «древнегреческая» серия.

Крейсер улисс, который нужен всем

Дозорный бронепалубный крейсер II ранга «Одиссей»

Водоизмещение: 2290/2550 тысячь киллограм. Размерения (ДхШхО): 97,2х11,4х4,8 м. СУ: 2 ПМ, 8 ПК, 8500 л.с. Макс. скор. – 20,8 узла. Дальность – 3000 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 25 мм (на скосах – 35 мм), щиты орудий – 20 мм, рубка – 50 мм.

Оружие: 6х1х120-мм/45, 4 пулемета, 2х1х381-мм подводных ТА. Запас горючего – 400 тысячь киллограм. Парусное оружие – 3445 м2.

До 1904 года было выстроено 7 крейсеров. Два в Петербурге (Одиссей и Персей), один в Риге (Орфей), один в Гельсингфорсе (Ахиллес), два в Николаеве (Икар и Аякс) и один в Севастополе (Орион). Крейсера были очень успешными и их выделили в отдельный подкласс дозорных крейсеров.

Четыре из них отправились на русско-японскую войну – «Персей», «Орион», «Икар» и «Аякс».

Больше всех не повезло «Икару»: он взорвался на минной банке 31 марта (13 апреля) 1904 года. Но, команде «Икара» повезло. Погибло 4 матроса и около полутора десятка было ранено и обожжено, другая команда благополучно спаслась. Самым продуктивным стал «Аякс».

За 6 месяцев крейсирования он потопил 16 японских пароходов, а также 8-тыс. «Рёсе-мару», с грузом снарядов для японской армии, захватил 4 британских, и 2 американских пароходов. Самым боевым был «Персей», за время войны он стёр с лица земли два японских миноносца, торпедировал и добил вспомогательный крейсер-брандер «Коре-мару» (4 тыс. тысячь киллограм, 4х152-мм орудия), стёр с лица земли канонерскую лодку «Осима».

А на протяжении II боя в Желтом море, спас команду с тонущего броненосца «Севастополь» и его начальника, капитана I ранга Н.О. Эссена.

По окончании войны в серию пошли еще шесть крейсеров. Один взял имя погибшего «Икара». Остальные стали – «Ясоном», «Тесеем», «Гектором», «Геркулесом», «Гелиосом».

Глубокоуважаемые сотрудники, следующие мои материалы будут посвящены русским авианосцам начала 20 века, по данным глубокоуважаемого сотрудник Wasa. Суда готовы, материал собран, осталось написать статью, и надеюсь, материал не так долго осталось ждать заметит свет.

С уважением Андрей Толстой

Мир, который нужен мне (-)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: