От нехороших крейсеров не торопясь перейдем, ммм к, скажем так, нужным крейсерам. Имеется лучшие крейсера. На них равняются, их копируют либо пробуют сделать такое же, но по-своему. Имеется неудачные крейсера, выпущенные всего лишь в одном экземпляре.
На них водят юных корабельных инженеров, показывая, как делать не нужно. А имеется суда-труженики. Они не блещут ни скоростью, не потрясают воображение броней, у них самая обычная артиллерия и они не двигают кораблестроение, как науку, вперед.
Но как раз они тащат на себе груз морской войны.
В 1898 г. в МТК поступил необычный проект. Фактически говоря, ничего особенно необычного в нем не было. Простой гладкопалубный крейсер II ранга. Скорее проект так и пропал бы без вести в бюрократических завалах, если бы не одна необыкновенная изюминка. Необыкновенной была его подача.
В большинстве случаев, в описании показывали водоизмещение крейсера в тоннах и длину в футах. В нашем случае, в проекте водоизмещение отсутствовало вовсе, а протяженность была указана в метрической совокупности. Заголовок так и гласил – «100-метровый крейсер II ранга». Адмиралтейские госслужащие показывали данный проект как курьез, напирая на то, как не нужно оформлять проекты. Но в МТК нашлись грамотные люди, каковые не только посмеялись над забавным курьезом, но и пристально присмотрелись к проекту.
И оказалось, что крейсер в полной мере успешный. Под проектом стояла подпись М.В. Донец. Данный хитроумный 28-летний корабельный инженер намерено «неправильно» оформил заявку, дабы на неё обратили внимание.
Задумка в полной мере удалась и скоро он был вызван в МТК. Основное, на что напирал Мефодий Валерианович Донец, это на дешевизну проекта. Он ни большое количество ни мало давал слово выстроить крейсер за цену, только немногим превышающую цену канонерской лодки. Всего-то, жалких 800 тыс. руб. Это и подкупило участников МТК. Но, дабы юный, но амбициозный инженер не расслаблялся, ему был придан умелый кораблестроитель Н.Т.
Герасимов, некогда участвующий в строительных работах полуброненосного крейсера (фрегата) «Владимир Мономах».
Круг задач для строящегося крейсера был очень широк: он имел возможность помогать по прямому назначению, вести «свободную охоту», быть легким разведчиком при эскадре, противодействовать безбронным крейсерам II ранга и миноносцам соперника, помогать стационером в главных точках Мирового океана, демонстрируя российский флаг, сопровождать армейские конвои и транспорты, поддерживать огнем высадку десантов.
Но не все шло гладко. Адмиралтейство хотело или крейсер с меньшим водоизмещением, и соответственно более недорогой, с такой же артиллерией (6х1х120-мм орудий). Или крейсер с таким же водоизмещением, но с громадным числом артиллерии (8х1х120-мм орудий).
Донец из всех сил пробовал доказать невозможность аналогичного. Адмиралы желали скорость нового крейсера не меньше 25 узлов, и за те же деньги. Донец негромко сходил с ума от жажд адмиралов. В итоге, он решил кроме того отказаться от проекта. Но на продолжении настаивал Н.Т.
Герасимов. В ходе работы проект был радикально пересмотрен. Крейсер лишился части кормы и взял долгий, в 2/3 корпуса, бак. Требования по скорости снизили до 22,5 узлов.
Но на артиллерии, складывавшейся из 8 орудий, адмиралы находились насмерть. Причем их условия были расписаны очень четко –
«как минимум несколько орудий, талантливых стрелять по корме и носу, и не меньше 5 орудий в бортовом залпе».
Это снабжала лишь установка 8-ми орудий – одно в носу, одно в корме и 6 орудий по бортам. Но восемь орудий, это повышение веса, что для относительно маленького корабля критично. И вот задерганному, по его же словам, «до нервического состояния» Донцу, по всей видимости совсем уж от отчаяния, пришла в голову гениальная идея. Он внес предложение расположить 4 орудия в диаметральной плоскости, а 2 побортно.
Это именно и снабжало нужное условие о 5-орудийном залпе. Донец опасался, что и это не устроит адмиралтейство, но к его эйфории проект прошел на ура. Затем дело сдвинулось с мертвой точки.
Последний бой Донец выдержал по поводу парусного оружия, от которого он уже планировал отказаться. Адмиралы все-таки взяли верх, аргументируя это тем, что
«крейсерство дело сложное, внезапно нужно будет уклониться от торговых дорог, угля будет забрать неоткуда, как-нибудь до порта дойдут, не куковать же в море».
Первый корабль вошел в строй в 1901 году. Не обращая внимания на все заявления Донца, корабль обошелся казне в 1 322 тыс. руб. Практически на 500 тыс. дороже. Но, к чести Донца стоит подметить, что начальный проект его был несложнее, да и в последующем серию удалось удешевить, доведя её до 1 185 тыс. за корабль. Одно из условий адмиралтейства так и не было выполнено. Как не старались, но скорость крейсеров так и не удалось довести до проектных 22,5 узлов.
Большая скорость крейсеров колебалась от 21,2 до 21,8 узлов.
В то время, когда императору рассказали о умной задумке М.В. Донца, о «неправильном оформлении проекта», он посмеялся и внес предложение назвать новый крейсер «Одиссей». Так с легкой руки императора флот пополнила «древнегреческая» серия.
Дозорный бронепалубный крейсер II ранга «Одиссей»
Водоизмещение: 2290/2550 тысячь киллограм. Размерения (ДхШхО): 97,2х11,4х4,8 м. СУ: 2 ПМ, 8 ПК, 8500 л.с. Макс. скор. – 20,8 узла. Дальность – 3000 миль (на 10 узлах). Броня: палуба – 25 мм (на скосах – 35 мм), щиты орудий – 20 мм, рубка – 50 мм.
Оружие: 6х1х120-мм/45, 4 пулемета, 2х1х381-мм подводных ТА. Запас горючего – 400 тысячь киллограм. Парусное оружие – 3445 м2.
До 1904 года было выстроено 7 крейсеров. Два в Петербурге (Одиссей и Персей), один в Риге (Орфей), один в Гельсингфорсе (Ахиллес), два в Николаеве (Икар и Аякс) и один в Севастополе (Орион). Крейсера были очень успешными и их выделили в отдельный подкласс дозорных крейсеров.
Четыре из них отправились на русско-японскую войну – «Персей», «Орион», «Икар» и «Аякс».
Больше всех не повезло «Икару»: он взорвался на минной банке 31 марта (13 апреля) 1904 года. Но, команде «Икара» повезло. Погибло 4 матроса и около полутора десятка было ранено и обожжено, другая команда благополучно спаслась. Самым продуктивным стал «Аякс».
За 6 месяцев крейсирования он потопил 16 японских пароходов, а также 8-тыс. «Рёсе-мару», с грузом снарядов для японской армии, захватил 4 британских, и 2 американских пароходов. Самым боевым был «Персей», за время войны он стёр с лица земли два японских миноносца, торпедировал и добил вспомогательный крейсер-брандер «Коре-мару» (4 тыс. тысячь киллограм, 4х152-мм орудия), стёр с лица земли канонерскую лодку «Осима».
А на протяжении II боя в Желтом море, спас команду с тонущего броненосца «Севастополь» и его начальника, капитана I ранга Н.О. Эссена.
По окончании войны в серию пошли еще шесть крейсеров. Один взял имя погибшего «Икара». Остальные стали – «Ясоном», «Тесеем», «Гектором», «Геркулесом», «Гелиосом».
Глубокоуважаемые сотрудники, следующие мои материалы будут посвящены русским авианосцам начала 20 века, по данным глубокоуважаемого сотрудник Wasa. Суда готовы, материал собран, осталось написать статью, и надеюсь, материал не так долго осталось ждать заметит свет.
С уважением Андрей Толстой
Мир, который нужен мне (-)
Увлекательные записи:
- Опытный учебно-тренировочный самолет miles m.15 t.1/37 trainer. великобритания
- Опытный истребитель schutte-lanz. d.iii. германия
- Приквел
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Крейсера-минные заградители iii ранга типа амур (фан)
Эта альтернатива назрела у меня практически еще в возрасте… Лет семи. Тогда я открыл для себя прелести подшивки Морской коллекции, и нашёл в том месте…
-
Выкладываю наработки по Флоту адмирала Невского. На этот раз обращение отправится о очень спорных судах в истории РИФ — крейсерах I ранга типа Диана….
-
Глубокоуважаемые сотрудники решил чуть-чуть отдохнуть от темы «Плавучий порт адмирала Макарова». В собственных изысканиях, я наткнулся на один…
-
Проект больших крейсеров для тихого океана. издание 2-е, дополненное))
По окончании дискуссии с сотрудниками поста…
-
Крейсера ii ранга типа кореец (фан)
Как-то вот случайно оказался подобный перепил. Как довольно часто у меня не редкость, одно наложилось на второе — прикинул, что Невскому нужно еще до…
-
Трудно объяснимое пристрастие к тяжелым крейсерам
Глубокоуважаемые сотрудники! Желание обсудить не столько историю, сколько предысторию крейсеров типа «Сталинград» и связанные с ней стереотипы показалось…