Крейсер «гайер»

      Комментарии к записи Крейсер «гайер» отключены

В последние десятилетия XIX века Германия делается одной из наибольших мировых держав, нуждавшихся в колониях, мировых рынках сбыта, торговом и армейском флоте. Быстрое развитие экономики, начавшееся по окончании победной войны с французами 1870-1871 гг., потребовало обеспечения заинтересованностей империи и в заграничных водах.

Употреблявшиеся в то время для данной цели корветы были через чур большими и морально устаревшими, а канонерские лодки типов «Вольф» и «Хабихт» не доходили полностью из-за не самых слабости вооружения обитания и лучших условий экипажа. Исходя из этого в середине 80-х годов было издано постановление о постройке нескольких крейсеров, предназначенных специально для работы на заокеанских станциях. Новые суда должны были совмещать в себе следующие требования:

  • • довольно малая осадка для действий в мелководных акватории и на руслах реки;
  • • большая дальность и хорошая мореходность плавания, что подразумевало наличие развитого парусного оружия для экономии угля;
  • • отсутствие бронирования, потому, что крейсера не предназначались для ведения военных действий с соперником собственного класса;
  • • состав артиллерии, достаточный для подавления беспорядков среди аборигенов;
  • • маленькое водоизмещение для уменьшения затрат на постройку, но, в один момент, достаточно вместительный корпус для сносных условий работы команды в тропиках.

Таковой специальный проект германские кораблестроители создали в 1886-1887 гг. По нему на казенной верфи в Вильгельмсхафене в 1887 и 1888 гг. были заложены два крейсера IV класса «А» и «В» – будущие «Швальбе» («Ласточка», вошел в строй в 1888 г.) и «Шпербер» («Ястреб-перепелятник», 1889 г.) [1]. Новые единицы Кайзерлихе Марине имели обычное водоизмещение 1111 т, длину 62,59 м, ширину 9,36 м и осадку 4,72 м. Под парами они развивали движение 14,1 уз и имели большую дальность плавания 3290 миль.

В качестве оружия на них установили восемь нескорострельных 105-мм орудий Rk L/35 и пять револьверных пушек.

Крейсер «гайер»

Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века на базе «Швальбе» был создан новый проект снаружи весьма похожего, но более большого крейсера IV класса. По нему в том же году на казенной верфи в Данциге заложили крейсер «С», что при спуске на воду взял наименование «Буссард» («Канюк»).

По проекту данный корабль имел достаточно обычную для финиша XIX века архитектуру корпуса с полуютом и высоким полубаком. Форштевень сильно выраженной таранной формы, ахтерштевень – скругленный, с простым рулем. Обычное водоизмещение 1559 т, протяженность 79,62 м, ширина 10,2 м, осадка 5,63 м; мощность автомобилей 2800 л.с. большая скорость под парами 15,5 уз, дальность плавания 2880 миль.

Не смотря на то, что «Буссард» был больше собственных предшественников, состав оружия фактически не изменился: те же восемь нескорострельных 105-мм/35 орудий, размешавшихся на выступавших для повышения угла обстрела за борт площадках, пять револьверных пушек, и два 350-мм торпедных аппарата.

В поданной в 1889 г. на имя кайзера Вильгельма II докладной записке говорилось о том, что флот собирается иметь в собственном составе тринадцать крейсеров IV класса, девять из которых должны пребывать в заграничном плавании, а остальные предназначаются для их замены в экстренных случаях. Исходя из этого не страно, что в недалеком будущем были заключены договора на постройку еще пяти судов типа «Буссард»

Следующий крейсер «D» («Фальке» – «Сокол»), заложенный в 1890 г. на казенной верфи в Киле, ничем не отличался от головного корабля серии, за исключением того, что на него установили новые 105-мм скорострельные орудия Круппа SK L/35. За ним последовали имевшие пара большее водоизмещение (1612 т) крейсера «Эрзац Адлер» («Зееадлер» – «Орлан-белохвост», 1890 г., казенная верфь в Данциге), «Эрзац Эбер» («Кондор», 1891 г., «Блом унд Фосс», Гамбург) и «Е» («Корморан» – «Баклан», 1890 г, казенная верфь в Данциге).

Работы по постройке последнего в серии крейсера «F» начались на казенной верфи в Вильгельмсхафене (строительный номер 21) в 1893 г. Он строился по поменянному проекту, в котором учли недочёты базисного, распознанные на протяжении работы головных судов. 18 октября 1894 г. крейсер, взявший при спуске наименование «Гайер» («Коршун»), сошел на воду. В качестве крестного отца выступил командующий военно-морской станцией Северного моря адмирал Виктор Валуа.

Казне постройка «Гайера» обошлась в 2,588 млн. рейсхмарок, другими словами он стал наиболее ценным в серии.

На «Гайере» линия развития неброненосных крейсеров IV германского флота прервалась. Следующий крейсер «G» первоначально планировался к постройке как пара улучшенный вариант «Буссарда». Но управление в первых рядах Марине захотело иметь универсальное судно, талантливое делать задачи как крейсера-стационера, так и разведчика при линейных силах.

Это стало причиной тому, что в техническое задание при разработке проекта 1895-1896 гг. было включено наличие броневой палубы. Благо опыт постройки бронепалубных крейсеров у германских конструкторов уже имелся – к этому времени в состав флота уже вошли крейсер III класса «Гефион» и авизо «Хела». В итоге, новый проект совместил в себе черты «Буссарда», «Хелы» и «Гефиона», а будущий «Газелле» стал родоначальником всех последующих типов малых крейсеров Кайзерлихе Марине.

Описание конструкции Корпус

Так как «Гайер строился последним в серии, в его проект внесли кое-какие трансформации с учетом эксплуатации головных «буссардов».

Крейсер имел достаточно обычную для финиша XIX века архитектуру корпуса с полуютом и высоким полубаком. Корпус изготавливался из стали по поперечной схеме и первоначально имел двухслойную древесную обшивку из желтой сосны до верхней палубы. По окончании модернизации она доходила лишь до нижней палубы.

Шпангоуты (общим количеством 68 штук) устанавливались на расстоянии 1050 мм друг от друга. Их нумерация, в соответствии с германской традицией, велась от кормы в шнобель. Подводная часть поверх древесной обшивки обшивалась страницами так именуемого «мюнц-металла», являвшегося разновидностью бронзы.

Крейсер имел две целые палубы – нижнюю и верхнюю. Для улучшения мореходности были установлены скуловые кили. Второе дно, в соответствии с справочнику Э. Грёнера, проходило в пределах котельных отделений (шп.30-48). Высота корпуса от киля до верхней палубы составляла 6,42 м. Форштевень сильно выраженной таранной формы изготавливался из дерева и стали с медным сердечником.

В случае если на прошлых судах серии ахтерштевень, изготовленный из дерева и стали, имел несложную скругленную форму с простым рулем, то на «Гайере» он сходу приобрел новую красивую конструкцию с двойным изломом и полубалансирным рулем. Большой угол перекладки руля – 40° на любой борт.

Влагонепроницаемыми переборками, расположенными на шп. 10, 15, 18, 23½, 30, 39, 48, 58 и 66, корпус делился на десять отсеков. Наряду с этим две переборки доходили до палубы полуюта, остальные – до верхней палубы. юта и Палубы бака, и ходовой мостик имели леерное ограждение. Палубы покрывались тиковыми досками, а жилые помещения и мостики – линолеумом.

Броневая защита, за исключением щитов орудий, отсутствовала.

Расчетное конструктивное водоизмещение «Гайера» составляло 1608 метрических тысячь киллограм, полное – 1918 т. Протяженность по ватерлинии была такая же, как и у предшественников, а вот полная увеличилась более чем на метр – 83,9 м против 82,6. Осадка в обычном и полном грузу составляла соответственно 4,74 и 5,22 м. Для ее повышения на 1 см требовалось от 5,52 т до 5,67 т дополнительной нагрузки. Величина дифферентующего момента первоначально лежала в пределах от 2191 до 2320 т/м, после этого увеличилась до 2570 т/м.

В 1908-1909 гг. корабль прошел модернизации казенной верфи в Данциге, на протяжении которой его силуэт заметно изменился.

Силовая установка

Крейсер был оснащен двумя горизонтальными трехцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения. Размещение силовой установки было линейным, классическим для собственного времени. Любая из паровых автомобилей размешалась в собственном отделении (IV и V отсеки), наряду с этим носовая трудилась на правый вал, кормовая – на левый. Номинальная мощность каждой автомобили составляла 1440 л.с. при 139 оборотах в 60 секунд. Согласно расчетам, это должно было обеспечить крейсерам проектную скорость 15,5 уз.

В перемещение они приводились двумя трехлопастными винтами диаметром 3000 мм [2], изготовленными из латуни.

Пар для автомобилей производили четыре цилиндрических двусторонних огнетрубных котла, размешавшихся по два в двух котельных отделениях (VI и VII отсеки). Рабочее давление пара – 13 атм. Любой из котлов имел по 3 топки, суммарная площадь поверхности нагрева для разных судов серии составляла 654-700 м? (конкретно по «Гайеру» эти отсутствуют). Дымоходы котлов выводились в высокую и узкую трубу, круглую в сечении и легко наклоненную в сторону кормы.

Уголь хранился в бортовых угольных ямах, занимавших пространство до верхней палубы на протяжении машинных и котельных отделений с 18-го по 49-й шпангоут. При полном запасе угля в 320 т (обычный – 170 т) дальность плавания 9-узловым ходом достигала 3610 миль. На опробованиях «Гайер» продемонстрировал мощность автомобилей 2884 и.л.с. и развил большой движение 16,3 уз.

Первоначально на «Гайере» были установлены три мачты с парусным оружием шхуны-барка неспециализированной площадью порядка 856-877 м?. По окончании модернизации он превратился в двухмачтовую марсельную шхуну (площадь парусов 600 м?) – грот-мачту сняли, носовая сохранила собственный парусное оружие, а кормовая взяла треугольные паруса с бермудским гротом, наряду с этим ее пара сместили в шнобель.

Оружие

Основной калибр «Гайера» складывался из восьми скорострельных 105-мм орудий Круппа SK L/35 с горизонтальным скользящим затвором в установках примера 1891 г. на центральном штыре,. Орудие было создано в первой половине 90-х годов девятнцадцатого века, на вооружение начало поступать с 1894 г. Оно стало промежуточным для Кайзерлихе Марине, поскольку уже с 1900 года на судах показалось новое, куда более успешное, творение компании Круппа – скорострельное 105-мм орудие SK L/40.

Исходя из этого, не считая «буссардов», 35-калиберная пушка устанавливалась по проекту лишь на броненосцы типа «Бранденбург», громадный крейсер «Кайзерина малый» и Аугуста крейсер «Гефион». Кроме этого эта артсистема заменила собой более ветхие модели орудий на корвете «Карола», крейсерах «Ирене» и «Принцесс Вильгельм» по окончании их перевооружения.

Вес орудия составлял 1270 кг, протяженность – 3638 мм; заряжание унитарное; техническая скорострельность – 10 выстрелов в 60 секунд, практическое – не более 7,5. В боекомплект входили боеприпасы двух типов – фугасные весом 18 кг (с 1907 г. – 21,4 кг) и бронебойные весом 18,2 кг. Заряд пороха марки RP С/06 весом 2,83 кг снабжал начальную скорость 620 м/с (с 1907 г. – 600 м/с). Орудия монтировались в установках примера 1891 г. на центральном штыре (MPL С/91) с 12-мм противоосколочными щитами коробчатой формы.

Наведение во всех плоскостях осуществлялось вручную, причем в вертикальной плоскости его диапазон пребывал в пределах от –10 до +30,3 град. При большом угле возвышения дальность стрельбы фугасным боеприпасом достигала 10 800 м. Большой вместимость погребов – 800 снарядов.

Орудия на крейсерах типа «Буссард» были установлены парами побортно. Первая пара размешалась на полубаке, вторая и третья – на верхней палубе перед боевой рубкой и между бизань- и грот-мачтами, четвертая – на полуюте. Орудийные площадки, поддерживавшие борт для повышения секторов обстрела, носили на флоте наименование «ласточкиных гнезд» (Schwalbennestern).

Но у этих конструкций было неприятное свойство в нехорошую погоду зарываться в высокие волны и черпать воду, что приводило к сильным сотрясениям и утрата хода. Исходя из этого потом орудийные фундаменты второй и третьей пар были перемещены вглубь корпуса, что разрешило сделать борт ровным. На «Гайере», с учетом эксплуатации прошлых судов, от «ласточкиных гнезд» второй и третьей орудийных пар отказались еще при постройке.

Не считая орудий главного калибра, на крейсере имелось пять 37-мм револьверных пушек Гочкиса на тумбовых установках и два 8-мм пулемета совокупности Максима на переносных треногах. Личное оружие команды складывалось из пистолетов системы системы и винтовок Маузера Люггера.

Все «буссарды» несли торпедное оружие. Наряду с этим на «Гайере», в отличие от вторых судов серии, находились два 450-мм, а не 350-мм, поворотных торпедных аппарата. Они размешались побортно на верхней палубе между дымовой трубой и грот-мачтой.

Боекомплект включал пять торпед.

Вспомогательное оборудование

Крейсер снабжался электроэнергией от двух парогенераторов мощностью по 24 кВт, напряжение корабельной сети – 67 В постоянного тока. Для наблюдения ночью имелся один 70-см боевой прожектор, размешавшийся на верхнем мостике.

Управление рулем осуществлялось при помощи цепного и валикового приводов. Рулевых постов было четыре, причем три из них (основной – в ходовой рубке; кормовой – на полуюте; катастрофический – конкретно в румпельном отделении) передавали упрочнение на руль при помощи паровой рулевой машинки, находившейся в румпельном отделении. Помимо этого, на верхней палубе у среза полуюта размешался двойной ручной штурвал.

Компасная площадка пребывала на крыше машинного отделения. Остальные четыре компаса размешались в боевой рубке, на ее крыше, на полуюте и в рулевом отделении.

Рулевая машина на «Гайере» размешалась на нижней палубе в отсеке I. Крейсер оснащался тремя якорями Холла. Два из них пребывали на якорных полках на полубаке, а третий хранился между ними. Для подъема якорей предназначались кран-балки.

Шпиль с паровым приводом размешался на основной палубе у среза полубака. Имелось еще два стоп-анкера, один из которых лежал на палубе между первой парой орудий, а второй размещался кроме этого на палубе в корме по левому борту рядом с флагштоком.

Шлюпочное оружие по окончании модернизации включало паровой катер III класса (длиной 8 м), 8-метровый гребной катер, два 9-метровых гига, два 5,5-метровых яла и 3,6-метровый ялик. Две из шлюпок, самые крупные, находились на рострах сходу за дымовой трубой, ялы и вельботы подвешивались на шлюпбалках в кормовой части, а ялик размешался справа от боевой рубки.

Мореходность, остойчивость, управляемость

О мореходных качествах авторитетный справочник Грёнера информирует, что крейсера типа «Буссард» являлись весьма хорошими мореходными судами (принимая во внимания недочёты, которые связаны с «ласточкиными гнездами», о которых говорилось выше). Крейсера маневрировали скоро и прекрасно, но существовали неприятности с поворотливостью, в особенности против ветра и при комплекте хода. Под парусами суда медлительно набирали скорость, но прекрасно держали ее.

Остойчивость корабля характеризовалась следующими размерами: поперечная метацентрическая высота – 0,54-0,72 м в зависимости от водоизмещения, продольная 98-106 м, угол, соответствующий большому спрямляющему моменту – 38-45°, угол заката диаграммы остойчивости – 90°.

Экипаж

Сразу после вступления в строй экипаж судов насчитывал 166 человек: 9 офицеров (шесть флотских офицеров, инженер-механик, казначей и корабельный врач); 7 палубных офицеров; 150 маатов и матросов. Размещение команды было классическим: офицеры занимали кормовую часть, ма-аты и матросы – носовую.

Офицерские каюты размешались в полуюте. Капитану корабля отводился просторный салон, ванная и спальня. В том месте же пребывали каюты старшего офицера, двух вахтенных офицеров, казначея и корабельного врача, и офицерская ванная.

кают остальных и Каюты офицеров-компания размешались на нижней палубе. Нижние чины размещались на нижней палубе – питались они за подвесными столами на 4 либо 6 человек, а дремали в классических коечных сетках (гамаках), на сутки сворачивавшихся и убиравшихся или в стойки, расположенные на протяжении бортов, или в особые кладовые. Кроме этого на корабле предусматривались раздельные камбузы для нижних чинов и офицеров.

Окраска

Пребывав в отечественных водах, «Гайер» окрашивался по «серо-светло синий примера 1895 г.» и «серой примера 1896 г.» схемам. В то время, когда же крейсер отправлялся в заграничное плавание, то его главными цветами становились белый и желтый – «бело-желто-серая примера 1895 г.» и «бело-желтая примера 1898 г.» схемы. С 14 мая 1910 г. «бело-желтую» схему для судов, служивших на заграничных станциях, отменили и ввели вместо нее «серую примера 1896 г.», являвшуюся стандартной для фактически всего корабельного состава Кайзерлихе Марине.

История работы

24 октября 1895 г. «Гайер» был принят флотом и зачислен в состав Балтийской станции с базированием на Киль. Первым капитаном корабля на период опробований, начавшихся в тот же сутки, стал капитан-лейтенант Людвиг Брух. 21 января следующего года программа опробований была закончена, крейсер вывели из кампании и послали в резерв.

К активной работе «Гайер» возвратился только практически два года спустя – в первых числах Декабря 1897-го. Сейчас, как посчитал официальный Берлин, в Вест-Индии граждане империи начали терпеть излишние притеснения от властей. Первоначально в том направлении было направлено пара учебных судов Кайзерлихе Марине.

Вдобавок, в конце 1897 года из-за так называемой «аферы Людерса», Германия порвала дипотношения с Гаити, и было принято решения усилить военное присутствие рейха в этом регионе. Первоначально выбранный для данной цели броненосец «Ольденбург» отличался нехорошей мореходностью, и тогда выбор управления флота пал на «Гайер», что безотлагательно ввели в кампанию. Его новым начальником стал корветтен-капитан Герман Якобсен.

После этого, при необходимости, планировалось направить в бассейн Карибского моря броненосный крейсер (бывший броненосный фрегат) «Кёниг Вильгельм».

9 декабря «Гайер» покинул Киль и вышел в собственный первой заграничный поход, забрав курс на Вест-Индию. 3 января 1898 г. крейсер прибыл в порт Шарлотта-Амалия на острове Сент-Томас (Виргинские о-ва), где уже пребывали учебные суда германского флота – корветы «Шарлотте» и «Штайн». Действительно, к этому времени конфликт с властями Гаити разрешился – появление двух корветов в гавани Порт-о-Пренса вынудило президента Симона Сэма сдаться и принять все требования германского ультиматума.

«Гайер» отправился в плавание по Карибскому морю. С 24 марта по 6 апреля он побывал в Сантьяго-де-Куба, Ла-Гайре, Пуэрто-Кабельо и Порт-оф-Спейне. Пребывав в последнем, Якобсен взял новый приказ – посетить бразильские и аргентинские порты.

Крейсер успел продемонстрировать флаг в Пернамбуко (16-20 апреля), но чуть 23 апреля прибыл в Байю, как пришло известие о начале испано-американской войны. Поход было нужно прервать и направиться обратно в Вест-Индию для наблюдения за армейскими соблюдением и действиями имперских заинтересованностей. 6 мая «Гайер» возвратился на Сент-Томас, откуда ушел сперва в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико), а после этого – в Сантьяго-де-Куба. С разрешения правительства CACШ крейсер 22-го пришел в Гавану.

Спустя семь дней он покинул блокированный порт с 20 зарубежными гражданами на борту и переправил их в Веракрус. На протяжении нахождения в мексиканском порту «Гайер» выходил в море с целью проведения учебных торпедных стрельб. Наряду с этим на борту в качестве гостей пребывали артиллерийский офицер и местный губернатор с учебного корабля «Сарагоса».

После этого, по приглашению имперского посланника в Мексике, Якобсен с 27 участниками команды посетили Мехико, где были приняты президентом Порфирио Диасом. По окончании войны, «Гайер» с 14 по 25 октября был с визитом в Новом Орлеане.

Покинув американский порт, «Гайер» продолжил прерванное путешествие на юг и посетил пара аргентинских гаваней. В то время, когда корабль пребывал в Буэнос-Айресе, Якобсен получил приказ продолжить собственный поход и вдоль западной части береговой полосы континента. В последних числах Февраля 1899 г. корабль прошел Магелланов пролив и вышел в Тихий океан.

Крейсер побывал с визитами вежливости в Вальпараисо, Кальяо и Панаме. С 11 по 27 мая «Гайер» пребывал в гватемальском порту Сан-Хосе, снабжая своим присутствием выполнение денежных обязательств местного правительства перед рейхом. Следующими точками похода стали Коринто, Пунтаренас и снова Панама.

Наряду с этим Якобсен с несколькими офицерами посетил столицу Коста-Рики Сан-Хосе. После этого корабль направился на юг, но, дойдя до эквадорского порта Гуаякиль, был должен повернуть обратно. Грамотный три года назад Великая республика Центральной Америки в составе Гондураса, Сальвадора и Никарагуа развалилась по причине того, что президент последней Хосе Селайя заявил о выходе собственной страны из её состава.

Начавшиеся беспорядки "настойчиво попросили" защиты живших в этих государствах германских поданных. «Гайер» снова посетил Панаму, Сан-Хосе и Коринто.

В июле, пребывав в Коринто, Якобсен взял новый приказ: посетить кроме этого пара портов американского побережья. Транзитом через Акапулько «Гайер» прибыл 14 августа в Сан-Франциско, где стал на ремонт котлов. Лишь 18 сентября он опять вышел в море, направившись к канадскому побережью. Очередными пунктами похода стали Эскимальт и Ванкувер.

18 октября крейсер двинулся в обратную дорогу на юг. В ноябре Якобсена на должности начальника поменял корветтен-капитан Вильгельм Петерс. Кстати, необходимо подчеркнуть, что во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века случилось изменение классификации судов Кайзерлихе Марине – «буссарды», как и «швальбе», были переведены в малые крейсера (kleine Kreuzer). К 3 января 1900 г. корабль добрался до чилийских акватории и, нанося визиты вежливости в разные порты, 14 февраля пришел в конечную точку похода – Пуэрто-Монт.

Стоянка в том месте, столь нужная для отдыха экипажа, длилась 14, по окончании чего «Гайер» снова двинулся на север, поскольку западное побережье американского континента формально считалось одной из неизменно действующих станций германского флота.

9 июля, в то время, когда «Гайер» стоял в Акапулько, Петерс получил приказ Адмирал-штаба идти на соединение с Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой. Обстоятельством тому стало все более разгоравшееся восстание ихэтуаней в Китае. Через два дня корабль покинул мексиканский порт и направился на запад. Совершив по пути две остановки в Гонолулу и Иокогаме, 29 августа «Гайер» встретился с судами эскадры на рейде Чифу.

Первоначально крейсер оперировал в Чжи-лийском заливе и лишь в октябре в первый раз прибыл в Циндао, откуда 28-го ушел в Шанхай, где оставался до февраля 1901 года. После этого «Гайер» встал вверх по Янцзы до Чунцина, где поменял в качестве стационера «Буссард». Случилась и замена начальника – вместо Петерса руководство кораблем принял корветтен-капитан Герман Бауэр.

В первых числах Апреля крейсер покинул реку и 5-го пришел в Циндао. Но уже 29 апреля ему было нужно направиться к срединному побережью Китая для действий между Амоем и Сватоу. Пребывавший в том месте ранее в качестве стационера однотипный «Зееадлер» был отправлен к острову Яп для помощи выкинутому на берег пароходу «Мюнхен» компании NDL («Norddeutscher Lloyd»).

Обратно в Циндао «Гайер» возвратился 18 июля. По окончании восстания ихэтуаней отряд германских судов в составе флагмана эскадры броненосного крейсера «Фюрст Бисмарк», «Гайера», миноносцев S-91 и S-92 посетил японские гавани, Чифу и Порт-Артур. В сентябре на крейсер прибыл новый начальник корветтен-капитан Пауль Хильбранд.

Следующий год состоялся в аналогичной рутинной работе корабля-стационера. Так в апреле, «Гайер» вместе с малым крейсером «Швальбе» и канонерской лодкой «Лухс» пришел в Нинбо, где был на страже германских заинтересованностей на протяжении начавшихся очередных беспорядков. В сентябре Хильбран-да поменял корветтен-капитан Рудольф Бергер, ранее руководивший канонерской лодкой «Ягуар».

15 октября крейсер отправился в долгий вояж по портам Голландской Ост-Индии, на протяжении которого посетил кроме этого и Сингапур. Уже в феврале 1903 года Бергер покинул корабль, и на его место прибыл корветтен-капитан Георг Вут-ман, бывший начальник канонерской лодки «Лухс». Завершился поход 2 марта в Нагасаки, где крейсер стал в док для ремонта, что продолжался до 26 апреля.

В следующие месяцы «Гайер» продолжил посещение восточноазиатских портов, наряду с этим его формально вывели из состава Западно-Американской станции и приписали к Восточно-Азиатской крейсерской эскадре. В декабре на смену Вутману был назначен корветтен-капитан Эрнст фон Штудниц. По окончании начала русско-японской войны «Гайер» действовал, по большей части, в районе Чемульпо.

Он возвратился в Циндао в начале 1905 года и стал на ремонт на местной верфи, но весьма не так долго осталось ждать стало известно, что она не в состоянии совершить все нужные работы. Исходя из этого Адмиралштаб решил вернуть корабль в Германию. 14 января 1905 г., по окончании более чем семи лет работы на заграничных станциях, «Гайер» вышел в обратный путь.

16 марта он достиг берегов фатерлянда и 29-го был выведен из состава действующего флота.

В 1908-1909 гг. «Гайер» прошел капремонт и модернизацию на казенной верфи в Данциге. Но на активную работу крейсер возвратился лишь в апреле 1911 года, в то время, когда новый начальник корветтен-капитан Франц Хальм начал готовить корабль ко второму заграничному походу. Ему предстояло поменять на Восточно-Африканской станции небольшой крейсер «Шпербер», которому подошел срок возвращаться на родину.

2 мая «Гайер» покинул Данциг, за трое суток был укомплектован в Киле и 8-го вышел в плавание.

9 июля крейсер прибыл в Дар-эс-Салам, присоединившись к «Зееадлеру». Хальм успел совершить лишь непродолжительное плавание на протяжении побережья колонии, в то время, когда из-за начавшейся 25 сентября итало-турецкой войны был взят приказ направляться Средиземное море. Эта мера была вынужденной, поскольку Кайзерлихе Марине располагал в этом регионе лишь авизо «Лореляй», употреблявшимся в качестве стационера в Константинополе, а отправлять суда из Германии Адмиралштаб посчитал нецелесообразным из-за напряженного интернационального положения в связи с Агадирским кризисом.

По окончании ликвидации последствий пожара, произошедшего на протяжении погрузки угля в Дар-эс-Са-ламе, 2 октября «Гайер» вышел в море и 16 ноября прибыл в Пирей, где был с маленькими перерывами до января 1912 года. После этого его официально включили в состав Средиземноморской станции. Крейсер употреблялся в качестве наблюдателя за развитием обстановки в Трипо-литании, Палестине и недалеко от Красного моря.

Эта работа была прервана в первых числах Мая, в то время, когда корабль посетил остров Корфу, куда на яхте «Гогенцоллерн» прибыл для отдыха кайзер Вильгельм II. Крейсер удостоился визита императора, оставшегося довольным замеченным. С 17 июля по 30 сентября «Гайер» прошел ремонт на австрийской верфи в Триесте.

По окончании работ крейсер возвратился в турецкие воды восточного Средиземноморья. 31 января 1913 г., на протяжении погрузки угля в Хайфе, на корабле случился взрыв угольной пыли, наряду с этим погибло два члена экипажа. В мае на «Гайер» прибыл его последний начальник – корветтен-капитан Карл Грассхоф.

В первых числах Августа корабль прописали для принятие участия в интернациональной блокаде черногорского побережья вместо малого крейсера «Бреслау». Он прибыл к новому месту работы 11-го и оставался перед устьем реки Бояны до 14 октября, в то время, когда его оправили в Триест с целью проведения капремонта. По окончании работ 4 января 1914 г. корабль вывели из состава Средиземноморской станции и направили обратно на Восточно-Африканскую.

22 января в Адене произошла встреча с возвращавшимся к себе «Зееадлером», на смену которому и шел «Гайер». Потом началась простая станционная работы, в которой возможно выделить разве что проведение измерительных работ в гавани Танга.

6 мая 1914 г. приказом статс-секретаря по морским делам гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица ветхий корабль перевели в класс канонерских лодок (Kanonenboote), но так как в официальной истории участия германского флота в Первой мировой «Krieg zur See 1914-1918. Der Kreuzerkrieg in den auslandischen Gewassern», написанной будущим гросс-адмиралом Эрихом Редером, «Гайер» именуется малым крейсером, то такая классификация покинута и в тексте статьи.

Он оставался на станции впредь до прибытия в том направлении 5 июня малого крейсера «Кенигсберг». Спустя семь дней «Гайер» покинул Дар-эс-Салам и направился к берегам Новой Гвинеи на Австралийскую станцию, «пустовавшую» с того времени, в то время, когда в ноябре 1913 года однотипный «Кондор» отбыл на родину. В итоге, к началу Великой войны из всех «буссардов» один лишь «Гайер» оставался на активной работе, поскольку «Корморан» еще в мае стал на капремонт в Циндао.

Совершив по пути заходы в Маэ (Сейшельские о-ва), Коломбо и Сабанг, 25 июля «Гайер» прибыл в Сингапур для погрузки угля. Взяв в том месте сообщение об предъявлении Австро-Венгрией ультиматума Сербии, Грассхоф решил продолжить поход, избегая простых маршрутов, и 29-го оставил акваторию порта.

Крейсер скрытно проследовал Гаспарским проливом, и уже 1 августа в 08:30 утра через радиостанцию Батавии корветтен-капитан получил приказ Адмиралштаба перейти в подчинение командующему Восточно-Азиатской крейсерской эскадры адмиралу Максимилиану графу фон Шпее и направляться к острову Яп. В соответствии с приказу о мобилизации, начальнику «Гайера» предписывалось оборудовать вспомогательный крейсер из подходящего парохода и приступить к действиям на торговых маршрутах.

Через два дня радисты приняли сообщение о начале войны с Францией. В ночь на 5 августа был остановлен почтовый пароход, появлявшийся голландским «Хоутман». Его сразу же отпустили по окончании установления принадлежности, поскольку Грассхоф не желал портить отношения с голландцами, благосклонно-нейтральному отношению которых, он придавал большее значение.

Но те были «неблагодарными» и скоро передали по радио сообщение о задержании, так что сейчас крейсеру приходилось принимать во внимание с фактом собственного обнаружения.

В 5 утра 6 августа у острова Ямпеа в море Флорес произошла встреча с пароходом «Эльмсхорн» (1910 г., 4594 брт), принадлежавшим компании DADG («Deutsche-Australische Dampfschiffs-Geselschaft»). Скоро подошел второй пароход данной же компании – «Бохум» (1912 г., 6161 брт). На «Гайер» загрузили 300 тысячь киллограм угля с «Эльмсхорна», по окончании чего пароход был отпущен. «Бохум» Грассхоф покинул при себе в качестве угольщика, послав его предварительно на разведку к острову Пеленг у восточной части прибрежной полосы Целебеса.

По окончании встречи с голландским пароходом, корветтен-капитан решил не идти Макасарским проливом, а направился на северо-восток через пролив Бутон (между одноименным островом и Целебесом). Наряду с этим «Гайер» шел ходом не более 10-11 узлов, т.к. один из котлов всегда приходилось ремонтировать. 9-го в бухте Банкаланг (о-в Пеленг) произошла встреча с «Бохумом», с которого загрузили 67 тысячь киллограм угля.

Следующие два дня механики обоих судов усиленно ремонтировали автомобили и котлы крейсера.

По окончании работ «Гайер» и «Бохум» направились к острову Мелиель – самому южному из островов Палау. Но так как установить контакт с радиостанцией на Япе никак не получалось, то крейсер, по окончании визита Мелиеля, обычно на буксире у парохода, отправился на юг – в бухту Оффак на северо-западном побережье острова Вайгео, одного из наибольших Папуасских островов. Грассхоф собирался узнать по дороге хоть что-то о интернациональной обстановке [3].

19-го, уже пребывав в бухте, удалось связаться по радио с малым крейсером «Эмден», встреча с которым состоялась на следующий сутки в открытом море. Определив от его начальника фрегаттен-капитана Карла фон Мюллера новости и данные о интернациональной обстановке, Грассхоф, снова повел «Гайер» к островам Палау. В том месте 22 августа в гавани Малакал на острове Ангаур удалось загрузить уголь с парохода «Циндао» компании HAPAG (1900 г., 1865 брт).

На следующий сутки отряд из трех судов вышел в море и скоро повстречал уже привычный «Эльсхорн». Его корветтен-капитан послал в Манилу, «Бохум» – обратно на Ангуар для погрузки угля, а сам с «Циндао» отправился к архипелагу Бисмарка. 27-го отряд добрался до гавани Зееадлер на острове Манус (Адмиралтейские о-ва).

В том месте на «Гайер» загрузили еще 230 тысячь киллограм угля. Уйдя оттуда через два дня, германские суда зашли на остров Ной-Ганновер, где пополнили запасы пресной воды и после этого направились в Кавиенг (о. Ной-Мекленбург).

В том месте они пробыли два дня, стёрши с лица земли в гавани австралийскую шхуну, которая пришла в Кавиенг, еще не зная о начале войны. Грассхоф все еще не оставлял надежды соединиться с фон Шпее, исходя из этого направился к атоллу Маджуро (Маршалловы о-ва), где, как он предполагал, пребывала эскадра.

4 сентября отряд германских судов показался в гавани Лола острова Кусаие, самого восточного из Каролинских островов. В том месте же стоял на якоре английский пароход «Саутпорт» (1900 г., 3588 брт), укрывшийся от непогоды. Судно принадлежало компании «Ричардсон, Дак и Ко» из Торниби, было зафрахтовано для перевозки фосфатов из Науру в Германию, и на его борту кроме того не подозревали о начале войны.

Корветтен-капитан заявил пароход призом. Немцы не стали его топить, а лишь сломали механизмы и забрали уголь, воду и кое-какие припасы [4]. После этого «Гайер» и «Циндао» продолжили перемещение на восток и 11-го прибыли на Маджуро.

Но фон Шпее ушел оттуда еще 30 августа, покинув у атолла лишь принадлежащий NDL пароход «Локсун» (1902 г., 1657 брт), которому при случае предстояло стать снабженцем для запасных крейсеров «Принц Эйтель Фридрих» и «Корморан».

Корветен-капитан Грассхофф приказал перегрузить уголь с «Циндао» на «Локсун», и 16 сентября «Гайер» с новым угольщиком отправился к острову Румянцева. Так как участившиеся котлов и поломки машины, с позиций начальника, исключали возможность добраться до Циндао, Грассхофф решил идти к южноамериканскому побережью, дабы переоборудовать в том месте подходящее судно во вспомогательный крейсер.

Для осуществления этого замысла, с 17 по 20 сентября механики постарались в очередной раз отремонтировать силовую установку. 21 сентября «Гайер» и «Локсун» двинулись к Гавайским островам. Не обращая внимания на все ухищрения машинной команды, движение крейсера не превышал 8 узлов, поломки механизмов длились, и исходя из этого обычно приходилось идти под парусами либо на буксире у снабженца. 28-30 сентября германские суда сделали остановку на атолле Джонстона.

6 октября они состоялись в 70 милях к югу от острова Гавайи. В течение следующей семь дней Грассхоф крейсировал к востоку, пробуя нанести ущерб морской торговле соперника, но непрекращающиеся поломки котлов сделали это занятие тщетным. Тогда корветтен-капитан решил зайти в Гонолулу для ремонта.

15 октября «Гайер» и «Локсун» показались в Гонолулу, где к этому времени пребывало восемь германских торговых судов. Плавание продемонстрировало, что достигнуть побережья американского континента, вероятнее, не удастся из-за извечных неприятностей с машиной, дефицитом угля и пресной воды. Состояние организма команды очень сильно ухудшилось из-за неудовлетворительного питания и постоянного напряжения.

Вдобавок, 21 октября на рейде Гонолулу показался японский линкор «Хидзен», а 31-го – броненосный крейсер «Асама».

Все это время между дипломатическими ведомствами Германии, САСШ, японии и Великобритании велась очень оживленная переписка о судьбе «Гайера» и «Локсуна». Англичане, в первую очередь, "настойчиво попросили" при долгого нахождения крейсера в Гонолулу срочно его интернировать, а заодно «настучали» госдепартаменту САСШ, что «Локсун» есть судном снабжения германских боевых судов, поскольку он вышел из Манилы с 3120 тоннами угля на борту, а сейчас у него всего тысяча тысячь киллограм.

Вследствие этого, английский посол "настойчиво попросил" задержать пароход для разбирательства. Немцы, со своей стороны, первоначально попросили семь дней для ремонта «Гайера». Но местные инженеры, призванные для экспертизы, изучив 20 октября корабль, объявили, что ремонт протянется как минимум до 28-го.

После этого германский посол попросил добавить к данной дате еще десять дней. В итоге, американцы дали на ремонт «Гайера» 20 дней, начиная с 15 октября, объявив, что по окончании 6 ноября интернируют корабль.

Закончить ремонт к указанному сроку не удалось, исходя из этого 7 ноября начальник порта Гонолулу адмирал Мур прибыл на борт «Гайера» и сказал, что его команда и корабль с 12 часов дня объявляются правительством САСШ интернированными. Тогда же решилась и будущее «Локсуна», которого американцы признали судном снабжения, не обращая внимания на все последующие протесты германских дипломатов.

4 февраля 1917 г. американские власти перевели солидную часть команды крейсера на берег. Местная газета «The Pacific Commercial Advertiser», вышедшая на следующий сутки, разместила на первой странице снимок марширующих германских матросов под охраной американских солдат. Действительно, немцам удалось сделать корабль всецело негодным к работе, доломав совсем автомобили и выведя из строя котлы.

Затопление крейсера не имело смысла из-за малого глубины на месте стоянки. Дабы избежать потом насильственного захвата «Гайера», 16 марта Грассхоф официально спустил вымпел и флаг.

По окончании официального объявления 7 апреля 1917 г. Соединенными Штатами войны империи Гогенцоллернов, «Гайер» был захвачен американцами. 22 мая президент Вудро Вильсон подписал правительственное распоряжение №2624, официально передающее крейсер американскому флоту.

9 июня корабль был переименован в «Шурц», а после этого в «Карл Шурц» – в честь известного американского газетчика, сенатора, генерала армии Альянса времен гражданской войны, главы МВД и политического деятеля, появившегося в Германии. С громадными материальными затратами судно было отремонтировано, переоборудовано и 15 сентября официально было включено в состав U.S. Navy как канонерская лодка «Шурц» («Schurz»). Вместо 105-мм орудий были установлены четыре 127-мм.

Подверглось замене и личное оружие команды – вместо пистолетов Люггера и винтовок Маузера показались 72 винтовки Спрингфилда и 15 «кольтов» [5]. Ее первым начальником стал коммандер Артур Креншо. В американском флоте экипаж корабля складывался из 12 нижних чинов 185 и офицеров.

31 октября канонерка ушла из Пирл-Харбора, сопровождая 8-й дивизион подводных лодок в Сан-Диего (Калифорния), куда прибыла 12 ноября. В первых числах Декабря «Шурц» вместе с подводными лодками К-3, К-4, К-7, и К-8 начал переход на восточное побережье САСШ, пройдя в конце месяца Панамский канал. 4 января 1918 г., в то время, когда отряд был у побережья Гондураса, лодка была высвобождена от обязанностей конвоира.

Она доставила американского консула из Пуэрто-Кортеса в Омао (Гавайи) и обратно, по окончании чего направилась в Ки-Уэст. Оттуда корабль перешел в Новый Орлеан. 20 февраля коммандер Уильям Уэллс поменял уже кэп-тена Креншо на должности начальника.

19 марта лодка стала на ремонт в сухой док в Чарльстоне.

По окончании работ, 27 апреле канонерская лодка была назначена в Американский патрульный отряд (American Patrol Detachment), и в течение следующих двух месяцев занималась конвойной службой и патрулированием вдоль восточной части прибрежной полосы и в бассейне Карибского моря. 19 июня корабль отбыл из Нью-Йорка в Ки-Уэст. Через два дня, 21 июня, в 04:44 утра, в весьма сильный туман, в то время, когда «Шурц» пребывал в 10 милях к юго-западу от плавучего маяка у мыса Лукаут, он был протаранен танкером «Флорида».

Оба судна следовали без навигационных огней с целью не быть найденными германскими подлодками. В то время, когда же на танкере увидели канонерскую лодку, то включили сигнальные огни и дали четыре маленьких гудка. Но было уже поздно.

«Флорида» врезалась в правый борт «Шурца», смяв крыло мостика. Ее форштевень, пробив полностью угольный бункер №3 носового котельного отделения, вошел вглубь корпуса примерно на 3,5 м. Один из членов экипажа погиб, еще двенадцать было ранено. Видя, что спасти «Шурц» нереально, Уэллс разрешил приказ оставить корабль, отправив перед этим сигнал бедствия. Его услышал обнаруживший поблизости американский пароход «Сарамакка», возвращавшийся из Вест-Индии.

Он подобрал пребывавших в воде людей, а после этого передал их на танкер. Тем временем канлодка, на которой остался не спущенным один из парусов, дрейфовала и не тонула. По окончании того, как был подобран последний член экипажа, Уэллс обсудил со своим старпомом возможность попытки добраться на «Шурце» до мыса Лукаут. Но прежде, чем моряки смогли возвратиться на лодку, она легла на борт и скрылась под водой.

К этому времени с момента столкновения прошло три часа. После этого «Флорида» доставила экипаж канонерки в ближайший порт. Из перечней флота «Шурц» официально исключили 26 августа 1918 г.

Бывший «Гайер» затонул на глубине около 30 метров в точке с координатами 34°11′ с.ш. и 76°36′ з.д. Корпус корабля и сейчас лежит на морском дне, являясь популярным объектом для любителей дайвинга, но ему очень сильно досталось от любителей сувениров.

Напоследок – мало информации о начальниках «Гайера». Людвиг Брух и Георг Вутман дослужились до адмиралов Кайзерлихе Марине, а Герман Якобсен ушел в отставку полным адмиралом. Герман Бауэр В первую очередь Великой войны по 4 июля 1917 г. являлся командующим подводными лодками германского флота, первый адмиральский чин взял уже в Рейхсмарине и окончил карьеру в чине полного адмирала во второй половине 20-ых годов двадцатого века.

Кроме этого хорошая карьера имела возможность бы сложиться и у Эрнеста фон Штудница, что в 1906 г. принял чин фрегаттен-капитана и был назначен на пост главы Рабочей группы по опробованиям кораблей ВМФ, но в следующем году погиб от перетонита в возрасте 45 лет. Адмиралом, лишь уже Кригсмарине, стал его сын – также Эрнест. Но и он скончался по естественным обстоятельствам в первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда ему, как и отцу было 45 лет.

Необходимо подчеркнуть еще один занимательный момент. В апреле 1911 г., в то время, когда «Гайер» подготовился к собственному второму заграничному походу, на его борт для предстоящего прохождения работы в качестве торпедного и вахтенного офицеров прибыли обер-лейтенант-цур-зее Ганс лейтенант и Вальтер-цур-зее Хайно фон Хаймбург. В годы Великой войны они вошли в число лучших германских асов-подводников, взяв в 1917 г. верховный прусский орден «Пур ле Мерит». Оба офицера продолжили работу в Рейхсмарине, а после этого и Кригсмарине.

Вальтер окончил карьеру адмиралом, а фон Хаймбург – адмиралом.

Капитаны корабля

Германия: капитан-лейтенант Людвиг Брух (10.1895 – 21.1.1896), корветтен-капитан Герман Якобсен (12.1897 – 11.1899), корветтен-капитан Вильгельм Петерс (11.1899 – 02.1901), корветтен-капитан Герман Бауэр (02.-09.1901), корветтен-капитан Пауль Хильбранд (09.1901 – 09.1902), кор-веттен-капитан Рудольф Бергер (09.1902 – 02.1903), корветтен-капитан Георг Вутман (02.-12.1903), корветтен-капитан Эрнст фон Штудниц (12.1903 – 03.1905), корветтен-капитан Франц Хальм (04.1911 – 05.1913), корветтен-капитан Карл Грассхофф (05.1913 – 03.1917);

САСШ: коммандер/кэптен Артур Креншо (09.1917 – 02.1918), коммандер Уильям Уэллс (02.-06.1918).

Литература

  • • The American Journal of International Law. – American Society of International Law, Vol.9, № 3, Jun.1915.
  • • Conway s all the World Fighting Ships 1860-1905. – London: Conway Maritime Press, 1979.
  • • Groener E. Die deutsche Kriegsschiffe 1815-1945. Bd.1. – Bonn: Bernard und Graefe Verlag, 1983.
  • • Hildebrand H.H., Rohr A., Steinmetz H.-O. Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. – Hamburg: Koehlers Verlag, 1999. Raeder E. Krieg zur See 1914-1918. Der Kreuzerkrieg in den aus-landischen Gewassern. Bd.2. – Berlin: E.S.Mittler & Sohn, 1923.
  • • von Wiechmann G. Die preussisch-deutsche Marine in Lateinamerika 1866-1914: eine Studie deutscher Kanonenbootpolitik. – Oldenburg, 2000.
  • • Wislicenus G. Deutschlands Seemacht. – Leipzig: Verlag von Friedrich Wilhelm Grunow, 1896.
  • • Материалы сети Internet.

Создатель высказывает признательность Игорю Манакову (Воронеж), Дмитрию Пескину (Германия), Рейнхарду Крамеру (Reinhard Kramer, Германия) и Норберту Шюльцке (Norbert Schuelzke, Германия) за предоставленные помощь и материалы в работе.

  1. Нужно подчернуть, что в последующем все крейсера IV класса германского флота носили «птичьи» наименования.
  2. Эти справочника Грёнера противоречат чертежам «Кондора», где указаны винты диаметром 3500 мм. Быть может, трансформации случились в ходе постройки.
  3. 12 августа радиостанция на острове Яп была стёрта с лица земли британцами.
  4. Английские моряки сумели отремонтировать машину, и 18 сентября «Саутпорт» покинул Кусаие. Через 12 дней он добрался до Австралии, и тогда союзники определили о нахождении «Гайера» в тихоокеанских водах.
  5. Согласно другим сведениям, перевооружение случилось позднее, в то время, когда «Шурц» пребывал в сухом доке в Чарльстоне.

источник: Виктор Галыня «Крейсер «Гайер»» «Арсенал-Коллекция» № 4 2014

Черные бушлаты. Юрий Акиничев

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: