Кордовая модель самолета с двумя электродвигателями

      Комментарии к записи Кордовая модель самолета с двумя электродвигателями отключены

Кордовая модель самолета с двумя электродвигателями

Растет число приверженцев моделей с электроприводом и у нас. Более всего завлекают их самые доступные в изготовлении и простые в эксплуатации кордовые модели самолета с внешним едой. Сейчас создано достаточно большое количество таких моделей — среди них кордовые «учебки», кордовые «пилотажки» а также кордовые скоростные.

Очевидно, громаднейшей популярностью у моделистов пользуются электропилотажки. И это ясно — небольшие габариты и высокая мощность современных электродвигателей разрешают создавать модели, талантливые делать фактически целый комплекс пикотажа. в издании «Моделист-конструктор» № 6 за 2002 год уже рассказывалось о кордовой пилотажной модели с парой электродвигателей типа ДК-5-19 не через чур большой мощности.

Ее полеты продемонстрировали, что применение двухмоторной схемы дало не только удвоение мощности силовой установки и повышение скорости модели, что разрешало выполнять полеты на кордах большей длины.

Основное, что наряду с этим значительно изменилась аэродинамика злектропилотажки — улучшился обдув крыла и закрылка, что повысило подъемную силу на малых скоростях полета, и обдув стабилизатора, что благоприятно сказалось на маневренных качествах модели.

Перспективность выбранной схемы побудила создать на ее базе новый, улучшенный вариант двухмоторной модели, в конструкции которой уже нет недоработок и тех недостатков, каковые неизбежно имелись в первом варианте пилотажного злектролета.

В первую очередь, была улучшена аэродинамика модели: мидель фюзеляжа был уменьшен, крыло взяло эллиптические законцовки, повышающие его аэродинамическое уровень качества, и новые закрылки. закрылки и Рули высоты сделаны цельнобальзовыми, что упростило конструкцию.

Были модернизированы и электродвигатели — для них подобраны миниатюрные новые и шариковые подшипники графитовые .щетки коллектора, и улучшены условия охлаждения якоря за счет громадных окон в задней стенках и передней двигателя.

Все это разрешило подавать на моторы повышенное напряжение и, как следствие, расширить их мощность и частоту вращения воздушных винтов. И еще одна конструкторская находка, разрешившая значительно улучшить пилотажные особенности модели.

Как мы знаем, при полете кордовой «электрички» маленькой массы с маломощной силовой установкой (очевидно, если сравнивать с двигателями внутреннего сгорания!) значительно чаще не обеспечивается нужный натяг корд, что не разрешает модели делать самые эффектные фигуры пилотажа в верхней полусфере.

Когда-то в издании «Моделист-конструктор» в одной из статей известного авиамоделиста мастера спорта В.Тихомирова предлагался несложный метод повышения натяжения корд за счет установки вертикально расположенной аэродинамической поверхности, по своим функциям напоминающей киль яхты — сила, появляющаяся на ней, была направлена «из круга», что разрешало с уверенностью пилотировать модель в верхней полусфере кроме того на относительно маленьких скоростях.

Единственное «но» — оснастить таким «килем» готовую модель фактически нереально— это влекло за собой через чур много переделок. Да и дополнение, честно говоря, не украшало модель. Предлагаемый способ повышения натяжения корд — в установке на внешнем крыле модели воздушного винта-ротора, как зто продемонстрировано на одном из чертежей.

При полете пилотажки ротор, установленный под маленьким углом к направлению воздушного потока, начинает авторотировать. По сути, совокупность начала напоминать летящий на боку автожир. Аэродинамическая сила, появляющаяся при авторотации ротора и направленная «из круга», в достаточной степени увеличивает натяжение корд.

А пропеллер, сделанный из бесцветного оргстекла, при вращении фактически не виден, и его присутствие на модели не воздействует на зрительное восприятие пилотажа. Итак, кордовая электропилотажка. Модель спроектирована по схеме низкоплана с крылом симметричного профиля.

Конструкция выполнена с применением бальзы, сосны и липы.

Фюзеляж модели собран из четырех стенок (бальзовые пластины толщиной 1,5 мм) и шести шпангоутов (2-мм бальзовые пластины). Стыки нижней стены с боковыми усилены стрингерами — липовыми рейками сечением 2×2 мм. Чисто технологически фюзеляж целесообразно собирать так, как будто бы на нем нет паза под крыло на участке между вторым и третьим шпангоутами.

Вырезать его эргономичнее по окончании отверждения эпоксидного клея; потом перед третьим шпангоутом направляться закрепить липовую бобышку с заклеенной в ней гайкой с резьбой МЗ (в нее вворачивается болтик крепления крыла к фюзеляжу), по окончании чего бальзовой полосой толщиной 1,5 мм окантовать ложемент крыла.

Спереди крыло фиксируется в фюзеляже посредством 5-мм букового штыря — при стыковке он вводится в отверстие в липовой накладке, вклеенной перед вторым шпангоутом фюзеляжа. Склеенный фюзеляж вышкурен, покрыт нитрогрунтом и окрашен автозмалью. Фонарь «летчика» отштампован из заготовки, вырезанной из стены пластиковой бутылки голубоватого цвета. Киль несъемный, выпилен из 3-мм бальзовой пластины и «намертво» заклеен в хвостовой части фюзеляжа.

Передний обтекатель носовой части вырезан из бальзы.

Горизонтальное оперение наборной конструкции склеено из бальзовых и липовых заготовок. Сборка стабилизатора произведена на доске-стапеле. Склеенный стабилизатор вышкурен, спрофилирован и обтянут узкой цветной лавсановой пленкой на клее БФ-6.

Рули высоты вырезаны из бальзовых пластин, на стабилизатор они навешены на петлях, сделанных из капроновой тесьмы. Крыло электропилотажки наборное, обшивка— из цветной лавсановой пленки. Профиль крыла симметричный, типа Як-55 (модифицированный, с утолщенной задней кромкой) с относительной толщиной 16 процентов — таковой более всего подходит для пилотажных моделей, потому, что имеет хорошие несущие особенности и снабжает модели мягкий и плавный темперамент сваливания, упрощающий ее пилотирование.

Крыло собрано по классической модельной разработке — на доске-стапеле был закреплен защищенный полиэтиленовой пленкой лист чертежной бумаги с плановой проекцией крыла и на протяжении задней кромок и передней установлены две ровные рейки. Сперва на стапеле посредством булавок и прищепок фиксировались передняя и задняя кромки крыла и нижняя полка лонжерона, после этого бальзовые нервюры, по окончании чего стыки заполнялись легко разжиженным ацетоном эпоксидным клеем.

Следующий этап сборки — установка верхней полки зашивок и лонжерона из 1-мм бальзы между нервюрами в местах стыка крыла и фюзеляжа, и крыла и мотогондол. У концевого шпангоута правой консоли закреплен свинцовый груз массой около 15 г. Качалка управления вырезана из легкого и прочного изоляционного материала — стеклотекстолита толщиной 3 мм.

Качалка установлена в коробе, склеенном из липовых реек, а тот— в нише между лонжеронами, между первой и второй нервюрами. Закрылки — цельнобальзовые, на крыло они навешены посредством петель, сделанных из капроновой тесьмы.

Шасси модели является рессорой , вырезанную из листового алюминиевого сплава В-95 толщиной 2,5 мм. Колеса шасси — пенопластовые, их диаметр 25 мм при ширине 10 мм; втулка колеса сделана из стержня гелевой шариковой ручки. Шина — пара витков тёмной виниловой изоляционной ленты.

Крепление колес к рессоре — болтиками с резьбой М2,5 и соответствующими гайками. К крылу шасси прикреплено двумя винтами-саморезами — в центре крыла для этого вклеен липовый брусок.

Мотогондолы отформованы из стеклоткани и эпоксидного клея. Наряду с этим употреблялась болванка из парафина — по окончании полимеризации смолы парафин вытапливался из выклейки посредством простого фена. Обработанная и подогнанная к крылу оболочка мотогондолы была приклеена к крылу эпоксидной смолой.

Электродвигатели ДК-5-19 доработаны — на них увеличены окна охлаждения, установлены миниатюрные графитовые щётки и шариковые подшипники. На модели двигатели соединены параллельно и подключены к токоведущим кордам посредством многожильного провода сечением 0,25 мм2 с применением пайки. Всецело подготовленное крыло обтянуто узкой цветной лавсановой пленкой на клее БФ-6.

Воздушные винты диаметром 150 мм при шаге 150 мм вырезаны из легкой липы по типу стандартных пластиковых винтов, использующихся на кордовых скоростных моделях. В принципе, на модели возможно применять двигатели, вращающиеся в одну сторону, но для пилотажки более удачны винтомоторные установки со встречным вращением воздушных винтов, у которых гироскопический момент взаимно уничтожается, что усиливает ее маневренность.

Но наряду с этим и воздушные винты должны быть зеркально-симметричными. Питание электродвигателей осуществляется от двух соединенных последовательно мотоциклетных 12-вольтных аккумуляторная батарей, находящихся в маленьком школьном ранце.

На ручке управления моделью, в верхней ее части установлен тумблер включения двигателя. Батарея аккумуляторная батарей подключается посредством двухжильного разъёма и шнура и через тумблер к токоведущим кордам. Доводка воздушных винтов свелась к подрезке лопастей с опробованиями винтомоторных установок моделей по окончании каждой операции.

Дабы замерить величину тяги, модель подвешивалась на резиновой нити пропеллерами вниз. Запуская наряду с этим поочередно левый и правый двигатели, оценивалась величина тяги каждого из них. По окончании окончательной доводки винты были отбалансированы и покрыты лаком.

Пара слов о конструкции винта-ротора, служащего для повышения натяжения корд.

Он складывается из центральной втулки, сделанной из фторопласта, и пары лопастей из прозрачного оргстекла. Лопасти закреплены на втулке посредством шарниров — они помогают чтобы появляющийся на роторе кренящий момент не передавался на конструкцию модели.

Ротор шарнирно закреплен на кронштейне из листового дюралюминия, а тот — на законцовке внешнего крыла так, дабы ось ротора была отклонена от оси лонжерона крыла на угол 5 градусов. При монтаже ротора на модели кронштейн сперва закреплялся только одним винтом, второй устанавливался по окончании испытательных полетов, в ходе которых подбирался оптимальный угол установки ротора.

Верно установленный винт-ротор при полете электропилотажки деятельно авторотирует, и наряду с этим ощутимо возрастает натяжение корд.

(Создатель: И.СОРОКИН)

О кордовой авиамодели-копии с электродвигателем

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: