Корабль-черепаха кобуксон

      Комментарии к записи Корабль-черепаха кобуксон отключены

Аннотация: Ровно 517 лет назад, 26 октября 1598 года, непобедимый корейский адмирал И Сунcин в сражении при Мённяне (она же — битва при Мёнряне, она же — сражение при Норянчжине, она же — битва в проливе Норян) в первый раз применил против японских агрессоров суда нового типа называющиеся кобуксон. Ниже приводится статья А. М. Пастухова, в которой создатель поднимает вопрос, чем были в действительности легендарные корейские суда-броненосцы – кобуксоны, прославившиеся благодаря деятельности адмирала и корейского «военачальника» И Сунсина в годы Имджинской войны 1592-1598 гг. Статья написана с привлечением корейских материалов и документов, ранее фактически не употреблявшихся отечественными историками.
От автора

Настоящий обзор источников и литературы (как нарративных, так и изобразительных) по вопросу корейских боевых судов кобуксон есть компиляцией последовательности высказываний автора, сделанных в различное время, в различных местах и по различным предлогам. Вследствие этого нельзя сказать, что это – шепетильно совершённое научное изучение.

Более того, хотелось бы подчернуть, что все использованные в тексте переводы с китайского языка сделаны автором «с страницы» и являются рабочими, что подразумевают возможность их уточнений при возобновлении работы автора над данной темой. Датировки оставляются «как имеется» по лунному календарю – уточняется лишь год. Вся иероглифическая часть опускается, как не актуальная для большинства читателей, что, в полной мере конечно, снижает научную сокровище статьи, делая ее научно-популярным изложением исторических фактов.

Кобуксон – миф либо действительность?

Последнее время довольно часто появляются «сомнения» приверженцев всевозможных «других» направлений истории (правильнее, фриков и шарлатанов) в действительности существования корейских кораблей ВМФ, именуемых в источниках кобуксон либо квисон – «корабль-черепаха». Главным «доводом» этих людей делается неприятность бронирования корабля в XVI в. – тут же постулируется невозможность как производства нужного для этих целей количества металла, так и невозможность снабдить древесные суда хоть какой-либо важной железной броней.

Мы не будем отвлекаться на полемику с заведомо антинаучными построениями и попытаемся все, что известно об этих судах по историческим источникам – хроникам, изображениям периода и дневникам флотоводцев, в то время, когда кобуксоны были прекрасно привычной армейским морякам действительностью.

Обзор источников

Нами были привлечены следующие источники – корейская хроника семейства И (1392-1910) «Иджо силлок», сборник докладов И Сунсина, ежедневник И Сунсина, ежедневник племянника адмирала, сопровождавшего его в битвах – И Буна, ежедневник корейского полководца Син Ню (1658), собрание документов из архива И Сунсина «И Чхунму-гон чонсо» (1795), изучения современных отечественных, корейских, американских и европейских ученых.

Кобкусоны в отечественной научной литературе

Одним из первых описаний кобуксонов было описание, сделанное в 1960-х годах отечественным исследователем-корееведа И.И. Хваном, включенное в состав т. 6 десятитомной детской энциклопедии. Но сейчас оно выяснилось недоступным. Вследствие этого провожу описания кобуксона, сделанные 3 большими отечественными корееведами – Ю.В.

Ваниным, М.Н. Паком и М.В. Воробьевым.

Наряду с этим направляться подчернуть, что ни один из них не специализируется на военной истории Кореи.

Ванин Ю.В. «развитие экономики Кореи в XVII-XVIII столетиях», М, «Наука», 1968, с. 94-95 – о кобуксонах:

Еще в конце XVI в. войны и герой адмирал Ли Сун Син усовершенствовал подвижное военное судно, названное кобуксон («судно-черепаха»).
Это был громадной корабль, покрытый особенным железным навесом, предохранявшим экипаж от вражеского обстрела. Острые шипы не давали возможности забрать его на абордаж. Шнобель корабля был приспособлен для тарана.

По бокам судна имелось 22 амбразуры для пушек и устанавливалось по 10 весел, что делало корабль относительно быстроходным. Кобуксон Ли Сун Сина сыграл огромную роль в разгроме японского флота в годы Имчжинской войны.
Строительство кобуксонов не прекращалось и в последующие годы, но в ограниченных размерах. В 1716 г., к примеру, во всех провинциях Кореи имелось 121 простое военное судно и 5 кобуксонов (см. «Сборник материалов по истории экономики Кореи в конце феодального периода», т. I, 1961, с. 16). В 1791 г. командующий флотом западной части провинции Кёнсан просил разрешения переделать в кобуксоны часть громоздких судов с надстройкой («судно-башня»), каковые, он утвержает, что были более тихоходны, чем кобуксоны (см. в том месте же, с. 45-46).
В начале XIX в. в Корее насчитывалось 17 кобуксонов. К этому времени в их устройстве случились кое-какие трансформации. Судно стало больше по размерам, возросло число пушек и вёсел (см.

Ли Хон Чжик «Громадный словарь отечественной истории», т. I, Сеул, 1962, стр. 51).

«История Африки и стран Азии в Средние Века», М, изд-во МГУ, 1968, гл. 3 «Корея в позднее средневековье», создатель М.Н. Пак, с. 386 – о кобуксонах:

Особенно громадное значение имело введение в строй бронированных судов – «черепах» (кобуксон)1. Превосходство в конструкции судов, продуманная тактика морского боя, использование дымовой военных и маскировки хитростей обеспечили победы корейского флота.
1. Это был вместительный (80 человек команды) 20-весельный двухпалубный корабль, окованный сверху и с боков полосовым железом с выступающими остроконечными прутьями, мешавшими высадке соперника на верхнюю палубу. Последовательность отверстий в бортовой, носовой и кормовой частях был приспособлен для создания и ведения огня дымовой завесы. По внешнему виду корабль напоминал черепаху.

Воробьев М. В. «Очерки истории Кореи», СПб, «Петербургское востоковедение», 2002, с. 122-123 – о кобуксонах:

В 1413 г. Так Син выстроил необычный «броненосец» (кобуксон). Он был усовершенствован Ли Сунсином в 1592 г. Дно корабля было обшито десятью железными страницами. Корабль-черепаха (его шнобель был оформлен в виде головы черепахи) достигал в длину примерно двадцать метров., в ширину в носовой части – 3,6 м, по корме 3 м. Обшивка корабля с каждой стороны составляла 7 страниц, неспециализированная высота 2,2 м, толшина 12 см.

Надводная носовая часть закрывалась четырьмя щитами высотой 1,2 м, а кормовая часть – семью щитами высотой 2,3 м. Борта двух дек прикрывались особенными щитами. Верхняя палуба скрывала внутренность корабля. Железные пики для захвата были замаскированы.

Корабль имел возможность начать стрелять из 72 амбразур в один момент. Носовая часть имела таран в виде головы черепахи длиной 1,3 м. Пользуясь горючей смесью фосфора и селитры, из ее пасти производили дым и огонь, наводящий кошмар на неприятелей и помогавший морякам дымовой завесой. В корабль делился на две палубы.

В нижней было 12 кают: в двух хранились металлические изделия, в трех – луки, пики и мечи, в остальных размещался экипаж. С каждого борта на корабле было по десять весел. Скорость корабля (на веслах и под парусами) превышала скорость вторых судов.

Он был весьма устойчив на воде, что содействовало меткости стрельбы, имел малого осадку, разрешавшую ему плавать по мелководью. В первый раз кобуксон принимал участие в бою в первых числах Июня 1592 г. у Сачена (sic!), протаранил громадной корабль с многоярусной башней и вел орудийный обстрел.

направляться подчернуть, что описание, приведенное в книге М. В. Воробьева, не обращая внимания на кажущуюся детальность, есть далеко не лучшим.

Изображения кобуксона XVIII-XIX вв.

До наших дней не дошло ни одного аутентичного изображения кобуксона XV-XVII вв. Все отечественные представления о нем происходят из изображений, приведенных в собрании документов из архива И Сунсина «И Чхунму-гон чонсо», размещённых в Корее в 1795 г. по повелению правителя Чонджо, прилагавшего громадные упрочнения чтобы сохранить в корейцах волю к сопротивлению зарубежным посягательствам и стремившегося всеми силами укрепить флот и армию.

Но направляться подчернуть, что изображения из этого сборника не смогут быть признанными аутентичными и, вероятнее, отражают реалии второй половины XVIII в. Помимо этого, существует последовательность изображений кобуксона на предметах мастерства XIX в. – в частности, ширмах с изображениями батальных сцен Имджинской войны. Аутентичность данной иконографической традиции несомненна, но она восходит собственными корнями к вышеупомянутому собранию документов из архива И Сунсина.

Корабль-черепаха кобуксон
Рис. 1. Цветное изображение однопалубного кобуксона по «И Чхунму-гон чонсо»

Рис. 2. Это же изображение совместно со страницей текста «И Чхунму-гон чонсо»

Рис. 3. Изображение на корейской ширме 1880-х годов

Кобуксон – упоминания и конструкция в документах

Кобуксоны, не смотря на бытующую точку зрения, не были изобретением корейского адмирала И Сунсина, и употреблялись отнюдь не только на протяжении войны с японцами в 1592-1598 годах. Первые кобуксоны показались в начале правления семейства И, и конструктором, создавшим данный корабль, хроника именует корабельного мастера Тхак Сина. Суда изначально предназначались для размещения огнестрельного оружия, разрабатываемого корейским конструктором Чхве Мусоном и его сыном.

Самое первое упоминание кобуксона в «Иджо силлок» помещено под 1413 г. и очень лапидарно:

Правитель, прибыв в Ёмджиндо, следил за боем кобуксонов с японскими судами.

Если судить по тому, что кобуксоны сражались с японцами в настоящем бою, и для наблюдения за битвой прибыл правитель Тхэджон, это был далеко не первый боевой поход судов для того чтобы типа – на экспериментальный бой правителя не пригласили бы, опасаясь оконфузиться.
Одно из первых сообщений о применении кобуксонов (1415) дает описание преимуществ от его применения:

В-шестых, применение кобуксона разрешает решительно атаковать многочисленных врагов, каковые не смогут причинить никакого вреда. Возможно сообщить, это надёжный способ достигнуть победы. В будущем, строго приказав искусно изготовить [корабли], подготовим средства для [решительной] победы.

Примечательно, что описания кобуксона и в этом, втором по счету, случае упоминания корабля-черепахи, нет – по всей видимости, его отлично воображали себе все, кому предназначалась эта информация.

Единственное место в «Иджо силлок», где хоть что-то говорится о конструкции корпуса кобуксона, датировано 21-м днем 2-го месяца 16 года правления правителя Ёнджо (1751):

Ённамский[1] кюнсеса[2] Пак Мунсу доложил: «Я, подданный, свидетельствую о подробностях устройства кораблей ВМФ типа кобуксон – в большинстве случаев, боевые суда изменяются с течением времени. Возрастает размер корпуса, в произвольных условиях руководить им делается затруднительно. Так и с «судами-черепахами».

Изначально они, как суда мэнчун[3], сверху были прикрыты толстыми досками[4] для защиты от стрел и камней. И мне, подданному, нужно посмотреть в записки И Сунсина, Князя Верного и Воинственного[5]. В большинстве случаев, слева и справа у «корабля-черепахи» [было] по 6 портов для огнестрельного оружия[6]. На данный момент делают по 8 портов.

Видно, что «корабль-черепаха» больше, чем был ранее. Так что и он не имел возможности не измениться».

Последним случаем упоминания кобуксонов в «Иджо силлок» есть запись за 17-й сутки 6-го месяца 4-года правления правителя Коджона (1867) – в провинции Чолла еще оставался 1 кобуксон. На протяжении заседания было доложено о том, что

«войска в лагере Чхонсанджин управления Чиндобу находятся по событиям, 1 кобуксон из Карипхо требует на содержание 2190 нян[7]».

Согласно данным финиша XVIII в. существовало 2 различных типа кобуксонов – тхондже ён квисон[8] и Чолла чва суён квисон[9].

Рис. 4. Двухпалубный кобуксон

Рис. 5. Однопалубный кобуксон[10]

На этом изображении возможно легко отыскать 10 амбразур и 2 люка на борту корабля и в защитном куполе над палубой, каковые упомянуты в описании, приведенном у М.В. Воробьева. Соответственно, 22 порта и 12 люков, как пишут сами корейцы, возможно общим числом люков и портов, а не количество на борт.

Рис. 6. Современная сравнительная реконструкция внутреннего сечения двухпалубного и однопалубного кобуксонов

Рис. 7. Современная корейская реконструкция кобуксона
На реконструкции легко находятся 12 люков и 22 амбразуры для стрельбы из легкого огнестрельного оружия – надпись «люки» (мун – букв. «дверей») на рисунке обведена, надпись «амбразуры» (чхонпхохёль) выделена.

Рис. 8. Современная корейская реконструкция кобуксона в разрезе

Рис. 9. Основной боевой корабль корейского флота – пханоксон

Размерения корабля типа пханоксон:
Протяженность – 90 чхок[11]
Ширина – 18 чхок 4 чхон[12]
Высота – 11 чхок 3 чхон

Рис. 10. Современная корейская сравнительная реконструкция сечений корабля пханоксон (справа) и кобуксон (слева)

Рис. 11. Действующая реконструкция кобуксона, сделанная корейцами (слева)
Конечно, каждая реконструкция – это допущение. Однако, реконструкция кобуксона, сделанная корейцами, в полной мере может самостоятельно передвигаться по воде.

Мысль армейского корабля с закрытой верхней палубой не исчерпывалась судами типа кобуксон – к примеру, сохранился занимательный эскиз проекта корабля, предложенного к производству в 1747 г. армейскими моряками провинции Чолладо.

В производстве судов этого типа было отказано только по экономическим соображениям.

Рис. 12. Эскиз проекта корабля, предложенного к производству в 1747 г. армейскими моряками провинции Чолладо

Имел ли кобуксон железный броневой пояс и броневую палубу?

Вопрос о характере «бронезащиты» из дешёвых источников неясен. Сложно назвать броней шестиугольные пластины металла с укрепленным на них острием. В соответствии с ежедневнику И Сунсина, палубы и металлического бронирования бортов не было:

В условиях надвигающейся угрозы японского вторжения я выстроил корабль-черепаху, на носу которого была установлена голова дракона, через пасть которого возможно было стрелять из пушки, по всей поверхности панциря черепахи (палубы — прим. А) рассыпаны металлические острия (букв. клювы — прим. А), из под которой команда имела возможность видеть то, что происходит снаружи, а снаружи не было возможности заметить то, что происходит в. Данный корабль имел возможность ворваться в размещение сотен вражеских судов, нанося им тяжелые повреждения, стреляя из пушек

направляться подчернуть, что И Сунсин есть самый авторитетным источником сведений по этому вопросу – лучше него данный вопрос имел возможность знать лишь На Дэён, погибший в одном из боев с японцами.

В приводившемся тексте «Иджо силлок» 1751 года было упоминание, что борта и «черепаший панцирь» были изготовлены из хупхан, что возможно переведено и как «толстая пластина», и как «толстая доска». Вероятнее, имеется в виду как раз второе значение. Но направляться подчернуть, что, не смотря на то, что железное бронирование не являлось необходимостью для судов XVI-XVIII столетий, мысль аналогичной защиты, что именуется, «витала в воздухе». Вот что пишет об данной идее американский исследователь С. Тёрнбулл:

В 1578 г. он (Нобунага – прим. авт.) предпринял строительство нескольких так называемых «металлических судов», надводная часть которых была частично обшита металлическими страницами. Они были 22 метра в длину и 13 (sic!) метров шириной, и любой был вооружен «пушкой». Под «пушкой», возможно, имелся в виду фитильный мушкет большого калибра.

Отомо Сорин взял в качестве подарка две португальские пушки в 1551 г., но их выяснилось тяжело скопировать. Громадные мушкеты, именовавшиеся «стенными винтовками», достигали в длину трех метров, но на море они не могли обширно употребляться, потому, что «металлические суда» имели значительные технические недочёты. Они имели возможность противостоять пиратскому флоту, но, в то время, когда их атаковали корабли Мори, один из них был взят на абордаж и перевернулся. Однако, эти тяжелые и тихоходные суда помогли разбить флот Мори[13]

Но о железном бронировании кобуксона кроме того данный создатель, известный своим достаточно свободным обращением с материалом, пишет с крайней долей неопределенности:

По сохранившимся описаниям возможно вернуть внешний вид аналогичного судна. Оно было около 30 метров в длину и 10 метров в ширину, приводилось в перемещение при помощи вёсел и паруса.

На носу оно имело резную драконью голову, а панцирь черепахи воображал собой округлую дощатую крышу, всецело закрывавшую палубу, что затрудняло воздействие вражеской абордажной команды, и давало защиту пушкарям, чьи пушки выглядывали из портов по обоим бортам судна Пушки, которыми оснащались суда-черепахи, были около метра длиной, стреляли они картечью либо дротиками с металлическими наконечниками. По вражеским судам имели возможность кроме этого производить горящие стрелы Учитывая, что на каждом корабле имелось до сорока и более пушек, они вправду были прекрасно вооружены, но более всего суда-черепахи примечательны собственной броней.

В то время, когда корабль вступал в бой, мачта убиралась под палубу; Для защиты от вражеских абордажных команд «панцирь» был усеян металлическими шипами, запрятанными под пучками соломы. Кое-какие описания идут еще дальше, утверждая, что «панцирь» был обшит металлическими страницами. Это тяжело проверить, но, независимо от наличия металлических пластин, корабль-черепаха превосходил все, что имелось тогда у японцев, равно как и боевая тактика адмирала Ли превосходила японскую[14].

Но, как узнается из источников, железное бронирование боевых судов в XVI-XVII столетиях не было нужным – к примеру, корейский полководец Син Ню так пишет о русских судах-дощаниках, с которыми он встретился в сражении на Амуре 10 июля 1658 г.:

Утро 6-го дня. Некое время шел ливень.

Одна баба из лесных дикарей побывала в плену у неприятелей. За нее заплатили выкуп и высвободили. Дацзян[15] расспрашивал ее о положении у неприятелей. Она сказала нам: «Неприятели имеют 13-14 судов новой постройки, больших.

На каждом корабле имеется надстройка, в которой живут солдаты и матросы. Между собой хвастаются и говорят, что громадно ли отечественное войско, либо мало – дескать, как встретимся, то боя не избежать».

Утро 10-го дня. Вечером моросило.

Если бы, отбив сошедших с судов неприятелей, мы разом подожгли бы вражеские суда, то никто бы из неприятелей не остался бы в живых, а у нас не было бы утрат. Но дацзян пожалел жечь добро, находящееся на их судах, и исходя из этого поступил таковой бездушный приказ. Мы весьма пожалели об этом.

Из 11 вражеских судов 7 сгорели, 4 остались. А все вследствие того что дацзян пожалел жечь нагруженное на них добро. Мы не отлично совершили огневую атаку, а, потому, что уже смеркалось, повторить наступление мы не смогли.

12-й сутки. Моросит. Дует сильный ветер. Все еще стоим на месте битвы.

День назад покинул отечественный мир взявший в сражении тяжелую рану И Чхунъин из Онсона[16]. Сейчас продолжаем стоять на месте сражения. Передают, что пара дикарей перессорились по поводу собственных подвигов, поскольку призы задерживаются.

Вражеские суда большие. В передней части палубы сделана надстройка из досок. Надстройка перекрыта широкими досками вместо стропил и перекрыта переплетенными стволами маленьких деревьев, каковые покрыты сверху берестой и сверху промазаны глиной. Все это покрыто толстыми досками. Кроме того дом на равнине крепостью с ним не сравниться.

Доски изготовлены из цельных бревен и, как думается, весьма прочны. Кроме того в случае если стрелять из хунъи пао[17] – да и то, разбить тяжело. И вдобавок надстройка сверху окружена прочными дощатыми щитами и если бы они спрятались в каюте, да не пристали к берегу, и не высадились на сушу, а оставались бы на корабле и сражались , то финал боя тяжело было бы угадать.

Нельзя не преклоняться перед их мастерством в стрельбе. Раньше они сражались с Цинами и неизменно их побеждали – убитым не было счета. А сейчас всего полдня сражения – и все их суда потоплены!

Вправду – поражение и победа предначертаны судьбой, а не оружием – сейчас это стало совсем светло!

Так, мы видим, что надстройки из бруса и толстых досок не пробивались из стрелкового оружия и мало- и среднекалиберной артиллерии. Действенно функционировать против таких судов имела возможность лишь тяжелая артиллерия, или требовалось применить зажигательные стрелы. Следовательно, вопрос о наличии либо отсутствии железного броневого закрытия верхней палубы кобуксона нужно искать в связи с используемой кобуксонами тактикой.

Тактика кобуксонов

Как уже было сообщено выше, в XV-XVIII столетиях корабельная артиллерия и, тем более, ручное оружие – аркебузы, луки и арбалеты – не могли с легкостью пробить кроме того древесный борт, если он имел большую толщину. Так что железное бронирование думается избыточным. В то же самое время кобуксон имел большое стрелковое и артиллерийское оружие.

Это разрешает предположительно реконструировать его тактику.

Современные японские исследователи трактуют наименование мэкура-бунэ как отражение тактики кобуксонов – прорвавшись в строй судов неприятеля, он метался среди них, как слепой фехтовальщик в толпе, и поражал все, что попадало в сектор обстрела. Практически, кобуксон воображал собой плавающую платформу, закрытую от стрел и мушкетных пуль, надёжную в отношении захвата, и поражающую соперника свинцом, стрелами и чугуном во всех вероятных направлениях. Учитывая, что по словам И Сунсина и его племянника И Буна, сопровождавшего дядю в большинстве боев, верхний «панцирь» корабля был покрыт железными остриями, прикрытыми для маскировки соломенными матами, высадка абордажной команды на «панцирь» кобуксона привела бы только к тяжелым ранениям участников абордажной команды.

Так, изюминкой тактики кобуксонов был прорыв в самый центр построения вражеских судов и расстрел их с близкой дистанции, не опасаясь утрат от абордажных команд и стрелкового оружия. Как раз так кобуксоны и действовали в настоящих битвах.

Подобная тактика потребовала наибольшего уровня подготовки экипажа – воды у берегов Кореи весьма страшны и в некоторых битвах с японцами И Сунсин применял знание фарватеров и течений, дабы посадить японские суда на мель либо разбить их о скалы. В то время, когда корабль при слабом обзоре деятельно действует среди строя вражеских судов, это подразумевает, что экипаж прекрасно знает условия плавания в данном районе, а артиллеристы смогут вести стремительный и действенный пламя по неприятелю. По всей видимости, выход из активного потребления кобуксонов позван тем, что такую подготовку обеспечить было сложно и вне конкретных боевых условий она была непригодна.

японцы и Китайцы о кобуксонах

Китайские современные исследователи дают пара иные информацию о кобуксоне:

Размерения:

  • Протяженность: 30-37 м.
  • Ширина: 10-13 м.
  • Экипаж: 50-60 чел. военных моряков, 70 чел. гребцов.

Согласно их точке зрения, надежных доказательств бронирования кобуксонов металлическими страницами нет. Китайские армейские моряки учавствовали в битвах с японским флотом на последнем этапе войны и в случае если когда-либо обнаружатся записи минского адмирала Чэнь Линя, то, быть может, обстановка с бронированием кобуксонов станет более ясной.

С японской стороны в описание кобуксонов внесли собственный вклад 2 самурая — участника битвы при Ангольпхо 9.07.1592:

Примерно в восемь часов утра 58 громадных и более 50 малых судов, составлявших эскадру соперника, подошли к нам и завязали бой. Среди них было 3 громадных «слепых корабля»[18], покрытых железом.

Но это упоминание сделано со стороны разбитого при помощи кобуксонов соперника, что имел возможность искать оправдания собственному поражению.

Неспециализированный уровень кораблестроения в Корее XVII в.

Сейчас я привожу выдержки из труда Н.К. Витсена о кораблестроении Корее, составленного со слов голландцев, побывавших в Корее в 1650-1680-х годах, и со слов Н. Г. Спафария-Милеску, с которым Витсен имел достаточно тесное общение. К сожалению, я не знаю выходных данных книги, потому, что в свое время взял черновики перевода еще до выхода книги в свет, но в свободной продаже ее еще не встречал:

Потом он заявил, что корейцы имели собственные орудия и особые корабли для ловли китов

К ним не прибывают иноземные суда, не считая японских, на восточном берегу, да и то лишь в тех местах, где им дано строить дома. Помимо этого, что въезд в Корею с севера через сушу весьма труднодоступен, он еще и запрещен. Так как в соседнем северо-восточном море довольно много китов, корейцы выходят в море, не смотря на то, что и неподалеку, охотиться на них, убивая их долгими гарпунами, такими, как у японцев.

И, не смотря на то, что они редко плавают в Японию, все же знают, в каком направлении и на каком расстоянии от них она находится.

Военнопленные нидерландцы, от них взяли эти сведения, в противном случае они ни при каких обстоятельствах не достигли бы Японии, куда они убежали, т.к. у них не было карт, и никто из них ни при каких обстоятельствах в том месте не бывал.

Мужчины корейцы моряки неважные. Их рыбацкие джонки больше, чем голландские суда для ловли сельди.

Но японцы уступают корейцам в кораблестроении, поскольку корейские суда прочнее и сделаны из дерева лучшего качества. (В первой половине 50-ых годов семнадцатого века свидетельствуют отечественные нидерландцы, бывшие в том месте в плену, что суда были выстроены весьма легкими)[19].

В Корее делают джонки с двумя вёслами и 20-24 палубами. За каждым веслом 5-6 гребцов. Команда джонки складывается из 200-300 гребцов – и человек солдат.

На джонке пара маленьких металлических пушек и большое количество огнестрельного оружия.

Суда у них позади плоские, а нос и корма немного выше подняты над водой. Они смогут использовать и весла, в то время, когда плывут под парусами и спасаются от иноземных пушек. Они опасаются, да им и не разрешено без разрешения уплывать на большом растоянии от берега.

И суда не пригодны для этого, они выстроены весьма легко, практически без железа, кроме того якорь из дерева. Суда плавают в основном в Китай. печать и Порох им известны уже свыше тысячи лет, как они говорят, так же как и компас, не смотря на то, что и другого вида, чем у нас: лишь кусочек дерева, спереди острый, а позади тупой. Его бросают в бочку с водой, и острый финиш показывает на север.

По всей видимости, в нем скрыта магнетическая сила. Они различают 8 направлений ветра. Компасы бывают и из двух деревяшек, положенных крест на крест.

Один из финишей, показывающий на север, выступает мало вперед.

Суда у них низкого качества. Они смогут сейчас причаливать к Тсусиме и в том месте реализовывать эти товары либо другие жизненно нужные предметы.

направляться отметить противоречивость информации, приводимой голландскими очевидцами, что отражает степень знакомства тех либо иных путешественников с состоянием корейского кораблестроения в XVII в.

Сигнализация на военных флотах Дальнего Востока

В условиях наличия бессчётных флотов вопрос сигнализации делается одним из главных для ведения организованного боя. По этому вопросу отечественных изучений нет. Но относительно сигнализации в армейском флоте классических флотов Дальнего Востока до распространения оптики и радиотелеграфа возможно обратиться к следующему документу:

«Походный устав армии», в первый раз документ был опубликован тайпинами в 1855 г. в Нанкине[20].

Совокупности сигнализации ВМФ посвящены соответствующие разделы армейских трактатов «Пёнхак чинам» (Путеводная игла военной науки) и «Пёнхак тхон» (Свод военной науки). К сожалению, я не смог оперативно отыскать собственные выборочные переводы из «Пёнхак тхон», дабы продемонстрировать настоящую совокупность сигнализации в корейском флоте.

Довольно применения оптических устройств в Корее – первая подзорная труба показалась в Корее в 1631 г. Она была привезена участником консульства, ездившим в Пекин и видевшимся в том месте с представителями католической миссии. Отдельные подзорные трубы попадали в Корею в качестве посольских даров из японии и Китая в течении XVII-XIX столетий. Но эти трубы оставались уникальностью, помогавшей в основном игрушкой для собственных обладателей.

* * *

В завершение обзора приведу главу из собственной неизданной работы об технике и огнестрельном оружии в Корее периода Чосон (1392-1910)[21].

Конструкция корабля кобуксон периода Имджинской войны (1592-1598) по документам периода правления правителя Чонджо (1776-1800).

Вопреки распространенному точке зрения о том, что корабль, взявший характерное для корейского языка смешанное корейско-китайское наименование кобуксон[22] был изобретен перед Имджинской войной известным корейским адмиралом И Сунсином (1545-1598), он в первый раз упоминается под 1413 г., в то время, когда правитель Тхэджон (1400-1418) следил за сражением японских пиратов с корейскими кобуксонами. Изобретение этого корабля связывается с именем некоего Тхак Сина. До 1592 г. эти суда строились очень редко, не обращая внимания на рекомендацию правителя Тхэджона, впечатленного действиями кобуксонов в сражении, стремиться увеличивать их количество на флоте:

«Кобуксоны смогут ворваться во вражеский строй и нападать, а неприятели не смогут ничего предпринять, дабы повредить им. Это вправду умный метод добиться победы!».

Только твёрдая позиция И Сунсина на протяжении дискуссий о характере подготовки Кореи к войне, развернувшихся с 1589 г.[23], разрешила по большому счету отстоять существование корейского флота и подготовить его к войне с Японией.

9 марта 1591 г. И Сунсин был назначен на пост левого (старшего) командующего флотом в провинции Чолла, имевшим в собственном подчинении главную базу в бухте Ёсу и 5 более небольших баз. Он тут же начал улучшать оповещения и систему наблюдения, строить упрочнения для обороны баз при атаке с суши, ремонтировать и строить новые суда. Громадное внимание он уделял улучшению тактики корейского флота и обучению экипажей.

В отличие от своих японских сотрудников, он замечательно осознавал, что бой на воде резко отличается от боя на суше, и не считал зазорным вести деятельный огневой бой, что отныне становился для флота не запасным, а главным видом боя. В сотрудничестве с гениальным корабелом На Дэёном он предпринял строительство замечательных судов, воображавших собой улучшенный вариант знаменитого с 1413 г. кобуксона. Первый корабль из подготавливающейся серии ему аналогичных был выведен на опробования в море 23 мая 1592 г., всего за 1 сутки (!) до вторжения японцев:

«По окончании завтрака отправились на артиллерийские опробования кобуксона»

— записал в тот сутки в собственном «Армейском ежедневнике» И Сунсин.

Вопреки распространенной легенде о том, что кобуксон адмирала И Сунсина являлся первым в мире броненосцем, потому, что его верхняя палуба была якобы бронирована металлическими страницами, мы можем опираться лишь на сведения аутентичных документов времен Имджинской войны, никоим образом не подтверждающим эту версию. Так, сам И Сунсин обрисовывает собственный изобретение следующим образом:

«На носу корабля установлена голова дракона. Возможно стрелять из пушки через эту голову. Верхняя палуба имеет острые металлические острия.

Отечественные матросы смогут видеть соперника, пребывав в корабля, а неприятель – нет. Мы можем ворваться в строй из сотен вражеских судов и стереть с лица земли их отечественной огневой мощью».

Слова адмирала дополняет его племянник И Бун, принимавший участие в битвах Имджинской войны в свите адмирала:

«Мы выстроили новый армейский корабль, такой же большой, как и пханоксон. На верхней палубе покинут проход в виде креста. Другая поверхность палубы усеяна металлическими остриями, каковые не разрешат врагу высадиться для захвата Шнобель изготовлен в виде головы дракона, а руль – хвоста черепахи. По обеим сторонам головы дракона имеется по орудийному порту, еще по 6 находится по каждому борту.

Кобуксоном его именуют за форму В сражении мы закрываем верхнюю палубу соломенными матами до того момента, пока кобуксон не выдвигается в первые последовательности атакующего флота. В случае если неприятели постараются высадиться на палубу, дабы забрать нас на абордаж, то они отыщут собственную смерть на металлических остриях. В то время, когда неприятели окружают нас, мы уничтожаем их из отечественных замечательных орудий.

Вправду, кобуксон попадает в ряды бессчётных вражеских судов тогда, в то время, когда захочет и, куда бы он не направлялся, [ворвавшись в их строй], везде находит себе добычу».

Как мы видим из этих описаний, кобуксон времен начала Имджинской войны воображал собой боевой корабль с низкими бортами (вражеские солдаты имели возможность бы легко высадиться на его верхнюю палубу) довольно маленького размера (всего 12 бортовых орудий), закрытый со всех сторон от глаз стороннего наблюдателя. Никаких более уточнений довольно его конструкции мы не находим. М.Н. Пак додаёт, что экипаж кобуксона составлял 80 человек, но не приводит наряду с этим никаких ссылок.

В работе современного южнокорейскоо историка Ким Джэгына приводится таблица с расписанием судовых ролей команды кобуксона по позднейшим данным[24]. В соответствии с данной таблице, его экипаж насчитывал 148-158 человек (в восемнадцатом веке считалось, что было 2 разновидности кобуксонов – квисон и тхонъён[25] квисон):

  • Капитан (сонджик) – 2 человека
  • Кантатор[26] (мусан) – 2 человека
  • Рулевой (тхагон) – 2 человека
  • Такелажник[27] (ёсу) – 2 человека
  • Швартовщик[28] (чонсу) – 2 человека
  • Стрелок из лука[29] (сабу) – 14 человек
  • Мастер-оружейник по огнестрельному оружию (хвапхогон) – 8 человек
  • Канонир (пхосу) – 24 человека
  • Милицейский чины левой/правой руки (чва/у пхододжан) – 2 человека
  • Гребцы (ногун) – 90/100 человек

Японские документы отмечают, что кобуксоны были больше японских судов и стремительнее на ходу. Их обшивка удачно противостояла пулям японских аркебуз, а его действия в строю японских судов, по образному сравнению японского хрониста

«напоминали яростные действия слепого солдата, ворвавшегося с клинком в гущу неприятелей».

Эта особенность и послужила обстоятельством того, что японцы именовали кобуксон мэкура-бунэ (слепой корабль). Японские моряки панически опасались кобуксонов, осознавая собственный бессилие перед ними[30].

Узнаваемые в наши дни модели кобуксона, его полноразмерные реплики, и изображения восходят к значительно более позднему периоду – финишу XVIII в., в то время, когда в составе корейского флота еще имелись кобуксоны. Кое-какие изображения этого легендарного корабля относятся кроме того к XIX в, в то время, когда в Корее были предприняты попытки консолидировать нацию перед угрозой вторжения европейских японии и держав методом пропаганды славных страниц корейской истории. К примеру, монохромные изображения кобуксона с черепашьими головами и огромным якорем относятся к «И Чхунму-гон чонсо» (финиш XVIII века), а полноцветное панно с изображением маневров корейского флота под управлением И Сунсина выполнено живописцем Чхон Хёхёном в 1880-х годах.

Дошедшее до наших дней описание кобуксона относится к периоду правления правителя Чонджо (1776-1800), большое количество предпринявшего для усиления корейской армии и флота[31]. Потому, что как раз оно положено в базу всех позднейших представлений об этом корабле, уместно привести его главные параметры:

  • Неспециализированная протяженность 64,8 чхок (20,74 м.), ширина в носовой части 12 чхок (3,84 м.), в середине – 14,5 чхок (4,64 м.), в кормовой части 10,6 чхок (3,40 м.).
  • Борт корабля складывался из 7 досок шириной по 7,5 чхок (2,4 м.) и толщиной в 4 чхон (12,6 см.). Большая протяженность доски – 115 чхок (36,8 м.)[32], а минимальная – 68 чхок (21,76 м.).
  • Вместо головы дракона на носу корабля была установлена голова черепахи высотой 3 чхок (96 см.) и длиной 4 чхок 3 чхон (1,38 м.), в которой был установлен механизм, предназначенный для распыления дыма от сгорающей серы.
  • По каждому борту имеется 22 орудийных порта и 12 люков. На верхней палубе имеется еще 24 порта. Над кораблем поднят флаг с иероглифом Кви (черепаха).
  • В корабля имеется 24 отсека – 2 из них употребляются в качестве трюмов для хранения железных изделий, 3 – в качестве корабельного арсенала, а остальные являются кубриками для команды.
  • В верхней части кобуксона находятся еще 2 каюты – для офицеров и капитана.
  • С каждого борта имеется по 10 весел, мачты убираются в проход, покинутый на верхней палубе.
  • Верхняя палуба обшивалась железными страницами с остриями, предназначенными для предотвращения высадки абордажной команды с вражеского судна.

Амстердамский бургомистр Николас Корнелиус Витсен приводит кроме этого сведения о корейских судах, записанных им со слов голландцев, возвратившихся из корейского плена, куда они попали в следствии крушения йота «Спервер» в 1653 г. Но неясно, как эти сведения возможно отнести к кобуксонам:

«Корейские суда прочнее (японских – прим. авт.) и сделаны из дерева лучшего качества (в 1652 г. свидетельствуют отечественные нидерландцы, бывшие в том месте в плену, что суда были выстроены весьма легкими) В Корее делают джонки с двумя вёслами и 20-24 палубами. За каждым веслом 5-6 гребцов. Команда джонки складывается из 200-300 гребцов – и человек солдат. На джонке пара маленьких металлических пушек и большое количество огнестрельного оружия Суда у них позади плоские, а нос и корма немного выше подняты над водой.

Они смогут использовать и весла, в то время, когда плывут под парусами и спасаются от иноземных пушек. Они опасаются, да им и не разрешено без разрешения уплывать на большом растоянии от берега. И суда их негодны для этого, они выстроены весьма легко, практически без железа, кроме того якорь из дерева.

Суда плавают, в основном, в Китай»[33].

Кое-какие из сведений Витсена возможно счесть отражающими конструктивные изюминки кобуксона (2 палубы, 20 весел, 5 гребцов на весло, маленькое количество пушек), но остальные смогут быть отнесены и к судам других типов.

Библиография

1. Источники:

  1. «Иджо силлок» (Хроника правления семейства И)
  2. И Сунсин «Нанджун ильги» (Ежедневник на протяжении смуты), 15692-1598.
  3. «И Чхунму-гон чонсо» (полное собрание документов из архива И Сунсина, князя Верного и Агрессивного), 1795.
  4. Син Ню «Пукчоннок» (Записки о карательном походе на Север), 1658.

2. На русском:

  1. Ванин Ю.В. «развитие экономики Кореи в XVII-XVIII столетиях», М, «Наука», 1968
  2. Витсен Николас Корнелиус «Северная и Восточная Татария», Издание Фонда имени Исаака Массы, подготавливается к печати.
  3. Воробьев М.В. «Очерки истории Кореи», СПб, «Петербургское востоковедение», 2002
  4. «История Африки и стран Азии в Средние Века», М, изд-во МГУ, 1968, гл. 3 «Корея в позднее средневековье», создатель М.Н. Пак
  5. Тёрнбулл С. «Самураи. Военная история», СПб, «Евразия», 1999

3. На корейском языке:

  1. Ким Джэгын «Чосон ванджо кунсон ёнгу» (Изучение боевых судов периода Чосон), Сеул, «Ильджогак», 1991.
  2. О Бунгын «Чосон сугунса» (История флота периода Чосон), Сеул, «Хангук мунхваса», 1998.
  3. Пан Санхён «Чосон чхоги сугун чедо» (Флот в начале периода Чосон), Сеул, «Минджок мунхваса», 1991.
  4. Син Ню «Пукчоннок» (Записки о карательном походе на Север), Сеул, «Чонхва инсвэ мунхваса», 1980, перевод и исследование на современный корейский язык Пак Тхэгын.
  5. «Юккун панмульгван торок» (Собрание Музея Корейской Армии), Сеул, изд-во Корейской Военной Академии, 1996.
  6. «Хан минджок чонджэн чхонрон» (Очерки военной истории Кореи), Сеул, «Кёхак ёнгуса», сост. И Джэ и другие, 1988
  7. «Хан минджок чонджэн тхонса. Чосон сидэ чонпхён» (Неспециализированная история войн корейского народа. Том 1. Период Чосон.), Сеул, «Кукпанъ кунса ёнгусо», 1996, сост. Ю Чэсон.
  8. Чха Мунсоп «Чосон сидэ кундже ёнгу» (Изучение военной совокупности периода Чосон), Сеул, «Тандэ чхульпханбу», 1989.

4. На английском:

  1. Bak Hae-il: “A Short Note on the Iron-clad Turtle Boats of Admiral Yi Sun-sin, Korea Journal 17:1 (January 1977)
  2. Brennecke Jochen: Geschichte der Schiffahrt, Kunzelsau 1986 (2nd. ed.)
  3. Clark Allen: Admiral Yi Sun-sin and his Turtle Boat Armada(Review), Korea Journal (Sept. 1973)
  4. Hawley, Samuel: The Imjin War. Japan’s Sixteenth-Century Invasion of Korea and Attempt to Conquer China, The Royal Asiatic Society, Korea Branch, Seoul 2005, ISBN 89-954424-2-5
  5. Kim, Zae-Geun: An Outline of Korean Shipbuilding History, Korea Journal, Vol. 29, No. 10 (Oct. 1989)
  6. Pak Younhee «Admiral Li Sunshin and his kobukson armada”, Seoul, «Hanjin chulpansa», 1978.
  7. Roh Young-koo: Yi Sun-shin, an Admiral Who Became a Myth, The Review of Korean Studies, Vol. 7, No. 3 (2004)
  8. Swope, Kenneth M. Swope: Crouching Tigers, Secret Weapons: Military Technology Employed During the Sino-Japanese-Korean War, 1592–1598, The Journal of Military History, Vol. 69 (Jan. 2005)
  9. Underwood H.H. “Korean boats and ships” Seoul, 1979.

5. Интернет:

  1. Для изучения данного историко-культурного феномена а Республике Корея трудится Исследовательский Центр «Кобуксон»: ??????: Keobukseon Research Center
  2. Сайт, посвященный И Сунсину и его кобуксонам: Admiral Yi Sun-sin — A Korean Hero.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Прижизненных портретов И Сун Сина не сохранилось, а самые ранние его изображения датируются финишем XVIII либо началом XIX века, другими словами нарисованы они, как минимум, через 200 лет по окончании его смерти. Это дает богатый простор воображению и не удерживает творцов в тесных рамках реализма. Мне лично больше нравится третья «парсуна» собственной вархаммерной брутальностью.

Первое из дошедших до нас изображений кобуксона, но оно также сделано только в 1795 году в качестве иллюстрации к историческому трактату «И чхонму-гон чхонсо», повествующему об И Сун светло синий и японо-корейской войне двухвековой давности.

Самый распространенный корейский боевой корабль XVI-XVII столетий — пханоксон, в переводе — «изумительный плавучий ящик с красивой башенкой под балдахином».

А это уже современная реконструкция кобуксона. Живописец изобразил его покрытым сверху металлическими «сотами» с противоабордажными шипами. Действительно, не совсем ясно, для чего абордажным командам высаживаться на пустую покатую крышу и смогут ли такие колья им в этом помешать.

По-моему, они, напротив, облегчат задачу десантников, помогая для них рукоятками и ступеньками. Однако, «шипованные кобуксоны» на данный момент, как говорится, в тренде и на всех рисованных и натурных реконструкциях эти суда выглядят как раз так.

Похожая на верхний рисунок проекция кобуксона, но со ступенчатой крышей, причем в уступе видны круглые амбразуры для стрельбы из мушкетов.

Реплика кобуксона без металлической крыши и с более маленькими шипами, выстроенная в Южной Корее.

Ощетинившийся иголками кобуксон обстреливает японский «плавучий замок».

Японская боевая галера того же периода, «забронированная» рулонами цыновок и вооруженная казнозарядными фальконетами.

Корейские стрелометные пушки XVI века «чиджа чхонтхон». Также современная реконструкция по рисунку 1806 года, достоверность которого, мягко говоря, спорная. Быть может, такие пушки либо что-то им подобное стояло на кобуксонах.

Японцы не простили И Сун Лину его кобуксонства, и в конце битвы при Мённяне он пал от пули снайпера. Но, корейцы уверены в том, что это была случайная шальная пуля.

  1. Ённам – неспециализированное наименование южных провинций Кореи – Чолла, Чхунчхон и Кёнсан.
  2. Государственный служащий Налогового ведомства.
  3. Один из классических для армейских флотов Дальнего Востока типов кораблей ВМФ.
  4. Вероятен вариант перевода «толстыми пластинами».
  5. Чхунму-гон – посмертный титул, присвоенный И Сунсину за заслуги перед отечеством.
  6. Использованное в тексте слово чун — это не обязательно пушка. Оружие для того чтобы типа – это и ручница, и тяжелый мушкет.
  7. Нян – корейская древняя финансовая единица. Могла быть бронзовой либо серебряной. В случае если брать нян серебром, то это составляло 37,3 гр. серебра, а бронзовый нян воображал собой его заменитель в связи с малым применением серебра в финансовом обращении в Кореи. В этом случае считалось, что 2 нян бронзовых денег равны 1 серебряному нян. 2190 нян – это эквивалент содержания 45 китайских солдат в 1860-е годы в течение 1 года.
  8. Корабль флота 3 объединенных южных провинций – Кёнсан, Чолла и Чхунчхон, однопалубный.
  9. Корабль флота левой полупровинции Чолла, двухпалубный.
  10. Из публикации полного собрания документов И Сунсина «И Чхунму-гон чонсо», осуществленной в 1795 г. по приказу правителя Чонджо (1776-1800).
  11. 1 чхок – 31 см.
  12. 1 чхон – 3,1 см.
  13. Тёрнбулл С. «Самураи. Военная история», СПб, «Евразия», 1999, с. 249.
  14. В том месте же, с. 315-316 – о кобуксонах.
  15. Маньчжурский полководец Шархуда, руководивший объединенными корейско-цинскими силами.
  16. Один из корейских стрелков, взявших ранение в сражении незадолго до.
  17. Дульнозарядная пушка западного образца большого калибра – 20-40 фунтов.
  18. Мэкура-бунэ (букв. «слепой корабль») – японское наименование кобуксонов.
  19. Неточность Витсена – голландские моряки с йота «Спервер», ставшие первыми европейцами, побывавшими в Корее и возвратившимися оттуда (за исключением нескольких иезуитов, посетивших страну на протяжении Имджинской войны и не покинувшие никаких записок о стране), попали в плен к корейцам лишь в 1653 г. и возвратились через Японию в 1668 г.
  20. «Тайпинское восстание 1850-1864 гг. Сборник документов», М, «Издательство Восточной литературы», 1960, док. № 26 «Походный устав армии», перевод Соловьева О.Г., с. 102-105.
  21. Быть может, эта глава будет со временем переработана и усовершенствована.
  22. Кор. кобук (черепаха) и родовая морфема китайского происхождения сон, входящая с состав наименований разных типов судов. На ханмуне (литературном китайском языке, использовавшемся во время Чосон в качестве официального) это наименование должно звучать как квисон.
  23. Не обращая внимания на то, что Ли Сунсин был назначен на пост командующего ВМС левой полупровинции Чолла только в 1591 г., он успел выполнить огромную работу по упрочнению корейского флота до начала вторжения японцев в м

Корабль черепаха (кобуксон) — деревянная модель корабля!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: