Концепция линейного города

      Комментарии к записи Концепция линейного города отключены

Концепция линейного города

Продолжение темы Из-за чего в Соединенных Штатах не строят типовые дома, как в СССР. Глава из книги: Бунин, Саваренская. — Градостроительство XX века в государствах капиталистического мира. 1979. Том второй

В межвоенные годы архитекторы с интересом смотрели за безудержным ростом городов. Многим казалось, что будущее перегруженных городами Мидленда и Рура распространится на все другие индустриально развитые государства и что, сливаясь воедино, индустриальные города сотрут с лица земли находящуюся между ними сельскую природу. Особенно очень сильно действовал на чувства и умы людей все нараставший отрыв муниципального населения от загородных мест.

На данной земле и длилась разработка неприятности сближения человека с природой, но сейчас уже не в формах говардовских концентрических совокупностей городов-спутников, окружающих центральное ядро, а в виде очень сильно растянутых на протяжении водных артерий и дорог городов линейного типа.

Фактически линейный (либо ленточный) метод расселения существовал с незапамятных времен, как самый распространенный в деревне. Кое-какие города, появившиеся из сел, еще сохранили собственную начальную линейную структуру, что видно на примере столицы Шотландии Эдинбурга.

Но большая часть линейных городов появилось самопроизвольно, и только с конца XIX в. (правильнее со времени опубликования книги испанского архитектора Сориа и Мата, 1882 г.) к городам подобного рода стали присматриваться с возрастающим вниманием, а с возникновением быстроходных транспортных средств они купили актуальность (Soria у Mata Arturo. Ciudad Lineal. 1882).

Приверженцы линейной формы расселения полагали, что ленточные города могут быть активным средством децентрализации населения в масштабе целых государств, что они способны заменить собой каждые города впредь до столичных центров и что самая сеть линейного расселения неизмеримо лучше уляжется на географической карте, практически безболезненно прорезая территории сельскохозяйственного назначения.

Особенно соблазнительным было последнее событие, потому что линейный город казался надежной гарантией сохранения в неприкосновенности существующих полей и лесов, как и настоящей возможностью приблизить человека к природе, потому, что малый ширина города разрешала бы каждый день посещать лесные массивы, луга и поля, не прибегая к механическому транспорту.

Как раз исходя из этого линейный город весьма скоро привлек к себе внимание и впредь до середины 30-х годов был самой популярной планировочной совокупностью.

Не смотря на то, что мысль линейного города и носилась в воздухе всей послевоенной Европы, перекочевывая из страны в страну, но систематической и настойчивой разработкой данной идеи раньше всего занялись в СССР. В 1928 г. под управлением проф. Н.А. Ладовского защитил дипломный проект на тему линейного города архит. В.А. Лавров. Затем линейную форму взял проект индустриального поселка, составленный И.И.

Леонидовым, и, наконец, на базе проектирования Сталинграда (и лабораторпых поисков оптимальных линейных схем) были сформулированы неспециализированные планировочные правила линейного либо ленточного города. В чем же заключались эти правила?

В публикации Н.А. Милютина, приобретшей известность во всех государствах мира (Милютин Н.А. Неприятности строительства социалистических городов. М. -Л., 1930. За границей вошло в обычай приписывать создание концепции линейного города в ее предельно упрощенной ленточной схеме Н.А. Милютину. Но это не совсем так.

Яркими авторами ленточной схемы были архитекторы, трудившиеся в Строительном комитете РСФСР, в частности: И.И. Леонидов, M.Я. Гинзбург, А.Л. Пастернак и ряд других. Будучи связанными с Ладовским и Лавровым, они восприняли кроме этого и опыт В.Н. Семенова, что сейчас разрабатывал проект наибольшего города ленточного типа — Сталинграда.

Так, совокупными упрочнениями была создана схема города, складывавшаяся из двух параллельных полос — промышленной и жилой), линейный город был представлен в виде двух узких параллельных полос (либо территорий) жилого и промышленного назначения. Между ними тянулась зеленая защитная территория, па территории которой размешались пункты питания, другие ворота учреждения и проходные заводов, комфортно связанные с продольным транзитным шоссе.

Целесообразность применения во многих отраслях индустрии горизонтального конвейерного графика производства давала возможность нанизывать цехи на единую прямолинейную ось, на протяжении которой (т. е. по другую сторону промышленной территории) прокладывалась железная дорога. Так, предприятия приобретали очень эргономичное двустороннее транспортное обслуживание.

При расширении предприятия либо при присоединении к нему вторых фабрик индустриальная территория имела возможность свободно удлиняться, а вместе с ней машинально вырастала и параллельная ей селитебная территория. Расстояние между лептой жилищ и лентой заводов определялось в 500-700 м (максимум 1500 м) в зависимости от категории вредности фирм. Таковой была мысль линейного города в ее предельно ясном выражении.

Но, не обращая внимания на отмеченные преимущества, сразу же обнаружились органические недочёты линейной формы расселения. Наибольший из них заключался в чрезмерной длине продольных коммуникаций, в следствии чего возрастали затраты на инженерно-техническое и транспортное оборудование города. Появлялись неудобства и благодаря растягивания всей совокупности публичного и культурно-бытового обслуживания населения.

Тогда как концентрация административных учреждений, театров, магазинов и высших научных и учебных заведений давала очевидные неудобства (в следствии чего и появились очень своеобразные муниципальные центры), в линейном городе не только центры, но и все публичные сооружения нерационально распылялись. Легко понять, что в таком городе не нашлось бы хорошего места для громадного университетского комплекса, больничного города либо территориально развитого административного центра.

А если бы ансамбли подобного рода и получалось вклинить в линейную схему, то они порвали бы ее на отдельные звенья, а сами проиграли бы в удобстве, потому, что прямолинейный поточно-конвейерный график не владеет универсальными особенностями. Изложенное позволяет заключить, что линейное расселение имело возможность оправдать себя только в маленьких посёлках и промышленных городах, в то время как большие города тяготели к иным градостроительным образованиям, не кроме из этого и федераций взаимно связанных городов. Но эти события архитекторы далеко не сходу поняли, в силу чего мысль линейного города стала широко распространена.

Потерпев поражение в пропаганде сверхуплотненных компактных городов, Ле Корбюзье, а за ним и Гильберсаймер кроме этого обратились к концепции линейного города. Это началось па самом пределе 20-х и 30-х годов. Для архитектурного мира поворот Корбюзье к линейному городу был неожиданностью событием: вправду, поскольку совсем еще сравнительно не так давно Корбюзье вычисляли не только твёрдым приверженцем, но и вождем ортодоксального урбанистического направления.

Собственные концепции компактного и хорошо заселенного города небоскребов и парков Корбюзье еще защищал , на что показывали и его Ответы на вопросы из Москвы (1931 г.), и составленная за тем совершенная схема реконструкции советской столицы. И однако как раз в это время показались эскизные картинки Алжира и Рио-де-Жанейро, в которых компактная трактовка города уступила место растянутым, ленточным автострадам расселения. Что же случилось с Корбюзье и что вынудило его отказаться от четырехугольного города с твёрдой, как бы отчеканенной из металла, решеткой улиц и перейти к волнистым, льющимся линиям?

Творческое мировоззрение Ле Корбюзье ни при каких обстоятельствах не было монистическим. В нем уживались два прямо противоположных начала, две тенденции — к рациональному и к эмоциональному восприятию мира. Первая тенденция (в случае если Корбюзье решал какую-либо архитектурную задачу) в большинстве случаев отливалась в геометрически чистые формы с прямыми прямыми и линиями углами, вторая же уводила его в сферу свободных и красивых композиций.

В этом случае в первый раз в градостроительном творчестве Корбюзье побеждала красивая тенденция. Нет никакого сомнения в том, что Корбюзье подошел к проблеме реконструкции упомянутых городов прежде всего с художественно-композиционных позиций.

Полагая Алжир колониальной столицей Франции и стремясь обеспечить этому городу соответственный масштабный размах, Ле Корбюзье заменяет бесчисленные белые домики, лепящиеся по отрогам Атласских гор, единым огромным домом, что тянется на многие километры на протяжении побережья Средиземного моря. В равной мере собирает он и все административные и публичные сооружения Алжира в один громадный небоскреб, что ставит у порта.

В следствии же получается контрастное сочетание объемной массы с поражающим воображение горизонтальным корпусом, перед которыми кажутся детскими игрушками кроме того фантастические фаланстеры Шарля Фурье. Будучи узким живописцем, Корбюзье осознавал, что на фоне гористого рельефа прекрасно выделяются и очень сильно звучат не столько вертикальные формы, сколько замечательные горизонтальные строения. Это и явилось дополнительным доводом в пользу создания ленточных домов.

Но Корбюзье не ограничился ответом одних художественных задач.

Один из предшественников концепции ‘линейного города’. Отрезок кольцевого дачного предместья, спроектированного Сориа и Мата около Мадрида (1882 г.)

Исходя из этого в сопроводительных записках он говорит о преимуществах судьбы в зданиях-фаланстерах как с позиций бытового обслуживания, так и в смысле связи жилища с природой. Последнее и привело его в лоно линейного города, взявшего теоретические обоснования в СССР. без сомнений то, что Корбюзье, пристально смотревший за развитием советской градостроительной практики и науки и много раз бывавший в Москве, не имел возможности не подметить злободневности создания линейного города.

И, очевидно, он особенно оценил возможность этого города органически включаться в природу. Но в случае если в СССР селитебная территория застраивалась обособленными зданиями в два, три и четыре последовательности (либо в один-два квартала) в глубину, то Корбюзье соединил отдельные дома в один неспециализированный корпус, в следствии чего оказался новый вариант линейного расселения, в частности дом-город.

Алжирский приморский дом, как и еще более растянутый жилой корпус Рио-де-Жанейро, не был обоснован никакими экономическими и техническими расчетами. Исходя из этого они только умножили собой количество урбанистических утопий. По окончании дома-города, предложенного Корбюзье, оставалось сделать еще один ход — к мировому городу, что кроме этого умещался бы в одном вечно долгом доме.

И таковой город создала дилетантская фантазия некоего Роже Турта.

Вверху — примыкание города-линии к существующему большому промышленному и культурному центру, расположенному за рекой. Публичные и коммунальные учреждения размещаются на протяжении продольных коммуникаций по сторонам — жилые кварталы src=~images\koncepciya-linejnogo-goroda-3.jpg /

Разработка неприятности линейного города в СССР. Схема В.А. Лаврова (1928 г.).

Вверху — примыкание города-линии к существующему большому промышленному и культурному центру, расположенному за рекой. Публичные и коммунальные учреждения размещаются на протяжении продольных коммуникаций по сторонам — жилые кварталы

В 1935 г. в соавторстве с архит. Воженским Корбюзье составил проект радикального расширения города Злина, где пребывали имевшие мировое значение обувные фабрики Томаша Батя. Равнина реки, идущая с востока на запад, посоветовала линейную форму расселения с применением под застройку благоприятных южных склонов холмистой приречной гряды.

На этих склонах и разместил жилую застройку Корбюзье, предложив в качестве типового дома изобретенный им и в первый раз примененный в проекте Антверпена картезианский небоскреб. В соответствии с проекту, на протяжении магистрального шоссе, сопровождавшегося железной дорогой, предполагалось поставить цепочкой шесть групп небоскребов по 10 строений в каждой группе.

Картезианские небоскребы, обширно раскрывавшие собственные объятия к югу, превосходили начальные крестообразные небоскребы в отношении солнечного облучения. Функционально и художественно оправданным был и целый комплекс строений высотного Злина. Но экономическая нерентабельность линейного города не разрешила привести в выполнение данный небезынтересный проект.

Так кончились опыты Ле Корбюзье в проектировании городов линейного типа.

И.И. Леонидов Экспериментальный проект линейного поселка Общества современных архитекторов. (1929-1930 гг.). Вариант высокоэтажной застройки

В противоположность главе мирового урбанизма, что разрешал себе выступать с нереальными, но пробуждавшими творческую фантазию градостроительными идеями, Людвиг Гильберсаймер по окончании переезда в Америку занялся скрупулезной разработкой линейного города исходя из первичного прототипа, созданного в СССР. Рвения этого автора направлялись к тому, дабы повысить жилую нагрузку на продольную магистраль и тем самым снизить большую цена линейного города.

Это привело Гильберсаймера к созданию совокупности ответвлений, образовывавших обособленные жилые районы. Подобно тому, как древесный ствол в ходе собственного развития выбрасывает в сторону ветки, так и в городе Гильберсаймера ответвлялись от прямолинейной основной дороги перпендикулярно направленные тупиковые дороги, завершавшиеся кольцевым разворотом. От этих дорог со своей стороны ответвлялись под прямым углом маленькие автомобильные тупики, проникавшие в толщу жилой застройки.

По другую сторону основной магистрали Гильберсаймер размещал бездымные предприятия, собирая их недалеко от каждого жилого района. Поблизости от жилых комплексов, в том месте, где начиналось каждое ответвление, он разместил маленькие торговые комплексы; что же касается жилой застройки, то она в проекте Гильберсаймера была стандартной на всем протяжении города.

Одноэтажный в плане Г-образный дом с маленьким озелененным двориком должен был создать (на что действительно сохранял надежду создатель) тот обособленный комфортный мирок, к которому так стремились поклонники одноэтажной Америки. Но Гильберсаймер глубоко заблуждался, потому что, ограничив себя лишь одним повторяемым стандартным количеством, он превращал застройку громадного города в надоедливо монотонное сообщество жилых ячеек, напоминающих пасеку с ульями либо аккуратные инкубаторы громадных птицеводческих ферм. Само собой разумеется, никаких эстетических чувств такая застройка не имела возможности возбудить.

Варианты линейного расселения: A — схема H.А. Милютина с параллельным размещением промышленных и жилых районов — лент; Б — фрагмент линейного города Людвига Гильберсаймера, сочетающего громадную индустриальную магистраль с тупиковыми ответвлениями жилых улиц, по сторонам которых находится малоэтажная школы и жилая застройка; В — попытка Вальтера Гропиуса ликвидировать недочёты линейного расселения при помощи создания маленьких компактных городов, комфортно связанных с — железной дорогой либо транзитным шоссе

Сравнивая планировочную схему города Гильберсаймера со схемой Н.А. Милютина, возможно констатировать, что различие между ними содержится в ответвлениях и интервалах, каковые превращали целую линию города в необычный пунктир. Но это не было коренным трансформацией начальной схемы, в силу чего пороки постоянного ленточного города полностью переходили на пунктирный вариант.

Растянутость инженерных сетей, разобщенность совокупности культурно-бытового обслуживания, художественная обезличенность города, как и ряд других отрицательных особенностей,- все это было свойственно и городу Людвига Гильберсаймера. Но когда создатель постарался применить собственную схему к проектам реконструкции больших городов, она потерпела полное фиаско. Это продемонстрировали проекты реконструкции Чикаго, Нью-Лондона и Йорка, составленные Гильберсаймером в конце 30-х годов по окончании переезда его в Америку.

Экспериментальная схема линейного Лондона, сделанная Гильберсаймером. Новое жилищное строительство размещается по сторонам девяти меридиональных трасс ; предприятия — к югу от Темзы; в центре — основной вокзал

Практикам планировочного проектирования как мы знаем, что конфигурация муниципальный территории зависит не столько от априорного плана архитектора, сколько от экономических, инженерно-технических и топографических условий. Так, Эрнст Май — данный ревностный приверженец децентрализации городов при помощи функционально-поточного способа планировки — не смог придать Магнитогорску ленточную форму, потому, что промышленный комплекс, конкретно связанный с местом добычи руды, потребовал компактной селитебной территории. То же случилось и с проектами Гильберсаймера, в то время, когда он занялся реконструкцией громадных, компактно сложившихся городов.

Неспециализированный вид города со стороны Средиземного моря. На протяжении побережья тянется огромное строение, на крыше которого проходит автострада src=~images\koncepciya-linejnogo-goroda-7.jpg /

Ле Корбюзье. Проект ленточной урбанизации Алжира (1929-1930 гг.). Неспециализированный вид города со стороны Средиземного моря. На протяжении побережья тянется огромное строение, на крыше которого проходит автострада

Дабы расселить более чем трехмиллионное население Чикаго, Гильберсаймеру было нужно трижды повторить в виде параллельных полос собственный линейный город и подобным образом, методом наслоений, разместить дымящие фабрики во внешних поясах, обнимающих город. Но при таком положении всецело исчезал суть линейного расселения, поскольку город преобразовывался в территориально компактный.

И если бы проект Гильберсаймера взял реализацию, обитатели Чикаго благодаря непомерного роста муниципальный территории проиграли бы в транспортных связях, а цена города достигла баснословных цифр. Совсем уже надуманным было предложение того же автора по реконструкции хорошо застроенного Манхэттена. И только кое-какое оправдание имела придуманная Гильберсаймером схема реконструкции Лондона.

Хорошим внимания в этом проекте явилось то событие, что создатель перенес собственные разветвленные ленточные поселения на территорию еще не освоенных английских окраин. Но кроме того и для загородных поселков, застроенных коттеджами, ленты Гильберсаймера были бы нереальными как по обстоятельству несовпадения их направлений со сложившейся радиальной сетью английских дорог, так и благодаря застройки и примитивности планировки.

Так как британцы, создавшие высокую культуру в строительных работах поселков, могут ценить не только бытовые удобства, но и художественное многообразие жилища. Итак, линейный город, так много нашумевший в 30-х годах, был очередным увлечением, практически не покинувшим по окончании себя настоящих следов.

Из бессчётных опытов с линейными совокупностями архитекторы извлекли только один, непременно полезный, прием, в частности прием размещения у шоссейных либо железных дорог довольно компактных и маленьких населенных пунктов. В случае если децентрализация по способу Говарда стала причиной образованию урбанистических планетных совокупностей, то сейчас стало возмможно как бы разогнуть концентрические кольца, направив их на протяжении дорог, по прямому либо криволинейному направлению. Но данный ход, который связан с именем Вальтера Гропиуса, был сделан существенно позднее — уже по окончании второй мировой.

В середине 30-х годов концепция линейного города подверглась уничтожающей критике во многих государствах. В Англии, к примеру, в качестве активного соперника ленточного расселения выступил Аберкромби, усмотревший в городах подобного рода чужеродные для сельских местностей урбанистические образования.

Безостановочный рост ленточных городов Аберкромби сравнивал с ростом раковой опухоли, неспешно поражающей целый живой организм. Собственный окончательный решение суда линейному городу Аберкромби вынес в следующих словах: Тяжело представить себе, дабы линейный город имел возможность стать удовлетворительным социальным ответом населенного места (Abercrombie P. Town and country planning. 2-d ed. London, New York, Toronto, Oxford Univ. pres, 1944, p. 122).

Несостоятельность линейных совокупностей вынудила снова возвратиться к поискам иных приемов децентрализации громадных городов.

‘Всемирный город’ Роже Турта (начало 1930-х годов). По плану автора, данный фантастический линейный город должен был пронизывать все страны. По сторонам зигзагообразного жилого ‘дома-города’ предполагалось размещать предприятия, места отдыха и сельскохозяйственные угодья

Москва должна была принять форму параболы либо кометы с историческим центром города в качестве ядра; осью должна была помогать Тверская улица. Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, имела возможность слиться с Ленинградом src=~images\koncepciya-linejnogo-goroda.jpeg /

Парабола Ладовского. Н.А. Ладовский думал, что Москва много лет была радиально-кольцевым городом-крепостью, что не обладал зданиями и общественными пространствами, нужными для столицы.

По Ладовскому, при классическом развитии кольца города будут расти одно за счет другого, что не имеет возможности не привести к конфликту. Архитектор внес предложение разомкнуть одно из колец и дать городу возможность динамического развития в заданном направлении (на протяжении «оси»). Москва должна была принять форму параболы либо кометы с историческим центром города в качестве ядра; осью должна была помогать Тверская улица. Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, имела возможность слиться с Ленинградом

Прорисовка макета музея-выставки трофеев отечественной войны в Центральном парке отдыха и культуры им. Горького. 1943 год

Источник текста:
townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st022.shtml — Концепция линейного города [1979 Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. — Градостроительство XX века в государствах капиталистического мира. Том второй]
Дополнительные ссылки:
archvestnik.ru/node/2223 — СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ В МИРЕ И В Российской Федерации: ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ и ПЕРВОЙ ВОЛНЫ КРИЗИСА | Архитектурный вестник
В заголовке: М. Хазанов. Концепция линейного города МоcквоПит
ru.wikipedia.org/wiki/Милютин,_Николай_Александрович — Концепция градостроительства Милютина, изложенная в общем в его книге «Соцгород» (Социалистический Город), была снаружи похожа на более ранний проект дезурбанистического линейного города, выдвинутый Михаилом Охитовичем. В отличие от проекта Охитовича, линейный город которого заканчивался таким образом и индустриальными центрами был ограничен в росте, концепция Милютина разрешала обеспечить практически неограниченный линейный рост. Милютин как экономист отлично знал о стоимости строительства и нехватке фондов во время ускоренной индустриализации, и шепетильно взвешивал преимущества и затраты дешёвых сценариев роста.
ru.wikipedia.org/wiki/Генеральный_план_реконструкции_Москвы — Парабола Ладовского

SKY WAY . Линейные города А.Э. Юницкого . Чем они отличаются от обычного города?

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: