Коммунар

      Комментарии к записи Коммунар отключены

В дополнение к материалу Механическая тяга. Часть 7. Первый «Коммунар» решил выложить статью об этом тракторе, размещённую в издании «Техника – молодёжи» № 5 за 1975 год.

В то время, когда в апреле 1923 года Тракторная рабочая группа при Госплане разрабатывала стратегическую линию механизации сельского хозяйства страны, она отметила главные преимущества гусеничного трактора перед колесным: возможность работы на поле в нехорошую погоду, практически в 1,5 раза больший коэффициент применения мощности двигателя для тяги и меньший расход горючего на единицу тяговой мощности. Помимо этого, мощность, затрачиваемая на перемещение у гусеничного трактора, практически не зависит от состояния пути.

Уже на хорошей проселочной дороге сопротивление перемещению у него меньше, чем у трактора с железными колесами, а на плохой и подавно. Вот из-за чего в начальных наметках Госплана гусеничных тракторов предполагалось выпустить больше, чем колесных.

Тем более что кое-какой опыт уже был.

Петроградский Обуховский завод, сейчас Коммунист, еще в 1918 году получил от Народного комиссариата продовольствия заказ на изготовление 2 тыс. колесно-гусеничных тракторов по типу американского Холта мощностью 75 направляться.с. Но тут началась гражданская война, завод перешел на обеспечение потребностей Красной Армии, в эту пору было не до тракторов. И все-таки к 1921 году обуховцы выпустили первые три трактора, а в 1922-м — еще пять.

В первой половине 20-ых годов XX века Украинский совнархоз вошел в правительство с предложением организовать на бездействовавшем тогда Русско-Балтийском машиностроительном заводе в Таганроге производство гусеничных тракторов по типу германского В. Д. Ганомаг мощностью 50 л.с. с таким расчетом, дабы к 1926 году довести вы пуск до 1200 штук в год. К этому времени у экспертов сельского хозяйства Англии и США сложилось вывод, что самый экономичны тракторы мощностью 20-30 л.с.

При меньшей мощности они менее действенны в работе, а при большей возрастают утраты на протяжении простоев. Но Тракторная рабочая группа сделала вывод, что из-за нехватки механиков у нас в стране должны выпускаться более замечательные автомобили. Исходя из этого в принципе предложение УкрСНХ она приняла, но вместо Таганрога советовала развернуть производство тракторов на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ).

В то время, когда в мае из Германии прибыл трактор, заводские конструкторы во главе с умелым инженером Константином Ивановичем Марьиным, потом первым главой КБ НАТИ, сразу же занялись его опробованием.

В. Д. Ганомаг был прочной, добротно сделанной машиной, но двигатель его, рассчитанный на бензин, на керосине развивал только 38 л. с. Дабы выполнить распоряжение СТО, конструкторам было нужно всецело переделать двигатель, а вместе с ним практически и целый трактор.

В. Д., главные конструктивные изюминки которого сохранились и в Коммунаре, унаследовал правила, сложившиеся в танкостроении в Первую мировую. Это двухгусеничный трактор с клепаной рамой, составляющей одно целое с рамами гусениц.

Из-за твёрдого крепления к корпусу рам гусениц они не смогут приспособиться к рельефу местности, исходя из этого только часть опорной поверхности находится в сцеплении с землёй. Помимо этого, гусеничные их механизмы и рамы, принимая удары, передают их на остов автомобили, в корпусе появляются большие напряжения. Как следствие, конструкция рассчитывается на громадный коэффициент запаса прочности, что ведет к удорожанию машины и увеличению веса.

Цилиндры двигателя отливаются раздельно и при сборке устанавливаются в один последовательность, масло на смазку подается под давлением сдвоенным шестеренчатым насосом, зажигание – от магнето большого напряжения с автоматической регулировкой момента зажигания. Все части передаточного механизма предохранены от пыли, а часть гусеничных ходов чтобы не было попадания камней и грязи закрыта плитами, прикрепленными к раме трактора.

Коммунар

В то время, когда в последних числах Апреля 1924 года первый Коммунар получил, он заметно отличался от собственного прототипа. Керосиновый двигатель был тяжелее бензинового, помимо этого, кое-какие подробности из цветных металлов заменили металлическими и чугунными. Дабы сохранить удельное давление на землю, как и у В. Д., конструкторы Коммунара увеличили длину и раму гусениц.

Для облегчения пуска двигателя между валом, вращаемым заводной ручкой, и коленчатым валом по предложению конструктора Ковалевского установили зубчатую несколько с передаточным отношением два.

Организация труда на ХПЗ на первый взгляд соответствовала главным требованиям массового производства. Цех механического отделения разбили на 10 пролетов, каковые шли перпендикулярно сборочному цеху. В каждом из пролетов делали один из узлов трактора – мост, дифференциал, коробку скоростей и т. д. Узлы подавались на собственные позиции к конвейеру.

Но, не обращая внимания на снаружи соблюденные показатели массового производства, такового в действительности организовать не удалось. Тому было множество обстоятельств.

Во-первых, из 1,5 млн. руб., первоначально выделенных на реконструкцию, завод взял только 250 тыс.

Во-вторых, оборудование, которое удалось привезти на ХПЗ, собрав с миру по нитке, выяснилось очень сильно изношенным и не в полной мере соответствовало требованиям производства. На первых порах не было качественных сталей, отсутствовали кроме того нужные для работы приспособления и инструмент. Исходя из этого в 1925 году принимается ответ, устанавливающее годовой выпуск для ХПЗ 300 тракторов, но и этого уровня завод достиг только в первой половине 30-ых годов двадцатого века.

Коммунары направляли по большей части в лесное хозяйство, в том месте на вывозке древесины они продемонстрировали себя с самой лучшей стороны.

В истории тракторизации сельского хозяйства Коммунар не сыграл выдающейся роли. Его заслуга в другом.

29 апреля 1925 года на ХIV конференции РКП(б) Ф. Дзержинский сообщил:

Если бы мы на данный момент поставили вопрос относительно постройки нового тракторного завода, то без этих опытов (на Путиловском, на Харьковском паровозостроительном заводе и на Коломенском заводе), без той учебы, которую рабочие, инженеры и технический персонал покупают, мы ни при каких обстоятельствах не могли бы приступить к тому, дабы выстроить новый особый тракторный завод.

Завод-изготовитель

Харьковский паровозостроительный

Тип трактора

Гусеничный, неспециализированного назначения

Мощность двигателя

50 л.с.

Мощность на крюке

35 л.с.

Горючее

керосин

Вес

8250 кг

Количество передач

3 вперёд, 1 назад

Скорость

от 1,8 до семи километров/ч

Годы выпуска

1924 – 1931

Количество выпущенных тракторов

около 2 тыс.

Леонид ЕВСЕЕВ, инженер

Источник: Техника – молодёжи 5/1975, с. 44-45

http://technicamolodezhi.com/rubriki_tm/traktoryi_pervyih_pyatiletok_1975_god/kommunar

Коммунар-ДЮСШ 4 ч 1 . Харьков, Парк Горького.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Механическая тяга часть 7 первый «коммунар»

    В начале 1920-х гг. в стране остро ощущалась потребность в замечательном и довольно быстроходном тракторе, талантливом удачно трудиться в качестве тягача…

  • Бронеавтомобиль фвд-путилов-кегресс

    В марте 1916 года Путиловский завод создал проект бронеавтомобиля на базе колесного полноприводного трактора-тягача Вальтер, вооруженного 76-мм…

  • Пикирующий бомбардировщик ту-2 (самолет «103вс») .

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1941 г. Мотор М-82, а после этого его модификации стали главными двигателями, использовавшимися на…

  • Оао «кузнецов»

    «Кузнецов» (полное наименование ОАО «Кузнецов») — русская машиностроительная компания, и предприятие космического и авиационного двигателестроения….

  • Царь пушек

    1879 год. Петербург. Окровавленный юный человек в порванном пальто сидел на нечистом мартовском снегу. Стонали пострадавшие. На снегу без движений лежал…

  • Многоцелевой транспортный вертолет ми-26.

    Разработчик: ОКБ Миля Страна: СССР Первый полет: 1977 г. В первую очередь 60-х годов в СССР класс винтокрылых тяжеловесов блистательно воображал Ми-6,…