Княжеский эксперимент

      Комментарии к записи Княжеский эксперимент отключены

Летом 1942 года подлодка «Леонардо да Винчи» на достаточно долгое время была выведена из действующих (так называемых «фронтботов» по германской классификации). Экипаж данной боевой подлодки, добившийся к тому времени очень впечатляющих результатов, был отстранен от участия в военных действиях в очень напряженный и достаточно успешный период борьбы итальянских подводников в американских водах, но не по обстоятельству взятых повреждений либо проведения планового ремонта механизмов.

Чем же была позвана подобная немилость? Все разъясняется легко.

Сейчас князю Валерио Боргезе — командиру и создателю известной X флотилии MAS — стало тесно в пределах Средиземного моря. В его голове появился замысел боевых действий против морских баз соперника в Центральной Африке и Северной Америке. Главными целями атаки этого очень амбиционного проекта должны были стать Нью-Фритаун и Йорк.

Мотивировалось подобное ответ созданием базы для расширения сферы деятельности X флотилии.

Княжеский эксперимент

Для претворения в судьбу этого «трансокеанского» проекта была совершена громадная подготовительная работа. Сам создатель завиральной идеи совершил долгий заграничный вояж.

Боргезе побывал в Берлине, где поделился с немцами опытом морских диверсионных операций, в Париже, где желал взять в штабе адмирала Деница нужные сведения о морских базах за океаном, и в Бордо, на базе итальянской Атлантической флотилии, где находился на опробованиях новой техники и на тренировочных занятиях, которые связаны с планируемыми операциями за океаном. направляться выделить, что данное турне было совершено в разгар военных действий, каковые вели подразделения X флотилии MAS на разных театрах. В собственных мемуарах Боргезе честно признал, что указанная поездка была занимательна лично для него.

Он дал согласие, что совершение аналогичного путешествия по столицам многих европейских стран (Рим, Берлин, Париж, Мадрид, Лиссабон) в разгар войны получалось далеко не каждому, и ему весьма льстило налюбоваться панорамой Европы в один из самых драматических моментов ее истории.

Князь действительно думал, что может оказать помощь Германии в ее борьбе за господство на море силами как собственных, так и германских штурмовых средств и морских диверсантов. Не смотря на то, что его иллюзии должны были бы рассеяться, как дым, еще по окончании одной из официальных встреч в Берлине, где один из высших офицеров германской контрразведки — возможно, полковник Лахузен — сказал ему, что немцы будут сражаться до последнего, но их игра была проиграна сначала, по причине того, что управление Германии страдало недооценкой морской стратегии. Потом Боргезе признал, что слова этого австрийца произвели на него глубокое чувство, но кроме того это не остановило его предстоящих действий.

В сопровождении Фаусто Сестини, офицера связи итальянских ВМФ, Боргезе заявился в штаб германского подводного флота в Булонском лесу в Париже. Адмирал Дениц принял его весьма любезно и распорядился о допуске итальянского офицера к тайным архивам, где Боргезе в течение нескольких суток сумел собрать интересующие его эти.

В донесениях начальников германских подводных лодок он разыскивал сведения о портах Северной Америки, южной Африки и Бразилии для того, чтобы выяснить, какие конкретно как раз атлантические базы союзников доходили для атаки особыми средствами. Его интересовали, в первую очередь, гидрографические характеристики этих портов и совокупность их обороны.

Маршрут турне князя в полной мере логично привел его на базу в Бордо. В том месте среди начальников итальянских субмарин он встретил собственных сокурсников — Гросси, Фечиа ди Коссато, Торадо и многих вторых, у которых не было времени и возможности разъезжать по странам и городам в это сложное время.

В Бордо Боргезе решил заняться проверкой сверхмалой подлодки типа СА-2 водоизмещением 12 т. Он желал удостовериться, сможет ли это штурмовое средство по своим боевым чертям выполнить те задачи, каковые отводили ему при планировании нападения на заморские базы союзников. Потому, что мини-подлодка СА-2 имела ограниченный радиус действия, она нуждалась в корабле-носителе, что доставил бы ее к объекту атаки.

Боргезе, как ему казалось, отыскал оптимальное ответ данной непростой задачи. Он внес предложение доставлять СА-2 к месту назначения, закрепив ее на палубе океанской лодки. Вся эта связка была названа «Кенгуру».

Вот тут-то руководство итальянской Атлантической флотилии в лице адмирала Полаккини и предоставило в распоряжение экспериментатора «Леонардо да Винчи», на которую почему-то пал столь нелегкий жребий. В сентябре 1942 г. прототип мини-лодки СА-2 был доставлен в Бордо по железной дороге. «Да Винчи», со своей стороны, была модифицирована для ее размещения. С лодки было демонтировано носовое орудие, а на его месте в надстройке смонтировано устройство для транспортировки этого штурмового средства.

С целью проведения опробований в районе Бордо/Ла-Паллис капитан 2 ранга Боргезе принял временное руководство «Да Винчи». Опыты по отцеплению мини-лодки СА-2 от собственного носителя и последующим приятием ее на борт субмарины, не обращая внимания на определенные сложности, прошли достаточно удачно. Боргезе был весьма обрадован хорошими результатами проведения этих и последующих опробований.

Согласно его точке зрения, была доказана осуществимость доставки СА-2 к базе соперника, где она имела возможность бы пробраться в порт для атаки судов, а после этого возвратиться к собственному носителю.

Окончательную доводку собственного уникального плана по применению «Леонардо да Винчи» в связке с СА-2 Боргезе покинул техническому персоналу итальянской военно-морской базы в Бордо под управлением майора инженерной работы Фену. Князь достаточно легкомысленно посчитал, что подготовляемая операция по атаке Нью-Йорка перешла из стадии проекта в стадию подготовки. Но воплотиться в судьбу плану было не суждено…

О обстоятельствах отмены задуманной им операции Боргезе предпочел умолчать. По итальянским данным, эта акция была отложена до декабря 1943 года из-за определенных сомнений в надежности мини-субмарины в необходимости и экстремальных условиях более глубокого изучения атакуемых объектов. В качестве другой обстоятельства отсрочки операции именовалась потребность в долгом времени на доводку «спарки» громадной и сверхмалой подводных лодок из-за большого числа вскрывшихся технических недочётов проекта.

Для иллюстрации «фундаментальности» проработки идеи Боргезе возможно привести один интересный факт: команда СА-2 по окончании ее отделения от «Да Винчи» должна была занять собственные места в «малютке», добравшись до нее на шлюпке. Эта процедура уже очевидно смахивала на авантюру, поскольку имела возможность появляться успешной лишь в условиях спокойного моря и без какого-либо противодействия со стороны соперника, на что весьма сложно было рассчитывать. И это — не говоря уже о трудностях транспортировки мини-субмарины через океан, что позднее было доказано при попытке британцев нападать подобными средствами линейный корабль «Тирпиц», а немцев — коммунистический линейный корабль «Архангельск».

Непростой технической проблемой выяснилось надёжное размещение мини-подлодки на палубе носителя по причине того, что восемь боевых зарядов весом по 100 кг любой были находятся в нижней части корпуса мини-субмарины, где они были помехой для устройства сцепки. Эта неприятность была решена методом модификации СА-2: заряды перенесли в наружный контейнер, крепившийся в верхней части лодки.

Возможно добавить, что в конечном счете модификации были признаны удовлетворительными, и это вдохновило компанию «Капрони» на разработку на базе СА-2 новой модификации мини-подлодки, которая имела возможность бы нести как подрывные заряды, так и боевых пловцов. Проект был окончен лишь весной 1943 г., были заложены две единицы (СА-3 и СА-4), но времени на их испытания и достройку уже не оставалось…

Что же касается замысла Боргезе, то задержку его реализации нужно считать в полной мере объяснимой. По всей видимости, в руководстве итальянского подводного флота нашлись реально мыслящие люди, каковые не захотели рисковать боевой океанской субмариной, каких у итальянцев в то время и без того оставалось не так много. Многострадальная «Да Винчи» снова была поставлена на переоборудование и возвращена в исходное состояние.

Модифицированная СА-2, как монумент экстравагантной выходке князя Боргезе, осталась на базе в Бордо, где и была реквизирована немцами по окончании капитуляции Италии в сентябре 1943 г. Технические эксперты Кригсмарине до конца войны так и не придумали, как ее возможно было применять в военных целях.

источник: Николай Баженов «Княжеский опыт» // Арсенал-Коллекция № 10 2015

Чача из пакетного вина Эксперимент

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: