Кировская весна. 1940 год. вторая половина мая

      Комментарии к записи Кировская весна. 1940 год. вторая половина мая отключены

На данный момент танк Т-34 на заводе № 183 по качеству существенно превосходит те три танка, каковые, будучи изготовленными в первые месяцы серийного производства (июль-сентябрь 39 г.), проходили опробования на долгий пробег и послужили обстоятельством для неправильных выводов о качестве Т-34 по большому счету. За период с сентября 1939 г. по апрель 1940 г. заводом осуществлено до 200 конструктивных трансформаций, как по указаниям рабочей группы по войсковым опробованиям и ГАБТУ КА, так и по собственной инициативе.

По пяти главным недочётам автомобили было выполнено: 1). Новые траки отливки СТЗ по итогам опробований снабжают 2200-2900 км и введены в серийное производство с марта 1940 г. 2). Коробление дисков главного фрикциона – на всех автомобилях в армиях совершена их замена на новые. 3).

Изготовлен, испытан и принят на серийное производство новый люк механика-водителя со стеклами триплекс, ведутся работы по введению смотровых устройств с призмами. 4). С автомобили № 751 введена улучшенная боеукладка снарядов, снабжающая темп стрельбы до 4-х выстрелов/мин. 5). Гарантийный срок вентилятора поднят до 1500 км, ведется работа по повышению до 3000 км (уже имеется отдельные опытные образцы до 2800 км).

За это время совершено пара сот технологических мероприятий по улучшению обработки и сборки подробностей. Процент корпусов, имеющих трещины и надрывы, сокращен с 90% в октябре 1940 г. до 50% в марте 1941 г. Танк Т-34 на сегодня снабжает гарантийный километраж 2500–3000 км, за исключением вентилятора.

Два танка в умелом цехе, трудящиеся в тяжелых дорожных условиях весны и зимы при средней скорости чистого перемещения 26—30 км/ч, имеют пройденный километраж 5000—6000 км без смены главных механизмов. Считаю нужным покончить с имевшим место огульным охаиванием качеств танка Т-34».

Кировская весна. 1940 год. вторая половина мая

Нарком среднего машиностроения Горегляд

15.05.40

в ГАБТУ КА,

прошу подтверждение отмеченных в документе доработок.

Нарком обороны Уборевич

Наркому обороны тов. Уборевичу

Новые траки СТЗ введены с 51-й автомобили на СТЗ и на 183 заводе вводятся с 15 июня 1941 г. Коробление дисков главного фрикциона – устранено, а в Армии – заменены. Новый люк механика-водителя в серию не запущен, т.к. завод № 183 изготовлять люк с триплексом отказался и заканчивает разработку люка с призменным смотровым прибором. Улучшенная боеукладка в серийное производство еще не введена, завод давал слово новую боеукладку в автомобили №751.

На танке № 811-28 во время с 27 марта по 27 апреля 1940 г. новый вентилятор проработал 3070 км. Уровень качества сварки еще низкое – надрывы сократились».

Глава БТУ армейский инженер 1-го ранга Коробков

/с применением {62}/

16.05.40. Газета Известия

Война расширяется

Война франко-английского военного блока против Германии вступала в новый этап. Кончился период «замороженной» войны, в то время, когда воюющие стороны ограничивались крейсерскими операциями на море и разведывательным полетами авиации. Война распространилась на новые театры, в обход укрепленных линий Мажино и Зигфрида.

За Норвегией и Данией в войну вовлечены Голландия, Люксембург и Бельгия.

Прошло только пять дней по окончании начала армейских операций, как голландское руководство всецело сдалось. В руках германских армий находятся большинство Голландии и ее наиболее значимое укрепленные и стратегические пункты. Приятельство Нидерландов бежало в Англию.

Практически сопротивление Голландии сломлено.

В Бельгии длится упорная борьба. Германская армия прорвала первую линию бельгийских упрочнений и заняла практически всю область Арденн. На данный момент битвы идут у второй линии бельгийской обороны. Наряду с этим наиболее значимый центр последней — Льеж, господствующий над переправой через реку Маас, уже захвачен немцами.

На юге, пройдя территорию Люксембурга и Бельгии, германская армия подходит к Седану, историческому месту капитуляции французской армии во главе с Наполеоном III в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века.

Для операций в Бельгии и Голландии характерно массовое введение в боевые действия больших сухопутных, воздушных и танковых сил. В первый раз обширно применены новые способы войны, например, массовая высадка парашютных десантов, сыгравших большую роль в начальных удачах германской армии. Количество самолетов, действующих с обеих сторон, исчисляется, согласно точки зрения армейских наблюдателей, тысячами.

Война получает масштабы и размах, во многом превосходящие первую империалистическую войну.

Позиции, завоеванные германскими армиями в Голландии и Бельгии, опять решительно изменяют военно-стратегическую обстановку в пользу Германии. Германская армия обошла с фланга «линию Мажино», которая закрывает лишь франко-германскую границу, оставляя незащищенной франко-бельгийскую границу. Взятие Седана есть первым важным результатом обхода «линии Мажино».

Захват голландского побережья приближает авиационные базы Германии к Лондону на расстояние всего лишь около 300 километров. Это расстояние скоростные бомбардировщики покрывают за полчаса. Обладая кроме этого датским и норвежским побережьем, Германия получает господство над Северным морем.

Германская авиация сковывает английский «Громадный флот», лишая его, как показал опыт морской войны в Скандинавии, возможности удачно вести наступательные операции.

На грани войны находятся и остальные нейтральные государства. Крайней степени ухудшения достигли разногласия между англо-Италией и французским блоком на Ближнем и Средиземном море Востоке. По окончании поражения в Норвегии союзники сконцентрировали собственные силы в Александрии.

Италия со своей стороны сосредоточивает силы на острове Пантелерия, уничтожая этим значение Мальты, и на архипелаге Додеканез. Возможно считать, что бассейн Средиземного моря и Балканский полуостров в недалеком будущем станут новым театром боевых действий, о чем недвусмысленно заявил Чемберлен незадолго до собственной отставки.

Возрастает военная опасность и на Тихом океане. Разногласия между США и Японией быстро обострились в связи с начинающейся борьбой за «голландское наследство» — Индонезию. По имеющимся сведениям, тихоокеанский флот США вышел из собственной базы на Гавайских островах к Филиппинам.

Франко-английские армии оккупировали, не обращая внимания на возражения США и Японии, голландские колонии в остров-и Вест Индии Исландию.

Так, европейская война преобразовывается в мировую. Поля Бельгии и Северной Франции стали ареной смертельных схваток. Империалистическая война начинает потребовать миллионы людских жертв.

В орбиту войны в Европе и на Дальнем Востоке втянуто уже около 1.250 миллионов человек,— более чем половины человечества.

* * *

Громадная, признательная задача

День назад открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1940 года. Прошло всего шесть месяцев, как закончила собственную плодотворную работу выставка 1939 года, и над тем же местом снова взвились алые знамёна, и опять великая сокровищница передового опыта социалистического сельского хозяйства раскрыла собственные двери колхозницам и колхозникам, рабочим и работницам совхозов и МТС, всему населению Советской страны.

Как и в прошедшем сезоне, открытие выставки явилось наибольшим весёлым событием, и не только для сотен и десятков тысяч ее участников, заслуженно увенчанных почётом и славой передовиков совхозов, колхозов и МТС, но и для всей нашей страны, для всего 183-миллионного советского народа. Среди визитёров первого дня выставки возможно было встретить представителей чуть ли не всех населяющих СССР национальностей.

колхозницы и Колхозники, рабочие и фабрик и работницы заводов, командиры и бойцы Красной армии, художники и инженеры, учителя и обучающиеся, убеленные сединами старики и искрящиеся юностью девушки и юноши — кто лишь не побывал день назад на выставке! И это ясно, это конечно.

Удачам колхозного строительства радуется, ими гордится целый коммунистический народ, потому что это — удачи социализма. Тем громадную эйфорию вселяет в сердца всех советских людей выставка 1940 года, ярко демонстрирующая начало нового замечательного разбега социалистического сельского хозяйства, каким отмечен первый год его второго десятилетия.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 года подвела результат первому десятилетию колхозной стройки. Она продемонстрировала всему миру, каких грандиозных побед добилось советское крестьянство под управлением большевистской партии, как на большом растоянии шагнуло оно за эти годы вперед по советскому колхозному пути. Выставка 1940 года, в отличие от прошлогодней, отображает уже величайшее следствие этого итога, прямой итог этих побед, снабжающих нам во втором десятилетии новые, еще невиданные скорость увеличения и новый, воистину сказочный размах предстоящего под’ема всего социалистического сельского хозяйства.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 года продемонстрировала первые зрелые плоды колхозного строя в самом широком смысле этого слова. Она прославила поразительные рекорды лучших мастеров животноводства и социалистического земледелия, обширно открыла «секреты» удач тысяч передовиков и первых тысяч колхозов, совхозов и МТС и тем самым стала подлинно всеобщим университетом для всей массы работников колхоза. Выставку 1939 года посетили практически три с половиной миллиона человек.

Она явилась популяризатором и могучим пропагандистом лучших образцов работы и, содействуя перенесению опыта передовых колхозников и колхозов, подняла по всей стране новую замечательную волну социалистического соревнования на перевыполнение и выполнение заданий третьей советской пятилетки.

Выставка 1940 года демонстрирует уже первые практические результаты этого всеобщего соревнования. И характернейшую особенность ее образовывает не столько то, что она показывает новые, достигнутые в этом соревновании рекорды, сколько то, что она отображает, как обширно это соревнование раздвинуло фронт передовой практики во всем отечественной сельском хозяйстве.

Это факт, что колхозница Республики Алтай Сергеева перекрыла прошлый рекорд алтайского работника колхоза Чуманова, собравшего 512 пудов пшеницы с гектара, и во второй половине 30-ых годов двадцатого века выходила урожай в 607 пудов пшеницы с га. Это факт, что узбекский работник колхоза Курбанов шагнул дальше работника колхоза Худоева, достигшего урожайности хлопка в 125 центнеров с га, и в 1939 г. собрал по 147 центнеров хлопка с гектара, что прошедший год ознаменовался многими новыми славными рекордами в отечественном сельском хозяйстве. Но основной и самый красноречивый результат прошлого года, наложивший собственный отпечаток на целый вид выставки, содержится в том, что неспециализированное число ее участников выросло за год более чем в полтора раза, что в отличие от прошлого года на выставке представлены уже не только тысячи колхозов, но и 234 района, что право участия в выставке завоевали уже края и целые области.

Так вырос диапазон выставки. «Но нужно признать, — сказал в конце 1939 г. товарищ Молотов, — что сельскохозяйственная выставка может сделать значительно больше, чем она уже сделала для развития соревнования между колхозами, между районами, между республиками и областями и что она обязана очень многое сделать в будущем, дабы обеспечить еще более стремительный под’ем колхозного и совхозного хозяйства».

В этом указании главы советского правительства сообщено все о задачах Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1940 года. Исторический поворот в жизни колхозов, обусловленный трансформациями в политике заготовок сельскохозяйственных продуктов, со всей остротой ставит перед ними проблему комплексного роста, предстоящего развития всех и в особенности еще отстающих отраслей хозяйства, таких, как овощеводство и животноводство.

Мы вступили в полосу завершения строительства бесклассового постепенного перехода и социалистического общества от социализма к коммунизму. А это обязывает всех работников социалистического сельского хозяйства еще шире, еще настойчивее развернуть борьбу за изобилие сельскохозяйственных продуктов, всех продуктов — не только зерна, но и скота, и птицы, и овощей. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка призвана сыграть и, без сомнений, сыграет в этом отношении такую же громадную, признательную роль, какую она уже сыграла в умножении передового стахановского опыта социалистического сельского хозяйства.

{1}

19.05.40, Лондон. Обращение Черчилля

15 мая 1940 года сдалась Голландия. Тогда же в условиях подавляющего превосходства немцев на земле и в воздухе французские армии были вынуждены начать отступление по всей линии фронта. В Париже среди участников правительства начались беседы о неминуемом поражении.

В это же время в Лондоне кабмину поступила информация, что лорд Горт, в подчинении которого пребывали английские экспедиционные армии в северной Бельгии и Франции, другими словами фактически все соединения, составляющие базу опытной армии Британии, начал «рассматривать возможность отступления к Дюнкерку». В данной тяжелой ситуации произошло первое радиовыступление Черчилля в качестве премьера.

* * *

19 мая 1940 года

Выступление по радио, Лондон

В час жёстких опробований для нашей страны, для отечественной империи, для отечественных союзников и, наконец, для всех, кому дорого дело мира, я в первый раз обращаюсь к вам как глава правительства. Во Франции и Фландрии идут бои не на жизнь а насмерть. Умело сочетая воздушные бомбардировки с ударами тяжелых танковых соединений, немцы смогли прорвать французскую оборону к северу от линии Мажино.

Колонны тяжелой германской военной техники устремились в появившуюся брешь и принялись опустошать оккупируемые территории, каковые в первые пара дней по окончании прорыва были всецело беспомощны. Соперник пробрался на большом растоянии вглубь страны, везде сея смятение и страх. На помощь танкистам устремились грузовики с пехотой, а за ними – и главные силы соперника.

Но в последние пара дней при замечательной помощи королевских ВВС французам удалось перегруппировать собственные войска с целью нанесения удара и остановки прорыва по вклинившимся в их позиции вражеским соединениям.

Нас не должно пугать неожиданное появление военной техники соперника за линией фронта. Да, военные машины немцев иногда попадают за отечественные рубежи обороны, но и французы, со своей стороны, кроме этого на некоторых участках ведут активные боевые действия в тылу соперника. Наряду с этим, очевидно, обе стороны подвергают себя крайней опасности.

Но в случае если управление армией Франции и британскими соединениями будет осуществляться подобающим образом – а я надеюсь, что так оно и будет, – и в случае если французы опять покажут собственный умение скоро оправляться от неудач и переходить в атаку, в случае если английская армия в очередной раз подтвердит, что она может оказывать упорное сопротивление и отважно сражаться, тогда в одночасье обстановка изменится самым коренным образом.

Непременно, довольно глупо отрицать всю серьезность нынешнего положения. Но еще неразумнее предаваться отчаянию и опускать руки, полагая, что одна-единственная набег механизированных частей соперника, какими бы грозными они ни казались, способна за много дней либо месяцев привести к поражению превосходно обученной и экипированной армии численностью около 4 миллионов человек.

Мы уверены, что скоро фронт во Франции стабилизируется и в бой вступят главные части всех армий, что разрешит французским и английским воинам сражаться с неприятелем на равных. Я готов поручиться за боеготовность французской армии и эффективность ее руководства. До сих пор в боевых действиях принимала участие только часть ее подразделений, а вторжение соперника до тех пор пока наблюдалось только на небольшой территории страны.

Имеется кое-какие основания считать, что соперник уже задействовал фактически все собственные специальные и механизированные соединения, каковые, как мы знаем, в битвах понесли очень значительные утраты. Отныне я призываю каждого, кто вступает в борьбу с неприятелями, будь то офицер либо солдат, бригада либо дивизия, попытаться сделать все, дабы внести хороший вклад в отечественное общее дело, на каких бы пределах вам ни было нужно сражаться.

Отечественным армиям пора прекратить скрываться за цементные естественные преграды и линии укреплений. в наше время самое время понять, что вернуть боевое превосходство мы можем только одним методом – решительной и яростной атакой. И эта идея обязана глубоко укорениться в сознании не только высшего руководства, но и каждого бойца.

В воздушных сражениях – довольно часто в условиях большого превосходства сил соперника, превосходства, которое впредь до настоящего времени считалось подавляющим, – на любой отечественный сбитый самолет приходится по три-четыре сбитых вражеских самолета, так что на данный момент мы имеем намного более благоприятное соотношение численности английских и германских ВВС, чем в начале войны. Уничтожая германские бомбардировщики, мы защищаем не только Францию, но и самих себя.

бои не на жизнь а насмерть в воздухе, каковые уже имели место и происходят практически каждый день, усиливают мою уверенность в том, что в итоге мы в обязательном порядке одержим верх над ВВС Германии. Отечественные тяжелые бомбардировщики совершают ночные налеты и наносят удары по главным промышленным объектам соперника. Они уже причинили большой вред нефтехимическим фабрикам, от которых зависит успех нацистских притязаний на мировое господство.

Мы должны осознавать, что через пара дней по окончании того, как обстановка на Западном фронте стабилизируется, вся мощь нацистской агрессии, которая перевоплотила в руины Голландию и поработила ее население, неминуемо обратится против нас. Думаю, я выражу неспециализированное вывод, в случае если сообщу, что мы готовы сдержать натиск неприятеля, стойко противостоять ему и нанести ответный удар, как этого требуют неписаные законы армейского времени.

На отечественном острове найдется много девушек и отважных юношей, женщин и мужчин, каковые в час жёстких опробований (а он уже так близок!) с удовольствием и гордостью поделят все тяготы войны с отечественными бойцами – пехотинцами, лётчиками и моряками – да хранит их Господь! Добровольцы смогут оттянуть на себя хотя бы часть сил неприятеля и ослабить его натиск. Пришло время продемонстрировать, на что способен любой из нас!

А вдруг мы желаем победить эту битву, мы должны снабжать отечественных солдат все громадным числом боеприпасов и необходимого оружия. Нам следует в малейшие сроки увеличить производство самолетов, танков, снарядов и ружей. Все это на данный момент особенно необходимо отечественным армиям! Предоставив им нужное оружие, мы повысим отечественные шансы на успех в борьбе с соперником, что экипирован лучше нас. В упорных сражениях мы несем утраты, каковые необходимо деятельно восполнять.

на данный момент, в то время, когда дорога любая 60 секунд, мы должны обучиться задействовать все собственные резервы и как возможно стремительнее решать каждые появляющиеся задачи.

Наряду с этим отечественная основная задача содержится не в том, дабы победить одно сражение, а в том, дабы победить в данной войне. Когда накал противостояния во Франции уменьшится, начнется битва за отечественный остров, за Британию, за ее устои, традиции и ценности. Вот за что нам предстоит сражаться!

В этих чрезвычайных событиях мы должны не раздумывая предпринимать все нужные шаги, какими бы радикальными они ни были; мы должны потребовать от народа полной напряжения и отдачи всех сил. нормативы частных продолжительности и Интересы собственников рабочего дня не имеют никакого значения, в то время, когда идет борьба за судьбу и честь, за права и свободу, защищать которую мы с вами поклялись.

Я получил от управления Французской Республики и, например, от ее энергичного премьера господина Рейно самые искренние заверения в том, что, какие конкретно бы опробования ни ожидали французов, они будут сражаться до конца – до полного разгрома либо триумфальной победы. Но уж в случае если мы решили сражаться до конца, то нам не к лицу соглашаться ни на что второе, не считая триумфальной победы!

По поручению Его Величества я организовал правительство, в состав которого вошли члены всех партий, воображающие самые различные политические течения. В прошлом мы довольно часто не соглашались и спорили, но на данный момент перед нами стоит неспециализированная цель: довести эту войну до победного финиша и приложить все разумные усилия чтобы избежать позора и рабства, какой бы большой ни была цена победы, какие конкретно бы страдания нам ни было нужно перенести.

Наступил один из самых ужасных эпизодов в многовековой истории Британии и Франции. Не смотря на то, что одновременно с этим, несомненно, это самый славный ее эпизод.

Поднявшись плечом к плечу, не имея никакой помощи со стороны, не считая разве что помощи, оказываемой братскими нациями отечественных доминионов и находящихся под отечественным протекторатом далеких империй, английский и французский народы взяли на себя миссию спасения не только Европы, но и всего человечества от самой омерзительной и ужасной тирании из всех, каковые когда-либо оставляли собственный нечистый след в истории. За спиной Британии и Франции – за отечественными поясницами, за поясницами отечественных солдат и моряков – ищут защиты напуганные и порабощенные народы, чья государственность стёрта с лица земли: чехи, поляки, норвежцы, датчане, голландцы, бельгийцы – все те, чья жизнь совсем погрузится во тьму варварства, у кого не останется никакой надежды, в случае если мы потерпим поражение в данной войне.

И потому мы должны победить! И потому мы в обязательном порядке победим!

Сейчас сутки Святой Троицы. В глубокой древности были написаны великие слова, каковые большое количество столетий подряд являлись призывом для всех верных слуг истины и справедливости: «Опояшьтесь и будьте мужественны и готовы к утру сразиться с этими язычниками, каковые собрались против нас, дабы погубить нас и святыню отечественную. Потому что лучше нам погибнуть в бою, нежели видеть бедствия святыни и нашего народа. А какая будет воля на небе, так да сотворит!»

{24}

20.05.40. ГРУ ГШ СССР

Запись вопросов, узнанных сотрудником Пятого Управления у германских летчиков (встреча на аэропорте 19 мая 1940 г. и совместный обед)

20.05.1940

Дополнение к записям от 29.4.40 г., 3.5.40 г., 4.5.40 г. и 5.5.40 г.

1. При взятии долгосрочных огневых точек в Бельгии германская армия использовали не только огнеметы, но и ОВ.

Награждение Витциге железным крестом разъясняется именно тем, что он создал и совершил операцию по применению ОВ при взятии форта Эбен-Эмайль под Льежем. Наряду с этим самолеты Физелер Шторх приземлились на территории самого форта. Одурманивающий газ, по словам немцев, действует скоро, оказывает собственный воздействие на срок около 2 часов и не особенно вредит здоровью в будущем.

2. Базой успеха неожиданного удара 10 мая по аэропортам союзников послужила методическая работа разведывательной авиации в течение прошлых нескольких месяцев. Были засняты и изучены не только все посадочные площадки и аэродромы, вместе с тем типы самолетов, стоящих на том либо другом аэропорте, а также распорядок рабочего дня. На базе этого был выработан конкретный замысел удара по аэропортам.

Германскому руководству был известен кроме этого и тот факт, что часть голландских аэропортов была занята частями британских ВВС незадолго до 10 мая. Для удара по аэропортам была использована практически вся германская авиация. На дальнем радиусе действовали самолеты Хейнкель-111, на более близком Юнкерс-88.

Еще ближе использованы были самолеты тяжёлые-87 истребители и юнкерс.

При налете на самый отдаленный из бомбардированных аэропортов (Орлеан) операция развернулась следующим образом. 18 германских самолетов типа Хейнкель-111 подошли к аэропорту утром на высоте 1000 метров. Самолеты шли звеньями по три самолета. На старте стояло 24 французских бомбардировщика типа Лиоре-45. У части самолетов были заведены моторы.

Бомбардирование производилось с горизонтального полета. Особых звеньев для подавления французской ПВО выделено не было.

Первое звено самолетов Хейнкель-111 взяло попадания от французской ПВО, но скинуть бомбы все же успело. По окончании падения первых бомб на аэропорте встала паника, и ни один из самолетов последующих звеньев подбит не был. Были стёрты с лица земли французские самолеты на старте и в ангарах.

3. Для защиты от германских посадочных воздушных десантов, часть которых проводилась практически в темноте, союзники применили достаточно действенный метод, на что нарвалось пара германских посадочных десантов: посадочные площадки и аэродромы заставлялись на ночь несколькими десятками автомобилей , на каковые наталкивались самолеты, создававшие посадку. На яркое время суток машины убираются. Использование этого метода вынудило немцев перейти на высадку десантов днем.

4. Большая часть воздушных десантов в Норвегии было выполнено методом посадочного десанта. Большая часть посадочных десантов была выполнена без обеспечения с воздуха. Занятие аэропорта Осло было выполнено следующим образом: первое звено пробовало произвести посадку, но один самолет был подбит, а начальник самолета убит.

Тогда остальные сделали круг над аэропортом и обстреляли его из пулеметов, по окончании чего остальные самолеты приземлились свободно.

Примечание А. Дьяконова. Французские газеты по нейтральным источникам рисуют занятие аэропорта Осло пара в противном случае. Над аэропортом показались германские самолеты типа Юнкерс-52 в группах по 5 автомобилей. Аэропорт Осло разрешает одновременную посадку не более 3 самолетов.

От первой группы отделилось и произвело посадку звено из 2 самолетов. При рулении по земле немцы стреляли во все стороны из турельных самолетов, не смотря на то, что сопротивления не было. В один момент из самолетов выскакивали воины. Остальные группы перед посадкой кроме этого разбивались на звенья из 2 и 3 самолетов.

Потерпевшие аварию самолеты оттаскивались с посадочного поля тракторами, захваченными на аэропорте. Наряду с этим пострадавшие выгружались лишь по окончании того, как самолет был убран в сторону и не мешал посадке вторых. Прибывших встречал и инструктировал директор местного общества германской компании «Люфтганза», появлявшийся полковником германской авиации.

Всего за 2 часа было высажено 1500 человек с ружьями, мелкими орудиями и пулемётами.

Захват аэропортов в Голландии, и особенно Бельгии, проходил в более непростых условиях. Тут значительно чаще сперва высаживались парашютисты. Практически везде использовалось обеспечение с воздуха (истребители, тяжелые истребители, пикирующие бомбардировщики).

5. На прибывших германских самолетах привлекает внимание полная стандартизация многих подробностей, не смотря на то, что самолеты принадлежат к различным типам и изготовляются различными компаниями. Выясняется, на каждом заводе имеется особая стандартизационная рабочая группа.

В случае если этот завод вводит в авиационную технику какую-либо подробность, не предусмотренную общегерманским стандартом, он воображает эту подробность на утверждение высшей стандартизационной комиссии, по окончании чего стандарт делается необходимым для всех компаний. Именно поэтому, последовательность подробностей на совсем разных самолетах взаимозаменяем.

6. Угол пикирования при применении пикирующих бомбардировщиков может изменяться. Чем меньше размер цели, тем больше угол пикирования. Обычный угол пикирования 40, большой 80.

Начало пикирования 3-4 тыс. метров, начало вывода 1000 м, финиш 600 м (все цифры ориентировочные). На самолете Юнкерс-88 вывод из пикирования автоматизирован.

7. Новый двухмоторный самолет Фокке Вульф-187 предполагается применять в качестве тяжелого истребителя. Большая его скорость 670 км/час. В частях самолета до тех пор пока нет. Выпущена малая серия.

Из данной серии 4 самолета находятся в совокупности ПВО Бремена, где находятся фабрики Фокке Вульф. В битвах они еще не принимали участие.

8. На заводских аэропортах созданы вспомогательные истребительные части из летчиков-испытателей фабрик.

9. Главной причиной пожара самолета есть попадание в баки. Новые германские баки всецело предохраняют от пожара при попадании пули. На британских самолетах типа Веллингтон отмечены случаи пожара от попадания в хвостовое оперение, поскольку британцы до этого времени используют горючие лаки для покрытия самолетов.

10. Появления на фронте новых американских самолетов, в частности Кертис-40, пока не отмечено. Французский самолет Бреге-690, по всей видимости, еще не выпущен большими сериями. Данный самолет задуман в качестве соперника Мессершмитт-110, но уступает ему по качествам. Появления каких-либо новых самолетов у британцев не отмечено. Самолет «Дефиант» на фронте не оказался.

Бомбардировщики «Веллингтон» имеют скорость не более 320 км/час.

11. Британцы до тех пор пока практически не проводили важных попыток бомбардировать Германию. По-видимому, главной задачей их полетов к германскому побережью являлось наблюдение за германскими морскими силами. В тех случаях, в то время, когда британцы проводили бомбардировку, они создавали ее с высоты 300—400 м. Большая часть попыток было сделано ночью.

Меткость британских бомбардировщиков нехорошая.

12. По заявлению главного конструктора компании Фокке Вульф сейчас в Румынию послано 50 самолетов Фокке Вульф-58 тренировочно-бомбардировочного варианта. В Турцию доставлено 28 самолетов того же типа и большое количество учебных самолетов Штиглиц. Некое количество самолетов Фокке Вульф-58 доставлено в Швецию и Венгрию.

Югославия кроме этого заказала эти самолеты, но они еще не доставлены.

13. В Норвегии со стороны немцев действуют в основном баварские и австрийские горные части. Совокупность подготовки горных частей существенно отличается от простой. Особенное внимание уделяется формированию инициативы и самостоятельности, меньше требовательность к снаружи показной стороне дисциплины.

Полковник (ДЬЯКОНОВ)

Имеется помета секретариата НКО: «Доложено 20.05. Приказано привести к. Д.».

РГВА. Ф. 33987. Оп. 3. Д. 1305. Л. 361с-364с. Отпечатано 17 экземпляров. Машинопись. Копия. Автограф.

{12}

24.05.40. Газета Известия.

Боевые действия в Западной Европе

БЕРЛИН, 23 мая. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующее сообщение главного руководства германской армии:

«Отечественные войска, наступающие во Фландрии за Шельдой, встречая сильное сопротивление соперника, медлительно захватывают территорию. Битвы происходят еще недалеко от Валансьена. Лесистая местность у Мормаль, к югу-востоку от Валансьена, очищена от укрывшихся в том месте французских армий. День назад при сотрудничестве наземных авиации и войск отбиты попытки бронетанковых частей соперника прорвать фронт недалеко от Камбрэ, причем сопернику нанесены большие потери.

В западной части Артуа (департамент Па-де-Калэ) германские армии движутся на север в направлении Па-де-Калэ. в течении фронта от Соммы до Мааса соперник оказывает сопротивление. В крепости Льеж отечественным армиям сдался сравнительно не так давно отстроенный форт «Баттис», причем пленено двадцать солдат и 650 офицеров.

На фронте к югу от Намюра соперник еще удерживает кое-какие упрочнения.

Атаки германской авиации были направлены в первую очередь на коммуникации и на отступающие армии соперника, и на тыловые скопления армий во Фландрии и в Артуа.

Разведывательной авиацией армии, действующей на берегу Ламанша, потоплены три транспортных и одно нефтеналивное судно неспециализированным водоизмещением около 20.000 тысячь киллограм. Один эсминец соперника без шуток поврежден. Склады в портах Дувр и Дюнкерк подверглись успешной бомбардировке.

Скорострельные пушки германского флота потопили перед Дюнкерком неприятельский эсминец. Действия авиации обеих сторон были ограничены метеорологическими условиями. Соперник утратил девять самолетов.

Пять германских самолетов не возвратились на собственные базы.

Недалеко от Нарвика был поврежден линейный корабль. Потоплено одно транспортное судно водоизмещением в 3.000 тысячь киллограм и повреждено второе. Помимо этого, подожжены склады боеприпасов и военных материалов.

Колонны подкреплений соперника рассеяны. С успехом совершены атаки против набережных и береговых батарей.

Прошедшую ночь соперник опять предпринял хаотичные воздушные надеты на невоенные об’екты Германии.

В Голландии британские самолеты произвели налет на местечки Неймеген и Ваальвейк. Убито пара человек из гражданского населения. Как уже сообщалось, за время с 10 по 15 мая зенитной артиллерией сбито 342 самолета соперника».

* * *

ЛОНДОН, 23 мая. (ТАСС). Агентство Рейтер передает по радио, что, в соответствии с опубликованному вчерашним вечером в Лондоне официальному сообщению, британские армии в течение 22 мая везде удерживали занимаемые ими позиции. Британские армии предприняли атаки в районе между Аррасом и Дуэ. Бельгийские армии удачно нападали германские части, каковые в двух местах форсировали реку Шельду.

В соответствии с взятым в Лондоне из Парижа сведениям, день назад случилось большое сражение между Камбре и Валансьеном. Оперирующие в этом районе британские армии нанесли сокрушительный удар во фланг германских частей вблизи Камбрэ. Французские силы приближаются к Амьену. Между Соммой и Аррасом, и севернее Соммы обстановка остается неизвестной. Легкие германские моторизованные мотоциклетные части пробуют уничтожить коммуникации союзников.

Большие французские силы, сконцентрированные на протяжении Соммы и Энн, день назад продолжали твердо удерживать собственные позиции.

ЛОНДОН, 22 мая. (ТАСС). Летный корреспондент «Дейли телеграф энд морнинг пост» опровергает германское сообщение о том, что утраты воздушных сил союзников в среднем составляли 120 самолетов в сутки с момента начала германского наступления на западном фронте. Британские ВВС, продолжает корреспондент, принимали громадное участие в воздушных операциях, и ежедневные утраты британских самолетов не превышали 40 единиц.

* * *

Новое в современной войне

Воздушные десанты

В современной империалистической войне одной из новых форм ведения войны есть использование воздушных десантов. Начав войну, германское руководство сразу же постаралось применять воздушные десанты как боевую силу. Союзники до сих пор не используют ВДВ, не смотря на то, что в мирное время они довольно много писали по этому вопросу.

Использование немцами воздушных десантов в нынешней войне возможно разделять на три этапа:

Первый — война в Польше. На протяжении боевых операций в Польше германское руководство применило маленькое число парашютно-десантных групп. Задача выкинутых в тылу у поляков парашютных десантов была в том, чтобы дезорганизовать тыл польской армии и информировать руководству о численности армий соперника в том либо другом районе. Выкинутые в Польше парашютные десанты немцев имели ограниченные задачи.

Это первенствовала попытка применить новый род армий в начавшейся войне.

Второй этап применения воздушных десантов в современной войне относится к армейским действиям Германии в Данни и Норвегии. В этих операциях германское руководство учло уроки действий воздушных десантов в Польше и использовало воздушные десанты совсем по-новому. ВДВ были высажены конкретно на аэропорты соперника, вблизи об’ектов, имеющих серьёзное стратегическое значение.

Высадившиеся на аэропортах войска сразу же распространяли собственные действия на близлежащие районы, снабжая так возможность организации предстоящей высадки ВДВ.

Так, в тылу соперника создались действующие германские части. Армейский атташе одной из нейтральных государств, пребывавший в Осло, сказал обозревателю «Пари суар» следующие подробности захвата германским воздушным десантом аэропорта в Осло: «Сразу же по окончании того, как норвежское правительство отвергло ультиматум германского руководства, германские самолеты с армиями приземлились на аэропорте Осло, и начались боевые действия.

За 2 часа на аэропорте было высажено 1.500 солдат, вооруженных автоматическими ружьями, лёгкими пушками и пулемётами. Вместе с армиями были выгружены кроме этого и мотоциклы. Подход эскадрилий к аэропорту осуществлялся в строю по 5 самолетов, посадку создавали в один момент 2—3 самолета.

Самолеты, закрывающие высадку воздушного десанта, вели пулеметный пламя по окрестностям, прилегающим к аэропорту».

При предстоящих операциях в Норвегии воздушные десанты так же действенно использовались, как и в первых операциях. С целью разрушения ЖД узла Домбос в районе Домбос был высажен парашютный десант. Особенно громадную помощь оказали воздушные десанты армиям, сражающимся в районе Нарвика.

До последних дней в том направлении посылаются подкрепления и снаряды воздушным методом.

Операции в Норвегии продемонстрировали, что эффективность применения воздушных десантов в значительной степени зависит от их массового применения, от умения увеличить район действия высаженных десантов, и от умения организовать питание снарядами и подкрепление людьми на протяжении военных действий.

Третьим этапом в применении воздушных десантов есть общевойсковое наступление германских армий в Голландии и Бельгии, и во Франции. Согласно данным зарубежной печати, в Бельгии и Голландии действовали десантные части двух германских воздушных дивизий. В этом случае германское руководство применяло большие соединения ВДВ.

На воздушные десанты были возложены следующие задачи: захватить аэропорты соперника, уничтожить коммуникации, дезорганизовать тыл соперника и, наконец, помогать своим армиям в захвате укрепленных пунктов.

Как видно из хода боевых действий, германские воздушные десанты эту задачу выполнили.

Первая несколько германских парашютистов была выкинута в Голландии утром 10 мая. Парашютные десанты заняли районы Наарден, Зообург, Сладрехт и аэропорт Вальхавен. В будущем на аэропорт Вальхавен, повидимому, имели возможность выполнять посадку германские самолеты.

Одновременно с этим были высажены парашютные десанты в районе Хогесвалюв, Лейден и на Фризских островах. Ночью и утром 11 мая были высажены воздушные десанты недалеко от Амстердама и Роттердама, были кроме этого выкинуты десанты в районе Гаудз, Бокстель, Добрехт и Мурдейк.

Так, практически по всей Голландии в тылу у армии были германские армии. Высаженные воздушные десанты продержались на территории соперника 4 дня, удерживая ответственные стратегические пункты до подхода главных германских армий. В Мурдейк десантные армии захватили ЖД мост через реку Маас и удержали его, предоставит шанс армиям совершить переправу.

В Голландии воздушные десанты выполнили наиболее значимую задачу по предупреждению затопления.

По сообщениям британской «Дейли геральд», в треугольнике Амстердам— Роттердам—Гаага лишь в первоначальный сутки немцы выкинули 12 тысяч парашютистов. Это заставило голландское руководство выделить большие армии для противодействия германским десантам. В современной войне это первый случай, в то время, когда воздушный десант, высаженный в тылу у соперника, выполнил поставленную перед ним боевую задачу и соединился с подошедшими армиями.

В один момент с высадкой воздушных десантов в Голландии последние было высажены и в Бельгии. Парашютные десанты опустились в районах Ниведь, Сен-Трон, Льеж, Эбен Эмаель и у канала Альберта. 12 мая был высажен воздушный десант в Вильворд (15 км от Брюсселя).

При штурме германскими армиями форта Эбен Эмаель парашютный десант оказал армиям громадную помощь. Парашютисты опустились конкретно в район форта и, действуя ручными гранатами, содействовали армиям в захвате этого форта. Как мы знаем, гарнизон этого форта сдался.

Возможно предполагать, что на Голландии и фронте Бельгии действовали две дивизии ВДВ. Вырисовывается организационная структура больших соединений германских ВДВ. В Германии существуют два типа ВДВ: парашютные десантные армии, воздушно-транспортные армии.

Обе группы ВДВ имеют тесное сотрудничество при исполнении боевых операций.

В случае если разрешает ситуация, десант высаживается прямо на аэропорт соперника, в другом случае выбрасывается парашютный десант, что захватывает аэропорт и снабжает посадку самолетов воздушно-транспортного десанта. Высадившиеся армии воздушного десанта неспешно пополняются и расширяют район собственных действий (смотря по обстановке).

Воздушные десанты принимают участие в атаках наземных армий на укрепленные пункты, и питают снарядами и живой силой части, действующие изолированно от общей массы армий (Нарвик). Помимо этого, отмечается, что высадка воздушного десанта прикрывается с воздуха (нужно господство в воздухе).

Не обращая внимания на успешные действия германских воздушных десантов, боевую их сокровище нельзя переоценивать. То, что выяснилось вероятным в Голландии и Бельгии, может оказаться неосуществимым на территории других государств. Наступление немцев во Франции пока не сопровождается массовой высадкой воздушных десантов.

Были лишь два сообщения о высадке германского десанта за линией Мажино, но до сих пор ничего неизвестно о действиях этого десанта.

Удачное положение для высадки воздушных десантов в Голландии и Бельгии обусловливалось тем, что данные государства не были в состояния войны и исходя из этого возможно было рассчитывать на внезапность действий. Использование воздушных десантов должно базироваться на строгом учете конкретной боевой обстановки и на замысле неспециализированной операция. На фоне высадки воздушных десантов вырисовывается и способ борьбы с ними.

Главным неприятелем десантных армий есть авиация. В случае если авиация вовремя найдёт начало высадки десанта, она сможет тут же его стереть с лица земли.

Воздушные десанты показались задолго до нынешней войны, но использование их в таких широких масштабах ни при каких обстоятельствах ранее не практиковалось. На голландском и бельгийском театрах боевых действий парашютные десанты вместе с наземными армиями в полной мере оправдали себя.

Капитан С. СОКОЛОВ

Пикирующие бомбардировщики

В первый раз пикирующие бомбардировщики были применены много на протяжении германо-польской войны. Их меткие удары были направлены на ЖД узлы, мосты, пересечения дорог , радиостанции и штаб-квартиры. Разрушение этих об’ектов очень затруднило проведение мобилизации польской армии, сорвало перевозки, усложнило управление армиями.

Тыл польской армии был так удивлен, что до конца войны полякам не удалось совершить перегруппировку собственных сил.

Большую помощь оказывали пикирующие бомбардировщики наземным армиям. В местах, где продвижение мотомехвойск задерживалось, на помощь вызывались по радио самолеты. Совместные удары пикирующих наземных войск и бомбардировщиков по очагам сопротивления скоро расчищали путь перемещения последних.

В боевых операциях на западном фронте — в Голландии, Бельгии и Северной Франции — германские пикирующие бомбардировщики оказывают содействие продвижению собственных армий ударами по огневым батареям и точкам соперника. Они атакуют кроме этого колонны танков и войска, подходящие к полю боя. Деятельно действуют пикирующие бомбардировщики против судов союзников на море.

Как мы знаем, что британский линейный корабль «Уорспайт» был выведен ими из строя у берегов Норвегии.

Опыт европейской войны говорит о том, что пикирующие бомбардировщики являются новым и очень действенным оружием, а бомбометание с пикирования — один из главных способов действия бомбардировочной авиации. Однако во многих воздушных флотах это новое оружие до последнего времени недооценивалось.

Что же является бомбометанием с пикирования? высота полёта и Увеличение скорости современных боевых самолетов существенно усложняют работу экипажа. Рост эффективности средств ПВО делает нужным проводить бомбардировочные атаки на громадных высотах, на большой скорости полета и с применением противозенитного маневра. В следствии этого точность бомбометания значительно уменьшается.

Действительно, совершенствуются и устройства для бомбометания, но все же это не дает желаемых результатов. Как изменяются условия бомбометания, возможно проиллюстрировать следующим примером: запаздывание в сбрасывании бомб на 0,5 сек. при скорости полета в 150 км в час дает отклонение от цели на 20 м, в то время как при скорости полета в 600 км в час оно возрастает до 80 м. Чем больше высота бомбометания, тем больше будут отклонения бомб от цели. Хороший метод бомбометания с горизонтального полета при атаке малых целей с громадных высот требует бомб и большого расхода самолётов.

Все это вынудило искать новые, более действенные методы бомбометания. Одним из способов увеличения точности бомбометания есть бомбометание с пикирования. Данный метод был известен еще на протяжении войны 1914—1918 гг. Но усиленное внимание ему уделяется лишь с 1927 года. Бомбометание с пикирования увеличивает меткость попадания (в несколько раз) и есть более надёжным если сравнивать с горизонтальным бомбометанием в зоне огня зенитной артиллерии.

Сбрасывание бомб с пикирования увеличивает их разрушительную силу. Это особенно принципиально важно при атаке конструктивно прочных целей. При пикировании вероятен обстрел цели пушечным и пулеметным огнем.

Пикирование—это крутой спуск самолета под громадными углами к линии горизонта. Прицеливание осуществляется наведением всего самолета. Так как самолет летит в направлении на цель, угловая скорость смещения его по отношению к цели существенно значительно уменьшается. Наряду с этим неточности в определении скорости полета, направления и высоты полета намного меньше воздействуют на точность бомбометания. Самолет не сбрасывает бомб на известном удалении от цели, а скорее «стреляет» по цели бомбами.

Все это позволяет поражать маленькие об’екты.

Свобода маневра при подходе к цели, громадная скорость перемещения самолета на протяжении пикирования уменьшают утраты от зенитного огня. В момент сбрасывания бомба уже имеет начальную скорость, равную скорости самолета. Повышение же скорости полета бомбы увеличивает ее пробивное воздействие.

Все эти особенности бомбометания с пикирования делают его очень действенным в современной войне. На фронте и в тылу имеются маленькие по размерам, но очень ответственные об’екты. К ним возможно отнести долгосрочные огневые точки, батареи, колонны мотомехвойск, ЖД узлы, мосты, пересечения автострад, предприятия.

Особенное значение покупают пикирующие бомбардировщики при действиях на море. Самый темперамент целей, маленькие высокая прочность и размеры кораблей делают нужным применять против них как раз пикирующие бомбардировщики. Лишь они разрешают сочетать меткость удара с большой пробивной свойством авиабомбы.

Но наровне с преимуществами бомбометание с пикирования имеет и последовательность недочётов. Атака цели может производиться лишь небольшими подразделениями, что позволяет истребителям соперника нападать на небольшие группы либо одиночные самолеты.

Бомбометание с пикирования требует применения особых типов самолетов. Германский воздушный флот к началу империалистической войны имел особые авиачасти пикирующих бомбардировщиков. Они были вооружены самолетами «Юнкерс-87» и «Хейнкель-123».

выход и Длительное пикирование из него связаны с громадными перегрузками самолета. Из этого требование к самолету — иметь громадный запас прочности. Громадная скорость пикирования приводит к раскрутке винтов, требует сбрасывания бомб с громадной высоты (так как нужно иметь запас высоты дли вывода из пикирования) и увеличивает радиус вывода самолета из пикирования.

Для уменьшения скорости пикирования используют воздушные тормоза (щитки) и реверсивные винты.

Техническая идея удачно разрешила трудности, которые связаны с пикированием. Возможно ожидать, что в скором будущем пикирующие бомбардировщики возьмут новые усовершенствования и прочно войдут в совокупность воздушных флотов всех государств.

Капитан Н. КРАЙНЕВ.

{1}

25.05.40. Государственный обороный комитет

– Товарищи, сегодняшнее совещание проводим в связи с инициативой министерства оборонной индустрии относительно нового истребителя Микоян-40 – начал выступление Глава ГКО Киров

– Товарищи, Народный комиссариат Обороны требует от нас не только легких маневренных, но и высотных скоростных истребителей. В прошлые годы нами совместно с Наркоматом Обороны была отработана целостная совокупность проведения опробований новых образцой самолетов, которая исключила поставку в РККА сырых, недоведенных образцов оружия. Так, во второй половине 30-ых годов двадцатого века приняли на вооружение легкий маневренный истребитель Яковлев-39, оцениваемый летчиками только прекрасно.

Но военная ситуация диктует нам необходимость ускорения перевооружения Красной Армии. Прошу согласовать принятие на вооружение истребителя Микоян-40 по результатам заводских опробований, совмещенных с национальными, минуя войсковые опробования – внес предложение Нарком Оборонной индустрии Рудзутак

– Что думает по этому поводу товарищ Уборевич? – спросил Орджоникидзе

– В ситуации – поддерживаю. Лучше на данный момент взять высотный истребитель и исправить детские заболевания позднее, чем ожидать полгода доведенной автомобили – поддержал Рудзутака Уборевич.

— Доложите детали по самолету, – попросил Яна Эрнестовича Киров.

– В КБ Поликарпова выделилась несколько молодого конструктора Микояна, которая к ноябрю 1939 года по большей части завершила эскизное проектирование самолета со скоростью 650 км/ч и высотой полета 12 000 метров. Работа по выпуску опытных образцов самолета И-200 с одновременной подготовкой к серийному производству была одобрена 25 февраля 1940 г. на совещании Коллегии народного комиссариата, разглядевшим постройки нового и ход проектирования истребителя.

Распоряжением СНК №103 от 4 марта 1940 г. главному конструктору А.И. директору и Микояну завода П.В. Дементьеву официально поручали постройку трех экземпляров истребителя И-200.

Наряду с этим нужно было обеспечить автомобилям большую скорость 640 км/ч на высоте 7000 м. Всего в постройку было заложено 5 экземпляров самолета — один для статических опробований и четыре – для летных.

Первый летный экземпляр истребителя И-200 был закончен в производстве и передан на заводские опробования 31 марта 1940 г. Важными за их проведение прописали ведущего инженера по самолету А.Г. Брунова, ветшайшего летчика-испытателя завода №1 А.Н. Екатова и его дублеров – летчиков полковника М.И. Марцелюка (от армейского представительства) и майора М.Н.

Якушина (от летной инспекции ВВС).

5 апреля 1940 г. летчик-испытатель А.Н. Екатов в первый раз поднял И-200 №01 в атмосферу. Постройку второго умелого экземпляра И-200 №02 закончили 25 апреля и передали на опробования.

Первый полет на нем 9 мая совершил М.Н. Якушин. 13 мая на третьей машине начались наземные опробования стрелкового оружия с трудящимся штатными синхронизаторами и мотором,

Опробования идут только удачно, и управлению народного комиссариата, и представителям клиента уже ясно, что машина оказалась. По сути, это единственное средство противодействия бомбардировщикам противника и высотным разведчикам.

Предлагается истребитель принять на вооружение под наименованием истребитель Микоян-40, и запустить в серийное производство на умелом заводе цельнометаллического самолетостроения №1. Программу выпуска на 1940 год заводу установить в количестве 125 самолетов

– Само собой разумеется, товарищи предлагают авантюру, – возразил Глава Госплана Валериан Владимирович Куйбышев. Они не только не совершили войсковых опробований, они кроме того не закончили ни национальных, ни кроме того заводских опробований. Что принимать на вооружение? Самолета нет. Имеется два летавших предсерийных примера.

Как они поведут себя в эксплуатации, неизвестно.

– Вы правы, Валериан Владимирович, – ответил Куйбышеву Уборевич, – но что мне делать, в случае если на следующий день на Москву полетят германские либо британские высотные разведчики, а за ними бомбардировщики? На Полкикарпове я их не догоню, а Яковлев на высоте более 8000 просто не тянет!

– Мы приняли на вооружение двухмоторные высотные истребители Петлякова, и не мне Вам об этом напоминать, Иероним Петрович

– Вправду, Ян Эрнестович, что с Петляковыми? – поддержал удивление Куйбышева Киров.

– Петляков-40 истребитель хороший, но сверхтяжелый, дорогой и редкий. На этапе противодействия высотным разведчикам, пожалуй, за неимением альтернативы он подойдет. Но бомбардировка ведется воздушными армадами по 300-500 самолетов. Для массирования обороны Петляков не подходит, – ответил Уборевич

– Прекрасно, ситуация вправду сложная, начнем произвоство Микоянов, как думаешь, Анастас Иванович? – подколол Микояна Киров.

– Производство самолетов Микоян-40 поддерживаю, Сергей Миронович, а вот производство Микоянов в серию не разрешить войти – тут товар штучный, – ответил помощник предстедателя Совета народных комиссаров Кирову.

– Прекрасно, позволяйте голосовать. Кто за? Против? Воздержался?

Предложение товарища Рудзутака – принимается большинством голосов.

17.05.40. обороны и Совет труда

обороны Совета и Постановление труда.

1) Принять на вооружение 23-мм авиационную мотор-пушку Таубина МП-3 под 23-мм патрон примера 1938 года.

2) Народному комиссариату оборонной индустрии развернуть серийное производство мотор-пушки МП-3 с замыслом 1000 единиц на последнее полугодие 1940 года и создать 23-мм авиационную пушку в крыльевом варианте.

3) Принять на вооружение:

a) Модернизированный вариант истребителя Яковлев-39: Цельнометаллический истребитель Яковлева Яковлев-40 (Як-40). Мотор М-105П, скорость 646 км/час, дальность 550 км, оружие: 23-мм мотор-пушка МП-3 + 12,7-мм синхронный пулемет БС. /Примечание Автора — самолет во многом подобен Як-3, выпускается в цельнометаллическом варианте /

b) Цельнометаллический истребитель Микояна Микоян-40 (МиГ-40). Мотор АМ-35А, скорость 657 км/ч, дальность 580 км, оружие: 23-мм мотор-пушка МП-3 + два 12,7-мм пулемета УБ. /Примечание Автора – Самолет во многом подобен МиГ-1, но имеет лучшее оружие и выпускается в цельнометаллическом варианте./

Микоян-40:

25.05.40 ГРУ ГШ СССР

Из обзора «Война на Западе (10.5-25.5.40)» Пятого Управления РККА

Не ранее 25 мая 1940 г.

Предисловие

По окончании того как замыслы франко-английских правящих кругов потерпели неудачу на Скандинавском полуострове, где Германия, опередив союзников, пробовавших выйти ей в тыл, победила союзным армиям и заняла удачные для себя стратегические позиции, франко-английский блок усилил собственный нажим на Бельгию и Голландию с целью ускорить вступление их в войну против Германии.

Вовлечение нейтральных государств в войну против Германии являлось базой политики франко-английского блока, стремившегося увеличить плацдарм начатой им войны. Расчеты на эффективность экономической блокады и создание новых театров войны на флангах Германии потерпели неудачу. Германия и в этом случае опередила собственных соперников, опрокинув их расчеты, и поставила себя в более удачное стратегическое положение на западном фронте.

Не оправдались надежды правящих кругов Англии и Франции, что наступление Германии в Бельгии и Голландии есть блефом и потерпит неудачу. Движение боевых действий в течение 10—25.5 продемонстрировал обратное: англо-французскому блоку было нужно иметь дело с серьезнейшим соперником.

Замыслы сторон

Германия

Германское руководство ставило задачу — скоро оккупировать Голландию и, обеспечив этим собственный правый фланг, ударом в центр Бельгии сковать силы союзников, нанося основной удар на фронте Намюр — Седан, в направлении Сен-Кантэн, Амьен, с задачей выйти на побережье Ла-Манша, расколоть фронт союзников, отделив французов от британцев, и тем самым занять удачное положение для операций против Англии и Франции.

Цель операций начального периода — окружить и стереть с лица земли северо-западную (бельгийскую) группировку союзников.

Союзники

Союзники, будучи неподготовленными к наступательным действиям против превосходящей их во всех отношениях германской армии, ставили собственной задачей упорную оборону на линии Мажино и рассчитывали одновременно быстрым маршем-маневром на территории Бельгии достигнуть ее первой укрепленной «линии Девез» и линии долгосрочных упрочнений по каналам Маас и Альберта-Шельда, идущим от Льежа через Маастрихт до Антверпена, остановить наступление германских армий на приграничной линии бельгийских упрочнений, продлив оборону от линии Мажино до Северного моря.

Цель операции — приблизиться к индустриальным центрам Германии и, опираясь на линию Мажино и бельгийские упрочнения, перейти к долгой позиционной войне.

Группировка сторон перед началом активных боевых действий на Западе

Германия

К моменту объявления союзниками войны Германии германское руководство имело на западной границе всего лишь 35—40 дивизий.

Главная масса германской армии была брошена для разгрома Польши.

По окончании окончания войны с Польшей германское руководство сразу же приступило к переброске частей с территории бывшей Польши на западный фронт.

Особенно большие переброски производились в октябре и первой половине ноября 1939 года. За данный период были переброшены практически все подвижные соединения (моторизованные, легкие и танковые дивизии) и главная масса кадровых и резервных пехотных дивизий. С этого момента Германия начала интенсивную подготовку к наступлению на западном фронте.

За период с ноября 1939 г. по апрель 1940 г. в Германии был призван дополнительный последовательность возрастов резервистов. К началу мая Германия мобилизовала контингенты с 19-летнего до 45-летнего возраста, с неспециализированной численностью около 8 млн человек, и развернула более чем 200 дивизий, из которых 125—130 дивизий были сосредоточены на западном фронте.

Группировка германских армий к началу активных действий на западном фронте была следующая (схема № 1):

а) на границе с Голландией, Люксембургом и Бельгией — до 90 дивизий, а также до 15 мотомеханизированных (танковых, легких и моторизованных);

б) на французской границе — до 40 дивизий, из которых в секторе рр. Рейн и Мозель пребывало до 30 дивизий и на другой части французской границы — до 10 дивизий;

в) в центре страны был сосредоточен резерв до 40 дивизий, на территории бывшей Восточной Пруссии и Польши пребывало 20—25 дивизий, в Норвегии и Дании — до 10 дивизий.

Союзники

Франция

Франция в сентябре 1939 г. мобилизовала до 5 млн человек, из которых конкретно в армии пребывало около 2,5—3 млн человек. Всего было развернуто до 85 дивизий, не считая постоянных гарнизонов укрепленных районов, каковые насчитывали более чем 12 полков.

Из общего количества развернутых дивизий на границе с Бельгией, между Валансьен и Тионвиль (Диденгофен), было сосредоточено до 20 дивизий; на границе с Германией, от Тионвиль до р. Рейн — 10—12 дивизий (вперемежку с 4—5 британскими дивизиями) и по р. Рейн — 5—6 дивизий; на границе с Италией — 3—4 дивизий и Швейцарией — 5—6 дивизии.

Неспециализированный резерв командования численностью до 35 дивизий, сведенных в две армии, был сосредоточен в районе северо-востока Парижа и в районе Дижон.

Англия

Переброска британских армий во Францию, начатая через 4 дня по окончании объявления Англией войны Германии, производилась ночью без действия со стороны германской авиации и проходила весьма медлительно, не превышая трех рейсов в неделю. По заявлению бывшего министра обороны Хор-Белиша, всего за 5 недель войны было послано во Францию 158 тыс. человек. Приблизительно с октября месяца темп переброски британских армий во Францию еще более снизился.

Всего к началу активных боевых действий Англия имела во Франции до 300—350 тыс. человек, либо 12—14 пехотных и 3—4 механизированных дивизии. 8—10 пехотных дивизий были сосредоточены на франко-бельгийской границе, от побережья до Валансьен, и около 4—5 пехотных дивизий на фронте Тионвиль-Форбах (вперемежку с французскими армиями). Механизированные дивизии, сосредоточенные в тылу британских армий, намечались для перехода бельгийской границы совместно с французскими мотомехвойсками при вторжения германской армии в Бельгию.

Бельгия

Бельгия с октября 1939 г. до вторжения германских армий совершила три мобилизации (в октябре, апрель и январь-мае), доведя численность армии до 800 тыс. человек (20—21 дивизия). До 16 дивизий были сосредоточены на востоке и севере, около 4 дивизий — на юго-западной границе и около 1 дивизии — в центре (в октябре 1939 г. в центре было сосредоточено 3 дивизии).

Голландия

Голландия мобилизовала всего около 500 тыс. человек, организовав 10—12 дивизий. Большая часть этих дивизий были развернуты на границе с Германией.

Соотношение германских и франко-английских воздушных сил к 10 мая

К 10.5 Германия имела возможность применять на западном фронте до 9 000 самолетов, включая морские, транспортные и самолеты связи. Боевая авиация была сведена в 15 дивизий (корпусов), большая часть которых базировалась на передовые аэропорты, разрешавшие создавать в кое-какие дни по паре вылетов. Не обращая внимания на громадный размах действий, Германия не разрешила войти в движение всю авиацию сходу.

Если судить по сообщениям с территории союзников, в самые напряженные дни германского наступления в атмосферу было в один момент поднято не более 3000 самолетов. Другая авиация сохранялась для действий.

Возможно предполагать, что авиация, так же как и германская армия, была поделена на две главные группировки. Одна из них действовала против Голландии и Бельгии и вторая — против Англии и Франции. Часть истребительной авиации была сосредоточена в отдельную группировку, подчиненную руководству воздушной обороны страны для сотрудничества с частями зенитной артиллерии и противодействия ответным действиям англо-французской авиации.

Общее колличество самолетов союзников (включая Голландию и Бельгию), каковые могли быть использованы для боевых действий, равнялась приблизительно 7000.

Британские ВВС к 10.5 насчитывали около 5000 боевых самолетов, включая и резерв. Из этого числа около 1000 самолетов были сосредоточены во Франции. Бомбардировочные части метрополии были сосредоточены в юго-восточных и восточных районах Англии.

Для одновременных действий британские ВВС имели возможность применять не меньше 3000 самолетов, из них около 1800 бомбардировщиков. Но практически к началу военных действий на западном фронте было использовано не более 30—40%, а потом — около 50%. Французы кроме этого имели возможность применять не более 3000 самолетов.

Уровень качества матчасти франко-английских ВВС было хуже, чем у германцев. Новая матчасть имелась только в малом количестве и не была освоена экипажами.

Выводы

На базе опубликованных материалов о боевых действиях на Западе до тех пор пока напрашиваются следующие предварительные выводы:

1. Самым не сильный звеном в совокупности упрочнений союзников явились голландские упрочнения. Оборонительные мероприятия Голландии были вычислены на применение в основном пассивных средств обороны (затопление). Но германское руководство высадкой воздушных десантов в местах, где было сосредоточено управление механизмами затопления, выбило из рук союзников это средство, и защита Голландии стала зависима лишь от двух не сильный оборонительных линий.

2. Захват немцами голландских приграничных упрочнений дал им возможность прорваться через бельгийские упрочнения на канале Альберта и тем самым разрешил зайти в тыл главным бельгийским упрочнениям — укрепленному линии и району «Льежа Девез».

Бельгийская «линия Девез», идущая по восточн

Отводной поводок в начале весны. Первая рыбалка в мае

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: