«Капрони» из талиедо

      Комментарии к записи «Капрони» из талиедо отключены

«Самолет показался приблизительно в 11:30 – прилетел с севера; – он пересек ведшую к Иванке дорогу, и после этого машина у края леса начала понижаться по круговой траектории. Tяжелый бомбардировщик достиг уже земной поверхности, но не стал погружаться в мягкую землю и начал новый старт по круговой траектории. На развороте самолет подошел к дороге. Машина начала набирать высоту, как из нее выпал предмет это была людская фигура!

По окончании того как людская фигура покинула самолет, что все еще пребывал в воздухе, самолет был охвачен чёрным дымом и пламенем, упал на дорогу и взорвался.

Машина перевернулась на пояснице и всецело разрушилась. Милан Растисталв Штефаник (Milan Rastislav Štefanik) лежал в канаве с опаленными бровями и волосами».

Так практически забытый свидетель штабс-капитан Тухи (štabni kapitan Tuhy) обрисовывал последнии секунды судьбы одного из ведущих словацких политиков, внесшего большой вклад в создание чехословацкого страны и погибшего 90 лет назад – 4 мая 1919 года.

Вследствие этого ужасным юбилеем издание «L+K» желал бы напомнить о превосходном итальянском тяжелом бомбардировщике времен Первой Мировой – Caproni Ca 3, на котором Штефанек совершил собственный последний полет. В 1910 году итальянский пионер авиации граф Джованни Батиста «Джанни» в один раз в городе Талиедо, расположенном в северной части Италии рядом от нынешнего миланского аэропорта Линате, основал авиастроительную компанию.

27 мая того же года в небо встал первый биплан собственной конструкции компании. В 1913 году в то время, когда – за исключением четырехмоторных автомобилей Игоря Ивановича Сикорского – тяжелых многомоторных самолетов не было кроме того на чертежных досках «Джанни» Капрони под влиянием сторонника и своего друга стратегических бомбардировок Джулио Дуэ начал разрабатывать большой трехмоторный стратегический бомбардировщик.

Самолет с размахом крыльев 22 метра под управлением летчика-испытателя Эмилио Пенсути (Emilio Pensuti) совершил собственный первый полет в октябре 1914 года. В то время, когда 23 мая 1915 года Италия вступила в Первую мировую на стороне Антанты (Англия, Франция и Российская Федерация) итальянская военная авиация (Corpo Aeronautico Militare – CAM) – за исключением Российского императорского военно-воздушного флота – была единственной в то время, использовавшей тяжелые стратегические бомбардировщики.

20 августа 1915 года два Caproni Ca.2 совершили первый на западноевропейском ТВД боевой вылет: налет на расположенный рядом от Любляны австро-венгерский аэропорт Айшевица (Ajševica; Aisovizza). Весьма успешным был налет двадцати двух Ca.2 на расположенные в Триесте австро-венгерские арсенал и базу гидросамолётов с вооружением и боеприпасами. До Января этого года тяжелые бомбардировщики совершили в общем итоге 540 боевых вылетов.

К концу 1917 года были организованы 12 эскадрилий стратегических бомбардировщиков, сведенные в три авиагруппы. В составе данных подразделений пребывало около шестидесяти бомбардировщиков Ca.3, каковые с завидной регулярностью делали разрушительные налеты на австро-венгерские военно-морские базы и другие стратегические цели на территории современных Словении, Албании и Хорватии.

В 1918 году на протяжении одиннадцатой битвы на реке Изонцо по австро-венгерским позициям ударили 145 тяжелых бомбардировщиков Ca.3, любой из которых нес по 455 кг бомб. Их разрушительные и практически постоянные дневные и ночные воздушные налеты внесли большой вклад в прекращение последнего наступления армий дунайской монархии на реке Пьяве и, вероятнее, стали причиной смерти тысяч воинов Австро-Венгрии, среди которых было множество воинов из бывшей Чехословакии.

Столь же действенными были налеты XVIII группы итальянской военной авиации. Эта авиагруппа действовала на западном фронте и взаимодействовала двумя французскими авиаполками (Escadrille) CEP 115 и 130 в налетах на скопления германских армий у Амьена и на Марне. Французские подразделения летали на Ca.3, изготовленных по лицензии компанией Esnault Pelterie числом 83 экземпляра.

Над побережьем Балканского полуострова налеты итальянских тяжелых бомбардировщиков отражали истребители Австро-Венгерской империи, среди которых были чешские и словацкие пилоты. 18 февраля 1918 года Индржих Кострба (Jindrich Kostrba) на самолете Fokker A.III (03.51) на протяжении одного боевого вылета смог сбить два трехмоторных бомбардировщика Caproni Ca.1 (первая модель этого семейства), а Йозеф Кисс (Joszef Kiss) – летчик-ас словацкого [так в тексте] происхождения – завалил четыре «трехмоторника». Дабы стереть с лица земли эти прочные и прекрасно защищенные самолеты требовалось тесное сотрудничество нескольких истребителей.

Ca.3 стали первыми американскими тяжелыми бомбардировщиками: в северной части Италии (аэропорт Падуя, неподалеку от Венеции) ими была вооружена 11-я авиагруппа. Летный состав данной авиагруппы, принимавшей в октябре 1918 года активное участие в битве на реке Пьява, складывался из 75 американских пилотов под управлением капитана Фторелла Ла-Гуардии (Fiorell La Guardia).

Два Ca.3 и восемь Ca.5 на корабле были доставлены В США, где на авиабазе ВМФ США Дейтон в октябре 1920 года были совершены испытательные полеты Ca.3. Руководил самолетом Гарольд Х. Харрис (Harold H. Harris) – пилот, владевший боевым опытом.

Один Ca.3 из итальянского музея Джованни Капрони был передан на время музею ВВС Соеденненых Штатов и на данный момент самолет выставлен в том месте. Во второй половине 20-ых годов XX века были списаны последние Ca.3 из изготовленных в 1919-1925 годах. Это была модификация Ca.36 со складными консолями крыльев.

9 октября 1930 года Ca.3 (серийный номер 1037) был вписан в итальянский гражданский регистр под номером I-AASC и употреблялся в принадлежавшей компании летной школе.

Самолет, что был выставлен в музейном ангаре Тростер (Troster), Винья-ди-Валле (Vigna di Valle), принадлежит к первой послевоенной серии из шестидесяти автомобилей (заводские номера с 23124 по 23183). Прямо на заводе за 30000 лир самолет (заводской номер 23174) был куплен лейтенантом CAM Казимиро Буттини (Casimiro Buttini), что в 1917 делал успешные боевые полеты на самолетах данного типа. В разобранном состоянии самолет был перевезен на ферму Буттини в Казанова-ди-Карманьола (Casanova di Carmagnola), Пьемонт.

Запрятанная в громадный сеновал, машина пережила Вторую Мировую войну и в марте 1957 года – по окончании случившейся в начале пятидесятых годов смерти Казимиро Буттини – самолет «переоткрыла» его вдова, которая во второй половине 50-ых годов двадцатого века внесла предложение руководству ВВС Италии (Aeronautica militare Italiana – AMI) приобрести машину. Продолжительное «благоговейное хранение» очень сильно повредило цельнодеревянного самолета, у которого всецело отсутствовала полотняная обшивка. Своим существованием машина, по-видимому, была обязана только прочности древесины.

AMI купило эту старую машину и передало на хранение в Винья-ди-Валле, где в первой половине 60-ых годов двадцатого века на протяжении первого ремонта эксперты покрыли ее новой полотняной обшивкой. С 1961 года по середину семидесятых самолет был выставлен в туринском музее авиации. Затем в Винья-ди-Валле реставраторы III R.T.A. покрыли машину новым полотном.

Большое количество отсутствующих частей самолета не удалось завершить; исключением была изготовленная из труб обычная «корзинная» пулеметная оборонительная позиция, бывшая над задней частью гондолы.

Перед тем как 26 мая 1977 года в новом музее Винья-ди-Валле был празднично открыт снова выстроенный ангар Тростер, предназначенный для самолетов времен Первой Мировой, реставрированный самолет нес эмблемы 11-й эскадрильи, которая в 1916-18 годах была вооружена тяжелыми бомбардировщиками Ca.3 и действовала в Албании.

В конце девяностых годов были приняты два решения: было выяснено, что строение ангара Тростер испытывает недостаток в капитальном ремонте, и было решено приступить к восстановлению послевоенного Ca.36 в варианте принимавшего участие в военных действиях Ca.33. Разубранная машина без силовой установки (три рядных двигателя водяного охлаждения Isotta Fraschini V.4B) была передана компании S.S.S.V., действовавшей в Линате (Linate) и принадлежавшей Феличе Гоналби (Felice Gonalbi). Ремонтом авиадвигателей занялся расположенный в Новаре (Novara), Пьемонт, 18-й отдел техобслуживания двигателей.

«Капрони» из талиедо

До сентября 2003 года были совершены замена и тщательный ремонт поврежденных древесных лонжеронов крыла, шпангоутов и хвостового оперения и стрингеров фюзеляжа. Фюзеляж автомобили приобрел новую полотняную обшивку, а площадь крыла увеличилась до 95,64 м?. В августе 2006 году управление музея решило начать вторую стадию реставрации, в которой должна была учавствовать команда из двух экспертов: Марко Гуэлльо (Marco Guelliho) и его жены Карлы Чекарелли (Carla Ceccarelli), ведших работы конкретно в ангаре.

Главной задачей было достижение самолетом внешнего вида самый близкого внешнему виду тяжелого бомбардировщика Ca.33 (заводской номер 4166), действовавшего в 1916-18 годах в составе 11-й эскадрильи. В случае если самолет должен был быть адаптирован к стандартному армейскому Ca.33, то он должен был соответствовать сохранившимся довоенным комплектовочным спецификациям. Так, требовалось изготовить бессчётные недостающие подробности и заменить не являвшиеся уникальными запчасти.

В середине 2007 года машина с размахом крыльев 22,74 метров, большой длиной фюзеляжа 11,05 метров, высотой 3,70 метра и весом безлюдного 2300 кг была в ангара с опаской поднята на два метра и установлена на большой пьедестал. Лишь затем визитёр, наконец, взяли возможность налюбоваться на восстановленный бомбардировщик с эмблемами известной 11-й эскадрильи. Но так же, как и прежде не достаточно многих подробностей, к примеру, обычных плоских водяных радиаторов двигателей, среди них и бронзовых труб, и оборонительного оружия (6,5-мм пулеметов Fiat-Revelli), оригиналы либо копии которых будут добавлены в последней фазе восстановления.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТРИСТИКИ

Тип: Caproni Ca.3

Назначение: тяжелый бомбардировщик

Силовая установка: три 150-сильных двигателя Isotta Fraschini V.4B

Размеры:

размах крыльев 22,74 м
протяженность 11,05 м
высота 3,70 м
площадь крыла 95,64 м?

Вес:

безлюдного 2312 кг
взлетный 3312 кг

Летные характеристики:

большая скорость 135 км/ч
практический потолок 4500 м
дальность полета 450 км

Оружие: 450 кг пулемёта и 2-4 бомб Fiat-Revelli

источник: Mgr. ZDENEK PROCHAZKA; Luca Boiardi — GAVS Italy, sbirka autora Caproni z Talieda L+K kveten 2009

Stipa Caproni, il precursore degli aerei a reazione (1933)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: