Канадец, британец и счастливый «брисфит»

      Комментарии к записи Канадец, британец и счастливый «брисфит» отключены

В то время, когда речь идет о летчиках-истребителях Первой мировой, в первую очередь постоянно вспоминают пилотов легких одноместных автомобилей. Но среди летчиков, пилотировавших более тяжелые и, казалось бы, неповоротливые аэропланы, были собственные мастера воздушного боя, итогам которых имели возможность бы позавидовать многие пилоты одноместных «Альбатросов», «Сопвичей» и «Ньюпоров».

17-летний лондонец Чарлз Джордж Гэсс (Charles George Gass) записался добровольцем в армию в конце 1915 – начале 1916 года, и уже к Июню взял сержантские нашивки. Он служил в батальоне № 2/24 Английского полка («2/24» значит «2-й 24-й батальон». Британский полк был чисто административной структурой и на протяжении войны имел возможность включать неприлично много батальонов – так, Английский полк насчитывал 90 батальонов).

2/24 прибыл во Францию и с июля 1916 г. учавствовал в военных действиях недалеко от Амьена. В ноябре-декабре его перебросили на Салоникский фронт, а в июле следующего – на Палестинский. В октябре 1917 г. Гэсса перевели в батальон 2/17 того же полка и произвели во вторые лейтенанты.

В последних месяцах года юный офицер был прикомандирован к Королевскому Летному Корпусу. Пройдя курс подготовки наблюдателей, 26 марта 1918 г. он был зачислен в состав 22-й эскадрильи RFC, которая сражалась на западном фронте на двухместных истребителях «Бристоль Файтер». 30 дней спустя он добился собственного первого успеха в воздушном бою: 22 апреля ему и его пилоту засчитали победу над «Альбатросом» D.V.

В эскадрилье Гэсс скоро получил репутацию настоящего снайпера, и не страно, что в начале Мая его затребовал в собственный экипаж новый начальник флайта «A» лейтенант Элфрид Клейберн Этки (Alfred Clayburn Atkey).

Канадец Этки, как и Гэсс, практически сразу после начала войны пришел в армию добровольцем, и по прибытии в метрополию стал воином того же батальона 2/24, в котором служил и Гэсс (не факт, что они были лично привычны). Провоевав в нем пара месяцев, он подал рапорт о переводе в авиацию, и 19 октября 1916 года стал 2-м лейтенантом «on probation» (т.е., «с испытательным сроком»).

Весной 1917 г. он окончил летную школу, по окончании чего продолжил подготовку сперва в 27-й, позже 28-й резервных эскадрильях (с июня они стали именоваться тренировочными). 25 августа он был формально утвержден в собственном звании, и 8 сентября был зачислен в состав 18-й эскадрильи, которая вести войну во Франции на бомбардировщиках DH.4.

«Четверка» была выдающимся самолетом, одним из лучших в собственном классе за все время Первой Мировой. Благодаря замечательному двигателю и неплохой для собственного времени аэродинамике она прекрасно разгонялась и была весьма тяжёлым соперником для германских истребителей, а пилотируемая лейтенантом Этки, по дружному точке зрения пилотов 18-й бомбардировочной, еще и крутилась как Сопвич «Пап».

При встрече с соперником Элфрид неизменно действовал с агрессивностью, характерной скорее летчику-истребителю, и это приносило собственные плоды: В первую очередь февраля по вторую декаду апреля 1918 года, летая с различными стрелками, он одержал 8 воздушных побед, причем только две из них были групповыми.

В марте он был представлен к Армейскому Кресту, а в апреле произведен в «полные» лейтенанты. В последних числах месяца его перевели в 22-ю эскадрилью, где именно открылась вакансия флайт-коммандера. На такую ерунду как переучивание время тратить не стали.

Канадец, британец и счастливый «брисфит»
Летчики 22-й эскадрильи RAF подготавливаются к вылету (Osprey, Aircraft of the Aces № 94)

Британская авиация еще в Первую мировую начала использовать совокупность «боевых туров», в то время, когда наблюдатели и лётчики по окончании 9-12 месяцев на фронте обязательно переводились в тыл. Этки, непременно, осознавал кратковременность собственного нового назначения и стремился выжать максимум вероятного из оставшихся нескольких недель «тура». Он практически рвался в бой, кидаясь в наступление независимо от степени и соотношения сил риска.

Первый важный бой Этки и Гэсс совершили 7 мая и сразу же вошли в предания британской авиации как храбрецы боя «два против двадцати». Вечером того дня два «Брисфита» атаковали семерку вражеских истребителей. Начался тяжелый получасовой бой, на протяжении которого к немцам присоединилось еще две группы истребителей.

Не обращая внимания на явное неравенство сил, британцы сумели не только удачно отбиться, выйдя из боя лишь по окончании израсходования снарядов, но и нанести сопернику поражение «по очкам», «послав вниз» не меньше десятка самолетов. Падение 8 из них было официально подтверждено. Этки и Гэссу засчитали 5 побед, их товарищам – 3.

На следующий сутки Гэсс летал с другим пилотом, и в вечернем бою им засчитали сбитый германский разведчик, а 9 мая он выполнил два боевых вылета опять с Элфридом Этки. Утром им засчитали три сбитых истребителя, вечером еще два. На следующий сутки летчику присвоили временное (до тех пор пока офицер находится на соответствующей должности) звание капитана, а вверх по инстанциям ушло представление к Армейскому Кресту для обоих участников отличившегося экипажа.

Затем канадец совсем уверился в удачливости и профессионализме собственного английского товарища, в дальнейшем отказывался летать в бой с кем-либо еще.

Но, столь же выдающихся достижений им добиться больше не удалось, но все равно результативность их действий впечатляет: в утреннем бою 15 мая они одержали две победы над истребителями; 19-го им засчитали один сбитый разведчик утром и два вечером; утром 20-го – три «хальберштадта»-штурмовика (они же двухместные истребители); 22-го истребитель утром и разведчик вечером; вечером 27-го – три истребителя; вечером 30-го – два; утром 31-го – еще столько же. Завершили череду совместных побед два сбитых утром 2 июня германских разведчика.

Практически сразу после этого капитан Этки получил приказ сдать руководство флайтом и возвращаться в Англию, а Гэсс опять начал летать с различными пилотами. С июня по август он одержал еще 8 побед, а также одну групповую. На этом его «тур» кроме этого завершился, и он за Этки возвратился в Англию и был зачислен в летную школу, но опоздал взять пилотский диплом до конца войны.

Всего за время войны капитан Этки одержал 38 воздушных побед, став лучшим «двухместным» летчиком-асом Первой мировой, но в случае если наблюдать лишь победы на истребителях, он занимает третью строке в перечне асов.

Стартует патруль «Брисфитов» 22-й эскадрильи, аэропорт Серни, июнь 1918 г. (Osprey, Aircraft of the Aces № 94)

2-й лейтенант Гэсс поучаствовал в 39 подтвержденных победах, на целых 13 побед опередив ближайшего соперника. Это делает его самые успешным воздушным стрелком войны, но «асом № 1» он не есть. Все дело в изюминках английской совокупности подсчета побед: в случае если во всех других государствах победы записывались на всех членов экипажа, то в Англии «всё» приобретал только пилот (как начальник экипажа), а стрелкам писали лишь тех соперников, которых они сбили сами.

Исходя из этого из 39 побед Гэссу засчитали лишь 17, что делает его «асом № 2» среди стрелков Первой мировой (на первом месте капитан Каббон с 21 победой на «ган-басе» F.E.2).

Совместные 29 побед делают Этки и Гэсса самый успешным экипажем Первой мировой. Еще один их «всемирный стрелка» – 27 побед и рекорд 28 лётчика, одержанных за один календарный месяц. Они вошли и в немногочисленный «клуб асов одного дня» и, более того, сделали это два раза, что не считая них удалось только лучшему французскому летчику-истребителю Рене Фонку.

Весной 1919 года оба авиатора вышли в отставку. Этки возвратился на родину, и о его предстоящей его жизни известно лишь то, что в двадцатых он жил в Соединенных Штатах а также собирался принять гражданство, но после этого возвратился в Канаду. Позднее (быть может, на протяжении Второй мировой войны) он служил в RCAF в звании флайинг-офицера. Скончался Элфрид Этки в первой половине 70-ых годов двадцатого века в возрасте 76 лет. Гэсс до осени 1921 г. числился резервистом 17-го батальона Английского полка, а также взял следующее офицерское звание.

По окончании начала Второй мировой он записался в добровольческий резерв ВВС, и в январе 1940 возвратился на активную работу как пайлот-офицер административной работы RAF, завершив войну сквадрон-фаворитом. По окончании демобилизации он оставался резервистом до августа 1954 г. Погиб Чаплз Гэсс во второй половине 70-ых годов XX века в возрасте 79 лет.

Почему шотландцы и британцы — разные породы? В чем ОТЛИЧИЕ? Почему НЕЛЬЗЯ СКРЕЩИВАТЬ между собой?

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: