Как угоняли авианосец

      Комментарии к записи Как угоняли авианосец отключены

Угон автомобиля отнюдь не редкое событие в нашей жизни. Угоняют, не смотря на то, что и значительно реже, самолеты. Мы вот сравнительно не так давно обсуждали с вами, как из Франции суда угоняли.

А вот в первой половине 90-ых годов двадцатого века русские моряки угнали из Крыма целый авианосец «Адмирал Кузнецов», на что заявила собственные права Украина.

Либо возможно бегство — такое определение, пожалуй, самый совершенно верно отражает обстановку, которая заставила руководство ВМФ России, мягко выражаясь, тайком увести ТАВКР «Адмирал Кузнецов», пребывающий на национальных опробованиях под Феодосией, а попросту говоря, приказать начальнику авианосца бежать в Заполярье от ставших негостеприимными украинских берегов. Это было непростое и по интернациональным меркам скандальное ответ, продиктованное смутным временем, охватившим сухопутные армии, ВВС и военный флот некогда могучего СССР. Распадалась огромная страна, бывшие союзные республики лихорадочно дробили боевую технику, объявляли собственной собственностью воздушные армии, военно-морские базы, полигоны, дробили самолеты, ракетные комплексы, суда

О том, как уходил из Севастополя российский авианосец и говорит участник тех событий капитан 2 ранга Виктор Леонидович Канишевский.

Мало истории:

Корабль был заложен на верфи в Николаеве в первой половине 80-ых годов XX века. Время его строительства пришлось на буйные перестроечные годы, что повлияло уже в бессчётных переименованиях корабля. В проекте это был «СССР», закладывалась «Рига», спускался на воду «Леонид Брежнев», проходил опробования уже «Тбилиси».

Как угоняли авианосец

ТАВКР «Тбилиси» 1990

В октябре 1990 года крейсер был переименован в 4-й и последний раз, став «Адмиралом Кузнецовым». В январе 1991 судно было зачислено в состав Северного флота, на нем подняли военно-морской флаг.

Официально «Адмирал Кузнецов» не первенствовал авианосцем ВМФ СССР. Уже плавали «Минск», «Киев», «Баку» и «Новороссийск». Но суда прошлых серий были носителями самолетов вертикальных посадки и взлёта.

По сути, это были вертолетоносцы. В отличие от них, на «Адмирале Кузнецове» базировались самолеты классической схемы с неподвижным крылом. Он первенствовал и до сих пор остается единственным полноценным авианосцем в составе ВМФ России.

В октябре 1990 года крейсер был переименован в 4-й и последний раз, став «Адмиралом Кузнецовым». В январе 1991 судно было зачислено в состав Северного флота, на нем подняли военно-морской флаг.

Официально «Адмирал Кузнецов» не первенствовал авианосцем ВМФ СССР. Уже плавали «Минск», «Киев», «Баку» и «Новороссийск». Но суда прошлых серий были носителями самолетов вертикальных посадки и взлёта. По сути, это были вертолетоносцы. В отличие от них, на «Адмирале Кузнецове» базировались самолеты классической схемы с неподвижным крылом.

Он первенствовал и до сих пор остается единственным полноценным авианосцем в составе ВМФ России.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР принял Акт, провозглашавший Украину свободным страной. Вместе с Актом было принято распоряжение, подчинявшее все армейские формирования, дислоцированные в Украине, новообразованному стране.

В ноябре 1991 года крейсер проходил опробования под Феодосией. В один из последних дней осени начальник взял весточку за подписью Леонида Кравчука, объявлявшего крейсер собственностью Украины и предписывающий оставаться ему на рейде Севастополя до вынесения соответствующего правительственного ответа. Офицеры недоумевали: для чего Украине с ее Тёмным морем океанский крейсер?

И на каком основании она заявляет права на корабль, приписанный к русскому Северному флоту?

Возвращаемся к воспоминаниям Виктора Леонидовича. Вот что он говорит:

Как на данный момент не забываю ажиотаж того осеннего дня, в то время, когда на «Кузнецове», по возвращению из полигона, где летчики палубной авиации на протяжении летно-конструкторских и национальных опробований отрабатывали посадки и взлёты на авианосец, взяли весточку украинского президента Кравчука. В ней объявлялось, что корабль есть собственностью Украины, что до принятия правительственного ответа он обязан оставаться на Севастопольском рейде. Разбившись группами по каютам, офицеры да и просто матросы гадали, как на это отреагируют президент России Б. Ельцин, Главком ВМФ В. Чернавин, командующий Северным флотом Ф. Громов.

— Я никак не могу забрать в толк: для чего Украине с ее закрытым Тёмным морем корабль, предназначенный для океанской работы? В случае если уж так ей хочется иметь авианосец, то пускай «Варяг» достраивает либо «Ульяновск» — недоумевал начальник БЧ-5 капитан 1 ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство
— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1 ранга Владимир Иванов. — Лишь Российская Федерация ни за что не даст «Кузнецова».

Но принятая незадолго до злополучной весточки декларация о независимости Украины уже уничтожила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть мичманов и офицеров, семьи которых пребывали в Севастополе, не скрывала собственного жажды помогать под украинским «трезубцем», а потому открыто радовались весточке. Дескать, для чего на Севере гробить таковой красивый корабль.

Ему нужно базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется лишь в Николаеве.

В Заполярье, вправду, обслуживать «Кузнецова» было некому. Но у нас в Североморске остались семьи, потому как авианосец со дня закладки предназначался для Северного флота и комплектовался североморцами. Мы, конечно, рвались в Заполярье — к себе. И таких было большая часть.

В их числе был и я. А основное — мы не смотря ни на что желали вернуть авианосец России.
— Поразмыслишь, будем находиться не на теплом Севастопольском рейде, а на Североморском, — горячился мой сосед по каютам капитан 3 ранга Павел Сторчак. В Североморске у него осталась жена-красавица дочь и Елена, по которым он весьма скучал и с которыми практически каждый день переговаривался по телефону космической связи. Телефон данный, кстати, весьма хорошая вещь.

За день записываешься, и тебе на пять мин. корабельные связисты позволяют поболтать с теми, кого ты желал услышать.

Не обращая внимания на полученный из Киева запрет, мы утром все же покинули прибыли и рейд в район Феодосийского полигона для взлётов и отработки посадок палубных самолетов, летчики которых в большинстве случаев ночевали на берегу. Опробования осуществлялись в динамике. Авианосец шел заданным курсом, к нему приближались взлетевшие с аэропорта в Саках палубные истребители Су-33к и МиГ-29к, гасили скорость, совершенно верно нацеливались на срез кормы «Кузнецова» и, ухватившись особым крюком за аэрофинишер, с ревом турбин садились на палубу, пробежав по ней всего пара десятков метров.

Не обращая внимания на то, что такая работа длилась уже несколько месяц, не было возможности равнодушно наблюдать как стреловидная металлическая птица сперва опускается с неба либо на форсаже устремляется к «трамплину» на носу авианосца и, промчавшись 80 метров по палубе, взмывает в голубую высь. Еще более красочной картиной были ночные полеты. За два месяца таковой работы свыше сотни «сушек» и «мигов» осуществили 500 взлётов и посадок на металлическую палубу.

Мы уже по «почерку» знали, как садится пилот-легенда, пионер палубной авиации заслуженный летчик испытатель Виктор Пугачев, начальник авиадивизии полковник Иван Бахонко, начальник эскадрильи Константин Кочкарев, летчики Ярослав Чибир, Игорь Кожин, Виктор Дубовой и другие.

В таких ситуации особенно остро испытываешь гордость за первый у нашей страны авианосец, служить на котором не только респектабельно, но и считалось за честь: отбор мичманов и офицеров проводился на конкурсной базе, а все воинские звания по должности на ступень выше. Первым начальником «Кузнецова» стал капитан 1 ранга Виктор Павлович Ярыгин.

На этом плавучем авиагородке, талантливом нести на себе смешанную авиадивизию, включая вертолетный полк, у меня была должность ассистента начальника ТАВКР по живучести. Вторыми словами нёс ответственность за то, дабы громадный корабль длиной 302 , шириной 70 метров и водоизмещением более 55 млн кг, населенный 6-ю тысячами лётчиков и моряков, в самых критических обстановках оставался на плаву.

Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радио депеша о том, что в Крым вылетел первый помощник командующего Северным флотом адмирал Юрий Устименко. В Севастопольскую бухту нас не пускали по окончании того как ТАКР » Адмирал Горшков» под напором шквального ветра чуть не разворотил собственной замечательной кормой всю причальную стенку. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Не обращая внимания на поздний час, был сыгран громадный сбор.

Поздоровавшись с экипажем, адмирал с украинскими корнями и украинской фамилией, что тогда, увижу, кроме того не вызывало у офицеров ТАКВРа никаких раздумий, распорядился распустить моряков, а начальнику приказал срочно сниматься с якоря. Ярыгин начал было растолковать, что две мичманов и трети офицеров, конечно сдаточная команда остались на берегу и прибудут катерами на следующий день утром.

— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил рыжий гость. И добавил. — Они нас поездом обгонят. Выходим срочно

— А как же самолеты, каковые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя возможно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Ф. Громова, но и самого Главнокомандующего флотом В. Чернавина. А, может, и самого военного министра.

Значит, Москва дала «добро!» Словом, офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя, день назад еще взаимозависимыми, столицами. В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и забрал курс на Босфор. В то время, когда берег был далеко за кормой включили ходовые огни.

К турецкому проливу шли 30-ти узловым ходом. Утром показались предместья Стамбула, а после этого и его известный мост через Босфор, на подходе к которому к нам пристроился тихоходный буксир-спасатель с советским Военно-морским флагом. Заявки турецким влияниям на проход проливной территории, каковые, в соответствии с Конвенции о режиме черноморских проливов, заключенной в швейцарском местечке Монтре во второй половине 30-ых годов двадцатого века, отечественное консульство в Стамбуле не подавало.

Об этом, само собой разумеется, Устименко знал, как знал, что нет в данной статей и конвенции, категорически запрещающих проход без заявок. Он приказал сбавить движение до 20 узлов и идти с таковой скоростью. Сейчас я пребывал в центральном командном пункте, расположенном на десять этажей ниже ходового мостика. Но три десятка наружных телекамер давали полную картину происходящего около «Кузнецова».

Громада авианосца, практически впритык с берегами, как между Сциллой и Харибдой, прошла под мостом и устремилась в Мраморное море. Турки проходу не мешали. Кроме того привычный в таких случаях катер-разведчик под турецким флагом отсутствовал.

На протяжении борта сновали лишь небольшие катера. Нас фотографировали, приветствовали взмахами рук, радовались. Чувствовалось, что обладатели суденышек поражены необыкновенными контурами «Кузнецова».

Особенно «трамплином» на баке — изобретением отечественных конструкторов, разрешающее взлетать самолетам без катапульты. Уже на выходе из пролива с буксира подали сигнал «Человек за бортом». Выясняется, пара моряков с авианосца скинули спасательный плотик и постарались вплавь добраться до турецкого берега. Команда буксира их выловила и доставила на «Кузнецов».

Беглецы, а ими были матросы срочной работы, были посажены в карцер, где и пребывали до самого прихода в поселок Видяево. Позднее все они дослужили собственный срок и уехали на Украину. Один из них, как мне известно, через год либо два написал на корабль покаянное письмо и весьма сожалел, что не остался в Российской Федерации.

Так как практически две мичманов и трети офицеров остались в Севастополе, то нагрузка на оставшихся на авианосце моряках, конечно, возросла. Во многих подразделениях была отработана взаимозаменяемость, потому особенных неприятностей с несением вахт не было. Средиземное море «полуэкипаж», возможно сообщить, проскочил на одном дыхании. Но перед Гибралтаром случилась непредвиденная задержка.

Авианосец на все четыре винта намотал сорванные штормом рыбацкие сети да так хорошо, что утратил движение и кинул якорь. Четверо дней часть офицеров и корабельные водолазы, среди них и я, поочередно спускались под воду, дабы срезать водолазными ножами капроновые путы.

За Гибралтаром нас встретил американский авианосец «Джордж Вашингтон», экстренным порядком вышедший из Норфолка. Его, в отличие от нас, сопровождало полтора десятка судов охранения. Не церемонясь, они развернули масштабные учения, начали имитировать атаки. Их самолеты проносились на страшной высоте над настройками «Кузнецова», а в нескольких десятках кабельтовых по курсу и на траверзе вспучивались фонтаны от учебных бомбометаний.

Один из американских вертолетов кроме того предпринял попытку сфотографировать через кормовое открытие внутренности авиационного ангара «Кузнецова». В азарте он чуть было не влетел вовнутрь огромного помещения. Но сейчас крейсер быстро увеличил вертолёт и ход закачало на спутной волне воздуха за кормой авианосца. Но и затем американцы не свернули необъявленные двусторонние маневры.

На волнах закачались противолодочные буи, сбрасываемые вертолетами с «Джордж Вашингтона» по курсу «Кузнецова». Возможно, пологали, что нас сопровождает ядерная подлодка. Никакой подлодки, очевидно, не было — мы шли в гордом одиночестве. С каким сожалением мы вспоминали в эти 60 секунд миги «и» наши «сушки».

Эх, их бы ко мне! С каким бы азартом отечественные асы показали янки собственный мастерство — на Атлантической волне с уверенностью седлать металлический плавучий аэропорт. Дабы хоть как-то оградить себя от нахальных выпадов, мы подали сигнал «Провожу учения» и подняли два имевшихся на борту вертолета Ка-27пс.

Тем временем встретивший нас в назначенной точке за Гибралтаром СКР «Задорный» стал увлечённо охотиться за американскими буями, делая иногда очень наглые циркуляции около судов охранения. Наконец, американский авианосец с эскортом ушли на запад, передав эстафету слежения британскому фрегату. Тот «вел» нас до Норвежского моря, где его поменял уже норвежский сторожевик, что и шел с нами до Нордкапа.

А до Кольского залива мы всегда наблюдали на траверзе громадной разведывательный корабль норвежских ВМС «Марьятта».

Целый переход от «негостеприимных украинских берегов» до Заполярья занял 27 дней. Встретили нас в поселке Видяево как храбрецов все руководство Северного флота, соединения и объединения. Среди заснеженных сопок Заполярья игрался оркестр . Звучали слова благодарности и торжественные приветствия за высокую верность и профессиональную подготовку воинскому долгу

К дню прихода, оказывается, в Видяево для «Кузнецова» успели установить плавучий причал, что строили северодвинские корабелы. На целых три года он стал родным домом для авианесущего крейсера и всего экипажа. В противном случае, что «Кузнецов» — уникальный авианосец, базирующийся в Заполярье, вызывал у нас чувство гордости и какой-то неопределенности.

В украинских СМИ эпопея с крейсером до сих пор именуется как кража россиянами украинского корабля. Но моряки уверены в том, что «Адмиралу Кузнецову» выпала легко красивая будущее. Достаточно взглянуть, как Украина распорядилась доставшимся ей достатком.

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» Украина реализовала Китаю, сделавшего из него увеселительный аттракцион с рестораном и отелем.

ТАВКР «Варяг», май 1999

На 2/3 выстроенный «Варяг» реализовали китайцам под самое громадное в мире плавучее казино. Китайцы не стали делать из корабля игорный дом, а достроили судно и переименованный в «Ляонин»

«Варяг» стал первым авианосцем ВМС КНР – гордостью Поднебесной и головной болью Тихоокеанского флота США.

Предугадайте, за какое количество Украина реализовала авианосец с готовностью выше 90%? Не предугадаете. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века тяжелый авианесущий крейсер реализован за 23 миллиона долларов (Ан-142 стоит 30 миллионов, танк 2-3 миллиона).

Кроме того думать не желаю какое количество десятков миллионов взяток положили в карманы участники продажи.

Заложенный на николаевской верфи однотипный с «Адмиралом Кузнецовым» «Ульяновск» украинские власти, так и не сумев достроить, разрезали на металлолом.

И лишь «Адмирал Кузнецов» гордо бороздит моря и океаны под родным Андреевским флагом, и радуется, что в свое время не достался Украине.

Сегодняшний сутки

«Севмаш взял важный опыт по модернизации и ремонту авианосцев благодаря «Викрамадитье». Данный завод сейчас полностью готов к обычному ремонту «Кузнецова», — сказал источник в оборонно-промышленном комплексе.

До тех пор пока поддержание технической готовности российского авианесущего крейсера проводится на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске. «Адмирал Кузнецов» ходит в море без капремонта уже более 20 лет и так же, как и прежде есть надежным кораблем.

«создания кораблей и Качество проектирования в Советском Альянсе было потрясающим. Само собой разумеется, «Кузнецов» будет поставлен в ремонт через три либо четыре года. Я пологаю, что это, непременно, будет «Севмаш», — сообщил источник.

Он утвержает, что «это будет модернизация и серьёзный ремонт сроком как минимум несколько лет».

источники

  • http://road-crimea.narod.ru/2003/admiral.htm
  • http://cont.ws/post/74044
  • http://legion.wplus.net/typhoon/1999/kuz.shtml

источник: http://masterok.livejournal.com/2220705.html

Как русские моряки из под носа американцев и украинцев, авианосец Адмирал Кузнецов угнали

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: