Как у англии самолеты угнали, или о создании ввс израиля

      Комментарии к записи Как у англии самолеты угнали, или о создании ввс израиля отключены

Bristol Beaufighter – тяжелый двухместный истребитель, ночной истребитель, конечно торпедоносец и лёгкий бомбардировщик. Англия. Первый полет – 17 июля 1939 года.

Как у англии самолеты угнали, или о создании ввс израиля

Эммануэль Цукерберг, один из создателей израильских ВВС

Занимаясь вопросами истории авиации, изучая ссылки и различные источники, я наткнулся на эту совсем фантастическую историю, случившуюся в 1948 года. Меня поразил сам факт угона самолетов с Английских островов, и тот факт, что сценаристы и голливудские режиссёры до сих пор еще не сняли фильм, основанный на этих настоящих событий.

Будущий храбрец ВВС Израиля Эммануэль Цукерберг появился в 1911 году в этом Ивано-Франковске, а в то время город именовался Станислав и входил в состав Австро-Венгрии. Семья Цукербергов была достаточно богата, она обладала нефтеперегонным заводом. По словам самого Эммануэля, любовь к авиации к нему пришла в 1925 году. Тогда, рядом от их дома в поле сел армейский биплан, и летчики, заметив восхищение 14 летнего мальчика, забрали его в полет, сделав с ним круг над полем.

В 18 лет, Эммануэль, по совету фаворита еврейского перемещения, видного писателя, переводчика, журналиста и публициста Вольфа Жаботинского, что знал об увлечении парня, отправляется в Париж. Тут он изучает аэронавтику, и обучается пилотированию самолета.

По большому счету, молодому человеку везло на встречи с известными личностями. Окончив направления пилотов, и налетав положенное количество летных часов, Цукерберг поступает на работу пилотом в личную авиакомпанию. И тут будущее в очередной раз радуется Эммануэлю – его пилотом наставником делается Антуан де Сент-Экзюпери. Не обращая внимания на отличие в возрасте,  Антуан и Эммануэль весьма скоро сдружились.

Компания «Аэропосталь», в которой они оба трудились, доставляла почту на северное побережье Африки.

В первой половине 30-ых годов XX века, Эммануэль Цукерберг приезжает в Палестину, где противостояние арабов и евреев постоянно ведет к вооружённым конфликтам и стычкам. Эммануэль возглавляет отделение по подготовке пилотов в подпольных силах самообороны. Имея опыт управления и приличный налёт разными автомобилями, юный Цукерберг готовит кадры будущих ВВС.

Весной 1948 года ООН провозгласило о создании иудейского страны. Для этого территория Палестины делилась на арабскую и иудейскую части. Само собой разумеется, арабский мир такое развитие событий полностью не устраивало и фактически сходу, по окончании создания новой страны Израиль, ему было необходимо вести войну чуть ли не против всего арабского мира.

Без помощи авиации, сухопутные операции были малоэффективны.

На одном единственном аэропорте сил самообороны летало около десятка легких однодвигательных самолета, для обучения этого в полной мере хватало, но для ведения военных действий эти самолетики очевидно не годились. Оружия для сил самообороны добывались всеми способами – ООН заявило эмбарго на поставку оружий и евреям и арабам. Как раз сейчас и понадобился таковой предприимчивый и грамотный человек как Цукерберг.

Он был хорошо воспитан, владел безукоризненными манерами, знал пара европейских языков, был молод и недурен собой. Он легко выдавал себя за богатого повесу, ищущего в Европе развлечений. Так он заводил нужные знакомства и неспешно стал желанным гостем во многих именитых зданиях Франции и других государств.

Его известность в авиационных кругах и знакомство с Антуаном де Сент-Экзюпери, что к тому времени уже был видным писателем, увеличивало возможности и шансы принести пользу силам самообороны, ее авиационной составляющей.

Самолеты оптом и в розницу

Укоротивший собственную фамилию до несложной фамилии Цур, Эммануэль в Англии скупает самолеты пригодные для военной работы и в одиночку перегоняет их на Ближний Восток. До того момента как Скотланд-Ярд вышел на след делового «повесы», ему удается пополнить флот иудеев на 8 самолетов. Нужно тут подчернуть, что то, как Цур перегонял самолеты, до сих пор удивляет.

Обходя радары, нелегально пролетая через территорию многих государств-членов Евросоюза, пользуясь лишь картой и компасом, это поражает до сих пор! И это происходило не один-два раза, а целых 8 раз, восемь раз Фортуна была благосклонна к бесшабашному летчику.

Но в случае если авиационные власти Британии показали преступную беспечность, то Скотланд-Ярд не дремал, и уже начал наступать на пятки пилоту-перегонщику. Острова было нужно спешно покинуть. Но неугомонный и азартный Эммануэль Цур, горит жаждой пополнять флот собственной юный отчизны более боеспособными автомобилями.

Необычные генералы имеется, возможно, во всех государствах мира. В Британии один отставной генерал королевских ВВС, по невыясненым обстоятельствам, выкупил 12 самолетов Бристоль Бофайтер. Не обращая внимания на то, что самолет был выпущен во второй половине 30-ых годов двадцатого века, и по сей день, спустя десятилетие, это была важная военная машина, с хорошим пушечным оружием (в зависимости от модификации).

Для чего пригодилась дюжина боевых (хоть и списанных) самолетов отставному генералу, тяжело сообщить, а история об этом умалчивает. И, то ли парк боевых автомобилей генералу уже поднадоел, то ли он купился на посулы переговорщиков Цура, но, однако, он готовься их реализовать. Но приобрести самолеты в Англии это еще полдела, необходимо их каким-то образом перегнать в Израиль.

Очевидно, что за самолетами не было должного ухода на протяжении их нахождения в генеральском «флоте». Любой из них потребовал тщательного осмотра и вероятно восстановления и ремонта до летного состояния. Цур арендует во Франции легкий самолет, регистрирует полет в стране, а сам нелегально пересекает Ла-Манш, обходя радары на малой высоте. В Англии он приступает к осмотру техники и торгу с отставником. Выяснилось что «поставить на крыло» возможно лишь 6 автомобилей из 12.

На эйфории, что удалось так удачно пристроить не необходимые уже истребители, генерал обязуется за собственный счет отремонтировать технику за две-три семь дней. Цур так же нелегально, обходя радарные береговые установки, улетает во Францию.

Цур – продюсер фильма

Идею с угоном боевых самолетов из Англии, Эммануэлю нечайно посоветовала женщина одного из пилотов его команды. Она поведала ему о собственной мечте сняться в фильме про новозеландских летчиков, сражающихся против японцев во время второй мировой. И тогда Цура как будто бы озарило: вот оно, вот мысль как возможно перегнать самолеты!

И машина завертелась. Была безотлагательно создана продюсерская компания «Air Pilot Film Company». Компания заявила о желание снимать фильм, о борьбе мужественных новозеландских летчиков против японских милитаристов. Само собой разумеется, подразумевалось, что сьемки будут проходить на Английских островах. В Лондон были наняты лучшие сценаристы, режиссёры и операторы. Наименование картины не блистало оригинальностью – «Летчики Новой Зеландии в действии». По всей видимости, Эммануэль Цур в средствах не был стеснен.

Была закуплена самая дорогая цветная пленка, нанято около сорока человек статистов, и вся техническая команда. Пилотов для съемок, понятное дело, отбирал сам шеф-пилот. Не каждый был согласен на столь приключенческий замысел полетов.

Форма армейских английских ВВС

И вот, на армейском аэропорте, южнее Лондона начались съемки нового фильма про летчиков. Заблаговременно был утвержден властями сценарий, и получено разрешение на съемки. Потом все происходило как в большинстве случаев на протяжении любых съемок фильма.

Утром из Лондона в мелкий город Темс, рядом с аэропортом, выезжали автобусы со съемочной группой. Разворачивалось оборудование, камера, свет, статистки, ругающийся режиссер и другое. Летчики бегали по тревоге к военным машинам, девушки исправно их провожали.

Но на третий сутки съемок один из пилотов погиб, самолет был разбит. Оставалось 4 самолета. Эммануель не стал рисковать дальше, да и время уже поджимало. Он собрал группу и сказал, что съемки будут длиться в Шотландии (в том месте более похожие на новозеландские пейзажи), после этого группу вычислили. Бофайтеры взлетели, построились и полетели в сторону Шотландии, но через четыре часа полета сели на Корсике, на аэропорте Аяччо.

Все вопросы с властями и диспетчерами решал Цур, пользуясь собственные обаянием, а в основном легко деньгами. Следующая посадка в Югославии в городе Подгорец. А уже через два дня по окончании вылета из Англии Самолеты были в Израиле.

Финиш фильма

Финиш у данной истории хороший. Эммануэль Цур, опасаясь ареста, уже не возвращался в Англию. У себя на родине, начальником Израильского страны Бен-Гуром, он был назначен первым директором аэропорта в Лоде.

А скончался он в первой половине 90-ых годов двадцатого века в окружении близких и любящих родных.

По окончании так нежданно закончившихся съемок патриотического фильма о войне, британские журналисты раскопали подробности дела с полетами Бофайтеров, и предали дело огласке. Разразился ужасный скандал. Резолюцию ООН, о запрете на поставки вооружения сражающимся, никто не отменял.

Скотланд-Ярд был посрамлен, у них из-под носа, с Английских островов, предприимчивый воротила (и новоявленный продюсер), что именуется на глазах у изумленной публики, увел четыре боевых самолета, каковые после этого «всплыли» в Израиле. Все что осталось английским сыщикам —  это ленты с уже отснятым материалом.

Остается пожалеть о двух вещах: первое – о том, что Голливуд до сих пор не обратил собственного финансового внимания на эту авантюристическую историю, и второе – то, что мы, возможно, так и не заметим, погребенную в недрах Скотланд-Ярда, пленку, с настоящими летающими Бофайтерами.

Специально для Avia.Pro Валерий Смирнов

Военная Авиация Израиля (ВВС Израиля)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: