Как сделать своими руками модель ракеты с тормозными лентами — класса s6a

Как сделать своими руками модель ракеты с тормозными лентами - класса s6a

Четыре класса включает в себя категория S6 — модели ракет по длительности полёта с лентой. На мой взор, эта категория подкупает и зрителей, и спортсменов зрелищностью. Так как целый полёт происходит, что именуется, на виду.

соревнования и Эти модели по ним идеально подходят для начинающих спортсменов «ракетчиков». Чемпионатный класс в категории S6 и у юношей, и у взрослых один — S6A.

Технические требования к спортивному «боеприпасу» таковы: двигатель (импульс — не более 2,5 н.с.) — один, протяженность — не меньше 500 мм, диаметр корпуса — более 40 мм, стартовая масса не должна быть больше 100 г., максимально фиксируемое время в туре — 3 мин (180 очков). Главная подробность (необычная совокупность спасения), снабжающая громаднейшее время полёта, — тормозные ленты, число которых для соревнований не ограничено.

Они изготавливаются из однородного, неперфорированного материала с отношением длины к ширине не меньше 10:1. В полёте лента обязана всецело разворачиваться. Спортсмен может в зависимости от погодных условий использовать любую ленту. Нужно признать, что с момента «рождения» данной категории (S6) все конструкторские, технологические разработки ведутся по большей части с тормозными лентами.

Вот направление этих поисков: выбор материала и размеров, способов и толщины укладки. Условия старта диктуют участникам соревнований и выбор типа тормозной ленты. Так, для ветра нужна «твёрдая» лента, для штиля — «мягкая».

Степень «жёсткости» определяет толщина исходного материала — плёнки. У первых она колеблется от 0,015 до 0,025 мм, у вторых образовывает около 0,01 мм. Нужно признать, что и кодекс ФАИ не ограничивает число тормозных лент для соревнований.

Способов укладки тормозной ленты — очень много, самый распространённый — «гармошка». Он напоминает мехи русского музыкального инструмента. Ход (ширина складки) — от 5 до 25 мм.

Многие спортсмены по окончании складывания ленты подвергают её формовке (термообработке).

В сложенном виде зажимают ленту в приспособление и выдерживают в данном состоянии при температуре 55° — 60°С. Такая обработка тормозной ленты увеличивает её жёсткость, она продолжительно держит «гармошку». Лучшие спортсмены для каждого полёта в новом туре применяют другую ленту, давая время для «отдыха» использованной.

Хорошим подтверждением сказанному выше являются тормозные ленты мировых чемпионов 2006 г. среди взрослых — польских спортсменов. Размеры их таковы: протяженность — 1050 мм, ширина — 97 мм, ход «гармошки» — 4 — 5 мм, толщина плёнки — 0,02 мм.

В программу мировых первенств старты категории моделей с лентой (S6) были включены во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Это был третий по счёту мировой чемпионат и первый, в котором начинали советские спортсмены. Единственную медаль — медную завоевал тогда создатель этих строчков.

С той поры призёрами, но не чемпионами становились в различные годы отечественные спортсмены: Олег Белоус, Виктор Кузьмин, Юрий Фирсов, Сергей Олег и Ильин Воронов.

На проходившей в 1997 г. первой Глобальной Икареаде — необычных олимпийских играх по авиационным видам спорта чемпионом в категории (S6) стал Николай Цыганков. На данный момент категория модели с лентой самая популярная. Как раз в ней постоянно участвует наибольшее число спортсменов. И эта категория включена в программу всех этапов розыгрыша Кубка мира.

Сейчас рассказ о моделях-чемпионах в категории (S6).

Предлагаемая модель ракеты класса S6B (рис. 1) создана конструктором Александром Тарасовым (г. Югорск). Данный класс спортивных моделей с двигателем до 5 н.с. уже много лет в праве «гражданства» на чемпионатах. Корпус формуют как одно целое на одной оправке с громаднейшим диаметром 39,9 мм.

Толщина используемой стеклоткани — 0,03 мм, намотка — в два слоя. Перед формовкой стеклоткань отжигают, а оправку легко нагревают и смазывают разделительной мастикой («Эдельваксом»).

Чтобы не было происхождения воздушных пузырей между слоями при накатке ещё сырую заготовку обматывают магнитофонной лентой шириной 10 — 12 мм и помещают в сушильный шкаф с температурой 60 — 70°С. По окончании подсыхания смолы взятую заготовку обрабатывают напильником. Позже обрезают остроотточенным резцом до нужной длины. Стабилизаторы вырезают из обработанной и армированной стеклотканью бальзовой пластины толщиной 0,6 мм.

В пакете (по 3 шт.) доводят по контуру до нужной формы и крепят встык к двигательному отсеку корпуса.

К одному из стабилизаторов, предварительно обмотав нитками со смолой, приклеивают фиксатор МРД — отрезок проволоки ОВС диаметром 0,8 мм с загнутым и поддерживающим срез корпуса на 6 — 7 мм финишем. К второму стабилизатору крепят нить подвески. Головной обтекатель со легко закруглённой вершиной (радиус скругления — 4,5 мм) формуют подобно корпусу.

Соединительная втулка — отрезок стеклопластиковой трубки длиной 35 мм с внешним диаметром 39,9 мм вклеивают одним финишем в нижнюю часть (юбку) обтекателя.

В второй финиш втулки вклеивают бальзовый шпангоут с петлёй, соединяемой с нитью подвески. К ней же привязывают и нить крепления тормозной ленты. Стример (тормозная лента) — размерами 1550×150 м — из твёрдой лавсановой плёнки толщиной 0,024 — 0,03 мм. Масса модели без МРД и тормозной ленты — 7 г. Спортивная модель ракеты класca S6B (рис. 2) чемпиона России С.Романюка (г.

Урай) — обычный представитель летательных аппаратов так называемой «уральской» схемы, разработчиком и автором которой есть коллектив ракетомоделистов г. Челябинска под управлением заслуженного тренера России В.И.Тарасова.

Модель изготовлена по достаточно известной технологии. Корпус — стеклопластиковая трубка переменного сечения большой наружный диаметр — 40,3 мм, минимальный — 10,4 мм. Материал — стеклоткань толщиной 0,03 мм в два слоя и эпоксидная смола ЭД-6.

По окончании отверждения связующего оправку с заготовкой корпуса обрабатывают в токарном станке (при 600 — 700 об/мин) и обрезают до нужной длины — 405 мм. После этого оправку легко нагревают и снимают с неё готовый корпус. По той же разработки формуют головной обтекатель и соединительную втулку длиной 30 мм.

Её вклеивают в юбку обтекателя на глубину 5 мм, предварительно обезжирив его внутреннюю поверхность. Второй (торцевой) финиш втулки закрывают бальзовым шпангоутом толщиной 1,5 мм, в который вклеивают петлю из крепкой нитки. К ней после этого привязывают системы подвески спасения и нить корпуса. Стабилизаторы изготавливаются из бальзовой пластины толщиной 0,7 мм, боковые поверхности их оклеены стеклотканью на эпоксидной смоле.

К корпусу они приклеены встык. К одному стабилизатору крепят кевларовую нить подвески.

Тормозная лента (стример) вырезана из полиграфической лавсановой плёнки толщиной 0,025 мм, её размеры — 1450×110 мм. Масса модели без стримера и МРД—10г. «Универсал» польских спортсменов (рис.3). Такое встретишь не довольно часто. Обязан заявить, что на моей памяти это в первый раз. Оба чемпиона в одном классе (S6A) среди юношей и среди взрослых из одной команды — Польши.

Но и это не всё. Они — Михал Лешик и Кумар Малмуга — тренер и ученик. Такому творческому содружеству возможно лишь порадоваться.

Да и их спортивные «боеприпасы» — модели ракет позвали громадной интерес у участников и специалистов 16-го мирового чемпионата на Байконуре. На первый взгляд, наподобие ничего особого. Простая, классическая конструкция.

Но имеется в ней то, что, на мой взор, заслуживает внимание. Тем более данный спортивный «боеприпас» стоит на «оружии» польских спортсменов в двух категориях — S3A и S6A. Да и в категории ротошютов (S9A) база (корпус) изготовлена подобным образом.

Одна из изюминок модели — достаточно долгая хвостовая конусная часть — 148 мм.

В этом возможно усмотреть желание конструкторов хоть мало уменьшить корму за счёт расхода материала для стабилизаторов и корпуса. Вторая особенность — уникальное ответ выброса совокупности спасения модели из корпуса и совсем необыкновенное применение пыжа. Но об этом ниже. Корпус изготовлен из двух слоев стеклоткани трёхсоточной толщины на оправке переменного сечения, большой диаметр которой — 39,9 мм, минимальный — 10,2 мм.

На данной части оправки накатывается цилиндрическая часть — двигательный отсек из трёх слоев.

Первый — из углеткани, а позже два слоя стеклоткани. Это делается с целью улучшить термостойкость кормовой части корпуса. В ходе накатки в смолу добавляется и красящий пигмент. Дав полимеризироваться смоле, оправку с намотанной заготовкой зажимают в токарный станок и обрабатывают наружную поверхность, по окончании чего острым резцом обрезают до нужной длины — 425 мм. После этого оправку легко нагревают и снимают с неё готовый корпус.

По таковой разработки формуют и головной обтекатель длиной 85 мм.

Вовнутрь обтекателя крепят три бальзовых шпангоута (для жёсткости), по окончании чего снизу вклеивают кольцо — соединительную втулку, выточенную из бальзы, шириной 16 мм. Ширина пояска вклейки — 4 мм. В донный шпангоут закрепляют петлю для соединения обтекателя с корпусом при помощи нити подвески.

Стабилизаторы (их три) вырезаны из бальзового шпона толщиной 1,1 мм, боковые поверхности армированы «стеклом». К корпусу их клеят встык. На протяжении линии приклейки одного из стабилизаторов крепят нить подвески.

Тормозная лента имеет размеры: 1050х 97 мм, материал — полиграфический лавсан толщиной 0,02 мм.

Укладка — «гармошкой» с шагом 4 — 5 мм. Уникально изготовлен у польских ракетчиков пыж. В отличие от вторых спортсменов, это не очевидный кусочек ваты либо пенопластовый цилиндр, а целая бумажная конструкция.

База её — трубка из писчей бумаги длиной 265 мм и диаметром — 10,2 мм. На одном её финише приклеен бумажный диск (глухой — без отверстий), на что «посажен» цилиндр длиной 30 мм. На расстоянии 100 мм от диска на трубку надет ещё один диск — для устойчивого размещения пыжа в корпус модели.

Преимущество таковой конструкции пыжа разумеется. Масса его — 1,5 г. Он не разрешает опускаться вниз совокупности спасения модели и в момент старта, и в полёте. Этим самым не изменяется положение центра тяжести модели.

Подготовка модели к полёту происходит в таком порядке. Сначала сверху опускают пыж вниз до появления нижнего его финиша за кормовой срез корпуса. В трубку пыжа вставляют верхнюю часть двигателя на ширину 2 — 3 мм, закрепляют его в двигательном отсеке.

Потом сверху укладывают совокупность спасения (тормозную ленту либо парашют) и крепят головной обтекатель. В полёте, по окончании срабатывания вышибного заряда МРД, энергетический импульс (взрывная волна) передаётся по трубке (в малом диаметре — 10,2 мм) и упирается в диск пыжа. Он перемещается вверх и выбрасывает из корпуса совокупность спасения.

Наряду с этим может вылетать и сам.

Как сделать НАСТОЯЩУЮ РАКЕТУ своими руками. Настоящий ракетомоделизм #olo

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: