Эвакуация: один месяц, чтобы покинуть сайгон

      Комментарии к записи Эвакуация: один месяц, чтобы покинуть сайгон отключены

Эвакуация: один месяц, чтобы покинуть сайгон

В конце вьетнамской войны покинуть Сайгон возможно было лишь по воздуху. Тогда американские армии совершили наибольшую в истории воздушную эвакуацию. К началу апреля 1975 года американское управление пришло к неутешительному и неприятному выводу о неизбежности падения Сайгона в течение следующих нескольких недель.

Срочно началась разработка замысла эвакуации из осаждённого города американцев и симпатизирующим Штатам южновьетнамцев. Изначально замысел взял наименование «Talon Vice», но позднее он стал более известен как «Frequent Wind». 1 апреля был создан Центр управления эвакуацией, на что возложили задачу по координации эвакуации из Сайгона через Ванг Тау.

Центр функционировал под руководством созданного в октябре 1972 года Управления армейских атташе, задачей которого являлась административная помощь армии Южного Вьетнама.
В первые три дня эвакуации воздушный транспорт употреблялся, в основном, в рамках операции «Babylift» для детей и вывоза женщин самолётами С-141 Starlifter и новейшими C-5 Galaxie. На четвёртый сутки операции чуть не случилась трагедия – в 16 км от берега, над морем, у самолёта С-5 в полёте оторвалась хвостовая рампа, уничтожив тяги управления рулями.

Экипаж во главе с капитаном Денисом Тэтлором сумел возвратиться и выполнить посадку на базе Тан Сон Нат, применяя для управления самолётом лишь регулирование и элероны тяги двигателей. Самолёт уже на земле развалился на четыре части, но 175 человек, пребывавших на его борту, удалось спасти. По окончании данной аварии С-5 запретили, а эвакуация длилась на С-141 и С-130 Hercules.
Крыши капитальных строений около Сайгона превратились в посадочные площадки для вертолётов, каковые перевозили людей на авиабазу Тан Сон Нат, поскольку все дороги были заполнены беженцами.
Сейчас к берегам Вьетнама подошла 76-я боевая группа в составе трёх авианосцев и приблизительно 50 судов вторых классов. На соединение возложили задачу обеспечения эвакуации из Сайгона.

Многие лётчики ВВС Южного Вьетнама сражались до конца. Практически за пара мин. до прекращения огня данный самолёт O-1 Bird Dog был сбит над Сайгоном и упал на муниципальные строения в районе Чолон.

Не обращая внимания на предпринимаемые упрочнения, многие транспортные самолёты покидали Вьетнам полупустыми из-за организационных сложностей. Каждый день перевозилось не так много людей, наряду с этим «тёмные рейсы» остались неучтёнными. Этими тайными рейсами вывозили сотрудников спецслужб и тайную документацию.

Большая часть таких рейсов делала узнаваемая компания ЦРУ «Air America». «Тёмные рейсы» разрешили американцам сохранить разведывательную сеть в Южном Вьетнаме.
С 21 апреля масштабы воздушных перевозок возросли. Сейчас самолёты С-141 делали по 21 вылету каждый день, приблизительно столько же вылетов самолёты С-130 делали по ночам. Военно-транспортная авиация перевезла огромное количество людей.

Длилась эвакуация сирот, двумя спецрейсами на Boeing 727 перевезли 470 детей.

Последние упрочнения

К 29 апреля удалось собрать 60 самолётов для финальной перевозки 10 000 человек. На земле подготовили вертолёты и автобусы для доставки людей в Тан Сон Нат. В начале утра на авиабазу прибыли три С-130. В то время, когда в первоначальный из них производилась погрузка, а второй заруливал на стоянку, аэропорт подвергся обстрелу со стороны партизан. Третий самолёт взял прямое попадание и взорвался. Взлёт первого С-130 происходил под ураганным огнём.

Скоро взлетел и второй С-130, что стал последним американским самолётом, покинувшим Вьетнам.
Применять Тан Сон Нат сейчас стало нереально, исходя из этого единственным средством эвакуации остались вертолёты. Для их прикрытия от вероятного появления истребителей около Сайгона развернули батареи зенитных артиллерии и ракет, помимо этого, все полёты вертолётов закрывали только что принятые на вооружение истребители Grumman F-14 Tomcat, но северовьетнамские МиГи не предпринимали попыток сорвать эвакуацию.

Авианосец «Энтерпрайз» (CVAN-65) заполнен вертолётами CH-53, принимавшими участие в финальной стадии эвакуации Сайгона. На борту авианосца кроме этого пребывали две эскадрильи истребителей Grumman F-14 Tomcat, в первый раз в собственной карьере выполнивших полёты в зону военных действий.

30 апреля в 3:00 началась эвакуация консульства США. Вертолёты СН-53 приземлялись во двор консульства, а СН-46 садились прямо на крышу строения. Эвакуацию консульства закрывали штурмовики Grumman A-6.

Вертолёты выполнили пара челночных рейсов между авианосцами и посольством. По ним вели пламя не только партизаны, но и южновьетнамские солдаты, каковые под эвакуацию не попадали.
Множество вертолётов армии Южного Вьетнама выполнили рейсы в один финиш, доставив людей на суда 76-й боевой группы. Севшие на корабль вертолёты после этого в воду, дабы высвободить место для следующих. Один из вертолётов UH-1 компании «Air America» доставил на авианосец маршала Нгуена Као Ки.

В самом последнем рейсе на палубу авианосца «Мидуэй» приземлилась целая армада из 29 UH-1, двух Boeing CH-47 и самолёта O-1.

Цена эвакуации

В апреле 1975 года на протяжении эвакуации из Сайгона было совершено 19 000 вылетов. Утраты составили всего три летательных аппарата: штурмовик А-7, вертолёты AN-1J и CH-46. В эти 19 000 вылетов не включены рейсы, предпринятые компанией «Air America», вертолёты UH-1 которой напряжённо трудились в течении всего месяца и предположительно выполнили более 1000 полётов.
Имеется определённая ирония судьбы в том, что война во Вьетнаме для американцев во многом была «вертолётной» и что последних американских воинов вывезли из Вьетнама по окончании 10-летнего нахождения американских армейских в этом государстве как раз вертолёты.

Экстренная эвакуация: США призывают своих граждан немедленно покинуть Ливию

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: