Экспериментальный самолет ту-95лал.

      Комментарии к записи Экспериментальный самолет ту-95лал. отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1961 г.Экспериментальный самолет ту-95лал.

В конце 40-х — начале 50-х годов в СССР в Лаборатории измерительных устройств Академии наук (лаборатории № 2) под неспециализированным управлением И.В.Курчатова развернулись изучения по созданию ядерных реакторов для корабельных энергоустановок. Скоро начались работы в области применения ядерной энергии в авиации. Управление авиационной тематикой в университете И.В.Курчатова было возложено на академика А.П.Александрова.

12 августа 1955 года вышло Распоряжение Совета Министров СССР, по которому к ядерной авиационной тематике подключались кое-какие предприятия авиационной индустрии. ОКБ-156 А.Н.Туполева, ОКБ-23 В.М.Мясищева и ОКБ-301 С.А.Лавочкина должны были заняться постройкой и проектированием летательных аппаратов с ядерными силовыми установками (СУ), а ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова и ОКБ-165 А.М.Люльки разработкой этих СУ.

Создание самолета с ядерной СУ открывало перед ВВС возможность взять в собственные руки пилотируемые боевые комплексы с дальностью полёта и неограниченной продолжительностью. Прорабатывалось пара вариантов ядерных авиационных силовых установок на базе прямоточных, турбореактивных и турбовинтовых двигателей с разными схемами теплопередачи к двигателям.

Отрабатывались разные типы систем и реакторов теплоносителей: с воздушным и с промежуточным жидкометаллическим охлаждением, на тепловых и стремительных нейтронах и т.д. Рассматривались приемлемые для применения в авиации виды биологической систем оборудования и защиты экипажа от действия радиоактивного излучения.

В ОКБ С.А.Лавочкина и А.М.Люльки трудились над проектом крылатой ракеты на базе «Бури» с ядерным прямоточным реактивным двигателем, в ОКБ В.М.Мясищева проектировался стратегический бомбардировщик.

В ОКБ А.Н.Туполева совместно со смежными организациями была проработана широкомасштабная, рассчитанная на два десятилетия, развития и программа создания тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками. Она должна была завершиться постройкой в 70-80-е годы полноценных боевых дозвуковых и сверхзвуковых самолетов разного назначения. На начальной стадии предполагалось создать наземный стенд для отработки самолетной ядерной силовой установки, после этого подобная установка должна была быть испытана на летающей лаборатории с целью отработки совокупности радиационной защиты экипажа.

28 марта 1956 года вышло Распоряжение СМ СССР, в соответствии с которому в КБ начались практические работы по проектированию летающей лаборатории на базе серийного Ту-95 для изучений влияния излучения авиационного ядерного реактора на самолетное оборудование, и для изучения вопросов, которые связаны с радиационной защитой особенностей и экипажа эксплуатации самолета с ядерным реактором на борту.

Проектные работы по наземному установке реактора и испытательному стенду на самолет проводились в Томилинском филиале ОКБ, возглавлявшемся И.Ф.Незвалем. Стенд создавался на базе средней части фюзеляжа самолета Ту-95. Радиационная защита на стенде, а после этого и на летающей лаборатории, взявшей обозначение Ту-95ЛАЛ (заказ 247), изготовлялась с применением совсем новых для авиации материалов.

Для освоения в производстве этих материалов потребовались совсем новые разработки. Они с успехом были освоены в отделе неметаллов ОКБ под управлением А.С.Файнштейна. Новые защитные элементы конструкции и авиационные материалы из них были созданы совместно со экспертами химической индустрии, проверены ядерщиками и признаны пригодными для применения в наземной установке и на летающей лаборатории.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века наземный стенд был выстроен и перевезен на «Половинку» — так именовалась экспериментальная база на одном из аэропортов под Семипалатинском. В один момент была подготовлена ядерная силовая установка для летающей лаборатории. На стенде и на летающей лаборатории реактор был установлен на особой платформе с подъемником для удобства обслуживания.

При необходимости он имел возможность опускаться из грузоотсека самолета.

В первой половине 1959 года был произведен первый запуск реактора на наземном стенде. На протяжении наземных опробований удалось выйти на заданный уровень мощности реактора. Был накоплен обширный опыт работы с реактором. На нем опробовали устройства управления реактором и контроля радиации, совокупность защитной экранировки, выработали советы экипажу.

Сейчас возможно было переходить к работам на летающей лаборатории.

Под летающую лабораторию Ту-95ЛАЛ был переоборудован серийный Ту-95М № 7800408. С мая по август 1961 года на летающей лаборатории было выполнено 34 полета. На Ту-95ЛАЛ летали и проводили опробования летчики-испытатели М.А.Нюхтиков, Е.А.Горюнов, М.А.Жила и др., ведущим по машине был Н.В.Лашкевич. В летных опробованиях принимали участие начальник опыта Н.Пономарев-Степной и оператор В.Мордашев. Изучения радиационной обстановки в кабине пилотов и за бортом проводили физики В.Мадеев и С.Королев.

Полеты проходили как с холодным реактором, так и с трудящимся. В этих полетах по большей части проверялась эффективность биологической защиты.

Особенности конструкции.

экспериментаторы и Экипаж пребывали в передней герметической кабине, где был установлен датчик, фиксирующий излучение. За кабиной был установлен защитный экран из комбинированных материалов и свинца. В районе грузоотсека, где в будущем должна была размешаться боевая нагрузка, был установлен второй датчик. Третий датчик пребывал в задней кабине самолета.

Еще два датчика смонтировали под консолями крыла в подвесных несъемных контейнерах. Все датчики были поворотные по вертикали. В средней части фюзеляжа размешался отсек с водоводяным реактором с замечательной защитной оболочкой.

Отсек мало выходил за обводы фюзеляжа самолета и прикрывался железными обтекателями сверху, снизу и по бокам фюзеляжа. Под отсеком был громадной воздухозаборник воздушного радиатора водяного контура реактора. На борту имелась совокупность управления реактором, подключенная к пульту экспериментаторов.

По окончании соответствующих испытаний на земле во время с мая по август 1961 года Ту-95ЛАЛ совершил 34 полета. Полеты производились как с «холодным» реактором, так и с трудящимся. Целью всех полетов с трудящимся реактором была проверка эффективности радиационной защиты.

экспериментаторы и Экипаж пребывали в передней герметической кабине, где кроме этого размещался датчик, фиксировавший параметры излучения. За счет того, что к разработке реактора были привлечены лучшие силы ОКБ, он оказался только компактным. В случае если на простых реакторах управление осуществлялось практически десятком регулирующих стержней, то тут их было всего четыре.

Совершённые летные опробования Ту-95ЛАЛ продемонстрировали достаточно высокую эффективность примененной совокупности радиационной защиты, что разрешало продолжить работы по самолетам с ядерными силовыми установками. Но практически сразу после этого все работы по ядерной авиационной тематике были свернуты по обстоятельству денежных ограничений. Одвременно с этим в СССР развертывались программы строительства ядерных подводных ракетоносцев, межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования.

В определенной степени опасались кроме этого вероятной аварии ядерного самолета, талантливой привести к заражению громадных пространств ядерными компонентами. Испытанная на данном этапе биологическая защита была хоть и надежной, но все же громоздкой и тяжелой для применения в авиации и требовались предстоящие работы в этом направлении.

Следующим ответственным этапом в создании самолета с ядерной СУ должен был стать Ту-119 с маршевыми двигателями, приспособленными к совместной работе с ядерным реактором. К этому времени американцы, испытав собственную летающую лабораторию с ядерной силовой установкой на базе В-36, выполненной подобно Ту-95ЛАЛ, фактически свернули предстоящие свои работы в данной области. Догонять стало в этом направлении некого, а идти в первых рядах через чур дорого и страшно.

ЛТХ:

Модификация: Ту-95ЛАЛ
Размах крыльев, м: 50,04
Протяженность, м: 46,17
Высота, м: 12,50
Площадь крыла, м2: 283,70
Масса, кг
-безлюдного самолета: 90000
-большая взлетная: 172000
Тип двигателя: 4 х ТВД НК-12М
Тяга, кгс: 4 х 15000
Большая скорость, км/ч: 820
Практическая дальность, км: 11800
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 8.

Умелая летающая лаборатория Ту-95ЛАЛ.

Умелая летающая лаборатория Ту-95ЛАЛ.

Умелая летающая лаборатория Ту-95ЛАЛ.

Ту-95ЛАЛ. На переднем замысле — контейнер с датчиком излучения.

Ту-95ЛАЛ. воздухозаборник и Обтекатели реактора.

Демонтаж ядерного реактора с Ту-95ЛАЛ.

Компоновка ядерного реактора на Ту-95ЛАЛ.

Ту-95ЛАЛ. Схема.

Самолет «119». Схема.

.

.

Перечень источников:
Владимир Ригмант. Под символами «АНТ» и «ТУ».
В.Ф.Кудрявцев. История развития конструкций авиационных двигателей в Российской Федерации и СССР.
Г.М.Горелов, Л.М.Ширкин. Вклад ОКБ Н.Д.Кузнецова в создание ядерного самолета.
Космонавтика и Авиация. Владимир Ригмант. Рождение Ту-95.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Туполев Ту-95ЛАЛ».

Полигон. Ту-95 Медведь

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: