Разработчик: МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.
Сплав, названный «электрон», первенствовал в последовательности магниевых сплавов, отыскавших использование в других областях и самолётостроении техники. В первой половине 30-ых годов двадцатого века промышленность начала выпускать полуфабрикаты из «электрона»: литье, страницы, трубы и профили. Для применения «электрона» в конструкции самолета нужно было отработать его клепку, сварку, штамповку и выколотку.
В первой половине 30-ых годов XX века на одном из авиазаводов по инициативе его директора А.М.Беленковича в маленькой мастерской началась работа по освоению конструкций из «электрона». Одвременно с этим в Столичном авиационном университете конструкторская несколько, которая состоит в основном из студентов, завершала проект первого цельноэлектронного самолета. Вся работа маевских и авиапредприятий конструкторов велась по принципу кооперации, закрепленному официальными контрактами.
Летный завод отливал металл и прокатывал листовой и прутковый материалы. В августе 1933 года «электронная» мастерская переведена в более эргономичное помещение при экспериментальном цехе. Показались медники, купили кое-какой инструмент; по большей части же инструменты изготавливали собственными силами.
Был разработан замысел работы мастерской.
Первой изготовлена нервюра крыла для статических опробований, после этого отсек № 1 и шпангоут лонжерона крыла. Медники освоили производство маленьких узлов и деталей.
В первые месяцы брак при обжиме труб доходил до 80-90% и лишь по окончании создания особых приспособлений снизился до 70%. По нескольку раз приходилось переделывать подробности, т.к. в местах деформаций появлялись трещины. Технологами сделано множество устройств и приспособлений, снабжающих изготовление подробностей без брака: гибочные автомобили, протяжки, трехвалки, особые тиски с электроподогревом.
Многие устройства выполнены на уровне изобретений — к примеру, электрифицированные патроны для фасонного обжатия труб.
Благодаря малой пластичности нового сплава разработка его обработки потребовала разогрева металла до 280-290°С. Такую температуру нужно было обеспечить и сохранять в ходе обработки подробности. Помимо этого, при сварке металла, горящего при нагреве, и его клепке брак не допускался, а готовые изделия потребовали надежной защиты от коррозии.
Первое большое изделие, выпущенное «электронной» мастерской, — монокок хвостовой части фюзеляжа, что при статических опробованиях продемонстрировал в полной мере удовлетворительные результаты. По окончании успешных опробований вывод об «электроне» у большинства работников индустрии изменилось.
В июле-августе 1934 года были изготовлены центральная часть фюзеляжа и крыло для статических опробований, в один момент запущена в производство крылья и хвостовая часть фюзеляжа летного экземпляра.
По окончании малых переделок в соответствии с протоколами статиспытаний (проводимых в ЦАГИ) в ноябре 1934 года работа по изготовлению первого цельноэлектронного самолета была закончена. Разработку изготовления самолета создали С.М.Петров, С.М.Воронов, Л.С.Золотухин, Я.Е.Афанасьев и другие. В работе над самолетом учавствовали М.М.Пашинин, Л.П.Курбала, Н.М.Суматохина, Ф.П.Курочкин и сотрудники и другие студенты.
Конструкторы назвали собственный самолет «Серго Орджоникидзе». Он имел пара обозначений: «ЭМАИ-1», «ЭМАИ-1-34», «Э-1».
Проектно-конструкторские работы проводились под управлением С.И.Зоншайна (помощник А.Л.Гиммельфарб, глава строительства Н.Ф.Чехонин). В будущем главное управление всеми работами осуществлял А.Л.Гиммельфарб.
Экспериментальный самолет «ЭМАИ-1», выстроенный для отработки агрегатов изготовления и технологии узлов из «электрона», воображал собой свободнонесущий низкоплан с четырехместной закрытой кабиной .
Конструкция автомобили разнотипная (для апробации разных полуфабрикатов, выпуск которых лишь осваивался, и технологических приемов обработки «электрона»). Средняя и носовая части фюзеляжа вместе с центропланом ферменной конструкции склепаны из труб с обжатием их финишей. Обшивка центроплана и фюзеляжа — из «электрона».
Для клепки в ходе изготовления самолета употреблялись заклепки дюралюминиевые (из Д1), т.к. коррозионная стойкость и прочность «электронных» заклепок ставились под сомнение.
Крыло — однолонжеронное, полки лонжеронов крыла — тавровые, переменного сечения, стены из «электронного» страницы. Нервюры ферменные, из узкого швеллерного профиля с кромками, отбортованными вовнутрь. Хвостовая часть фюзеляжа — в виде трубы с лёгкими шпангоутами и продольным набором, штампованными из страницы.
Конструкция отъемных частей крыла — по типу «Стигер» с трубчатыми раскосами между вспомогательным лонжеронами и главным. Полотняная обшивка крыла и оперения содействовала понижению массы безлюдного самолета, которая не превышала 700 кг. С двигателем мощностью 175 л.с. «ЭМАИ-1» имел большую скорость 227 км/ч, посадочную скорость 75 км/ч. «ЭМАИ-1» — первый в мире самолет из магниевого сплава.
В ходе его изготовления всесторонне изучена и освоена разработка обработки «электрона», в частности, электроподогрев материала, подогрев тисков, валков и роликов для обжатия, защита от коррозии, разные методы соединения подробностей из «электрона».
Опробования самолета велись преднамеренно продолжительно и всесторонне. Выполнено около 600 полетов в течение четырех лет. Было доказано, что при соблюдении требуемых условий эксплуатации сплавов «электрон» может использоваться в самолетостроении, снабжая повышение весовой отдачи самолета до 42%.
Для сравнения влияния условий эксплуатации на заводе был в один момент выстроен планер из «электрона». Его держали на открытом воздухе, и в следствии коррозии менее чем через год он стал негоден к полетам.
А.Л.Гиммельфарб принимал участие кроме этого в разработке цельноэлектронной авиетки Э-2 «Клим Ворошилов». Конструктор Э-2 — выпускник МАИ М.Л.Бабад. Авиетка выполнена по схеме «свободнонесущий среднеплан», двигатель «Блекберн-Томит» (18 л.с.), потом замененный более замечательным «Анзани» (27 л.с.).
Крыло прямоугольной формы в плане, с постоянным по размаху профилем и полукруглыми законцовками. Из «электрона» были выполнены обшивка однолонжеронного крыла, обшивка фюзеляжа а также воздушный винт, склепанный из двух 10-миллиметровых страниц. Излишнее использование «электрона» в конструкции (для обшивки, винта и т.д.) стало причиной тому, что масса самолета превысила расчетную.
Единственный полет, выполненный на Э-2 известным летчиком-испытателем А.И.Жуковым, продемонстрировал, что мощность двигателя не снабжает расчетных черт.
ЛТХ:
Модификация: ЭМАИ-1
Размах крыла, м: 12,00
Протяженность, м: 7,03
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 20,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 700
-большая взлетная: 1200
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 1 х 75
Большая скорость, км/ч: 227
Длительность полета, ч.: 4
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 4.
Самолет ЭМАИ-1 с закрытым капотом двигателем. 1937 г.
Самолет ЭМАИ-1 с закрытым капотом двигателем. 1937 г.
Самолет ЭМАИ-1 на повторных опробованиях. 1937 г.
Самолет ЭМАИ-1 в сборочном цехе.
Фюзеляж самолета ЭМАИ-1.
Хвостова часть фюзеляжа ЭМАИ-1.
ЭМАИ-1. Рисунок.
ЭМАИ-1. Схема 1.
ЭМАИ-1. Схема 2.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «МАИ ЭМАИ-1».
Просто задонать Т-34Э Бессмертный | War Thunder
Увлекательные записи:
- Неуправляемый турбореактивный снаряд трс-85.
- Истребитель-перехватчик як-28-64.
- Самолет-разведчик «лебедь.хi».
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Экспериментальный самолет на воздушной подушке ан-14ш.
Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1983 г. Попытки оснастить самолет шасси на воздушной подушке (ШВП) предпринимались много раз. В…
-
Экспериментальные самолеты sud-ouest (sncaso) so.9000, so.9050 trident i и ii часть 2
Часть I В то время, когда первый Trident I, имевший как мы знаем, обозначение SO.9000, начал летные опробования стало ясно, что компания SNCASO, и,…
-
Экспериментальный самолет с ввп vj-101c. германия
В середине пятидесятых годов тема вертикально взлетающих самолетов будоражила умы военных и конструкторов во многих государствах. Не стала исключением и…
-
Экспериментальный самолет «4302».
Разработчик: Флоров Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Сердцем любого самолета есть двигатель. Копировать замечательный и доведенный германский ЖРД…
-
Экспериментальный самолет «фотон».
Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1986 г. К началу 80-х годов ОСКБ-С МАИ, история которого ведет отсчет с 1965 года, имело за плечами хорошей…
-
Часть 1 Нехорошая база Несчастный Демимюд погиб, но, по словам Жери, виновата в этом была не его совокупность крыла переменной площади, а через чур малые…