Разработчик: Б.И.Черановский
Страна: СССР
Первый полет: 1948 г.
В 1947-1948 годах в умелом конструкторском бюро Б.И.Черановский (ОКБ-МАИ) проводил работы по созданию планеров, выполненных по схеме «летающее крыло», с крылом параболической формы в плане.
Первым планером, спроектированным Б.И.Черановским в МАИ, был одноместный экспериментальный планер Че-22 (БИЧ-22) , выстроенный по схеме «летающее крыло». Крыло выполнено составным и образовано центропланом малого удлинения параболической формы в плане, к центроплану пристыкованы консоли трапециевидной формы большего удлинения. По финишам консолей установлены вертикальные кили — концевые шайбы.
Имелся вариант планера Че-22 без концевых шайб (без вертикального оперения). Задние кромки центроплана и консолей совпадали. По задней кромке крыла размещались элероны (по консолям) и руль высоты (на центроплане). Консоли имели прямую стреловидность. Рули, расположенные на них, поддерживали заднюю кромку центроплана. Профиль крыла создан самим конструктором планера.
В средней части центроплана расположена кабина пилота, закрытая спереди монолитным круглым фонарем, а позади коническим обтекателем. Конструкция планера — цельнодеревянная, обшивка из перкаля и фанеры. Аэродинамические изучения моделей планера осуществлялись в аэродинамической трубе МАИ.
Результаты экспериментальных изучений продемонстрировали управляемость и хорошую устойчивость предложенной аэродинамической схемы. Во второй половине 40-ых годов XX века был выстроен умелый экземпляр Че-22, результаты опробований которого подтвердили расчетные летно-технические характеристики. 17 июля 1949 года на протяжении авиационного парада в Тушине летчик-испытатель И.А.Петров удачно делал на Че-22 фигуры сложного пилотажа.
В ОКБ-МАИ параллельно шли работы по созданию и проектированию двухместного планера типа «летающее крыло» — Че-23 с большой стреловидностью и меньшими размерами консолей. Планер Че-23 воображал собой прототип сверхзвукового самолета. Размах крыла аппарата был равен 6,7 м, удлинение крыла 3, большое аэродинамическое уровень качества 12,3.
1 июня 1948 года в 9 часов утра на аэропорте Центрального аэроклуба им. Чкалова СССР (Тушино) в Москве начались предварительные опробования на буксире за самолетом По-2 (предполагался самолет Р-5, что интересно — оказывается, в СССР такие старички еще летали). Предварительные опробования выразились в скоростных пробежках, каковые выполнил на буксире за самолетом пилот-планерист Р.А.Пищучев.
Отмечалось, что отрыв от почвы происходил на скорости 85-90 км/ч. Путевая устойчивость планера на малых углах атаки оценивалась как неудовлетворительная. В один момент пилот отмечал, что установка концевых килей площадью 2 х 0,6 м2 снабжает обычные характеристики поперечной и продольной статической устойчивости.
По окончании доводок Че-22 допустили к полноценным опробованиям, главной целью которых стало не только определение его черт, но и возможностей применения как спортивно-тренировочного планера в аэроклубах ДОСАВ (Необязательное общество содействия авиации). Летчиком-испытателем являлся И.А.Петров. 11 сентября 1948 года в Тушино были совершены две пробежки и один подлет.
14 сентября были совершены крайне осторожно еще пара подлетов, после этого выполнили комплект высоты на буксире до 2000 м. Летчик отмечал громадной недостаточный обзор и угол взлёта из кабины. Полет на буксире длился 37 мин, в свободном полете — 23 мин.
В свободном полете по окончании отцепки управляемость и поперечная устойчивость оценивались как обычные. В отношении продольной устойчивости говорилось, что планер пытается на шнобель. При посадке на громадном угле атаки при весьма малом ветре пробег составил 5-8 м.
Позднее Че-22 был испытан на верховный пилотаж. 17 июля 1949 года летчик И.А.Петров на протяжении авиационного праздника в Тушино удачно показал на нем фигуры высшего пилотажа. Затем была заказана серия из десяти Че-22.
Планеры строили в поселке Тёмная под Москвой, в авиаремонтных мастерских.
На протяжении опробований первого серийного примера случилась трагедия, из-за которой погиб летчик И.А.Иванов. Предстоящие работы по Че-22 прекратили.
ЛТХ:
Модификация: БИЧ-22
Протяженность, м: 5,04
Размах крыла, м: 7,50
Площадь крыла, м2: 14,03
Нагрузка на крыло, кг/м2: 10,9
Масса, кг
-безлюдного: 133
-балласт: 25 (по другим сведеньям — 11,7)
-полетная: 238 (по другим сведеньям — 222,7)
Макс. аэродинамическое уровень качества: —
Экипаж, чел: 1.
Экспериментальный планер Че-22.
Че-22 (БИЧ-22). Схема.
.
.
Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Самолеты МАИ. Работы первого послевоенного десятилетия 1945-55 г.
Михаил Маслов. Б.И.Черановский и его «параболы».
Сайт «AviaDejaVu». Черановский Че-22 / БИЧ-22.
Гидросамолёт-амфибия Че-22 Корвет — разбили о зеркало 29.04.2014 — авиакатастрофа
Увлекательные записи:
- Палубный многоцелевой ударный вертолет ка-52к «катран».
- Авиационная реактивная торпеда рат-52 (изделие а-2, д-44).
- Истребитель «скм».
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Экспериментальный планер маи-63.
Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1964 г. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века студенты самолетостроительного факультета А.Кривомлин,…
-
Разработчик: Б.И.Черановский Страна: СССР Первый полет: 1923 г. В первой половине 20-ых годов двадцатого века Б.И.Черановский внес предложение проект…
-
Экспериментальный планер маи-68.
Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1970 г. Предстоящим развитием схемы «летающее крыло», предложенной А.И.Пьецухом, стал планер схемы…
-
Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1937 г. В 1921-м, в 1934-м и 1935-м годах Б.И.Черановский проводил испытания по полётам на…
-
Разработчик: И.К.Костенко, Б.В.Раушенбах Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Одноместный экспериментальный планер-бесхвостка «Ленинградский аэроклуб»…
-
Экспериментальный лёгкий самолёт бич-11.
Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Борис Иванович Черановский начал изучать потенциал схемы «летающее крыло» в первой половине…