Экспериментальный экраноплан см-9.

Разработчик: Р.Е.Алексеев, В.А.Дементьев
Страна: СССР
Первый полет: 1977 г.Экспериментальный экраноплан см-9.

Во второй половине 70-ых годов XX века была спроектирована, выстроена и 7 декабря испытана малая поисковая самоходная модель — экспериментальный экраноплан СМ-9. Главные технические данные СМ-9: полная масса около 1,8 т, скорость при перемещении над экраном 120 км/ч.

Данный экраноплан отличался от всех ранее созданных крыльевой совокупностью в виде составного крыла (центроплан с консолями) и носового поворотного крыла, винтовым поддувом, реализуемым на всех режимах перемещения поплавками, расположенными под корпусом и по наружной кромке центроплана. Для оптимизации аэродинамического качества Алексеев отказался от ставшей уже для него привычной схемы с громадным Т-образным оперением. Вместо этого машина взяла комбинированное крыло — корневая часть представляла собой простое «экранопланное» крыло малого удлинения — а вот консоли были кроме того не самолетные, — практически планерные!

В первый раз при создании отечественных экранопланов на СМ-9 исследовался винтовой поддув. Применение поддува на крейсерском режиме разрешало снизить скорости перемещения над экраном в 2 раза если сравнивать с скоростными экранопланами (выйти на диапазон скоростей 100-250 км/ч вместо исходного 200-500 км/ч) и уменьшить (приблизительно в 2 раза) посадочные скорости.

В ходе испытаний и создания конструкция экраноплана СМ-9 непрерывно совершенствовалась в направлении увеличения устойчивости перемещения, улучшения поддувных характеристик на всех режимах перемещения, направленного поиска конструкции пневмооболочек (и используемых для них материалов). Результаты опробований СМ-9 разрешили взять исходную данные как для громадных экранопланов особого назначения массой 2000-5000 т (именуемых в инженерной среде экранопланам второго поколения), так и для коммерческих (сравнительной маленьких) экранопланов.

Экспериментальный экраноплан СМ-9 продемонстрировал высокую безопасность эксплуатации в ходе начального обучения, поддержания навыков управления летчиков-испытателей универсальных экранопланов. На базе результатов создания испытаний и опыта экранопланов экраноплана СМ-9 под управлением Р.Е.Алексеева было создано компоновочное ответ для коммерческих экранопланов, содержащее три принципиальных, хороших от исходной компоновки экраноплана, особенности, сущность которых содержится:
1) в сочетании аэродинамического обтекания и принудительного поддува от двигателей (и движителей) на всех режимах перемещения (среди них и над экраном), разрешившем снизить торможения и скорости разгона (и эксплуатационную скорости перемещения), что позволяет повысить безопасность эксплуатации аппарата (экраноплан дополнительно удерживается у экрана за счет регулировки оборотов двигателей), снизить нагруженность, а следовательно, повысить «комфортабельность и» весовую отдачу;
2) применении эластичных (надувных) корпусов (с изменяемым давлением), снижающих нагруженность и снабжающих амфибийность (проходимость), а следовательно, возможность круглогодичной эксплуатации;
3) применении убираемых в полете подводных крыльев малой площади для увеличения гидроаэродинамического качества при разгоне (старте) и для борьбы со сносом при боковом ветре.

На основании данного компоновочного ответа был спроектирован, выстроен и испытан экспериментальный экраноплан с большой скоростью 140 км/ч под условным заглавием «Волга-2».

.

.

Перечень источников:
В.А.Дементьев, В.В.Крапивин. Методологические нюансы создания экранопланов.
Анатолий Матвеев. Служение скорости. О создателе судов на подводных крыльях и экранопланов Р.Е.Алексееве (1916-1980 гг.).

Возобновились испытания экранопланов, приостановленные из-за аварии

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: