Экспериментальный экраноплан адп-04.

      Комментарии к записи Экспериментальный экраноплан адп-04. отключены

Разработчик: А.Н.Панченков
Страна: СССР
Первый полет: 1970 г.Экспериментальный экраноплан адп-04.

Во второй половине 60-ых годов XX века в Иркутск переехали вместе с семьями А.Панченков, Ю.Абрамов, Б.Белоусов, Б.Берковский, М.Борисюк, А.Костин, Ю.Лаптев, А.Лукашенко, В.Нещерет, В.Орищенко, Г.Сигалов, В.Суржик, В.Уризченко, А.Харченко, В.Черепенников. Они и явились основоположниками научной школы, которая со временем развилась в пара направлений проектирования экранопланов.

Итак, в стенках Иркутского политехнического университета (сейчас ИрГТУ) начались разработки транспорта будущего. Потому, что проекты были не армейскими, а «…для публичного транспорта хороших летчиков не напасешься», то сходу сделали ставку на аппараты самостабилизирующейся схемы. Из-за аэродинамических изюминок такие аппараты напоминают утку — главное несущее крыло у них находится сзади, а вспомогательное — на месте утиной головы.

В будущем, по шутливому выражению А.Н.Панченкова, ими имели возможность руководить простые водители автобусов. В воздухе они устойчивы и в отличие от самолета либо экранолета, смогут обходиться без органов продольного и поперечного управления. Для «дальнобойных» сибирских автострад с обилием водоёмов и традиционным бездорожьем — схема в полной мере оправданная.

Проектируемый аппарат неспешно преобразовывался в подобие гоночного автомобиля – заостренный спереди клиновидный корпус с мотором за кабиной пилота, вместо колес — прямоугольные крылья — переднее с наклонными шайбами на финишах, заднее — выгнутое, над ним — самолетный киль. Потому, что взлетать планировали на коньках со льда и подводного крыла не было, поставили более легкий и менее замечательный мотор от Планета «и-мотоцикла» (13 л.с.) Первый иркутский экраноплан нарекли АДП-04 (аппарат на динамической подушке, а 04 — в память о трех киевских проектах. На снимке: экраноплан АДП-04М летит над льдом оз. Байкал, 1971 г.

В апреле 1970 года АДП-04 был доставлен в Листвянку на берегу Байкала. попытки пилота и Пробные разгоны взлететь результатов не дали — мощности двигателя очевидно не хватало. «Замерзшие и измотанные, мы находились на льду, лихорадочно думая, что делать дальше», — вспоминал В.В.Суржик. – «В этот самый момент Панченков. внимательно поглядев на аппарат, внес предложение: «Пускай он погоняет безлюдной — а что если взлетит?» Тогда я слил из бака практически целый бензин, покинув лишь на пара мин. работы мотора.

После этого закрепил руль направления, дабы аппарат бегал по кругу, и запустил мотор. АДП-04 заскользил около нас, разгоняясь все больше, больше и…взлетел! И прекрасно полетел, устойчиво!… Нежданно подул достаточно сильный ветер в сторону истока Ангары. При первом порыве аппарат утратил скорость, сел на лед. но не остановился. Несясь по кpyгy, он «поймал» встречный ветер, что опять подбросил его в атмосферу. Больше экраноплан не садился.

Как будто бы дразня нас, он кружил нужно льдом, а ветер неумолимо сносил его в сторону открытой воды. Мы бежали за ним. досадуя, что не додумались привязать к нему хотя бы веревку, что еще чуть-чуть — и результаты двух лет работы провалятся сквозь землю в Ангаре! К счастью, бензин скоро закончился, и АДП-04 сел на лед.»

Так, первый коммунистический (быть может, и первый в мире!) экраноплан-«утка» поднялся в воздух и самостоятельно совершил устойчивый полет, подтвердив заложенную в него концепцию! Данный казус потом приобрел официальный статус «опробований в беспилотном варианте на льду озера Байкал».

После этого на аппарат установили более замечательный двигатель М-63 (32 л.с.). Модернизированный АДП-04М до весны 1971 года повергал в удивление обитателей Листвянки собственными полетами над Байкалом. В апреле аппарат благополучно завершил целый комплекс опробований.

По их итогам начали проектирование и подготовку к постройке на Иркутском авиазаводе «громадного экраноплана» АДП-05 с пассажирской кабиной.

.

.

Перечень источников:
«время и Авиация» 2006-03. Сергей Вахрушев. От стариц Днепра до берегов Байкала.

Экраноплан Орион проходит испытания

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: