Разработчик: А.Н.Панченков
Страна: СССР
Первый полет: 1970 г.
Во второй половине 60-ых годов XX века в Иркутск переехали вместе с семьями А.Панченков, Ю.Абрамов, Б.Белоусов, Б.Берковский, М.Борисюк, А.Костин, Ю.Лаптев, А.Лукашенко, В.Нещерет, В.Орищенко, Г.Сигалов, В.Суржик, В.Уризченко, А.Харченко, В.Черепенников. Они и явились основоположниками научной школы, которая со временем развилась в пара направлений проектирования экранопланов.
Итак, в стенках Иркутского политехнического университета (сейчас ИрГТУ) начались разработки транспорта будущего. Потому, что проекты были не армейскими, а «…для публичного транспорта хороших летчиков не напасешься», то сходу сделали ставку на аппараты самостабилизирующейся схемы. Из-за аэродинамических изюминок такие аппараты напоминают утку — главное несущее крыло у них находится сзади, а вспомогательное — на месте утиной головы.
В будущем, по шутливому выражению А.Н.Панченкова, ими имели возможность руководить простые водители автобусов. В воздухе они устойчивы и в отличие от самолета либо экранолета, смогут обходиться без органов продольного и поперечного управления. Для «дальнобойных» сибирских автострад с обилием водоёмов и традиционным бездорожьем — схема в полной мере оправданная.
Проектируемый аппарат неспешно преобразовывался в подобие гоночного автомобиля – заостренный спереди клиновидный корпус с мотором за кабиной пилота, вместо колес — прямоугольные крылья — переднее с наклонными шайбами на финишах, заднее — выгнутое, над ним — самолетный киль. Потому, что взлетать планировали на коньках со льда и подводного крыла не было, поставили более легкий и менее замечательный мотор от Планета «и-мотоцикла» (13 л.с.) Первый иркутский экраноплан нарекли АДП-04 (аппарат на динамической подушке, а 04 — в память о трех киевских проектах. На снимке: экраноплан АДП-04М летит над льдом оз. Байкал, 1971 г.
В апреле 1970 года АДП-04 был доставлен в Листвянку на берегу Байкала. попытки пилота и Пробные разгоны взлететь результатов не дали — мощности двигателя очевидно не хватало. «Замерзшие и измотанные, мы находились на льду, лихорадочно думая, что делать дальше», — вспоминал В.В.Суржик. – «В этот самый момент Панченков. внимательно поглядев на аппарат, внес предложение: «Пускай он погоняет безлюдной — а что если взлетит?» Тогда я слил из бака практически целый бензин, покинув лишь на пара мин. работы мотора.
После этого закрепил руль направления, дабы аппарат бегал по кругу, и запустил мотор. АДП-04 заскользил около нас, разгоняясь все больше, больше и…взлетел! И прекрасно полетел, устойчиво!… Нежданно подул достаточно сильный ветер в сторону истока Ангары. При первом порыве аппарат утратил скорость, сел на лед. но не остановился. Несясь по кpyгy, он «поймал» встречный ветер, что опять подбросил его в атмосферу. Больше экраноплан не садился.
Как будто бы дразня нас, он кружил нужно льдом, а ветер неумолимо сносил его в сторону открытой воды. Мы бежали за ним. досадуя, что не додумались привязать к нему хотя бы веревку, что еще чуть-чуть — и результаты двух лет работы провалятся сквозь землю в Ангаре! К счастью, бензин скоро закончился, и АДП-04 сел на лед.»
Так, первый коммунистический (быть может, и первый в мире!) экраноплан-«утка» поднялся в воздух и самостоятельно совершил устойчивый полет, подтвердив заложенную в него концепцию! Данный казус потом приобрел официальный статус «опробований в беспилотном варианте на льду озера Байкал».
После этого на аппарат установили более замечательный двигатель М-63 (32 л.с.). Модернизированный АДП-04М до весны 1971 года повергал в удивление обитателей Листвянки собственными полетами над Байкалом. В апреле аппарат благополучно завершил целый комплекс опробований.
По их итогам начали проектирование и подготовку к постройке на Иркутском авиазаводе «громадного экраноплана» АДП-05 с пассажирской кабиной.
.
.
Перечень источников:
«время и Авиация» 2006-03. Сергей Вахрушев. От стариц Днепра до берегов Байкала.
Экраноплан Орион проходит испытания
Увлекательные записи:
- Экспериментальный винтокрыл цаги 11-эа.
- Легкий самолет аир-1.
- Авиационная противолодочная реактивная торпеда апр-1 «кондор».
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Экспериментальный экраноплан адп-05 «орфей».
Разработчик: А.Н.Панченков Страна: СССР Первый полет: 1975 г. Весной 1971 года начали проектирование и подготовку к постройке на Иркутском авиазаводе…
-
Экспериментальный экраноплан км (корабль-макет).
Разработчик: Алексеев Страна: СССР Первый полет: 1966 г. В первой половине 60-х годов прошлого века была принята национальная программа по экранопланам,…
-
Экспериментальный экраноплан эс-2 «шмель».
Разработчик: ЦЛСТ, Е.П.Грунин Страна: СССР Первый полет: 1974 г. В первой половине 70-ых годов XX века группой молодых экспертов Центральной лаборатории…
-
Экспериментальный экраноплан t-501.
Разработчик: Грунин Страна: СССР Первый полет: 1982 г. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на Калининградской станции юных техников (под…
-
Экспериментальный экраноплан см-6.
Разработчик: Алексеев Страна: СССР Первый полет: 1972 г. В начале 60-х годов Р.Е.Алексеев решает сделать очередной ход — создать серийный экраноплан. Для…
-
Экспериментальный экраноплан эла-13.
Разработчик: Студенческое КБ КнАПИ Страна: СССР Первый полет: 1978 г. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века студенты-дипломники КнАПИ…