Экспериментальные планеры «дископлан-1» и «дископлан-2». ссср

      Комментарии к записи Экспериментальные планеры «дископлан-1» и «дископлан-2». ссср отключены

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Экспериментальный самолет с круглым крылом AS 6 V1. Германия».

Высоко в небе, на фоне замечательного кучевого облака, показался необычный предмет. Из-за громадной высоты тяжело было делать выводы о его размерах. Но форма его, без сомнений, была круглой, поверхность отсвечивала красноватыми бликами. «Незнакомец» медлительно плыл по краю облака.

Неожиданно он сильно согнулся вперед и с нарастающей скоростью понесся к почва. Прошло пять секунд… Десять… Пятнадцать… Стремительное падение длилось.

И внезапно, в то время, когда до почвы оставалось не более километра, невидимая сила подбросила загадочный аппарат и закружила его в вихре акробатических фигур…

Что это? Очередная «летающая тарелка»?

…В случае если скоростной спортивный самолёт имеет крыло малого относительного удлинения, то вопрос управляемости и динамической устойчивости получает особенную роль. По существу, от этого зависит успех летной эксплуатации. Обеспечение безопасности при посадке и взлёте делается одной из основных и самые сложных задач.

Изучение нужных характеристик на готовой машине неизменно связано с риском и обходится дорого. Но так как те же характеристики возможно взять и вторым методом – в полете на безмоторном летательном аппарате. Иначе говоря на планере, что воображал бы собой прототип будущего самолета.

Таковой способ, более недорогой и надёжный, много раз и не без успеха использовался в авиации. Употребляется и на данный момент за границей, в то время, когда разрабатываются авиационные конструкции необыкновенных аэродинамических схем.

С целью этого и был создан в первой половине 50-ых годов двадцатого века экспериментальный планер «Дископлан-1». Его авторы – юные конструкторы и учёные-общественники. Планер имел размах крыла 3,5 м, площадь крыла – 10 м?, полетный вес – 230 кг; большое аэродинамическое уровень качества – Кмах = 7.

Экспериментальные планеры «дископлан-1» и «дископлан-2». ссср

А сейчас два слова о картине, с которой мы начали. В ней не было ничего таинственного.

Мастер планерного спорта СССР Владимир Иванов проводил опробования дископлана на верховный пилотаж.

Что же продемонстрировали опробования?

В первую очередь обнаружилось главное отличительное свойство круглого крыла – плавное обтекание его воздушным потоком, которое не заканчивается кроме того при больших углах атаки, достигающих α = 45°. Причем подъемная сила крыла непрерывно растет (см. графики). Возможно напомнить, что у простого крыла громадного размаха критический угол атаки имеет всего лишь величину α = 14–16°.

Из этого очень важная изюминка дископлана: ни в каком случае полета он не срывается в штопор. При выходе на большие углы атаки вероятно только крутое, только устойчивое парашютирование. Примечательно, что данный режим самый надёжен.

В то время как у планеров с простыми крыльями парашютирование особенно рискованно с позиций вероятного срыва в штопор.

На протяжении летных опробований было кроме этого установлено, что планер владеет хорошей динамической управляемостью и устойчивостью на всех режимах. Небольшой же момент инерции крыла и замечательное хвостовое оперение снабжают ему очень высокую маневренность. По исполнению фигур высшего пилотажа и запасу прочности «Дископлан-1» выяснен как спортивно-тренировочный акробатический планер.

Он бывает использован для увеличения мастерства спортсменов-планеристов, каковые специализируются в полетах на верховный пилотаж.

«Дископлан-1»

В первой половине 60-ых годов двадцатого века на старт опробований вышел новый экспериментальный планер – «Дископлан-2». Круглое крыло его спроектировано и выстроено совсем без нервюр и лонжеронов. Каркас крыла сделан в виде огромного велосипедного колеса, центральная втулка и обод которого расчалены металлической рояльной проволокой d = 0,2 мм.

Двухслойная перкалевая обшивка в соединении с проволочной сеткой образует базу биконусного профиля крыла. Острые дюралевые носки по окружности обода улучшают устойчивость и аэродинамику планера, придавая профилю крыла законченный сверхзвуковой вид. Диаметр крыла – 5 м, несущая площадь – 20 м?, полетный вес – 240 кг.

Удельная нагрузка на крыло минимальная – 12 кг/м2. Управление осуществляется элевонами и рулём поворота, делающими руля высоты и функции элеронов.

«Дископлан-2»

Новый планер нашёл занимательную свойство – так называемый эффект «воздушной подушки». Планируя с высоты на посадку, пилот чувствует, что дископлан как бы садится на «подушку» и машинально стабилизируется в поперечном и продольном направлениях. Затем аппарат может лететь уже без вмешательства пилота в управление. Причем нельзя заставить планер ускорить приземление, пока скорость полета естественным образом не погасится и эффект «подушки» не провалится сквозь землю.

Затем дископлан приземлится самостоятельно – на три точки. Это принципиально важно вследствие того что кроме того вероятная неточность пилота в момент посадки не приведет к неприятным последствиям.

«Дископлан-2» в полете

По сведениям зарубежной печати («Aviation Week», 15 августа 1960 года), сейчас в Соединенных Штатах последовательность больших авиационных компаний, и Национальное управление по исследованию и аэронавтике космического пространства (NASA) усиленно изучают потенциальные возможности дискообразных летательных аппаратов, дабы применять их для перемещения по орбитам в космосе с последующим возвращением на Землю. Такие большие самолетостроительные компании, как «Конвейр», «Boeing», «Локхид», предлагают американским ВВС сверхзвуковые летательные аппараты дискообразной формы.

29 сентября 1962 года в Соединенных Штатах был запущен спутник-дископлан «Алуэтт», предназначенный для изучения ионосферы (по проекту NASA – Канада). Предполагается, что он просуществует 2000 лет.

Один из сотрудников NASA объявил, что диск снабжает очень довольно широкие возможности для исполнения последовательности задач. Он должен иметь громадное лобовое сопротивление, нужное для торможения (на громадных углах атаки), и вместе с тем высокую величину аэродинамического качества (на малых углах атаки) для маневрирования в пределах воздуха. В случае если аппаратам в форме диска удастся обеспечить легкое управление посредством совокупностей, имеющих малый вес и не сверхсложных, то такие аппараты существенно победят в соревновании с другими конструкциями.

источник: М. СУХАНОВ, кандидат технических наук. «Внимание! В воздухе…» // Техника – молодежи 1964-02, c. 16-17

Пензенские планеры | Россия | Телеканал «Страна»

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Экспериментальный самолет ц-1 (лл-1; -2; -3).

    Разработчик: КБ П.В.Цыбина Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Во второй половине 1945 года коллективпод руководством Павлом Владимировичем Цыбиным…

  • Экспериментальные экранопланы адп-1, -2, -3.

    Разработчик: А.Н.Панченков Страна: СССР Первый полет: 1965 г. А.Н.Панченков, громадный энтузиаст экранопланостроения, над проблемой создания экранопланов…

  • Десантный планер бдп.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1941 г. Отправной точкой в истории советских многоместных десантных планёров нужно считать 23 января…

  • Планеры авф-4; -5; -14.

    Разработчик: Ильюшин Страна: СССР Первый полет: 1924 г. Помогая вторым, С.В.Ильюшин напряженно трудился и над проектами собственных планеров. Разбирая…

  • Экспериментальный самолет миг-21и (а-144) «аналог».

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1968 г. В первой половине 60-ых годов двадцатого века на базе МиГ-21С началась разработка…

  • Проект противолодочной летающей лодки окб бериева. ссср

    В первой половине 60-ых годов двадцатого века конструкторское бюро Г. М. Бериева начало работы над новой тяжелой летающей лодкой, предназначенной для…