Экраноплан “т”. проект бартини. 1974 г.

      Комментарии к записи Экраноплан “т”. проект бартини. 1974 г. отключены

Экраноплан “т”. проект бартини. 1974 г.

Предлагаю Вашему вниманию неизвестный проект перспективного морского экраноплана Бартини.

На протяжении опробований амфибии ВВА-14 подтвердилось предвидение Бартини об образовании воздушной подушки под самолетом («экранный эффект»»), которая превращала ВВА-14 в экраноплан-самолет. Бартини продолжил развитие темы.

Проект «Т» был создан на базе изучений по формированию аэродинамической схемы перспективного морского экраноплана в первой половине 70-ых годов XX века.

Военная версия экраноплана проекта Т была выполнена по схеме низкоплана с составным крылом из несущего консолей и центроплана, с двухкилевым оперением и поплавковым взлетно-посадочным устройством в лодках, помогавших для плавучести и повышения экранного результата.

Вверху носовой части размещалась четырехместная кабина экипажа. Экипаж экраноплана составлял четыре человека: два летчика, оператор и штурман.

Фюзеляж самолёта, с немного поднятой хвостовой частью и громадным грузовым люком, снабжает выгрузки и удобные условия погрузки крупногабаритных грузов, и их воздушный сброс на парашютах. Грузовая кабина, рассчитанная на крупногабаритные грузы массой для 20 тысячь киллограм, не герметична. Бортовое погрузочное устройство грузоподъёмностью 2,5 т и легкосъёмный транспортёр облегчают и ускоряют процессы погрузки, выгрузки и швартовки.

Крыло складывалось из отъёмных частей и прямоугольного центроплана трапециевидной формы. Пневматическое взлетно-посадочное устройство включало надувные поплавки длиной 30 м. Для уборки и выпуска поплавков употреблялась механо-пневматическая совокупность, подобная ВВА-14. Для транспортировки экраноплана предусматривалось убирающееся четырехопорное колесное шасси (в обтекателях по бокам поплавков).

Силовая установка комбинированная — два маршевых двухконтурных двигателя Д-30М тягой 6800 кгс, установленных рядом в хвостовой части фюзеляжа и 4 стартовых Д-30М, смонтированных попарно в низу носовой части на пилонах.

В гидроканале ЦАГИ испытали два варианта моделей – военную и пассажирскую.

Работа, как над армейским, так и над пассажирским вариантом шла весьма интенсивно. Были закончены эскизы компоновки силовой системы и установки управления.

Летно-технические характеристики проекта “Т”:

  • Размах крыла, м – 30,5;
  • Протяженность, м – 48,0;
  • Полетный вес, т – 50;
  • Нужная нагрузка, т – 20;
  • Двигатели: тип – ТРД: кол-во – 2 маршевых + 4 стартовых;
  • Скорость крейс., км/ч – 370;
  • Скорость макс., км/ч – 550—650;
  • Дальность: 3–5 тыс. км.

Роберт Людовигович Бартини погиб в декабре 1974 г., а на его рабочем столе остались расчеты крыла нового аппарата.

Альтернатива

На базе проекта экраноплана “Т”, взявшего серийное обозначение МТА-16 (Многоцелевая транспортная амфибия), было создано пара амфибий разного назначения, стоящих на вооружении ВВФ СССР.

МТА-16Т– транспортная амфибия, рассчитанная на перевозку 90 человек либо 20 000 кг груза на расстояние до 4300 км.

В противолодочном варианте МТЭ-16 ПЛО в фюзеляже размещалось разное оружие неспециализированным весом до 12 000 кг: шесть самонаводящихся противолодочных торпед АТ-1М либо шестнадцать авиационных мин ИГМД-500, либо 32 авиационных бомб ПЛАБ-250 и 160 штук радиогидроакустических буев РГБ-НМ “Чинара”. Для обороны на маршруте патрулирования предусматривался особый комплекс, снабжающий постановку активных и пассивных помех. Помимо этого, самолет оснащался поисковой РЛС, радиолокационным дальномером, инфракрасным пеленгатором, магнитометром АПМ-60.

На пара МТА CФ и ТФ, был установлен поисково-ударный комплекс «Полюс», предназначенный для поражения ракетных подводных лодок на удалении от самолета не меньше 200 км. В таком варианте амфибия несла в нижней части фюзеляжа две ракеты «воздух-поверхность» массой 3000–4000 кг, длиной до 9,5 м и калибром 780 мм.

Поисково-спасательный самолет МТЭ-16ПС предназначался для спасения и поиска экипажей летательных аппаратов, потерпевших бедствие над морем, участников экипажей затонувших судов, и подводников, поднявшихся на поверхность с затонувших субмарин в всплывающих камерах. В грузовом отсеке размещался модуль оснащенный медицинским оборудованием, совокупность для его загрузки и подцепки, включавшую бортовую лебедку, контейнеры со спасательными лодками ЛАС-5С и плотами ПСН-6А.

В состав экипажа, не считая летчиков, бортинженера и штурмана, входили пять спасателей и два доктора. Он имел возможность бы принять на борт до 50 пострадавших, а также 20 тяжелораненых, для которых предусматривались носилки. Машина оснащалась спасательными кругами, верёвками с поплавками, запасом лекарств, воды и горячей одежды.

Для работы ночью предусматривался выдвижной прожектор СП-62.

МТА-16 ДРЛО, амфибия дальнего управления и радиолокационного обнаружения с РЛС “Шмель-Л”.

С уважением, Сергей Сыч

Картинки: Сергей Сыч

Проекты самолетов СССР.

www.аlternathistory.com/blogs/Serg

Источники:

  • экранопланы и Гидросамолёты России (1910–1999). Г.Ф.Петров, М, Русавиа, 2000.
  • Soviet X-planes. Ye.Gordon, B.Gunston, 2000.
  • Александр Заболотский, Андрей Сальников. Время и Авиация 5/2005.
  • Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.

АТАКР — атомный Авианосец будущего Пр. 23000.Э построят на СЕВМАШЕ !!! Крыловский ГНЦ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: