Предлагаю Вашему вниманию неизвестный проект перспективного морского экраноплана Бартини.
На протяжении опробований амфибии ВВА-14 подтвердилось предвидение Бартини об образовании воздушной подушки под самолетом («экранный эффект»»), которая превращала ВВА-14 в экраноплан-самолет. Бартини продолжил развитие темы.
Проект «Т» был создан на базе изучений по формированию аэродинамической схемы перспективного морского экраноплана в первой половине 70-ых годов XX века.
Военная версия экраноплана проекта Т была выполнена по схеме низкоплана с составным крылом из несущего консолей и центроплана, с двухкилевым оперением и поплавковым взлетно-посадочным устройством в лодках, помогавших для плавучести и повышения экранного результата.
Вверху носовой части размещалась четырехместная кабина экипажа. Экипаж экраноплана составлял четыре человека: два летчика, оператор и штурман.
Фюзеляж самолёта, с немного поднятой хвостовой частью и громадным грузовым люком, снабжает выгрузки и удобные условия погрузки крупногабаритных грузов, и их воздушный сброс на парашютах. Грузовая кабина, рассчитанная на крупногабаритные грузы массой для 20 тысячь киллограм, не герметична. Бортовое погрузочное устройство грузоподъёмностью 2,5 т и легкосъёмный транспортёр облегчают и ускоряют процессы погрузки, выгрузки и швартовки.
Крыло складывалось из отъёмных частей и прямоугольного центроплана трапециевидной формы. Пневматическое взлетно-посадочное устройство включало надувные поплавки длиной 30 м. Для уборки и выпуска поплавков употреблялась механо-пневматическая совокупность, подобная ВВА-14. Для транспортировки экраноплана предусматривалось убирающееся четырехопорное колесное шасси (в обтекателях по бокам поплавков).
Силовая установка комбинированная — два маршевых двухконтурных двигателя Д-30М тягой 6800 кгс, установленных рядом в хвостовой части фюзеляжа и 4 стартовых Д-30М, смонтированных попарно в низу носовой части на пилонах.
В гидроканале ЦАГИ испытали два варианта моделей – военную и пассажирскую.
Работа, как над армейским, так и над пассажирским вариантом шла весьма интенсивно. Были закончены эскизы компоновки силовой системы и установки управления.
Летно-технические характеристики проекта “Т”:
- Размах крыла, м – 30,5;
- Протяженность, м – 48,0;
- Полетный вес, т – 50;
- Нужная нагрузка, т – 20;
- Двигатели: тип – ТРД: кол-во – 2 маршевых + 4 стартовых;
- Скорость крейс., км/ч – 370;
- Скорость макс., км/ч – 550—650;
- Дальность: 3–5 тыс. км.
Роберт Людовигович Бартини погиб в декабре 1974 г., а на его рабочем столе остались расчеты крыла нового аппарата.
Альтернатива
На базе проекта экраноплана “Т”, взявшего серийное обозначение МТА-16 (Многоцелевая транспортная амфибия), было создано пара амфибий разного назначения, стоящих на вооружении ВВФ СССР.
МТА-16Т– транспортная амфибия, рассчитанная на перевозку 90 человек либо 20 000 кг груза на расстояние до 4300 км.
В противолодочном варианте МТЭ-16 ПЛО в фюзеляже размещалось разное оружие неспециализированным весом до 12 000 кг: шесть самонаводящихся противолодочных торпед АТ-1М либо шестнадцать авиационных мин ИГМД-500, либо 32 авиационных бомб ПЛАБ-250 и 160 штук радиогидроакустических буев РГБ-НМ “Чинара”. Для обороны на маршруте патрулирования предусматривался особый комплекс, снабжающий постановку активных и пассивных помех. Помимо этого, самолет оснащался поисковой РЛС, радиолокационным дальномером, инфракрасным пеленгатором, магнитометром АПМ-60.
На пара МТА CФ и ТФ, был установлен поисково-ударный комплекс «Полюс», предназначенный для поражения ракетных подводных лодок на удалении от самолета не меньше 200 км. В таком варианте амфибия несла в нижней части фюзеляжа две ракеты «воздух-поверхность» массой 3000–4000 кг, длиной до 9,5 м и калибром 780 мм.
Поисково-спасательный самолет МТЭ-16ПС предназначался для спасения и поиска экипажей летательных аппаратов, потерпевших бедствие над морем, участников экипажей затонувших судов, и подводников, поднявшихся на поверхность с затонувших субмарин в всплывающих камерах. В грузовом отсеке размещался модуль оснащенный медицинским оборудованием, совокупность для его загрузки и подцепки, включавшую бортовую лебедку, контейнеры со спасательными лодками ЛАС-5С и плотами ПСН-6А.
В состав экипажа, не считая летчиков, бортинженера и штурмана, входили пять спасателей и два доктора. Он имел возможность бы принять на борт до 50 пострадавших, а также 20 тяжелораненых, для которых предусматривались носилки. Машина оснащалась спасательными кругами, верёвками с поплавками, запасом лекарств, воды и горячей одежды.
Для работы ночью предусматривался выдвижной прожектор СП-62.
МТА-16 ДРЛО, амфибия дальнего управления и радиолокационного обнаружения с РЛС “Шмель-Л”.
С уважением, Сергей Сыч
Картинки: Сергей Сыч
Проекты самолетов СССР.
www.аlternathistory.com/blogs/Serg
Источники:
- экранопланы и Гидросамолёты России (1910–1999). Г.Ф.Петров, М, Русавиа, 2000.
- Soviet X-planes. Ye.Gordon, B.Gunston, 2000.
- Александр Заболотский, Андрей Сальников. Время и Авиация 5/2005.
- Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.
АТАКР — атомный Авианосец будущего Пр. 23000.Э построят на СЕВМАШЕ !!! Крыловский ГНЦ
Увлекательные записи:
- Наследники «сайдстренда». проекты бомбардировщиков boulton-paul p.70 и boulton-paul p.80. великобритания
- Малоизвестные варианты т-27. часть 10. автострадная танкетка
- 7 Легенд кенигсберга
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разрабатывавшийся по этому проекту перехватчик должен был изготавливаться из легких сплавов. Дабы свести время разработки к минимуму и разрешить самолету…
-
Проект бомбардировщика-торпедоносца и морского разведывательного гидросамолета rwd 22. польша
Ужасные политические события в Европе вынудили конструкторское бюро компании «Экспериментальные авиационные мастерские» (Doswiadczalne Warsztaty Lotnicze…
-
Александр петрович голубков и его проекты развития гидросамолёта мтб-2
Тем, кто интересуется историей отечественной авиации, прекрасно известен самолёт МТБ-2 (АНТ-44) – четырёхмоторная летающая лодка-амфибия, созданная в…
-
Первые проекты авианосцев: россия родина слонов или проект авианосца мациевича и канокотина
Коллеги, по окончании появления поста про эскадренный гидроавиатранспорт на базе «Памяти Азова», усиленно начали настаивать на включении в состав…
-
Проект истребителя acf super mirage. франция. часть 1
Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за помощь в вычитке данной статьи. Предисловие переводчика: не смотря на то,…
-
самая серьёзной проблемой среди других бессчётных конструктивных и технологических сложностей, с которыми сталкивались конструкторы при разработке…