«Янтарная легенда» в «железной коробке». «первый средний танк в мире» гунтера бурштына

      Комментарии к записи «Янтарная легенда» в «железной коробке». «первый средний танк в мире» гунтера бурштына отключены

Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статьях «Проект танка оберлейтенанта Гюнтера Бурштына» и «Австрийские панцеры Первой Мировой».

Во внутреннем дворе венского Арсенала перед входом в Военный музей визитёров встречает танк, напоминающий конструкцией и своими габаритами средний танк периода Второй мировой. В экспозиции музея легко отыскать его модель, размещенную на пересеченной местности и преодолевающего ров.

Из пояснительной таблички выясниться, что это – проект 1911 г., предложенный оберлейтенантом инженерных армий Гунтером Бурштыном, первый австро-венгерский танк, так и не воплощенный в судьбу. Интернет поведает намного больше: танк был выстроен и испытан, но не отправился в серию, это первенствовал германский танк, это первенствовал средний танк в мире, его конструкция и компоновка выяснили мировое танкостроением на целый XX век… Но чем же он был в действительности ?

Гунтер Адольф Бурштын (Gunther Adolf Burstyn) появился 6 июля 1879 г. в штирийском городе Бад Аусзее (Bad Aussee) в семье комиссара железных дорог (Bahn-Commissars) инженера Адольфа Бурштына (Adolf Burstyn) и его жены Юлианы, урожденной Хоффман (Juliane Hoffmann), трудившейся журналистом. Адольф Бурштын (1843-1917) был иудеем, выкрестившимся в католицизм и происходил из Львова (его фамилия переводится с украинского как «янтарь»). Гунтер был крещен Гюнтером (Gunther), но позже из его имени почему-то провалился сквозь землю умляут.

Он был одним из трех сыновей в семье. Один его брат Вернер (Werner Burstyn) дослужился до чина «советника министра» (Ministerialrat), а второй Вальтер (Walther Burstyn) получил степень доктора наук электротехники (Professor fur Elektrotechnik). В 1895 г. Гунтер покинул гимназию в Вене и поступил в кадетскую школу инженерных армий (K.u.k. Pionier-Kadettenschule) в Хайнбурге (Hainburg) неподалеку от Вены. В 1899 г. он закончил ее и был выпущен кадетом (Kadett) в императорский и королевский ЖД и Телеграфный полк (не.u.k.

Eisenbahn- und Telegraphenregiment). 1 мая 1906 г. он был произведен в лейтенанты инженерного штаба (аналог офицеров генштаба, но в инженерных и технических армиях) и переведен в инженерную дирекцию пограничного крепостного округа в Триент (Trient, сейчас Тренто в Италии). В 1910 г. Гунтер женился на Габриеле Вагнер (Gabriele Wagner) и в один момент перешел в протестантизм.

В браке они имели двух детей.

«Янтарная легенда» в «железной коробке». «первый средний танк в мире» гунтера бурштына

В конце XIX – начале XX века не так много изобретателей обращалось к идее гусеничной бронированной автомобили. Все ожидали войны только стремительной и маневренной, считалось, что все потребности помощи пехоты в обороне и наступлении с лихвой покроет кавалерия, а также на колесные броневики, передвигающиеся по дорогам и слабо пересеченной местности, хорошего внимания не обращали. Да и скорости современных гусеничных тракторов не могли порадовать военных.

Большая роль, которая отводилась им в армии, это быть тягачами. Русско-японская война 1904-1905 гг. стала тем конфликтом, в котором в первый раз в современной истории противостоящие стороны залезли в окопы. Он еще не стал позиционной войной в том понимании, которое принесла Первая мировая.

Но пытливые умы рассмотрели в нем прецедент применения на поле боя самодвижущегося артиллерийского орудия, в котором расчёт и экипаж были бы защищены броней от огня соперника. Причем изобретатели думали, что на поле боя должно было покажется тяжелое орудие, талантливое не только сломить сопротивление пехоты, но и уничтожить полевые упрочнение соперника.

Никакое колесное шасси не имело возможности выдержать его вес и вес собственного бронирования (пожалуй, лишь русским удалось создать пушечный броневик «Гарфорд-Путилов», но он был вооружен короткоствольной переделкой 3-дюймовой горной пушки примера 1909 г.). Исходя из этого неудивительно, что большая часть конструкторов вычисляло: бронированное самоходное орудие сможет передвигаться по пересеченной местности лишь на гусеничном ходу.

Еще в 1892 г. американский изобретатель Бенджамин Хольт (Benjamin Leroy Holt) создал и запустил в серию на своем предприятии «Holt Manufacturing Company» трактор с гусеничным движителем, предназначенный для применения в сельском хозяйстве на мягких грунтах. В 1909 г. Хольт поменял наименование компании на «Holt Caterpillar Company» и с 1911 г. оно стало кроме этого торговой маркой. Компания «Caterpillar Inc.» существует до сих пор.

В октябре 1911 г. Гунтер Бурштын постарался представить Военно-техническому комитету (K.u.k. Technische Militarkomitee (ТМК)) Военного министерства обшей армии (K.u.k. Kriegsministerium) собственный проект танка «Motorgeschutz». Его базой стал гусеничный движитель Хольта и на рисунке находилось какое-то условное артиллерийское орудие. Главным же в разработке Бурштына были выдвижные салазки с колесиками, каковые согласно точки зрения изобретателя должны были помогать «танку» преодолевать глубокие рвы и окопы.

Никаких больше подробностей выдумка не содержала, до проекта танка ей было не просто на большом растоянии, а фактически недосягаемо. Как раз исходя из этого предложение оберлейтенанта инженерных армий не позвало хоть какого-нибудь проявления энтузиазма – от изобретателя настойчиво попросили дать чертежи, убийственную оценку проекту дал заведующий отделом развития автомобильного транспорта (Leiter des Automobilwesens) Роберт Вольф (Robert Wolf).

Дабы отделаться от очередного прожектера, ТМК внес предложение новатору отыскать партнера среди коммерческих компаний и выстроить опытный образец. Гунтер Бурштын полностью не имел никаких связей с промышленными воротилами Австрийской империи либо Венгерского королевства и исходя из этого с удовольствием отозвался на предложение представить проект прусскому армейскому министерству.

Но да и то дало отрицательный ответ, кроме того без оглядки на хорошую оценку, размещённую в одном из германских армейских обозрений. Запатентовать в Австрийской империи некую конструкцию, напоминающую современный танк, Бурштыну сперва не удалось, поскольку он нарушал патент Бенджамина Хольта. Вторая попытка была сделана в Германии – из проекта провалились сквозь землю гусеницы и сейчас были представлены некие подпружиненные две пары колес плюс одно одиночное.

Вся другая «начинка» «танка» фактически отсутствовала, за исключением невнятных сидений для экипажа и оставшееся очень условным изображение пушки. Если судить по рисунку, никакая обращение о подвижной орудийной башне не шла. Все внимание было обращено на салазки, что имели возможность подниматься и опускаться и, к сожалению, при преодолении машиной рва (шириной до трех метров) вероятнее легко бы подломились, не выдержав ее вес…

Но 28 февраля 1912 г. он взял германский патент No. ZI. 252 815 (D.R.P.), а позже и 25 апреля – австрийский No. 53 248.

Более ни при каких обстоятельствах конструктор не поднимал вопроса о постройке собственного танка, так и покинув его лишь на бумаге.

По окончании Первой Мировой Гунтер Бурштын остался на военной работе и до 1933 г. в звании майора трудился в венском Военно-историческом музее. Он занимался изучением разных новаторских разработок в армейском деле. Пенсия по окончании отставки была столько большой, что разрешила ему всецело оплатить обучение сына.

Так как же тогда данный прожект превратился в «первый австрийский», «первый германский» либо «первый средний» танк? Гунтер Бурштын должен был быть благодарным австрийскому исследователю танкостроения Фрицу Хейгелю (Fritz Heigel), что в конце 20-х гг. выпустил пара справочников, посвященных формированию национальных программ развития бронетанкового оружия государств. Именно там, основываясь на германском патенте, был сделан вывод об изобретении первого германского танка.

Именно там автором была прорисована схема преодоления «танком» препятствий на пересеченной местности. Так появилась легенда «танка Бурштына», «янтарная легенда» в «металлической коробке»…

Потом «легенда о первом германском танке» сильно помогла его родственникам и изобретателю – в то время, когда в 1933 г. к власти в Германии пришли фашисты, начались преследования иудеев, а в 1938 г. Австрийская республика была присоединена к «Тысячелетнему рейху», наполовину иудей Гунтер Бурштын, как новатор в развитии германской военной мощи, лично от Адольфа Гитлера взял «высокое звание» «почетного арийца» (Ehrenarier). Оно избавило его и его ближайших родственников от унизительных статей Нюрнбергских законов 1935 г., а потом и от уничтожения в лагерях смерти.

31 марта 1941 г. Гунтер Бурштын и его брат Вальтер в присутствии генерала танковых армий Гейнца Гудериана были награждены «Крестами армейских заслуг с Клинками» 1-й и 2-й степени (Kriegsverdienstkreuz mit Schwertern I. und II. Klasse) за разработку схемы бронирования персонального автомобиля фюрера. К призам прилагалась большая финансовая премия. В декабре 1941 г. сын Гунтера Вальтер был призван в вермахт и послан на Восточный фронт.

На протяжении Второй мировой Гунтер трудился на оборонную индустрию, занимаясь разработками инженерных противотанковых сооружений, сделал много усовершенствований бетонных противотанковых надолбов, его находки потом активно использовались в устройстве так называемой «внутренней границы», разделявшей в течении 1400 км в 1954-1989 гг. ГДР и ФРГ.

В 1944 г. Гунтер Бурштын взял степень почетного врача венского Технического университета (Technische Hochschule) – это было первое награждение по окончании 1938 г., в то время, когда аналогичной степени был удостоен экспрезидент США Герберт Кларк Гувер. На протяжении награждения Бурштына в праздничной речи было особенно выделено, что он есть безукоризненным и последовательным приверженцем национал-социализма и постоянно поддерживал НСДАП как член «Патриотического фронта» (Vaterlandische Front) – правоцентристской австрийской партии, которая в 1933-1938 гг. во главе с Энгельбертом Дольфусом была у власти.

Хорошая черта награждаемому была дана представителем краевого управления Среднее Подунавье (Gauleitung Niederdonau) и главой партийной ячейки факультета (Dozentenfuhrer). По окончании всего этого имперский глава минобразования (Reichserziehungsminister) вручил Гунтеру Бурштыну приз.

Перед угрозой наступающей Красной Армии, опасаясь мщения за пособничество фашистам, в состоянии тяжелой депрессии, позванной нацистской пропагандой, которая рисовала советских солдат как жестоких дьяволов, в апреле 1945 г. его жена и Гунтер Габриела собрались бежать в Бад Аусзее, чему помешало серьёзная заболевание жены. Они задержались в Корнойбурге (Korneuburg) под Веной, в то время, когда 15 апреля в город вошли части РККА. Гунтер был отыскан мертвым 20 апреля при невыясненных событиях скончалась и его супруга. Врач, составивший заключение о смерти, записал:

«Обстоятельство смерти малоизвестна, возможно насильственная…»

В 1967 г. именем Гунтера Бурштына был назван казарменный комплекс Академии бронетанковых армий федеральных вооруженный сил Австрийской Республики в Цвьольфаксинг (Zwolfaxing) в Нижней Австрии. Создание легенды об изобретателе «первого среднего танка» продолжил в середине 70-х гг. германский исследователь Вальтер Альбрехт (Walther Albrecht), выпустивший книгу, посвященную Гунтеру Бурштыну и его деятельности.

В ней в первый раз у проекта «моторизированного орудия» показалась вращающаяся башня, причем с указанием сектора обстрела. Углы преодоления высот. И (о чудо!) скорость и размеры.

Выясняется, «танк» должен был быть длиной 3,5 м (без выдвижных салазок), высотой и шириной 1,9 м, развивать скорость по дороге 28,8 км/ч, а на грунте – 8 км/ч.

Неутомимый Вальтер «снабдил» «танк» бензиновым двигателем мощностью 60 л.с. от грузовика, привод должен был быть задним, а передние колеса управляемыми (в случае если передние колеса – управляемые, то как это согласовывалось с гусеничным движителем?). Не обращая внимания на то, что на рисунке в патенте было обозначено 3 места, Альбрехт постановил, что экипаж «танка» должен был складываться из 3-4 человек.

Калибр «танкового» скорострельного орудия должен был колебаться от 3 до 4 см (при том, что уже упоминавшийся российский пушечный броневик «Гарфорд-Путилов» имел орудие калибром 7,62-см) и стрелять на расстояние около 3000 м. Покойный Бурштын, предположительно, был бы очень удивлен таким правильным данным. Либо обрадован…

источник: Дмитрий АДАМЕНКО ««Янтарная легенда» в «металлической коробке». «Первый средний танк в мире» Гунтера Бурштына» «Арсенал-Коллекция» № 6 2012

САМЫЙ НЕНУЖНЫЙ СРЕДНИЙ ТАНК 10го УРОВНЯ В WORLD OF TANKS!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: