Як – 90!

      Комментарии к записи Як – 90! отключены

Ровно 90 лет назад, 12 мая 1927 года в первый раз поднялся в воздух АИР-1 – первый самолет известного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Данный сутки считается неофициальной датой рождения Яковлевского КБ, сейчас – ОАО Умело-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева.

За прошедшие годы в данной организации было создано более чем 200 разных летательных аппаратов, из них более 100 – серийных. И по сей день она так же, как и прежде есть одним из ведущих разработчиков перспективных образцов русском авиатехники, таких как учебно-боевой самолет Як-130, учебно-тренировочный Як-152, самолет XXI века МС-21-300 и разведывательно-ударный БПЛА Прорыв. Поздравляю яковлевцев с юбилеем!

Як – 90!

АС. Яковлев (справа) и механик Б.Н. Подлесный закрепляют шомпольным замком панели капота АИР-1. На протяжении создания этого самолета Яковлеву был всего 21 год.

АИР-1 еще без полотняной обшивки в центральном зале клуба Военно-воздушной академии, где проходила его сборка. До революции в этом строении размещался ресторан “Эльдорадо”. При работе над машиной Яковлеву приходилось сочетать должность главного конструктора с обязанностями слесаря-сборщика, бухгалтера, администратора а также уборщика. Он и его товарищи трудились вечерами и по выходным, ни о какой зарплате речи не было.

Неспешно Яковлев собрал около себя группу энтузиастов, каковые составили базу его КБ, или в будущем организовали личные конструкторские коллективы.

АИР-1 перед началом летных опробований. Первоначально данный самолет именовался ВВА-3 в честь Военно-воздушной академии. Но позже Яковлев решил переименовать его в АИР-1 в честь Алексея Ивановича Рыкова – тогдашнего главы руководителя и советского правительства Авиахима (химии и содействия Добровольное общество авиации, предшественник ДОСААФ), что оказал молодому авиаконструктору денежную помощь.

В ряде статей и книг виделось утверждение, что Яковлев дал самолету инициалы Рыкова, потому, что тот якобы являлся его тестем. Но это неправда. Во второй половине 20-ых годов XX века Яковлев еще не был женат, а его будущая супруга – летчица-спортсменка Екатерина Медникова не имела с Рыковым никаких родственных связей.

И прекрасно, что не имела, потому, что во второй половине 30-ых годов XX века Рыкова репрессировали как врага народа.

Опробования АИР-1 продемонстрировали управляемость и устойчивость автомобили, легкий взлет и несложную посадку, неутомительное управление. Самолет имел возможность стабильно лететь по прямой кроме того с кинутой ручкой. Он надежно держался на крутых виражах, не теряя высоты и не сваливаясь в штопор.

Одним словом, первое изделие Яковлева владело красивыми для собственного класса летными данными, не обращая внимания на то, что сделал его самоучка, не имевший особого образования.

19 июля 1927 года летчик Юлиан Пионтковский установил на АИР-1 с бортовым кодовым обозначением R-RAIR всемирный продолжительности полёта и рекорд дальности для легкомоторных автомобилей, пролетев без посадки 1420 километров от Севастополя до Москвы. Для этого двухместный самолет переделали в одноместный: вместо передней кабины установили дополнительный топливный бак, а вырез кабины закрыли фанерным обтекателем.

Достижение Пионтковского более чем в полтора раза перекрывало прошлый всемирный рекорд, установленный на самолете французской компании Кодрон. Но СССР тогда еще не входил во Глобальную авиационную федерацию – FAI, исходя из этого рекорд АИР-1 не был официально зарегистрирован на интернациональном уровне.

Сверху вниз: АИР-1 в собственном начальном виде, он же по окончании переделки в одноместную второй экземпляр и рекордную машину самолета – АИР-2 Пионер. Данный аэроплан Яковлев выстроил на средства, собранные по подписке детской газетой Пионерская правда. По окончании его постройки Яковлев взял звание почетный пионер с правом ношения пионерского галстука.

Настоящий экземпляр АИР-1 в Крсногорском музее истории техники Вадима Задорожного.

источник: http://vikond65.livejournal.com/625051.html

Як-40 — Дискач 90-х

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: