Истребители второй мировой

      Комментарии к записи Истребители второй мировой отключены

Истребитель, fighter, jagdflugzeug, chasseur, cacchia — все эти слова на различных языках приводят к ассоциации со стремительными и грозными самолетами, главным назначением которых есть борьба с вражескими аэропланами, их уничтожение, завоевание господства в воздухе. Данный род авиации, появившийся в следствии перепрофилирования разведывательных бипланов в истребители в годы Первой Мировой, к концу 30-х гг. прошел долгую эволюцию и занял одно из ведущих мест в военно-воздушных силах государств. Каждой из государств были свойственны собственные национальные изюминки.

В СССР впредь до начала 40-х гг. популярной была мысль о делении истребителей на скоростные и маневренные, призванные в сражении взаимодействовать и помогать друг другу. Базу истребительной авиации составляла как раз такая пара — скоростной моноплан И-16 и маневренный биплан И-15бис. В управлении ВВС Красной армии (ВВС РККА) долгое время господствовали достаточно размытые взоры на перспективный вид истребительной авиации — хотелось и того, и другого, и третьего.

Не смотря на то, что к началу 40-х гг. в полной мере очевидной тенденцией в ведущих авиационных державах стало внедрение скоростных истребителей-монопланов (в совершенстве — совмещающих высокие скоростные параметры с хорошей маневренностью), советские армейские упорно держались за идею «разделения функций». Иными словами, на смену паре из скоростного И-16 и маневренного И-15бис должна была прийти такая же пара истребителей, но с более высокими чертями. Дополнить её следовало двухмоторным тяжелым истребителем.

Развернувшиеся широким фронтом с 1939 г. в СССР работы по созданию истребителей нового поколения увенчались, действительно, принятием на вооружение самолетов лишь одного класса — скоростных истребителей-монопланов с моторами жидкостного охлаждения, но сходу трех: МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1. Считавшийся самоё перспективным самолет Григоровича и Микояна опробования войной не выдержал — он был сильно выраженным высотным истребителем, а на советско-германском фронте воздушные битвы велись практически только на средних и малых высотах.

ЛаГГ-3, не смотря на то, что и продержался в производстве до 1944 г., был далеко не лучшим самолетом, но именно он стал родоначальником линейки истребителей с замечательными моторами воздушного охлаждения — Ла-5 и Ла-7. Самолет же Яковлева, с громадными трудностями прошедший национальные опробования, в итоге дал начало самому массовому семейству советских истребителей: Як-7, Як-9, Як-3.

Истребители второй мировой

Глостер "Гладиатор" Mk.II

В Англии до середины 30-х гг. кроме этого господствовала точка зрения о необходимости двух типов истребителя — истребителя-и истребителей «перехватчика зональной обороны», различающихся длительностью полета. Первые современные английские истребители-монопланы «Харрикейн» и «Спитфайр» были как раз перехватчиками, а функцию «истребителя зональной обороны» должен был взять на себя двухмоторный Уэстленд «Уирлуинд». Увы, его карьера была маленькой из-за неудачных двигателей.

К тому же, в условиях бурного развития радиолокации необходимость в «истребителе зональной обороны», талантливом подолгу барражировать над закрываемым районом, отпала: сейчас перехватчики при приближении вражеских бомбардировщиков поднимались в атмосферу по сигналу с наземных РЛС. Совсем экзотически смотрелся «Дифайент» — одномоторный двухместный истребитель компании Болтон-Пол, все оружие которого сосредотачивалось в башне, обслуживаемой бортстрелком.

Такая машина не имела возможности противостоять одноместным истребителям с подобными силовыми установками, и скоро сошла со сцены. В будущем «Спитфайр» стал главным английским истребителем воздушного боя, а владевший нехорошими летными данными «Харрикейн» «переквалифицировался» в штурмовика. Попытка создать истребитель усиления с более замечательным оружием стала причиной появлению Хоукер «Тайфуна», а после этого и «Темпеста», удачно использовавшихся как истребители-бомбардировщики.

Хоукер Темпест Mk.V

Германия, восстанавливавшая собственную военную авиацию по окончании прихода к власти фашистов, изначально не разменивалась на многотиповые конструкции: пройдя стадию истребителей-бипланов в качестве необычной «разминки», Люфтваффе приняли Bf-109 в качестве единого истребителя. Но с 1941 г. его дополнил, а после этого и потеснил Fw-190, ставший не только красивым истребителем, но и штурмовиком.

Больших удач Германия достигла в создании реактивных самолётов — первым в мире самолетом для того чтобы класса среди истребителей, участвовавшим в сражении, стал Me-262. Как и английский «Метеор», кроме этого успевший поучаствовать во Второй мировой, он оборудовался двумя ТРД.

В самом финише войны начал поступать в части и легкий одномоторный реактивный истребитель Не-162.

Наконец, нельзя не упомянуть и уникальный ракетный истребитель, участвовавший в битвах, — Мессершмитт Me 163, отнюдь не оправдавший возлагавшихся на него надежд.

Истребитель Северский Р-35

Двухмоторные истребители в Люфтваффе, строго говоря, истребителями и не считались — их относили к классу «разрушителей» (Zerstorer). К началу войны в этом классе существовал один самолет -Bf-110. Создаваемые для его замены Me-210 и Me-410 очень продолжительно доводились и, в конечном счете, были не весьма успешными.

В итоге, Bf -110 производился продолжительнее, чем Me-410, действительно, уже не как «разрушитель», а в качестве ночного истребителя. Примерным аналогом «разрушителя» в других государствах являлись коммунистический Пе-3, созданный на базе пикировщика Пе-2, голландский «Фоккер» G.I, французский «Потез» Р.630/631, английский «Москито». Последний, как и Bf-110, использовался и в качестве ночного истребителя.

По большому счету, класс ночных истребителей самый развит был как раз в Англии и Германии — этому содействовали, с одной стороны, угроза ночных налетов, которым подвергались данные государства, а с другой — развитие в них создание и техники радиолокации бортовых самолетных РЛС. Ввиду габаритов и ощутимой массы таких устройств, и необходимости наличия второго члена экипажа для обслуживания радара, ночные истребители, в большинстве случаев, были двухмоторными.

Кроме Bf-110, в Германии в ипостаси «ночников» выступали модификации бомбардировщиков Do-217 и Ju-88, и намерено спроектированные Не-219 и Та-154 (последний, действительно, был выстроен в мизерном количестве). В Англии хорошо себя зарекомендовал «Бофайтер» — действительно, значительно более известен он как ударный самолет, удачно действовавший по морским целям — бомбардировщик, ракетоносец, торпедоносец.

США первоначально вынуждены были обходиться адаптированными для роли ночного истребителя бомбардировщиками А-20 (Р-70). Примечательно, что собственные модификации ночного истребителя на базе «Бостона» были созданы в Англии и в СССР. Позднее в Соединенных Штатах создали, возможно, лучший ночной истребитель Второй мировой — Нортроп P-61 «Блэк Уидоу».

Авиация армии США к концу 30-х гг. с уверенностью перешла от бипланов к монопланам. «Размявшись» на маленьком «боинговском» Р-26, американцы приняли на вооружение изделия компаний «Северский» и «Кертисс» — соответственно, Р-35 и Р-36. Оба самолета деятельно предлагались на экспорт, и оба стали основоположниками «семейств». Эволюция Р-35 привела через Р-43 к «Тандерболту» Р-47, самолету внушающему уважение собственными габаритами — И-16 на его фоне смотрится как горбатый «Запорожец» на фоне «Чайки».

Р-36 по окончании переделки под мотор жидкостного охлаждения превратился в «Киттихаука» Р-40, ставшего последним серийным истребителем известной компании.

Американцев, по большому счету, отличала изрядная техническая смелость при проектировании истребителей. Только неотягощенный предрассудками американский инженерный гений смог создать «Аэрокобру» Р-39 — истребитель необыкновенной компоновки, с двигателем, размещенным за кабиной. Не снискав особенной популярности у себя на родине, будучи отвергнутым английскими Королевскими ВВС, данный самолет, поставлявшийся по ленд-лизу, стал одним из лучших истребителей ВВС Красной Армии.

Кроме этого очень необыкновенным был Локхид Р-38 «Лайтнинг» — плод популярной в конце 30-х гг. концепции одноместного двухмоторного истребителя, что за счет высокой энерговооруженности должен был превзойти одномоторные автомобили. И «Лайтнинг» в полной мере оправдал возлагавшиеся на него надежды. И, конечно, нельзя не упомянуть «интернациональный» «Мустанг» — истребитель, разрабатывавшийся в Соединенных Штатах по английской спецификации и взявший, в конечном счете, британский мотор.

Именно он, вместе с Рипаблик Р-47 «Тандерболтом», стал главным американским военным истребителем завершающего периода войны. Эти самолеты с равным успехом трудились и как дальние истребители сопровождения, и как истребители-бомбардировщики.

Япония, равно как и США уже к концу 30-х гг. перешла на истребители-монопланы. Национальной её изюминкой было громадное внимание, уделяемое маневренности. Японским конструкторам удалось создать монопланы, не уступавшие в этом параметре бипланам — Ки-27 и Ки-43.

Наровне с ними развивались и скоростные истребители-перехватчики (Ки-44), и двухмоторные истребители (Ки-45). При неспециализированном доминировании моторов воздушного охлаждения был создан и истребитель с двигателем жидкостного охлаждения Ки-61. В то время, когда же с поставками таких моторов появились неприятности, его планер приспособили под двигатель воздушного охлаждения — так показался Ки-100, ставший, наровне с Ки-84, лучшим истребителем Императорской армии.

Как видим, спектр типов истребителей, строившихся в Японии, был очень широк. Но это ещё не всё — так как собственную авиацию берегового базирования имел и Императорский флот. Для неё строились одномоторные перехватчики J2M и двухмоторные истребители J1N.

Страна восходящего солнца стала единственным страной, обширно использовавшим в битвах Второй мировой гидросамолеты-истребители — соответствующую модификацию «Зеро» и намерено спроектированный N1K, в конечном счете трансформировавшийся в хороший сухопутный истребитель. А вдруг ещё отыскать в памяти, что в 1944-1945 гг. в истребители ПВО переделывались все сколь-нибудь подходящие самолеты — от скоростных разведчиков до палубных пикировщиков — станет понятным солидный количество «японского» раздела отечественного справочника.

Достаточно большое количество занимательных автомобилей было выпущено в Италии. Авиаторы дуче кроме этого желали «всего и сходу». Под влиянием успешного применения биплана CR.32 в Испании, они настояли на предстоящем развитии таких истребителей — в итоге его наследник CR.42 стал последним в мире серийно строившимся истребителем-бипланом.

Заявив конкурс на истребитель-моноплан, итальянцы приняли на вооружение несколько, а сходу три таких истребителя — МС.200, G.50 и Re.2000. И не смотря на то, что капитуляция Италии в сентябре 1943 г. и последующий переход её на сторону союзников поставил точку в эволюции боевой авиации, до того времени конструкторы успели создать, а армейские принять на вооружение ещё два поколения одномоторных истребителей — МС.202 и Re.2001/Re.2002, а после этого МС.205, G.55 и Re.2005.

Во Франции эволюция истребителей закончилась ещё ранее — в 1940 г. К тому времени они успели принять на вооружение монопланы MS.406, МВ.151/МВ.152 и ставший лучшим французским истребителем «Девуатин» D.520. Попытка воплотить в судьбу концепцию легкого истребителя была провальной — CR.714, не смотря на то, что и строился серийно, был очень неудачным.

Промышленность Франции к началу Второй мировой не смогла обеспечить обновление авиапарка истребительной авиации, в нем большой была часть устаревших автомобилей. Исходя из этого Франция незадолго до войны приступила к крупномасштабным закупкам в Соединенных Штатах.

Достаточно развитая Чехословакия в середине 30-х гг. приняла на вооружение хорошей истребитель «Авиа» В.534. Велись работы и по созданию скоростных истребителей-монопланов, но таковой самолет — В. 135 — выпускался уже в условиях германской оккупации и в мизерном количестве. Пробовала наладить югославия и собственное производство истребителей.

В маленьком количестве тут выстроили моноплан-парасоль ИК-2, запустили в производство и более современный ИК-3.

Польская авиапромышленность в первой половине 30-х гг. сумела создать истребители мирового уровня — монопланы-парасоли Р.7 и Р.11, и экспортный Р.24. Но потом приоритет отдали бомбардировщикам — ресурсов страны попросту не хватало для одновременного развития всех родов авиации. В итоге, сентябрь 1939 г. ВВС Польши встретили с парком истребителей, не отвечающим современным требованиям ни в количественном, ни в качественном отношении.

Освоение лицензионного производства польского Р.24 дало толчок собственному «истребителестроению» в Румынии — творчески переосмыслив польскую конструкцию, тут создали собственный IAR 80/81. Попытку создать собственный истребитель предприняли и финны, но их «Мырски», в отличие от румынских истребителей, строился в маленьком количестве, потому, что устарел уже к моменту принятия на вооружение. Так же возможно охарактеризовать и австралийский «Бумеранг» — «панический истребитель», созданный на волне страха перед ожидавшимся японским вторжением, отличался низкими летными данными и использовался, в основном, для помощи наземных частей.

Голландский истребитель-биплан Фоккер D.XVII

Владевшие достаточно развитой авиапромышленностью Нидерланды приняли на вооружение моноплан с неубирающимся шасси «Фоккер» D.XXI, а более современный FK.58 строился лишь на экспорт. Наконец, упомянем и нейтральную Швецию — опираясь до войны на импорт, она вынуждена была по окончании прекращения поставок из-за предела проектировать личные истребители. Правда очень авангардный J21 приняли на вооружение уже по окончании войны, но «подстраховочный» J22 успел стать на стражу нейтралитета, в то время, когда в Европе ещё вовсю гремели пушки.

Наконец, стоит упомянуть и особенную «касту» истребителей — палубные самолеты. В силу наличия авианосцев у весьма ограниченного количества государств, такие самолеты полноценно развивались только в Англии, США и Японии. Англичане, будучи ограниченными в составе собственных авиагрупп относительно маленькими размерами ангаров собственных авианосцев, громадное внимание уделяли многозадачности самолетов — так показались истребитель-пикировщик «Скьюа», истребители-разведчики «Фулмар» и «Файрфлай».

А вот создать «настоящий» палубный истребитель не удало

Истребители Второй мировой войны. Фильм 2

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: