Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.
Распоряжение «О создании новых умелых самолетов-истребителей в 1939-1940 гг.» обязывало главного конструктора П.О.Сухого и директора завода № 135 Нейштадта спроектировать и выстроить одноместный пушечный истребитель в двух вариантах.
Первый из них должен был иметь мотор М-105П с турбокомпрессором ТК-2. Второй вариант самолета планировался с мотором М-106П и ТК-2. Он должен был владеть пара лучшими летными чертями: большая скорость 580-600 км/ч на высоте 6000 метров, на 8000-10000 метрах — 620-640 км/ч при тех же посадочной скорости, дальности и скороподъёмности полета.
Оружие представлялось из мотор-пушки ШВАК калибра 20-мм и дополнялось двумя синхронными пулеметами УльтраШКАС.
Первый умелый экземпляр И-135 в соответствии с заказом № 330 выстроили к 25 мая 1940 года на 135-м заводе (позже, в декабре того же года эту машину переименовали в Су-1).
заказ и Второй-135 (экземпляр № 360) достраивали на заводе № 135 под управлением нового главного конструктора — П.Д.Грушина. Из-за отсутствия двигателя М-106 на нем установили М-105. Эта машина, взявшая обозначение Су-3, в незаконченном виде 17 января 1941 года прибыла на завод № 289 для покраски, доработок и установки винта по маслорадиаторам, капоту и центроплану. К середине апреля самолет Су-3 готовься к проведению заводских летных опробований.
Но в связи с выявившейся нецелесообразностью предстоящие работы по самолетам Су-1 и Су-3 были прекращены совместным распоряжением СНК ЦК и СССР ВКП(б) от 16 апреля 1941 года. По окончании выхода распоряжения самолет Су-1 до начала мая совершил еще пара полетов, а Су-3 был законсервирован.
0 предстоящей судьбе этих самолетов известно мало. По некоторым сведениям самолет Су-1 очень сильно повредили в ходе эвакуации и больше не восстанавливали. Что касается самолета Су-3, то он был эвакуирован в Новосибирский филиал ЛИИ НКАП. По сводкам НИИ ВВС в марте-апреле 1942 года согласно решению управления ЛИИ проводилась НИР «…по рациональности применения ТК на современных истребителях…». Для этих целей употреблялся самолет Су-3.
В ходе исследовательских полетов было распознано, что всецело открытые створки водорадиатора приводили к тряске хвостового оперения. Тряску устранили методом установки створок поменянной формы.
Краткое техническое описание.
Скоростной истребитель Су-3, предназначенный «для ведения активного боя на перехвате либо догоне», воображал собой одноместный моноплан смешанной конструкции с низкорасположенным крылом.
Фюзеляж по конструкции — древесный полумонокок круглого сечения, выполненный без технологических разъемов. Силовой каркас складывался из четырех лонжеронов переменного сечения, стрингеров, обшивки и шпангоутов, выклеенной из шпона. К переднему шпангоуту крепилась сварная рама ферменной конструкции, на которой размещался двигатель М-105П и оружие, закапотированные легкосъемными железными крышками.
В средней части фюзеляжа размешалась кабина пилота, закрытая прозрачным фонарем, а под полом — бензобак. В хвостовой части был канал водорадиатора и размещалось оборудование.
Свободнонесущее цельнометаллическое крыло складывалось из двух отъемных консолей. Силовой каркас крыла включал в себя металлический лонжерон, заднюю стенку, нервюры и обшивку, выполненные из дюралюминия. Элероны имели дюралевый каркас и полотняную обшивку.
На левом элероне размешался триммер.
Хвостовое оперение включало в себя киль с рулем поворота и стабилизатор с рулем высоты. Киль выклеивался за одно целое с фюзеляжем и имел два лонжерона коробчатого типа. Стабилизатор складывался из трех продольных стенок, обшивки и набора стрингеров, выполненных из дюралюминия.
Каркас руля высоты и руля поворота — дюралевый с полотняной обшивкой. рули высоты и Руль поворота имели триммеры.
Шасси — трехопорное с хвостовым колесом. Главные опоры убирались назад в центроплан с поворотом колес относительно опор на 90 град.. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж.
выпуск и Уборка шасси осуществлялись при помощи гидросистемы.
Совокупность управления самолетом — смешанная. Управление элеронами и рулём высоты при помощи твёрдых тяг, а рулем поворота — тросовое.
Силовая установка складывалась из поршневого авиационного двигателя жидкостного охлаждения М-105П, мощностью 1100 л.с. и трехлопастного воздушного винта ВИШ-61. Совокупность охлаждения — водяная, замкнутая, под давлением. Водорадиатор размешался в особом канале хвостовой части фюзеляжа. Вход охлаждающего воздуха в канал осуществлялся через подфюзеляжный воздухозаборник, а выход — в верхней части фюзеляжа, перед килем.
Регулировка охлаждения радиатора выполнялась при помощи створок с механическим управлением.
Маслорадиатор помещался под передней частью двигателя М-105П. Протектированный фибровый маслобак устанавливался в подкапотном пространстве над двигателем. Регулировка температурных режимов масла осуществлялась автоматическим и ручным методом.
Для увеличения высотности двигатель имел комбинированную совокупность наддува, включавшую двухскоростной приводной центробежный нагнетатель (ПЦН) и два турбокомпрессора ТК-2.
Горючее размещалось в протектированном фибровом бензобаке на 250 кг. Предусматривалась возможность установки под левой консолью крыла подвесного бака на 150 кг.
В вооружение входила мотор-пушка ШВАК калибра 20мм, с боезапасом 190 патронов, укрепленная в развале цилиндров и стреляющая через полый вал редуктора, и два синхронных пулемета ШКАС с суммарным боезапасом 1800 патронов.
В перегрузочном варианте предусматривалась бомбовая нагрузка до 100кг.
Самолет имел броневую защиту водяного радиатора и лётчика от обстрела позади.
ЛТХ:
Модификация: Су-3
Размах крыла, м: 10,10
Протяженность, м: 8,42
Высота, м: 2,71
Площадь крыла, м2: 18,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2496
-большая взлетная: 2992
Тип двигателя: 1 х ПД М-105П
-мощность, л.с.: 1 х 1100
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 500
-на высоте: 638
Крейсерская скорость, км/ч: 570
Практическая дальность, км: 700
Макс. скороподъемность, м/мин: 910
Практический потолок, м: 11900
Экипаж: 1
Оружие: 1 х 20-мм пушка ШВАК и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.
Истребитель Су-3.
Турбокомпрессор ТК-2 на истребителе Су-3.
Су-3. Рисунок.
Су-1 и Су-3. Чертеж.
Су-3. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья Отчизны. Владимир Проклов. Истребители П.О.Сухого периода второй мировой.
Космонавтика и Авиация. Владимир Перов, Владимир Проклов, Олег Растренин. Истребители ОКБ П.О.Сухого.
Николай Гордюков. Высотные истребители-перехватчики Су-1 и Су-3.
Крылья Отчизны. «Двойники» Су.
Высший пилотаж Су-35C / Su-35S ( Flanker-E)
Увлекательные записи:
- Стратегический бомбардировщик 3м.
- 30-Мм авиационная двухствольная пушка гш-30-2 (ткб-645, ао-17а).
- Легкий самолет раф-2.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1943 г. Як-7П (пушечный) являлся модификацией серийного самолета Як-7Б № 46-13 завода № 153 выпуска…
-
Проект истребителя сопровождения и-211 аш-83.
Разработчик: Алексеев Страна: СССР И-211 АШ-83 — одноместный истребитель-перехватчик, созданный в КБ С.М.Алексеева на базе реактивного истребителя И-211….
-
Тяжелый высотный истребитель пе-2ви.
Разработчик: ОКБ Петлякова, А.Путилов Страна: СССР Первый полет: 1943 г. Основной конструктор авиазавода № 22 по самолету Пе-2 А.И.Путилов был человеком…
-
Истребитель як-9п (первый с таким названием).
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1943 г. Як-9П (пушечный) с двигателем ВК-105ПФ являлся модификацией серийного Як-9, на котором…
-
Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Малая тяга первых ТРД и отсутствие более замечательных доведенных двигателей в…
-
Разработчик: Лавочкин, Горбунов, Гудков Страна: СССР Первый полет: 1940 г. Пиковая обстановка, в которой находится советская истребительная авиация по…