Истребитель-разведчик morane saulnier type g/h.

      Комментарии к записи Истребитель-разведчик morane saulnier type g/h. отключены

Разработчик: также-
Страна: Франция
Первый полет: 1912 г.Истребитель-разведчик morane saulnier type g/h.

Компания «АО самолетов Моран-Солнье» была основана во Франции 10 октября 1911 года братьями Робертом и Леоном Моранами в содружестве с Раймондом Солнье. Потом она стала широко известна развитием и созданием серии хороших монопланов. Первый самолет компании «Моран-Солнье» тип А показался в конце 1911 года.

Он воображал собой одноместный моноплан с ротативным двигателем «Gnome» мощностью 50 л.с. Как и большая часть монопланов того времени, он управлялся по крену посредством гоширования (перекоса) крыльев. Самолет представили в Технический отдел FAM (Frence Avation Militaire — Французская военная авиация), где он произвел хорошее чувство и был принят на вооружение под обозначением M.S.11.

Братья Леон (на переднем сидении) и Робер Моран в кабине аэроплана М.S. тип А.

Леон Моран и Раймонд Солнье в кабине аэроплана М.S. тип G.

Новый аэроплан понравился не только во Франции. Россия показала к нему громадный интерес и выдала компании заказ на пара самолетов с более замечательными двигателями мощностью 80 л.с. Эти автомобили взяли обозначение М.S. тип направляться. Правительство Румынии также заказало два самолета.

В 1912 году показались «Мораны» G и Н, ставшие предстоящим развитием выбранной схемы. Тип G был двухместным, пассажир и пилот размещались в кабине на одном сиденье, по форме напоминавшем гитару. Тип Н имел такой же фюзеляж, но был одноместным. Главным отличием этих модификаций стал размах крыла. У типа Н — 9,3 м, a y G — 10,2 м. Площади их соответственно составляли 14 и 16 кв. м. Из этого и различие в пилотажных чертях. Н более скоростной, но менее грузоподъемный.

Визуально это различие проявлялось в лишней паре расчалок (по 2 и 3 на крыло) и отсутствии одного лонжерона. Довольно часто путают обозначения этих самолетов, именуя оба типом G с 14-и 16-метровым крылом (эта неточность отражена в справочнике В.Б.Шаврова).

Конструкция этих монопланов была неспециализированной для всех ранних «Моранов». Фюзеляж четырехугольного сечения, сходивший к хвосту на острую горизонтальную грань. Каркас фюзеляжа из древесных реек. Самолет обшивался полотном. Швы были заклеены текстильной лентой с зубчатыми краями. Профиль крыла узкий, очень сильно вогнутый, сделан по аналогии с птичьим крылом. Оперение не имело стабилизатора и киля и складывалось из цельноповоротных направления и рулей высоты.

Их каркасом помогали металлические трубы, обтянутые полотном.

Шасси двухколесное с хвостовым палкой. Стойками служила ферма из металлических труб каплевидного сечения. Амортизация — резиновыми шнурами.

Элероны отсутствовали. Гоширование крыльев производилось посредством штурвала. Вся проводка управления тросовая.

Эти «Мораны», как и все последующие, имели по два топливных бака. Первый размешался конкретно за мотором и имел отдельную емкость для масла, второй — за кабиной пилота. Винт древесный типа «Интеграл».

Запакованный в коробку аэроплан возможно было собрать и подготовить к полету всего за десять мин..

Первым дальним перелетом, предпринятым на самолетах компании, стал полет Мориса Табюта из Парижа в По. Причем публичный резонанс по окончании его успешного завершения возможно было сравнить с полетом Гагарина в космос. Вторым большим успехом «Морана-Солнье» стал перелет Париж — Мадрид, предпринятый в том же 1911 году.

В 1912 году в Тунисе пилот Роланд Гарро на самолете «Моран-Солнье» установил рекорд высоты в 5610 метров. Нужно заявить, что данный пионер авиации очень много сделал для развития летательных аппаратов с маркой «М.S.» и создания их прочной хорошей репутации.

В 1913 году в Англии британский пилот Густав Хэмел победил на «Моране» Н с серийным номером 482 кубок Воздушного Дерби, продемонстрировав скорость 122,3 км/ч. Причем его аппарат имел дополнительные растяжки на крыльях для увеличения прочности, чем сильно напоминал тип G и затруднял идентификацию самолета. Потом он был передан в Центральную летную школу RFC — Королевского воздушного корпуса.

Скоро за этим, 23 сентября, Роланд Гарро на «Моране» G с 60-сильным мотором «Gnome» пересек Средиземное море. Стартовав из Сан-Рафаэля и пролетев 740 км за 8 часов, он благополучно совершил посадку в Бизерте. 14 января 1914 года летчик Марк Пурп отправился в воздушный рейд по маршруту Каир — Хартум — Каир, протяженностью 4400 км, что он с успехом закончил 3 февраля.

Столь большие удачи побудили авиационную компанию Гремаха Уайта, расположенную в Хендоне, приобрести лицензию на производство самолета «Моран-Солнье» тип Н. До начала войны в том месте выстроили и передали в RFC 34 автомобили, предназначенные для обучения летного состава. А общее число выстроенных во Франции «Моранов» типов Н и G составило 94 автомобили. Причем последние строились в двух вариантах — GA и GB, отличавшиеся моторами — «Le Rhone» (80 л.с.) на первом и «Gnome» (80 л.с.) на втором.

Громадное распространение взяли «Мораны» в Российской Федерации. Производство их было развернуто на нескольких отечественных фабриках. Так, предприятие В.В.Слюсаренко, эвакуированное с началом войны из Риги в Петербург, производило в 1916-1917 годах от 5 до 15 аппаратов, типа G и Н в месяц. Маленькое количество этих автомобилей выстроил на своем заводе в Петербурге А.А.Пороховщиков.

Помимо этого, Петербургский завод В.А.Лебедева взял заказ выпустить к 1915 году 60 «Моранов», но выполнена была лишь добрая половина заказа.

самоё мощное производство русских «Моранов» развернулось на заводе «Дукс» в Москве. Его обладателем был обрусевший немец Ю.А.Меллер, поменявший с началом войны фамилию на Брежнев. Завод, под его управлением, отдавал предпочтение зарубежным, надежно освоенным автомобилям.

Довоенное производство на предприятии составляло 10 — 12 самолетов в месяц, треть из которых — «Мораны» типов G, H и L. Помимо этого, лишь завод «Дукс» совместно с Аэротехническим заводом строил эти самолеты с лыжным шасси. По окончании начала военных действий выпуск быстро возрос.

Столичный завод итальянского конструктора Моска производил в среднем по 5 самолетов в месяц, это были «Ньюпоры» и «Мораны» типов G и Н. В 1916 году Моска начал производство самолета собственной конструкции — «Моска МБ», являвшегося ничем иным, как пара видоизмененным аналогом «Морана». Маленькое количество «Моранов» G произвел перед войной завод А.А.Анатра в Одессе.

В Российской Федерации перед войной на «Моранах» был предпринят множество дальних полетов. Самые большие и узнаваемые из них — перелет французского авиатора Бриндежона де Мулине из Парижа в перелёт и Москву А.А.Васильева, Л.Летона и Л.А.Галанчиковой из Москвы в Париж, предпринятый в 1913 году. 11 июля 1914 года состоялся известный перелет П.Н.Нестерова из Москвы в Петербург за 5 часов на «Моране» G.

«Мораны» типа G и Н обозначались у нас, как типы «М16Ж» и «М14Ж», виделось и сокращенное наименование «Морже».

Краткое описание.

Самолет «Моран» G выпускался в двух вариантах, отличавшихся площадью крыла и кабиной: двухместный, так называемый «16-метровый» (с плошадью крыла 16 м2) и одноместный «14-метровый». Второй владел большей скоростью, но меньшей грузоподъемностью.

Профиль крыла самолета был узким, очень сильно вогнутым, практически таким, как у современных свободнолетающих моделей. Отысканный интуитивно по аналогии с птичьим крылом, он, как показывают расчеты, был оптимальным для малых скоростей.

Оперение не имело стабилизатора и киля — только рули поворота и высоты. Их каркасы были сделаны из металлических труб.

Шасси двухколесное с хвостовым палкой. Его ферма — из металлических труб каплевидного сечения. Амортизация шасси и палки — резиновые шнуры.

Управление рулем высоты осуществлялось продольными перемещениями штурвала, а рулем поворота — педалями. Элероны на аэропланах тогда еще не ставили, и управление по крену выполнялось перекашиванием (либо, как тогда говорили, гошированием) крыльев, для чего на «Моране» G следовало развернуть штурвал. Вся проводка управления была тросовой.

Сначала «моран» оснащался семицилиндровым звездообразным ротативным двигателем «Gnome» мощностью 50 л.с., а с 1916 года — подобным двигателем «Le Rhone» мощностью 80 л.с. О таких моторах на данный момент уже мало кто не забывает, а в это же время они совершили собственного рода революцию в авиастроении. Первый «Gnome» в 1909 году сконструировали во Франции братья Луис и Лаурет Сегены.

Они нашли уникальное, ответ: коленчатый вал закрепили без движений, а цилиндры с воздушным винтом и картером вынудили вращаться. Это разрешило избавиться от маховика, улучшило охлаждение цилиндров да и масса нового двигателя была в два раза меньше, чем у простых моторов той же мощности. Исходя из этого на легкие маневренные истребители стали устанавливать лишь ротативные двигатели.

На моноплане «Моран» G было два топливных бака, причем передний разделялся перегородкой на две части — для масла и для бензина. За кабиной пилота размешался дополнительный бензобак. Баки наддувались воздухом от расположенного на двигателе компрессора, и горючее к жиклеру карбюратора поступало под давлением.

Двигатель приводил во вращение древесный винт типа «интеграл», названный так за характерную форму лопастей, напоминавшую узнаваемый математический знак.

«Моран» G считался одноместным, не смотря на то, что размеры кабины разрешали размещаться в ней и двум участникам экипажа. Приборная доска отсутствовала, а все оборудование складывалось из тахометра и двух стеклянных колпачков, под которыми при обычной работе мотора пульсировало масло.

Самолет обтягивался полотном светло-кремового цвета. По окончании пропитки эмалитом оно получало желтоватый оттенок. Н элементам каркаса ткань пришивали нитками, по окончании чего швы заклеивали текстильной лентой с зубчатыми краями. Железные подробности, среди них и капоты, не окрашивались.

С 1914 года на крыльях русских аэропланов показались опознавательные символы.

ЛТХ:

Модификация: Morane G
Размах крыла, м: 10,20
Протяженность, м: 6,70
Высота, м: 2,10
Площадь крыла, м2: 16,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 508
-обычная взлетная: 610
Тип двигателя: 1 х ПД Rhone
-мощность, л.с.: 1 х 60
Большая скорость , км/ч: 115
Крейсерская скорость , км/ч: 92
Длительность полета, ч.мин: 1.30
Большая скороподъемность, м/мин: 100
Практический потолок, м: 4000
Экипаж: 1
Оружие: один-два 7,7-мм пулемета.

Истребитель-разведчик Morane Saulnier Type G.

Morane Saulnier Type Н. Вид спереди.

Истребитель-разведчик Morane Saulnier Type Н.

Истребитель-разведчик Morane Saulnier Type G.

Morane-Saulnier G на стоянке.

Morane-Saulnier G на стоянке.

Morane-Saulnier G русской авиации.

Morane-Saulnier G на взлете.

Реплика Morane-Saulnier Н на авиашоу.

Реплика Morane-Saulnier Н на авиашоу.

Morane-Saulnier Н в авиамузее.

Morane-Saulnier G русской авиации. Рисунок.

Morane-Saulnier G. Рисунок.

Morane-Saulnier G. Рисунок.

Morane-Saulnier G. Рисунок.

Morane-Saulnier G. Рисунок.

Morane G. Чертеж.

Morane Saulnier G. Схема.

Morane Saulnier Н. Схема 1.

Morane Saulnier Н. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
Крылья Отчизны . Сергей Житель. «Моран» — «Убийца гигантов».
Моделист-Конструктор. Вячеслав Кондратьев. «Моран-Ж»
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Morane-Saulnier Type G/H».
Д.Дональд. Полная энциклопедия всемирный авиации: вертолёты и Самолёты XX столетия.

Morane Saulnier Type G replica First Flight

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: