Истребитель як-7а.

      Комментарии к записи Истребитель як-7а. отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.Истребитель як-7а.

Обозначение Як-7А носили самолеты Як-7 завода № 153, в каковые были внесены следующие трансформации:

1.Установлена приемо-передающая радиостанция (с 31-го самолета 16-й серии), в которую входили: приемник РСИ-4 («Малютка»), передатчик РСИ-З («Орел»), щиток управления радиостанцией, умформеры РУН-30 и РУ-11-А, антенна. Приемник был на правой панели приборной доски, а передатчик — за спинкой сидения летчика. Щиток управления радиостанцией — над правым пультом кабины. Антенна — двухлучевая, натянута между мачтой и верхней частью фонаря за спиной летчика.

Антенна снабжена амортизатором для целости канатика и обеспечения натяга при разных аэродинамических нагрузках на лучи антенны. Привод понижения введен вовнутрь полой мачты. Все агрегаты радиостанции соединены между собой экранированными кабелями.

Для обеспечения устранения помех и хорошего противовеса радиостанции радиоприему от переменных электрических контактов осуществлена металлизация самолета (с 15-й серии) — все железные части соединены между собой проводниками (бронзовой лентой, пленкой либо проводом).

2.По рекомендациям ЦАГИ улучшена аэродинамика самолета. Хвостовое колесо выполнено частично убирающимся (с 19-й серии). Подкос, жестко соединяющий верхнюю часть палки с фермой фюзеляжа, заменен пневмоцилиндром уборки палки. В выпущенном положении костыль удерживался шариковым замком пневмоподъемника, а в убранном — шнуровыми резиновыми амортизаторами. Отверстие в фюзеляже по окончании уборки хвостового колеса закрывалось лобовым щитком.

 Установлены дополнительные щитки, всецело закрывающие вырезы для колес в крыле при убранном шасси. Щитки выпускались под действием пружин, а убирались посредством особого механизма при нажатии колес.

Сдвижная часть фонаря задней кабины заменена откидывающимся на правый борт фанерным колпаком (с 17-й серии). В закрытом положении колпак снабжал плавный переход от фонаря кабины пилота к гаргроту хвостовой части фюзеляжа. Колпак удерживался замком, открываемым из кабины летчика. Поменяна конструкция газоотводных труб пулеметов (с 17-й серии).

Отверстия в капоте под газоотводные трубы закрыты съемными заглушками на хомутах. Пороховые газы выводились из газоотводных труб вперед.

Вместо звеньеотводов установлены звеньесборники, что разрешило ликвидировать отверстия в зализах и капоте и обеспечить сохранение звеньев для повторного применения. Уменьшены радиусы желобов под пулеметы в капоте двигателя.

3.Для сокращения длины разбега установлено управление форсажом двигателя; принудительное открытие дроссельной заслонки нагнетателя, что увеличивало количество воздуха, поступающего в двигатель и следовательно, увеличивало его мощность. Ручка управления форсажем устанавливалась на левом пульте на одной оси с сектором обычного газа и высотным корректором.

4.Установлена совокупность заполнения бензобаков нейтральным (выхлопным от двигателя) газом (с 14-й серии) по поменянной, испытанной в полете и утвержденной НИИ ВВС схеме.

5.Электрические бензиномеры заменены механическими поплавкового типа, установленными на правой и левой консолях крыла на средних бензобаках (с 16-й серии). Указатели бензиномеров размещены под верхней обшивкой крыла и прикрыты плексигласом, разрешающим летчику из кабины смотреть за стрелками бензиномеров.

6.Произведена перекомпоновка приборной доски (с 31-го самолета 16-й серии). С приборной доски снят плексиглас, помогавший для равномерного распределения светового потока на шкалах устройств. Освещение приборной доски производилось отраженным светом при помощи фальшборта. С правой панели сняты вольтамперметр (благодаря отсутствия прибора) и указатель электрического бензиномера с сигнализацией уровня бензина в бензобаках (благодаря замены электрического бензиномера механическим).

На левой панели приборной доски не считая сигнализации положения шасси установлена сигнализация положения хвостового колеса.

7.Сделана фиксация подвижной части фонаря в крайнем заднем положении (для предотвращения самопроизвольного надвигания фонаря вперед в полете); установлен цилиндр, снабжающий установку щитков крыла в два положения: 0° и 55° (вместо 0°, 15° и 55°). Отклонение на 15°, которое предполагалось применять для сокращения длины и времени разбега и для уменьшения радиуса и времени виража, выяснилось ненужным; с левого пульта снята ручка регулировки натяжения плечевых ремней с механизмом регулировки; снята совокупность пневмоперезарядки пушки (с 31-го самолета 15-й серии); покинута механическая совокупность перезарядки; снят редуктор пневмосистемы, в связи с чем давление воздуха в сети увеличилось с 35 до 50 ат.

Оружие Як-7А не отличалось от оружия Як-7 и складывалось из мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов и двух синхронных пулеметов ШКАС с неспециализированным боезапасом 1000 патронов. Произведены только кое-какие конструктивные улучшения в установке оружия.

Завод № 153, осваивая серийный выпуск самолетов Як-7А, допустил ухудшение их летных черт: если сравнивать с УТИ-26-2 большая скорость снизилась у почвы до 476 км/ч, на высоте 5000 м — до 550 км/ч (на лыжах — 440 и 520 км/ч), время комплекта высоты 5000 м увеличилось до 6,8 мин. В следствии улучшения аэродинамики большая скорость Як-7А если сравнивать с Як-7 увеличилась во всем диапазоне высот с лыжным шасси на 10 км/ч и с колесным шасси на 20 км/ч (до 495 км/ч у почвы и до 571 км/ч на высоте 5000 м); время комплекта высоты 5000 м составляло 6,42-6,8 мин.

Зимний период 1941-1942 гг. Як-7А, как и Як-1, выпускался и эксплуатировался с лыжным шасси и с зимней меловой окраской. На лыжах большая скорость во всем диапазоне высот уменьшалась на 30-40 км/ч, время комплекта высоты 5000 м возрастало на 0,7-0,9 мин, дальность полета на 0,9 большой скорости на высоте 5000 м уменьшалась на 50-60 км.

Протяженность разбега возрастала на 100 м, протяженность пробега уменьшалась на 130-150 м (из-за большего трения лыж о снег).

Ухудшение летных данных Як-7А с лыжным шасси разъясняется повышением сопротивления благодаря не хватает плотного прилегания лыж к крылу, и повышением полетной массы на 73 кг.

Зимняя меловая окраска снижала большую скорость на 7-10 км/ч и пара ухудшала другие летно-технические характеристики.

По технике пилотирования Як-7А с лыжным шасси практически ничем не отличался от Як-1. Что же касается посадки, то она была кроме того несложнее, поскольку при неточностей (посадка с креном) самолет практически не «козлил».

Лыжа, изготовленная на заводе № 153, имела древесную конструкцию и складывалась из комплекта лонжеронов, диафрагм, бобышек, полоза, склеенного из 13 планок (ясеневых либо из сибирской лиственницы). Каркас лыжи планировал на клею (казеиновом либо ВИАМ Б-З), шурупах и оцинкованных гвоздях. Вверху он обшивался фанерой толщиной 3 мм с последующей окраской. По бокам лыжа окантовывалась листовым алюминием толщиной 0,5 мм.

На верхней части лыжи устанавливался кабан с лапами, изготовленный из хромансилевых труб, и имелись втулки для крепления к полуоси стойки и замковые механизмы. Лыжа палки — неубирающаяся, древесной конструкции.

Головной Як-7А — эталон для серийной постройки на 1942 г. воображал собой серийный самолет Як-7 № 14-11 завода № 153, на котором ОКБ А.С.Яковлева осуществило вышеуказанные измения для восстановления летных черт, ухудшившихся в ходе серийной постройки. Самолет был модифицирован в конце 1941 г. и проходил совместные опробования (заводские и национальные) с 16 января по 22 февраля 1942 г. на заводе № 153.

Самолет испытывался с лыжным и колесным шасси до и по окончании внесения в его аэродинамику и конструкцию трансформаций. Опробования проводила бригада в составе: ведущий летчик Н.С.Рыбко (ЛИИ), ведущие инженеры А.Т.Степанец (НИИ ВВС), П.С.Лимар (ЛИИ) и К.В.Тарутин (завод № 153).

Было произведено 30 полетов для определения летных характеристик и полётов и отстрела 288 вооружения по кругу с посадками для проверки эксплуатационных качеств лыж. Неспециализированный налет — 27 ч. 4 мин.

Як-7А выпускался на заводе № 153 в январе-мае 1942 год, всего было выстроено 277 самолетов, а также за январь-февраль — 13.

Як-7А замечательно показал себя в воздушных битвах с истребителями Me-109 и FW-190. Прославленный 434 ИАП (32 Гвардейский) Храбреца СССР И.И.Клещева сбил с июня по август 1942 года 90, а всего за время нахождения на Сталинградском фронте 163 самолета соперника, т.е. больше, чем другая дивизия.

Як-7А владел высокой живучестью. По окончании повреждения в сражении самолеты вели себя замечательно. Был случай успешного возвращения самолета на собственный аэропорт, в то время, когда: были разбит правый элерон, оторван кусок плоскости с нервюрами и обшивкой до элеронов; сорван носок крыла до переднего лонжерона; снесена полотняная обшивка руля поворота и со всей боковины фюзеляжа; отбита часть консоли руля и половина стабилизатора высоты; пробита тяга управления посадочными щитками — самолет создавал посадку с одним выпущенным и одним вольно висевшим щитком; многократно пробиты пояса лонжеронов, тяги элеронов и другие крайне важные конструктивные элементы.

ЛТХ:

Модификация: Як-7А
Размах крыла, м: 10,00
Протяженность, м: 8,50
Высота, м: 2,75
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2450
-обычная взлетная: 2935
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПА
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 495
-на высоте: 571
Практическая дальность, км: 643
Скороподъемность, м/мин: 779
Практический потолок, м: 9500
Экипаж: 1
Оружие: 1 х 20-мм пушка ШВАК (боезапас 120 снарядов), 2 х 7.62-мм пулемета ШКАС (1000 патронов), 6 х РС-82.

Истребитель Як-7А — первая серийная модификация Як-7. НИИ ВВС. Март 1942 г.

Истребители Як-7А на стоянках.

Истребитель Як-7А на лыжном шасси.

Як-7А. Рисунок.

Як-7А первых серий. Схема.

Як-7А первых серий на лыжном шасси. Схема.

Як-7А начиная с 19-й серии. Схема.

Як-7А. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода ВОВ.
Время и Авиация. Константин Косминков. Многоликий Як-7.
Крылья Отчизны. Вячеслав Кондратьев. Як-7. Три эскиза.
Антология Як. (Airfield.narod.ru).

На Ладоге нашли истребитель Як-7 времен войны

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: