Истребитель як-1б.

      Комментарии к записи Истребитель як-1б. отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.Истребитель як-1б.

Истребитель Як-1Б стал квинтэссенцией всех работ по улучшению Як-1 в первой половине 40-ых годов XX века. Начало им было положено в ЦАГИ, где с 24 мая по 10 июня 1942 года велись изучения с целью изыскания дорог увеличения эффективности водо- и маслорадиаторов, а с 20 по 26 июля 1942 года — с целью разработки мероприятий по увеличению большой скорости. Ведущий инженер изучений — А.И.Сильман (ведущий инженер по Як-1 в 1-й лаборатории ЦАГИ).

Эти работы продемонстрировали, что достаточно несложными и дешёвыми для серийного производства средствами (изменением и герметизацией форм туннелей масло- и водорадиаторов, улучшением форм всасывающего и выхлопных патрубков, герметизацией фюзеляжа) возможно расширить большую скорость на 25-28 км/ч, а вдруг обеспечить уборку хвостовой опоры и полное закрытие куполов шасси, то — на 33-38 км/ч.

По рекомендациям ЦАГИ в ЛИИ НКАП был переоборудован и в августе-сентябре 1942 года прошел летные опробования Як-1 № 0868 с мотором М-105ПФ. В его конструкцию с целью улучшения работы совокупностей охлаждения воды и увеличения и масла большой скорости были внесены следующие трансформации:

1. По водорадиатору:
-поменян профиль верхней передней стены входной части туннеля;
-увеличен движение регулирующей заслонки на 50 мм (до 350 мм);
-произведена герметизация туннеля.

2. По маслорадиатору:
-уменьшена на 40 % площадь входной части туннеля и сам туннель удлинен до 225 мм;
-удлинена выходная часть туннеля до 410 мм, а профиль ее верхней стены выполнен более плавным;
-увеличен движение регулирующей заслонки на 80 мм (до 340 мм);
-произведена герметизация туннеля.

3. Поменяна расположение и форма сечения всасывающего патрубка нагнетателя.

4. Установлены обтекатели на выхлопные патрубки, на выход трубы продувки картера мотора и кронштейны управления элеронами.

5. Установлен обтекатель-козырек на сдвижную часть фонаря кабины.

6. Произведена герметизация фюзеляжа (загерметизирована противопожарная перегородка, установлены фанерная перегородка за бронеспинкой и матерчатая — за водорадиатором).

7. Установлен обтекатель входного отверстия кожухов пулеметов и заделаны патрубки для отвода пороховых газов.

8. Поменяно сопряжение хвостового оперения с фюзеляжем.

9. Уменьшены до 6-7 мм щели между элеронами и крылом.

По итогам опробований внесенные в конструкцию трансформации дали прирост скорости на 23 км/ч (у автомобили № 0868 на высоте 3500 м скорость стала 594 км/ч, а у серийного Як-1 на высоте 3650 м — 571 км/ч). Скороподъемность осталась без трансформаций. Повышение скорости возможно было вычислять гарантированным, потому, что на опробования Як-1 № 0868 поступил по окончании эксплуатации в части, т.е. с полным комплектом взятых ухудшений аэродинамических форм: нарушениями лакокрасочного покрытия, вмятинами в железных подробностях, нехорошей подгонкой лючков и зализов.

Параллельно с изучениями в ЦАГИ КБ также предприняло последовательность шагов по улучшению летно-тактических особенностей серийных самолетов. На умелом заводе № 115 НКАП на самолете № 1047 были выполнены работы по обеспечению и облегчению конструкции кругового обзора из кабины летчика. Облегчение было сделано по уже отработанной схеме методом снятия пулеметов ШКАС и установки железного хвостового оперения.

Для уменьшения лобового сопротивления была предусмотрена уборка хвостовой опоры. Но основной изюминкой, само собой разумеется, было новое остекление фонаря и пониженный, в связи с его установкой, гаргрот фюзеляжа. Заводские опробования, закончившиеся 25 июня 1942 года (летчик-испытатель П.Федрови), продемонстрировали большое улучшение маневренности в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Комплект высоты за боевой разворот составил 1200-1300 м, а время виража сократилось до 16-17 с. Несравненно лучше стал обзор, причем установка зеркала разрешала летчику вести наблюдение за задней полусферой (ЗПС) без поворота головы.

Но мысль облегчения автомобили за счет ослабления оружия, как мы знаем, не отыскала помощи у военных. Исходя из этого в том же месяце на заводе № 115 подвергся переделкам и восстановительному ремонту Як-1 № 3560. Как и на прошлом примере, на нем был срезан гаргрот и установлен новый каплевидный фонарь с зеркалом обзора ЗПС. Но козырек фонаря был выполнен с прямыми стеклами.

У самолета № 1047 он был беспереплетным. Кроме того на умелом заводе не удалось избежать волнистости плексигласа, которая искажала видимость. В условиях серийного производства беспереплетный козырек был бы еще нехорошего качества, и от него было нужно временно отказаться (потом таковой козырек установили на Як-3). На машине № 3560 были установлены переднее и заднее бронестекла (на самолете № 1047 стоял лишь макет заднего).

Не считая бронестекол и бронеспинки (со срезанным верхом) летчик был защищен броненадголовником, установленным на неподвижной части фонаря, и бронеподлокотником для левой руки.

Оружие также было поменяно, но как следует. Вместо двух пулеметов винтовочного калибра, каковые уже не удовлетворяли современным требованиям, — соперник также усиливал бронирование и защиту собственных самолетов — поставили один синхронный крупнокалиберный пулемет УБС («вместо двух» — это довольно серийных автомобилей, поскольку Як-1 № 3560 ранее подвергся мероприятиям по облегчению и пулеметы ШКАС на нем не находились). Боекомплект к пулемету УБС складывался из 200 патронов.

Изменилось и управление огнем. Механический и пневмомеханический спуски пулемётов и пушки были заменены на электрический и пневмоэлектрический соответственно, приводимые в воздействие от спускового крючка и спусковой кнопки на ручке управления. Новая ручка, сделанная по типу ручки Bf.109, разрешала вести пламя лишь правой рукой, оставляя левую свободной для управления режимами работы мотора при маневрировании.

Все эти трансформации были внесены в расчете на запущенный в серийное производство мотор М-105ПФ.

Тактические качества Як-1 возросли так, что А.С.Яковлев 1 июля 1942 года обратился к наркому авиационной индустрии прося о выпуске войсковой серии в 20 самолетов с подобными трансформациями и отправке их на фронт для проверки в боевых условиях.

Преимущества были столь очевидны, что войсковую серию строить не стали. Распоряжением ГКО от 11 августа 1942 года было дано распоряжение директору завода № 292 о внедрении в серию трансформаций, опробованных на Як-1 № 3560. Помимо этого, распоряжением предусматривалась установка на модифицированных «яках» маслорадиатора по типу Як-7, винта ВИШ-105, всасывающего патрубка нагнетателя с пылефильтром конструкции ЦАГИ и убирающейся хвостовой опоры.

Сроки устанавливались следующие: первые 10 автомобилей изготовить в сентябре, 100 автомобилей — в октябре, а с ноября производить лишь новые Як-1 (позднее приказом наркома авиационной индустрии от 2 октября 1942 года полный переход на выпуск «яков» с улучшенным обзором предписывалось начать с 10 октября).

С заданием завод справился. Оговоренное распоряжением количество Як-1Б в заданные сроки вышло из заводских цехов. Наименование новой модификации почему-то не прижилось, не смотря на то, что и употреблялось везде. Наименование «Як-1СБ» показалось в следствии неточности военпреда УВВС ВМФ, что к тайному заглавию добавил открытое наименование автомобили «СБ», употребляемое на заводе. Все новшества внедрялись в производство неспешно, дабы не снизить выпуска самолетов.

Так, убирающуюся хвостовую опору начали ставить на Як-1 с 87-й серии, с 89-й серии показался маслоотражающий щиток, уменьшавший забрызгивание фонаря кабины маслом, новые вооружение и фонарь показались с 99-й серии. Потому, что опробования мер, предложенных ЦАГИ для улучшения аэродинамики, были закончены к 11 сентября, то их внедрение в серию также задержалось, началось с 15 ноября 1942 года и проводилось кроме этого неспешно. Всецело процесс завершился приблизительно к 110-й серии.

В один момент были совершены мероприятия по частичному облегчению конструкции серийных самолетов. По распоряжению ГКО от 22 сентября 1942 года с Як-1 сняли:
-фару с выключателем и предохранителем сети;
-световую сигнализацию выпущенного положения хвостовой опоры;
-экранирование электросети по окончании разъемных коробок;
-проводку обогрева часов;
-штепсельную розетку хвостового аэронавигационного огня (АНО);
-автомат давления;
-манометр оружия;
-устройство пневмо-перезарядки МП-20;
-радиополукомпас РПК-10;
-вариометр;
-трос-дублер ножного управления;
-концевой выключатель на секторе газа.

Этим же распоряжением предписывалось устанавливать на самолетах ночное светооборудование, фару, вариометр и РПК-10 лишь по особенному заказу для самолетов ПВО. Улучшению тактических особенностей самолета содействовала установка с 20 августа 1942 года на всех Як-1 радиоприемника РСИ-4, а на каждом пятом (с 1 октября на каждом четном) — радиопередатчика РСИ-3.

Исходя из этого Як-1Б с уверенностью лидировал на сравнительных контрольных опробованиях, совершённых на заводе № 292 бригадой ЛИИ НКАП совместно с летно-испытательной группой завода. Як-1Б с улучшенной штатным вооружением и аэродинамикой уступал облегченному варианту лишь в вертикальном маневре и во всех отношениях был лучше серийного Як-1.

Серийное производство Як-1Б началось с сентября 1942 года в соответствии с распоряжением ГКО от 11 августа 1942 года. В сентябре было выпущено 10 самолетов, а с октября выпускались лишь самолеты Як-1Б. Всего их было выстроено 4188.

С 10 декабря 1942 года по 28 января 1943 года самолеты Як-1Б проходили войсковые опробования на боевое использование в 32 ГвИАП 210 ИАД 3 ВА (Калининский фронт) и в 176 ИАП 283 ИАД 16 ВА (Сталинградский фронт).

За время войсковых опробований на 58 самолетах было совершено 669 боевых вылетов с налетом 6174, совершено 38 воздушных боев, из-за которых сбито 25 самолетов соперника, а также: Me-109F — 5, Ju-87 — 8, He-111 — 3, Hs-126 — 2, FW-190 — 6, Ju-88 — 1. Собственные утраты: 6 Як-1Б.

Hовая совокупность управления огнем и кабина с улучшенным обзором задней полусферы взяли высокую оценку летного состава и были приняты для установки на всех самолетах истребительного типа. Были одобрены и остальные трансформации, произведенные ОКБ. направляться подчернуть, что еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века Ю.Б.Эскин, директор завода № 301, в докладной на имя наркома авиационной индустрии А.И.Шахурина информировал, что им совместно с А.С.Яковлевым проверена возможность установки на Як-1 37-мм пушки Б.Г.Шпитального.

Проверка продемонстрировала, что пушка калибра 37 мм не может быть установлена на Як-1, потому что для ее установки потребовалось бы удлинение компоновки фюзеляжа и изменение кабины.

В ноябре 1942 года ЦАГИ был создан еще один вариант формы маслорадиатора и испытан в аэродинамической трубе Т-104 на натурном примере. Использование для того чтобы маслорадиатора дало бы повышение большой скорости на 6-8 км/ч. В июле 1943 года он был внедрен в серию, и затем к вопросам улучшения аэродинамики Як-1 не возвращались.

В мемуарах А.С.Яковлева упоминается еще один самолет с наименованием Як-1Б — фронтовая переделка Як-1 в модификацию с новым фонарем кабины и пониженным гаргротом, совершённая в полку майора Ф.И.Шинкаренко. Как удалось сейчас установить, подобные работы имели место в 42-м ИАП в первой половине 40-ых годов XX века, но объектом для модификации был не Як-1, а Як-7Б.

Известна вторая фронтовая переделка Як-1 № 4353 в Як-1Б, но совершённая в январе 1944 года в 15-х стационарных авиаремонтных мастерских (САМ) ВВС Северного флота (СФ). Так, приоритет в создании новой модификации Як-1 в собственности ОКБ.

ЛТХ:

Модификация: Як-1Б (1942 г.)
Размах крыла, м: 10,00
Протяженность, м: 8,48
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2394
-обычная взлетная: 2883
Тип двигателя: 1 х ПД М-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1180
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 531
-на высоте: 592
Практическая дальность, км: 700
Скороподъемность, м/мин: 926
Практический потолок, м: 10050
Экипаж, чел: 1
Оружие: 1 х 20-мм пушка ШВАК и 1 х 12,7-мм пулемет УБС.

Истребитель Як-1Б на опробованиях в НИИ ВВС.

Истребители Як-1Б на стоянках.

Летчики дежурного звена в кабинах истребителей Як-1Б.

Летчик Борис Еремин на истребителе Як-1Б с дарственной надписью.

Коммунистический летчик стоит у именного истребителя Як-1Б.

Техник осматривает Як-1Б на стоянке.

Технический состав на стоянке у Як-1Б.

Коммунистический летчик, капитан С.Сибири поздравляет французского пилота из эскадрильи «Нормандия» капитана Литольда с победой в воздушном бою. на стоянке истребитель Як-1Б.

Французские летчики из эскадрильи «Нормандия» играются в шахматы у Як-1Б аспиранта Ролана де ля Пуапа.

Летчики 427 ИАП на фоне истребителя Як-1Б.

Як-1Б в сборочном цехе.

Як-1Б (М-105ПФ ранних серий). Рисунок.

Як-1Б (М-105ПФ поздних серий). Рисунок.

Як-1Б. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Полигон. С.Кузнецов. Первый Як.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода ВОВ.
Время и Авиация. Константин Косминков. Тяжёлое рождение первенца.
Самолеты мира. Вячеслав Кондратьев. Предвестник победы.
Крылья Отчизны. Юрий Сергеев. «Красивый мужчина» торопился на фронт.
«Война в воздухе» No.31-34. Истребители Як-1/3/7/9 во Второй мировой.
Антология Як. (Airfield.narod.ru).

Спасаем Сталинград на Як-1б | Машина Дедабогов War Thunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Ударный истребитель лагг-3 (34 серия).

    Разработчик: Лавочкин, Горбунов, Гудков Страна: СССР Первый полет: 1942 г. самые значительные трансформации были внесены в ЛаГГ-3 предназначенный для…

  • Двухместный истребитель ди-6 (цкб-11).

    Разработчик: Кочеригин, Яценко Страна: СССР Первый полет: 1934 г. В середине 20-х годов, в эру расцвета бипланов, ВВС многих государств уделяли заметное…

  • Истребитель як-7.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1941 г. Еще до принятия на вооружение истребителей ЛаГГ-3, МиГ-3 и организации-1 и як их массового…

  • Истребитель як-7б.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1942 г. Як-7Б с двигателем М-105ПА воображал собой предстоящее развитие серийного Як-7А и отличался…

  • Истребители wkf d.i. австро-венгрия

    Австрийская компания Wiener Karosseriefabrik была основана в июне 1913 года и первоначально ее продукцией были кузова легковых и грузовиков,…

  • Истребитель як-1.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1940 г. Як-1 — первый и один из главных истребителей семейства»Як», ставший базисным для типов и…