Истребитель и-30.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.Истребитель и-30.

Негромкой весенней ночью 1941 года в тесном авиационном тире Центрального аэропорта, размешавшегося в ту пору в дальнем углу летного поля, недалеко от нынешнего стадиона ЦСКА, готовили к стрельбе новый истребитель с невиданно замечательным оружием — тремя пушками и четырьмя пулеметами.

Двигатель запустился легко, скоро собрал рёв и обороты его, казалось, до предела заполнил гулкое помещение тира. Но вот прогремели первые залпы. Их громовые раскаты всецело заглушили рокот тысячесильного мотора.

А звуковая волна была такой мощной, что полопались электролампы освещения. Наступившую темноту рассеивали только язычки пламени, плясавшие на обрезах стволов пушек и пулемётов.

Двумя днями позднее опробования оружия продолжили: в этом случае И-30 — новый истребитель конструкции А.С.Яковлева — «дырявил» уже воздушные мишени, а через пара дней боевые качества автомобили подверглись еще одной проверке.

Летчик-испытатель А.Г.Кочетков, пилотировавший И-30, увидел истребитель «соперника», в то время, когда тот был совсем на большом растоянии. Пилот другого самолета также, по всей видимости, нашёл И-30, по причине того, что его машина быстро отправилась вверх. В ответ Кочетков двинул вперед сектор газа — скорости и запас высоты неоценим перед «боем». Результат маневра был в пользу Кочеткова — его истребитель успел встать выше «соперника». Крутя спираль со понижением — «тридцатый» устремился в наступление.

Пилот преследуемого самолета пробует свечей уйти вверх, но Кочетков настигает его и выводит машину из вертикали со намного большей скоростью. Два-три виража и И-30 прочно «зацепляется» за хвост «соперника». Тут, по сути, обязан бы раздаться сокрушительный пушечно-пулеметный залп, но его не последовало: данный «бой» завершал один из этапов опробований нового истребителя, а условным соперником был отечественный МиГ-3.

В тот последний мирный год маленькой коллектив ОКБ А.С.Яковлева трудился с громадным напряжением. Война для создателей самолетов практически уже началась — цехи и конструкторский зал умелого завода рабочие, техники и инженеры покидали лишь для короткого отдыха. Практически каждые два-три месяца на испытательный аэропорт прибывали шепетильно укрытые чехлами новые самолеты.

За И-26 — первым истребителем А.С.Яковлева, взлетевшим в первой половине 40-ых годов двадцатого века, в атмосферу поднимается УТИ-26, за ним — высотный И-28, самая скоростная советская предвоенная машина, позже двухмоторный И-29. Все они имели несложную, наполовину древесную конструкцию и отличались высокими аэродинамическими чертями. Их успешные летные опробования убедили А.С.Яковлева, что конструкторскому коллективу по силам и более сложный, отвечающий самым передовым концепциям того времени истребитель.

Очевидно, базу будущей автомобили должно было составить замечательное пушечное оружие, талантливое поразить любой бомбардировщик. Дабы большая масса боеприпасов и оружия не снизила скороподъёмности и дальности, конструктор решил всецело отказаться от древесины, сделать истребитель цельнометаллическим. К тому же дюралюминиевые лонжероны занимали намного меньше места в крыле — это разрешало разместить в том месте более емкие баки для горючего.

Дабы в должной мера оценить своевременность появления автомобили для того чтобы класса, нужно отыскать в памяти, что в предвоенные годы многие военные и зарубежные политики эксперты пребывали под влиянием теории итальянского военного теоретика генерала Дуэ, в соответствии с которой победу в войне имели возможность обеспечить лишь бомбардировочные армады. Вот из-за чего авиаконструкторы государств-членов Евросоюза уже в то время начали заниматься поисками действенных средств защиты от будущих массированных налетов.

Осознавали это и у нас, причем советские авиаконструкторы заметили необходимость создания многопушечных истребителей раньше вторых. Подтверждение тому и умелый 2-хпушечный истребитель Н.Н.Поликарпова И-16 истребители 12 и тип ИП-1 и ИП-3 Д.П.Григоровича, вооруженные крупнокалиберными динамореактивными пушками. И наконец — цельнометаллический, трехпушечный И-30.

Всего пара месяцев заняли постройка и проектирование данной автомобили. Уже в феврале 1941 года летчик-испытатель П.Я.Федрови совершил на ней первый полет. Но опробования шли не столь гладко, высотный мотор — М-105П с нагнетателем, — установленный на истребитель, преподносил сюрприз за сюрпризом.

По окончании нескольких отказов в воздухе, по окончании чуть не приведшего к трагедии пожара, было нужно заменить его на серийный М-105П.

«Мучения» с новой машиной, как по мановению чудесной палочки, закончились. Ее боевые качества были такими многообещающими, что к подготовке массового производства «тридцатки» приступили еще до завершения опробований, изготовили технологическую оснастку, создали задел подробностей: чертежи передали на серийный завод…

Начало ВОВ внесло жёсткие коррективы в сроки и планы выпуска новой автомобили. Но, не обращая внимания на воистину смелые упрочнения инженеров и рабочих, запустить в серию цельнометаллический истребитель в условиях армейского времени выяснилось неосуществимым. Присвоенный было ему индекс Як-3 перешел к совсем второму истребителю.

Неудача с запуском в серию И-30 вынудила искать новые варианты усиления боевой мощи истребителя. Одно направление, которое воображал Як-7М, вооруженный тремя пушками ШВАК калибра 20 мм, — это модернизация серийных автомобилей. Второй путь избрал Н.Н.Поликарпов, создав истребитель ИТП с замечательным двигателем М-107П в 1700 л.с. и тремя пушками — одной калибра 37 мм, стрелявшей через вал винта и двумя двадцатимиллиметровыми, установленными в крыльях.

Производство трехпушечных истребителей конструкции А.С.Яковлева отечественная промышленность смогла освоить лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века, другими словами приблизительно в тот же период, в то время, когда на фронте показались и трехпушечные «мессершмитты».

Описание конструкции.

В отличие от предшествующих и многих последующих истребителей А.С.Яковлева, истребитель И-30 имел цельнометаллическую конструкцию.

Фюзеляж автомобили был образован фермой, сваренной из металлических труб. Носовая часть закрывалась дюралюминиевыми крышками-люками, закрепленными на замках типа «дзус». При необходимости крышки легко раскрывались, снабжая эргономичный доступ к оборудованию и элементам конструкции.
В хвостовой части к ферме крепилась легкая опалубка из древесных реек, на которую натягивалась полотняная обшивка. Верхний гаргрот фюзеляжа делали из фанеры.

Цельнометаллическое двухлонжеронное крыло складывалось из центроплана и двух отъемных консолей. Профиль его Кларк YH с относительной толщиной 15% в корневой и 7,65% в концевой части. Крыло снабжалось автоматическим предкрылком, что в те годы считалось перспективной новинкой.

При полете на громадных углах атаки предкрылок под действием аэродинамических сил выпускался, что давало предупреждение срыв самолета в сваливание и штопор на крыло при исполнении виражей. Многим истребителям данный элемент горизонтального оперения был нужен, но, как продемонстрировали опробования, геометрия крыла И-30 снабжала хорошие характеристики и без автоматических предкрылков. Больше на истребителях А.С.Яковлева они не использовались.
Для понижения посадочной скорости крыло снабжалось щитком из четырех секций, отклонявшихся па 50°. Элероны имели железный каркас и полотняную обшивку, на левом элероне размешался триммер.

Горизонтальное и вертикальное оперение, как и на всех истребителях этого КБ, образовано профилем RAF-30 с относительной толщиной 10%. стабилизатор и Киль — двухлонжерониые. Рули с лонжеронами из алюминиевых труб обшивались полотном.

Такое оперение употреблялось после этого на як-7 и як-9.

Шасси И-30 — с консольным креплением колес, амортизаторы телескопические жидкостно-газовые. выпуск и Уборка шасси, и управление посадочным щитком и тормозами колёс — посредством сжатого воздуха.

Первоначально на И-30 устанавливался двигатель М-105П с нагнетателем, что соответствовало концепции истребителя для борьбы с высотными бомбардировщиками. К сожалению, довести его удалось только к 1943 году, а в 1941-м по окончании нескольких поломок мотора в воздухе на И-30 установили серийный М-105П без нагнетателя.

В исходном варианте И-30 был вооружен тремя пушками ШВАК калибра 20 мм и двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС. В будущем конструкторам удалось разместить над двигателем еще два ШКАСа.

Кабина И-30 скомпонована весьма удачно, она взяла высокую оценку у летчиков и стала собственного рода стандартом для всех истребителей. Приборная доска складывалась из пяти частей, па которых размешались все устройства, нужные для полетов днем и ночью, в несложных и сложных метеоусловиях. Панели ее окрашивались в черный цвет, а вся кабина изнутри — в светло-серый.

Самолет имел обычную окраску — снизу светло-голубую, а сверху камуфляжную.

ЛТХ:

Модификация: И-30
Размах крыла, м: 9,74
Протяженность, м: 8,48
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 17,36
Масса, кг
-безлюдного: 2550
-взлетная: 3130
Тип двигателя: 1 х ПД М-105П
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 476
-на высоте: 571
Практическая дальность, км: 975
Скороподъемность, м/мин: 714
Практический потолок, м: 9000
Экипаж: 1
Оружие: 3 х 20-мм пушки ШВАК (неспециализированный боезапас 360 снарядов) и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (с неспециализированным боезапасом 1500 патронов).

Умелый истребитель И-30-I.

Умелый истребитель И-30-I.

Умелый истребитель И-30-I.

Умелый истребитель И-30-II.

Умелый истребитель И-30-II.

И-30-I. Схема 1.

И-30-I. Схема 2.

И-30-II. Схема.

И-30-I. Схема. (в левом верхнем углу И-30-II).

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители Як периода ВОВ.
Моделист-Конструктор. Вячеслав Кондратьев. Пушки в воздухе.
Самолеты мира. Вячеслав Кондратьев. Предвестник победы.
Анталогия Як (airfield.семь дней.ru).

Су-30СМ — многоцелевой истребитель. История и описание

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Истребитель и-4 (ант-5).

    Разработчик: АГОС ЦАГИ Страна: СССР Первый полет: 1927 г. Все отечественные истребители финиша 1920-х годов в чем-то первенствовали . И-4 являлся первым…

  • Пушечный истребитель ип-1 (дг-52).

    Разработчик: Григорович Страна: СССР Первый полет: 1934 г. В первой половине 30-ых годов XX века под установку ДРП Курчевского Д.П.Григорович производит…

  • Пушечный истребитель и-12 (ант-23).

    Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1931 г. И-12 (АНТ-23) стал одним из первых истребителей, намерено созданных под динамореактивные…

  • Многоцелевой истребитель миг-9м (и-308 фр).

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1947 г. Истребитель МиГ-9М, взявший кроме этого заводское обозначение И-308 и шифр «ФР»,…

  • Истребитель-перехватчик миг-19п.

    Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1954 г. В один момент с разработкой фронтового истребителя и однодвигательного перехватчика…

  • Истребитель и-14 (ант-31).

    Разработчик: КОСОС ЦАГИ, П.О.Сухой Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Большая часть авторитетных отечественных и зарубежных историков авиации уверен в…