Истребитель hawker «hurricane» mk.ii.

      Комментарии к записи Истребитель hawker «hurricane» mk.ii. отключены

Разработчик: Hawker
Страна: Англия
Первый полет: 1940 г.Истребитель hawker «hurricane» mk.ii.

Завершение «битвы за Англию» разрешило снова обратить внимание на недочёты «Харрикейна». Так же, как и прежде отказаться от серийного выпуска данной автомобили казалось неосуществимым, но возможно было выделить ресурсы для ее модернизации. Она шла по двум главным направлениям — совершенствование мотоустановки и усиление оружия. Но главным методом все-таки остались попытки замены двигателя «Мерлин: III на усовершенствованные модели того же проверенного мотора.

Самым перспективным смотрелся «Мерлин» XX с двухступенчатым нагнетателем, развивавшим тогда 1185 л.с. При фактически тех же незначительном увеличении и габаритах веса он сулил значительное улучшение скоростных качеств, в особенности на больших высотах и средних. Такое сочетание разрешало без понижения темпов производства пара поднять эти истребителя.

«Мерлин» XX в первый раз облетали на «Харрикейне» 11 июня 1940 г. В полете удалось достигнуть скорости 565 км/ч. Серийные автомобили сейчас давали не более 515-530 км/ч. По окончании последовательности доработок (поменяли радиатор, увеличили зеркало заднего обзора и добавили кое-что из оборудования) вес пара возрос, и большая скорость упала до 560 км/ч.

Новая модификация, названная «Харрикейн» Мк.II, весьма скоро отправилась в серию: уже в первых числах Сентября 1940 г. все истребители, сходившие с конвейера в Лэнгли, оснащались «Мерлином» XX. Через два месяца по окончании израсходования запаса ветхих моторов на выпуск модификации Мк.II перешли другие фабрики.

4 сентября английские ВВС приняли первые «Харрикейны» Мк.II. Их взяла 111-я эскадрилья. Автомобили официально именовались Мк.IIА серия 1 и несли оружие из восьми пулеметов. Но это было явлением временным, связанным с дефицитом пулеметов «Браунинг». Еще в начале 1940 г. был создан проект оснащения «Харрикейна» двенадцатью пулеметами.

Еще две пары разместили в консолях, существенно ближе к финишам крыла.
Серия 2 практически являлась переходной к модификации IIВ, которую начали производить в Лэнгли в ноябре 1940 г. Она была вооружена 12 пулеметами и имела замки и топливную проводку для применения подвесных баков. Такие баки емкостью 166 л придумали вначале для перегонки самолетов на громадные расстояния. В первый раз они были опробованы в полете в мае 1940 г, После этого конструкцию усилили так, дабы истребитель с баками имел возможность маневрировать в сражении, и вдобавок позднее сделали сбрасывающимися.
Значительно позднее на Мк.IIВ показалась бомбовая подвеска. По мере насыщения английских ВВС «Спитфайрами» «Харрикейны» начали оттесняться на второстепенные театры боевых действий и на роль самолета яркой помощи. Для действенных действий по наземным целям потребовался второй ассортимент оружия, первым делом, бомбы. В апреле 1941 г. в Боскомб-Даун испытали «Харрикейн» Мк.I, под крыльями которого висели две бомбы по 113 кг.

Министерство авиации одобрило эту попытку перевоплотить «Харрикейн» в истребитель-бомбардировщик. Конструкторы Кэмма спроектировали подобную подвеску для модификации IIВ. Дабы упрятать в крыло балки бомбодержателей и тросовую проводку к замкам, было нужно снять четыре пулемета — по два крайних из каждого крыла.

Самолет удачно испытали в мае 1941 г. Потом часть автомобилей вправду переоборудовали подобным образом, но большая часть последующих взяли усовершенствованный вариант подвески — с сохранением всех 12 пулеметов. С февраля 1941 г. самолеты типа Мк.IIВ выпускались и в тропическом варианте с дополнительными воздушными фильтрами.

Следующим шагом в совершенствовании «Харрикейна» стало оружие самолета пушками. Работы в данной области начались еще до войны. В то время, когда в конце 1938 г. английские армейские собрались приобрести лицензию на 20-мм авиапушку, решено было опробовать швейцарскую «Эрликон» и французскую «Испано». Для отстрела в воздухе министерство авиации заказало компании «Хоукер» «Харрикейн» с двумя пушками «Эрликон» — по одной в каждом крыле.

Эту машину подняли в атмосферу 24 мая 1939 г. Под пушечное оружие переделали истребитель ранней серии с мотором «Мерлин» II и двухлопастным винтом. Все пулеметы сняли, усилили крепление стрелкового прицела. При взлетном весе, равном 2803 кг, большая скорость была около 485 км/ч.

По окончании заводских опробований самолет передали в центр ААЕЕ в Мартлшем-Хис. Эту машину вычисляли легко летающим стендом — по бытовавшему тогда точке зрения, «Харрикейн» был через чур легок, дабы нести пушечное оружие.
В дни «битвы за Англию» об этих опытах отыскали в памяти. Сейчас на «Харрикейны» решили поставить сходу четыре пушки. Проект подготовили в мае 1940 г. Это снова был экспериментальный вариант, предназначенный чтобы проверить, а выдержит ли истребитель отдачу четырех орудий. Компании дали использовать один из истребителей «Харрикейн» Мк.I, прибывших в Лэнгли на ремонт. 7 июня 1940 г. Дик Рейнелл оторвал эту машину от взлетной полосы в Лэнгли.

Самолет весил 3376 кг, и скорость упала до 467 км/ч; но направляться учесть, что это был уже потрепанный истребитель с изношенным мотором. За дюжиной полетов в Лэнгли последовал отстрел пушек на земле и в воздухе на полигоне в Боскомб-Даун, и уже 19 августа боевая 151-я эскадрилья приняла машину на войсковые опробования. Документальных свидетельств участия пушечного «Харрикейна» в воздушных битвах, увы, не сохранилось.

Ободренная успехом, в ноябре компания «Хоукер» получила разрешение забрать с ремонтных баз 30 наборов поврежденных крыльев. В мастерских компании их кустарно переделали под пушечное оружие и смонтировали на выходящих из ремонта истребителях. Первый из них взлетел 5 декабря. Это были разношерстные автомобили различных разных серий и заводов. Все они взяли пушки с магазинным едой, винты Ротол RX.5/5 и элероны с железной обшивкой.

Дабы уменьшить вес, сократили запас горючего. На первых трех самолетах зафиксировали большую скорость около 470 км/ч. Но крыльев в итоге сделали больше, чем требовалось для ремонтируемых автомобилей. Их стали ставить на новые «Харрикейны» Мк.II. Первый таковой истребитель, что облетал пилот Сет-Смит 6 февраля 1941 г. и начал считаться опытным образцом пушечной модификации Мк.IIС.

На нем устанавливались пушки не с барабанным, а с ленточным едой по типу установки, спроектированной для истребителя «Тайфун». В феврале три полукустарных «Харрикейна» Мк.IIС прибыли в Боскомб-Даун для прохождения опробований. При весе около 3680 кг скорость удержалась на приличном уровне — около 540 км/ч (за счет большей мощности мотора «Мерлин» XX). Кроме того с тропическим фильтром (при весе 3755 кг) она не опускалась ниже 515 км/ч.

С мая 1941 г. в Лэнгли началось настоящее серийное производство модификации Мк.IIС. В следующем месяце новые автомобили стали поступать в строевые части.

Не смотря на то, что официально машина считалась дневным истребителем, на практике в этом качестве ее использовали мало — уж через чур громадна была отличие в скороподъёмности и скорости с мессершмиттами и показавшимися позднее «фокке-вульфами», Но «Харрикейн» освоил множество вторых «профессий» — ночного истребителя, дневного и штурмовика истребителя-и ночного бомбардировщика, спасательного самолёта и ближнего разведчика. Это обусловило продолжение массового производства самолета кроме того в условиях постоянного совершенствования истребительной авиации соперника.

Сокровище «Харрикейна» Мк.IIС как штурмовика возросла по окончании оснащения его реактивными боеприпасами. Он стал первым английским одноместным истребителем, взявшим подобное оружие. Самолет нес восемь ракет типа UP. Предназначали их, первым делом, для поражения маленьких судов. Не смотря на то, что из-за нехороших баллистических черт точность была низкой, дешевизна и простота ракетного оружия стали причиной его применению и массовому производству.

Массу боеголовки в ходе доводки увеличили с 18 кг до 27 кг, а число ракет на истребителе — до восьми.

«Харрикейн» Мк.IIС стал самой массовой модификацией. Фабрики компаний «Хоукер», «Глостер» и «Остин» выстроили в общем итоге 4711 самолетов этого типа. Помимо этого, под стандарт Мк.IIС переделывались истребители при капитальном ремонте, их количество неизвестно.

Автомобили типа Мк.IIС активно использовались на разных театрах военных действий, а также некое количество Мк.IIС было поставленно в ВВС СССР.

«Харрикейны» Мк.IIС строились параллельно со штурмовиками типов Мк.IID и Мк.IV. Как раз Мк.IIС, взявший имя «Ласт оф зе мэни» — «Последний из многих», стал последним, 12875-м, «Харрикейном», изготовленным в Англии. Это случилось в августе 1944 г. На протяжении серийного производства «Харрикейн» Мк.IIС мало изменился. На поздних сериях мало усовершенствовали лафеты пушек (снаружи это отразилось в перемещении амортизационных пружин).

Делались попытки улучшить обзор назад, на что шли честные нарекания летчиков. Еще в октябре 1940 г. на модификации Мк.I опробовали фонарь кабины с боковыми выштамповками прозрачных панелей по примеру «Спитфайров»разведчиков. Позднее таковой фонарь установили на умелом «Харрикейне» Мк.II, добавив два зеркала по бокам. Изображение очень сильно искажалось. В форму выштамповок последовательно внесли пара трансформации, но это не помогло.

В ряде эскадрилий в метрополии над козырьком ставили громадное зеркальце от автомобиля. На этом попытки улучшить обзор кончились.

С 1939 г. компаниями «Роллс-Ройс» и «Виккерс» велась разработка скорострельных противотанковых пушек калибра 40 мм. Наряду с этим предусматривалось их применение и на самолетах. Авиационные варианты подготовились с мая 1940 г. Через год, в мае 1941 г., министерство авиапромышленности сказало компании «Хоукер», что может дать две пушки Виккерс S. 30 мая цех в Кингстоне взялся за переделку серийного истребителя.

Две пушки подвешивались в контейнерах под крыльями, в том месте же в магазинах хранился и боезапас (15 снарядов). Из двенадцати пулеметов покинули лишь два — для пристрелки, они заряжались смесью простых и трассирующих патронов. 8 декабря из министерства пришла бумага с предложением приспособить конструкцию под другую пушку — Роллс-Ройс BF с ленточным едой.

Как ни необычно, боезапас тут был меньше — всего 12 снарядов. Оба варианта, пройдя опробования, были запущены в серию, но скоро все противотанковые автомобили, обозначенные Мк.IID, стали комплектоваться пушками Виккерс S. Прототип модели Mk.IID с регистрационным номером Z2326, пилотируемый К.Сет-Смитом, совершил первый полет 18 сентября 1941 г. Серийное производство развернули в начале 1942 г. Но его высокие боевые качества существовали лишь на бумаге.

В действительности оказалось, что точность стрельбы из 40-мм пушек очень низка, сильная отдача сбивает машину с курса. А подкрыльные гондолы так ухудшили аэродинамику самолета и его летные характеристики, что летать на нем стало легко нереально. По окончании непродолжительного применения в Северной Африке британцы «сплавили» часть этих автомобилей в СССР.

Довольно мало известно о многих «Hurricane» сражавшихся в СССР. В августе 1941 первые Мк.IIA и Мк.IIB были посланы в советское Заполярье для оружия авиакрыла RAF, складывавшегося из 81-го и 134-го дивизионов.С началом жёсткой зимы пилоты RAF возвратились назад,покинув собственные самолеты, каковые были присоединены к имевшимся пушечным «Харрикейн» Мк.IIC. Эти самолеты попали в СССР несколькими дорогами,по большей части полярными конвоями.

«Харрикейны» строились не только фабриками Англии, вместе с тем и в Бельгии, Югославии и Канаде. Канадская модель Мк.XII соответствовала британскому «Харрикейну» Мк.IIВ, она и именовалась сперва Мк.IIВ (Can). Мотор был типа «Мерлин» 29 и большинство самолетов не имела кока винта. Выпускались кроме этого истребители «Харрикейн» Мк.XIIА с оружием по типу А (8 пулеметов). Часть их них была собрана в палубном выполнении как «Си Харрикейн» XIIA.

Самолеты модификации Мк.XII поставлялись канадским ВВС, а также в СССР.

«Харрикейны» Мк.IID попали в советские ВВС по окончании снятия их с оружия дивизионов RAF в Северной Африке. 14 мая в собственном послании И.В.Сталину глава правительства У.Черчилль любезно сказал: «…остальные 200 «Харрикейнов», включая 60 «Харрикейнов» Мк.IID, будут посланы через Средиземное море и будут переданы в Басре… решено отправлять их в Басру, т.к. мы не смогли, не снимая пушек, каковые было нужно бы после этого отправлять в Тегеран, оборудовать их дополнительными баками, нужными для перелета через Африку».

«Харрикейны» в трюмах судов (условно вычислять — от Бизерты) доставлялись в Басру — 8200 морских миль, либо 25-28 дней хода. Тут коробки с самолетами выгружались, производилась средний ремонт и сборка. По окончании опробования в воздухе и приемки военпредами ИHО (Импортного управления ВВС КА) «Харрикейны» передавались летчикам 6-го ПИАП (перегоночного истребительного авиаполка), каковые доставляли их в СССР по маршруту Басра-Тегеран-Кировобад.

Перелеты проходили в непростых условиях, через два горных перевала, с одной промежуточной посадкой в Тегеране. Потому, что из Басры перегонялись по большей части бомбардировщики, то «Харрикейны» сначала попали не по назначению — в 11-й ЗБАП (Запасной бомбардировочный авиаполк). Под термином «запасной авиаполк» либо ЗАП подразумевалось звено совокупности ВВС. делавшее две главные функции: учебного центра для подготовки личного состава на конкретные типы самолетов и депо, конкретно распределявшего новые автомобили в боевые авиаполки.
4 сентября 1943 г. прибыли первые «Харрикейны» Мк.IID, серийные номера KX165, 173, 294, 296, 298, 7 сентября — KX302, 12 сентября — KX177, 230, 303, 13 сентября — KX299, 21 сентября — KX175, 181, 225, 250, 301, 423, 463, 466, 866, 25 сентября — KX166. 172, 865, 27 сентября — KX248, 418. 465. Последним в 1943 г. был KX232, прилетевший 31 октября 1943 г.
Потому, что инструкторы 11-го ЗБАП не имели опыта подготовки на «Харрикейны», скоро все полученные автомобили были переданы в 25-й ЗИАП (запасной истребительный авиаполк). В том же направлении в начале 1944 г. поступили «Харрикейны» Мк.IID KX140, 167, 169, 231, 233, 293, 297. 300, 415, 420, 461, 462. 468, 864, HW722, 724, KW773, 777 и PS444, 790. Все полученные истребители были оснащены моторами «Мерлин»XX с противопылевыми фильтрами и 40-мм пушками «Виккерс»S.

Так, из 60 обещанных «Xаррикейнов» мк.IID в строевые части советских ВВС поступили лишь 46 самолетов. ВВС СССР взяли пара десятков самолетов «Харрикейн» Мк.IV, в состав другого (сменного) оружия которых кроме этого входили 40-мм пушки. Помимо этого, два экземпляра испытывались в HИИ ВВС.

Не смотря на то, что опробования подтвердили кое-какие хорошие стороны «Харрикейна» Мк.IID — устойчивость орудийной платформы и высокую бронепробиваемость 40-мм пушек, отношение к этим самолетам ВВС КА в 1944 г. было очень негативным. А Иосиф Виссарионович, по воспоминаниям Г.К.Жукова, высказался и вовсе по-большевистски легко: «…А их «Харрикейны» — дрянь, отечественные летчики нелюбят эти автомобили.»

Закончилась история советских «Харрикейнов» Мк.IID на аэропорте Малашевичи. Тут 10.08.1944 г. 246-й ИАП получил приказ переучиться на Як-1. Hа эйфориях 12.08.1944 г. врид комполка майор Трошин вдребезги разбил KX232, а подчиненные — KX169 и HW722.
С 28.08.1944 г. полк начал приобретать «Яки» и к 1 сентября имел в составе 9 Як-1, 1 Як-7У, 1 По-2 и 22 «Харрикейна» Мк.IID, действительно, все пушки «Виккерс» еще 18 августа были сданы на склад. 17 сентября закончено перевооружение полка на Як-1. «Xаррикейны» Мк.IID №№ KX140, 175, 231, 420, 462, 465 списаны, KX165, 167, 230, 293, 294, 297, 298, 301, 303, 415. 418, 461, 466, 865, HW724 и KW773 сданы в ремонт, как годные к предстоящему применению.

Часть из них планировалось направить в 286-ю ИАД (аэропорт Брест).

Hесостоявшийся дебют «Харрикейнов» Мк.IID в советской авиации — лучший ответ на дискутировавшиеся в печати вопросы, которые связаны с практикой ленд-лиза (в частности, с британскими поставками). Как современные и качественные самолеты приобретали советские ВВС из Англии? Ответ в рапортах руководства 246-го ИАП, в них не поменяно ни слова:

Врид ком. 246 ИАП майор Трошин
Исх.156 от 30.07.1944 г. Начальнику 215 ИАД

Доношу, что самолет «Харрикейн»IID, состоящий на вооружении полка, по своим летным качествам далеко не соответствует данным, каковые приведены в тех. описании 1942 г.

Hапример:
1.Горизонтальная скорость у почвы согласно данным 427 км/час, в конечном итоге 220 миль/час (356 км/час).
2.При боевом развороте в тех.описании сообщено «набирает высоту 610 м», в конечном итоге — 450-500 м.
3.Высоту 1000 м при скорости 240 км/час набирает за 4-5 мин.
4.Самолет вооружен 2 пушками «Виккерс» 40 мм и 2 пулеметами «Браунинг» 7,7 мм.

Считаю, что самолет «Харрикейн»IID как истребитель по своим летным качествам есть устаревшим и отсталым если сравнивать с отечественными современными истребителями. Как штурмовик испытан быть не имеет возможности ввиду отсутствия брони, т.е. броня поставлена позади летчика и на капотах мотора 4 мм, что пробиваемо из автомата и винтовок на дистанции 70-80 м. Просим Вашего ходатайства перед вышестоящим руководством о перевооружении полка на современные отечественные самолеты.

Трошин (подпись).
Зам. начальника 215 ИАД по ИАС

РАПОРТ

Самолеты «Харрикейн»IID, принятые в октябре 1943 г. 246-м ИАП от 25 ЗАП Закфронта, будут в следующем состоянии:
1.Ввиду отсутствия данных в формулярах малоизвестен год моторов и выпуска самолётов, ресурс.
2.Hа всех самолетах нарушено лакокрасочное покрытие низа и фюзеляжа плоскостей.
3.Имеется загнивание полотняного покрытия на всех самолетах.
4.Ввиду разности атмосферных условий имеется отставание перкали от стрингеров фюзеляжа.
5.Воздушный винт древесный, типа Ротол, имеет на финишах лопастей большое количество трещин и выбоин, каковые заделаны латунными оковками, что нарушает весовую симметрию.
6.Резина колес имеет большое количество порезов.
7.Ввиду продолжительного времени эксплуатации бортовых большого числа и аккумуляторов зарядок последние утратили емкость и не снабжают не только запуск от электромотора, но кроме того от ручного механика (рукоятки — В.Р.).
8.аккумуляторная батарей аэродромных для запуска моторов нет и не было, что усложняет запуск моторов при групповых вылетах.
9.Связь вероятно держать на расстоянии 10-15 км с почвы, а между самолетами в воздухе отсутствует.
10.Моторы наработали в среднем 50-95 ч, запчастей нет.
11.Самолетные часы типа Смит числом 10 шт. негодны совсем, остальные трудятся с перебоями.

При предстоящей эксплуатации нужно: заменить лакокрасочное покрытие на консолях и фюзеляже, аккумуляторная батареи, свечи моторные, часы, связь.

Ст. инженер 246 ИАП Акуличев.

При всех собственных недочётах «Харрикейны» помогли советским ВВС пережить самый тяжелый период войны, во время эвакуации фабрик советской авиапромышленности на восток. Так что данный самолет — кусочек не только английской, но и отечественной истории.

ЛТХ:

Модификация: «Hurricane» Mk.II
Размах крыла, м: 12,19
Протяженность, м: 9,81
Высота, м: 3,99
Площадь крыла, м2: 23,92
Масса, кг
безлюдного самолета: 2566
обычная взлетная: 3422
большая взлетная: 3649
Тип двигателя: 1 ПД Rolls-Royce «Merlin» XX
мощность, л.с.: 1 х 1260
Большая скорость, км/ч: 529
Практическая дальность, км: 1480
Боевая дальность, км: 740
Большая скороподъемность, м/мин: 838
Практический потолок, м: 11125
Экипаж: 1
Оружие: 4 х 20-мм пушки «Hispano» либо «Oerlikon» с неспециализированным боекомплектом в 364 боеприпаса либо двенадцать 7,7-мм пулеметов в ранних модификациях.

Истребитель Hawker «Hurricane» Мк.IIA ВВС Англии.

Истребитель Hawker «Hurricane» Мк.IIA ВВС Англии.

Зарядка пулеметов на «Hurricane» Мк.IIА.

Истребитель «Hurricane» Мк.IIA ВВС РККА.

Стоянки истребителей «Hurricane» Мк.IIA ВВС РККА.

«Hurricane» Мк.IIВ с подвешенными авиабомбами в полете.

«Hurricane» Мк.IIВ с подвешенными авиабомбами.

Заправка «Hurricane» Мк.IIВ с подвесными топливными баками.

«Hurricane» Мк.IIВ c советским оружием — 2 х ШВАК, 2 х УБ и 6 х РС.

«Hurricane» Мк.IIВ c советским оружием — 2 х ШВАК, 2 х УБ и 6 х РС.

«Hurricane» Мк.IIС с подвесными топливными баками.

«Hurricane» Мк.IIС ВВС Англии в полете.

«Hurricane» Мк.IIС ВВС СССР.

Учебно-тренировочная версия «Hurricane» Мк.IIС.

«Hurricane» Мк.IID ВВС Англии.

Истребители «Hurricane» Мк.IID ВВС Англии.

«Hurricane» Мк.IID на опробованиях в НИИ ВВС КА. Декабрь 1943 г.

«Hurricane» Мк.IID на опробованиях в НИИ ВВС КА. Декабрь 1943 г.

«Hurricane» Мк.IID на опробованиях в НИИ ВВС КА. Декабрь 1943 г.

«Hurricane» Мк.IID на опробованиях в НИИ ВВС КА. Декабрь 1943 г.

Пушка «Vickers» S на истребителе «Hurricane» Мк.IID.

«Hurricane» Мк.IV с пушками Vickers S.

Истребитель «Hurricane» Мк.XIIА.

Кабина пилота «Hurricane» Мк.XII.

«Hurricane» Mk.IIА ВВС СССР. Рисунок.

«Hurricane» Mk.IIВ (Trop) ВВС Англии. Рисунок.

«Hurricane» Мк.IIС. Ирландский воздушный Корпус. Рисунок.

«Hurricane» Мк.IID ВВС Англии. Рисунок.

Проекции Hawker «Hurricane» Mk.IIС. Рисунок.

«Hurricane» Мк.IIА. Схема.

«Hurricane» Мк.IIС. Схема 1.

«Hurricane» Мк.IIС. Схема 2.

«Hurricane» Мк.IIС. Схема 3.

«Hurricane» Мк.IIС. Схема 4.

«Hurricane» Mk. IV. Схема.

.

Перечень источников:
Космонавтика и Авиация. Владимир Котельников. Истребитель Хоукер «Харрикейн».
Крылья Отчизны. Серегей Колесников. Лики «Харрикейна».
В.Роман. Документальная история «Харрикейна» IID в советской авиации.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «Hawker Hurricane Mk.II».

Hurricane Mk.IIb — Самолёт для стОтистов | War Thunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Истребитель hawker «hurricane» мк.i.

    Разработчик: Hawker Страна: Англия Первый полет: 1935 г. В первой половине 30-х годов вся истребительная авиация Англии была оснащена бипланами. Лучшим…

  • Flying legend hawker hurricane replica. технические характеристики. фото.

    Flying Legend Hawker Hurricane Replica – лёгкий одномоторный спортивный самолёт итальянского производства, конструкция которого основана на модели Hawker…

  • Испытано в ссср. истребитель-штурмовик hawker hurricane iid

    Как мы знаем, весной 1943 г. британская сторона в рамках программы ленд-лиза внесла предложение поставить в СССР партию самолетов «Харрикейн» в штурмовом…

  • Истребитель як-7б.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1942 г. Як-7Б с двигателем М-105ПА воображал собой предстоящее развитие серийного Як-7А и отличался…

  • Истребитель як-1.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1940 г. Як-1 — первый и один из главных истребителей семейства»Як», ставший базисным для типов и…

  • Истребитель и-28.

    Разработчик: Яценко Страна: СССР Первый полет: 1939 г. Перед Великой Отечественной войной в борьбу отечественных авиаконструкторов за лучший истребитель,…