Разработчик: М.И.Гудков
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.
Состоявшийся в конце 1940 года раскол КБ ЛаГГ породил собой целых три независимых КБ, каждое из которых, на первых парах, пробовало «довести до ума» многострадальный и не весьма любимый лётчиками истребитель И-301. Дальше всех в этом отношении зашел Лавочкин: фактически кому как ни ему предстояло заниматься доводкой самолёта, в случае если остальные покинули коллектив. Горбунов на базе И-301 соорудил проект легкого пикирующего бомбардировщика ПБ-301, но кроме того до стадии прототипа его довести не удалось из-за начавшейся переезда и войны в Таганрог.
самоё деятельным был Михаил Иванович Гудков, предложившим в начале 1941 года первый проект собственного истребителя Гу-1. Это был далеко не потомок И-301, а совсем новый самолёт, более всего похожий на американский Bell P-39. Оба истребителя и отечественный и американский, имели большое количество неспециализированных линия: шасси с носовым колесом, заднее мощное вооружение и расположение двигателя.
Истребитель Гудкова казался перспективным, но через чур уникальным для советской авиапромышленности.
К лету 1941 года удалось совсем выяснить вид новой автомобили и приступить к разработке ее чертежей (Гу-1). Но начавшаяся война вынудила пересмотреть замыслы мирного времени.
Через месяц по окончании начала войны, в то время, когда стало ясно, что Красная Армия понесла огромные утраты и требовалось не только скоро восполнить их, но и обеспечить превосходство над соперником, нарком авиационной индустрии А.И.Шахурин внес предложение Сталину прекратить разработку последовательности самолетов, проект же «Аэрокобры»- временно законсервировать. Спустя два дня ГКО утвердил коллектив Гудкова и эти предложения сосредоточил все усилия на самолетах К-37 и Гу-82.
В осеннюю пору 1941 года КБ Гудкова эвакуировали в Новосибирск на завод № 153, но в том месте он пробыл недолго и в декабре Михаила Ивановича направили в Неприятный для внедрения в серию самолетов Гу-82 и К-37. Но внедрение в серию этих истребителей не случилось.
Предложение по «Аэрокобре» Гудков сделал не позднее середины сентября 1940 года, а распоряжение Комитета обороны о его разработке вышло в последний сутки октября того же года. Выстроить же машину, законсервированную практически на два года, удалось только весной 1943 года. В то время КБ Гудкова размешалось на территории завода № 156. Расчеты показывали, что большая скорость Гу-1 будет не ниже 700 км/ ч, при посадочной — 135 км/ч.
Скоростная дальность — 1000 км, потолок — 10000 м, а на комплект 8000 м уходило 10 мин. Самолет имел весьма замечательное оружие, включавшее пушку ВЯ калибра 23 мм и по паре пулеметов БС и ШКАС. Для опробований Гу-1 Михаил Иванович пригласил летчика-инженера А.И.Никашина. Выбор данный был не случаен, потому, что Алексей Иванович пользовался непререкаемым авторитетом и особым уважением у летчиков. Конструктор весьма спешил с выпуском автомобили в полет и его можно понять, поскольку время было военное.
На Гу-1 не всецело установили купола шасси, отсутствовали створки переднего колеса, а предкрылки были не хорошо пригнаны. Согласно точки зрения разработчиков эти недоработки не являлись препятствием для начала летных опробований и взяв «добро» от народного комиссариата, ЦАГИ и ЛИИ, стали готовить машину к полету.
Первые две рулежки состоялись 18 марта 1943 года с разгоном до скорости 120-140 км/ч. Тогда же обнаружилось, что на разбеге машину уводило в сторону, но разворот легко парировался отклонением руля левого и лёгким торможением колеса направления. Спустя два месяца, делая четвертую рулежку, Никашин оторвал машину от ВПП на скорости 220 км/ч, пролетев над полосой на высоте 0,1-0,12 м. При весе 4350 кг разбег не превышал 550-570 м. Через восемь дней, 29 мая — пятый подлет.
В этом случае крыльевые щитки были отклонены на 15°, а купола шасси заклеили полотном. Высота над ВПП — 0,2 м.
12 июня 1943 года полковник Никашин поднял Гу-1 в атмосферу с Центрального аэропорта в Москве. Что произошло в воздухе фактически сразу после старта на данный момент вряд ли удастся установить, как сообщают свидетели Гу-1, по окончании чрезмерно долгого разбега, собрал высоту около 200 метров, а после этого завалился на бок, утратил управление и упал на землю. погиб и Подполковник.
Разбирательство продолжалось недолго, потому, что отношение к Гудкову со стороны НКАП было в лучшем случае нейтральным. Вывод был сделан в полной мере однозначный – самолёт потерпел аварию из-за просчетов конструкторов. Само собой разумеется, Гудков был виноват в том, что истребитель был не подготовленным на высоком уровне, но тут более уместным будет предположение о заводском недостатке, приведшим к смерти самолёта.
В чертежах осталась и ещё одна разработка Гудкова – штурмовик Гу-2. Он воображал собой тот же Гу-1, но приспособленный под установку 45-мм пушки НС-45 стреляющей через полый вал винта. Дополнительно Гу-2 нес две синхронные 20-мм пушки ШВАК, два 7,62-мм пулемета ШКАС и два 12,7-мм пулемета БС в носовой части фюзеляжа. Предполагалось, что данный штурмовик будет развивать скорость до 700 км/ч на высоте 7500 метров и иметь большую дальность полета 1000 км.
Как именно конструктор сохранял надежду взять такие высокие ТТХ так и осталось тайной, потому, что по окончании аварии Гу-1 работы по Гу-2 были машинально прекращены.
ЛТХ:
Модификация: Гу-1
Размах крыла, м: 10,00
Протяженность, м: 10,68
Высота, м: 4,60
Площадь крыла, м2: 20,00
Масса, кг
-безлюдного: 3742
-взлетная: 4620
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-37
-мощность, л.с.: 1 х 1400
Большая скорость, км/ч
-на высоте: 674
-у почвы: 520
Практический потолок, м: —
Экипаж: 1
Оружие: одна 23-мм пушка ВЯ, 2 х 12,7-мм пулемета БС и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.
Гу-1. Рисунок.
Двигатель АМ-41, извлеченный из под обломков истребителя Гу-1.
Гу-2. Чертеж.
Гу-1. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Крылья Отчизны. Михаил Орлов, Николай Якубович. Через тернии к звездам.
Космонавтика и Авиация. Владимир Перов, Олег Растренин. Самолеты поля боя.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Гудков Гу-1».
Истребители ЛаГГ 1 и ЛаГГ 3
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Двухместный истребитель д-2 (ди-2).
Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1929 г. Неудача с истребителем 2И-Н1 не вынудила оставить идею иметь на вооружении ВВС Красной Армии…
-
Опытный истребитель saunders a.10 multi-gun. великобритания
Разработка одноместного истребителя-биплана A.10 воображала явный отход от проектов С. Э. Сандерса (S.E. Saunders). До данной автомобили компанией был…
-
Дальний истребитель ди-8 (ант-46).
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1935 г. В истории авиационной техники известно много случаев, в то время, когда на базе истребителя,…
-
Опытные истребители macchi m.c.205n orione. италия
Во второй половине 30-ых годов двадцатого века возглавляемое Бенито Муссолини министерство авиации заявило о замысле R – замысле переоснащения…
-
Истребители ссср. истребители ссср второй мировой войны.
Точно всем приходилось видеть след в тучах, оставляемый современными самолетами, летающими на громадных высотах. Он именуется инверсионным следом и…
-
Несостоявшийся соперник ме-262 – реактивный истребитель лагг-3 врд. ссср
Эту статью можно считать продолжением статьи, посвящённой одному из первых советских реактивных самолётов — Гу-ВРД. В ней будет поведано об ещё более…