Истребитель дальнего действия як-9дд.

      Комментарии к записи Истребитель дальнего действия як-9дд. отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1944 г.Истребитель дальнего действия як-9дд.

Як-9ДД (дальнего действия) воображал собой истребитель с увеличенным запасом горючего и являлся модификацией серийных Як-9Д и Як-9Т с двигателем ВК-105ПФ.

Модификация производилась ОКБ в связи с появившейся в первой половине 40-ых годов XX века необходимостью иметь истребитель с еще более увеличенной, чем у Як-9Д, дальностью полета, талантливый делать задачи сопровождению бомбардировщиков при их действиях по глубоким тылам соперника.

Характерные черты Як-9ДД: бензобаки неспециализированной емкостью 845 л (630 кг) — восемь главных и один расходный, все железные, в связи с этим в крыле усилены нервюры, под бензобаками установлены люки, в верхней обшивке прорезаны шесть дополнительных лючков под заливные горловины баков. Шесть внутренних бензобаков и расходный бачок — протектированные, два консольных — непротектированные; протектор запланирован на защиту от пуль калибра 7,92 мм.

Толщина протектора расходного бачка 15 мм, шести внутренних бензобаков: сверху — 1 мм, снизу — 8 мм. Маслобак емкостью 70 л. Спецоборудование для полетов ночью и в сложных метеоусловиях — радиостанция СЦР-274Н с двумя приемниками БЦ-454А и БЦ-455А и двумя передатчиками БЦ-457А и БЦ-459А, радиополукомпас РПК-10М, авиагоризонт АГ-2, более высокая главная и дополнительная на киле мачты антенны; более замечательные аккумулятор и генератор; кислородный баллон на 8 л вместо четырехлитрового.

Новое радиооборудование снабжало на высоте 1000 м надежную двухстороннюю связь на расстоянии до 150 км и прием на высоте 7000 м на расстоянии 300 км. От Як-9Т заимствовано смещение кабины назад на 400 мм. Полетная масса Як-9ДД увеличилась если сравнивать с Як-9Д на 270 кг и если сравнивать с Як-9Т на 362 кг и составила 3387 кг. На посадке отличие в полетных весах сглаживалась.

В связи с повышением полетной массы летно-тактические эти с полной нагрузкой значительно изменились: большая скорость уменьшилась, скороподъемность, маневренность и взлетно-посадочные особенности ухудшились, но по окончании израсходования половины запаса горючего остальные и максимальная скорость эти становились фактически такими же, как у серийных Як-9Д.

Продольная устойчивость при полной полетной массе, благодаря смещения центровки назад, ухудшилась, но незначительно. Штопорные характеристики в безопасности вывода и отношении простоты фактически остались такими же, как у других самолетов Як. По технике пилотирования Як-9ДД как более тяжелый и инертный пара отличался от Як-9Д.

Не смотря на то, что взлётная дистанция и длина разбега увеличились, но Як-9ДД имел возможность взлетать с тех же полевых аэропортов, что и Як-9Д. В связи со большим повышением запаса горючего (если сравнивать с Як-9Д более чем на 30%) продолжительность и дальность полета значительно возросли. Так, дальность полета до полного выгорания горючего на высоте 1000 м на 0,9 большой скорости увеличилась до 1325 км, а на удачнейшем режиме — до 2285 км.

Длительность полета увеличилась соответственно до 2 час 22 мин и 6 час 31 мин (на 26% больше, чем у Як-9Д).

продолжительность полёта и Большая дальность разрешали применять Як-9ДД как истребитель сопровождения, и для независимого исполнения особых задач в тылу соперника.

Модификация произведена ОКБ в апреле 1944 года в соответствии с распоряжению ГКО от 20 февраля 1944 года. Национальные опробования проходили в НИИ ВВС с 24 июля по 2 августа 1944 года (летчики П.М.Стефановский, Ю.А.Антипов, ведущий инженер М.А.Пронин).

Як-9ДД выпускался серийно с мая 1944 года по сентябрь 1945 года. Всего выстроено 399 самолетов.

Войсковые опробования на боевое использование проводились в 368 ИАП (начальник — майор А.Г.Жулин) 334 ИАД 6-го БАК (бомбардировочного авиакорпуса) 3 ВА с 9 марта по 25 апреля 1945 года (ЦАМО, ф. 35, оп. 11287, д. 3589). Всего проходило опробования 40 Як-9ДД 1-й и 2-й серий выпуска мая — августа 1944 года.

Войсковые опробования в 368 ИАП проходили во время ликвидации группировок соперника в Восточной Пруссии и проведения наступательных операций в центральной Германии на города Штеттин и Берлин. Воздушные битвы приходилось вести в основном с FW-190. Як-9ДД употреблялись по большей части для сопровождения бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, действовавших на малых высотах по переднему краю обороны соперника, и исходя из этого не могли всецело показать себя.

В частности, они не в полной мере удовлетворяли требованиям, предъявляемым к истребителям сопровождения для того чтобы скоростного бомбардировщика, как Ту-2 по следующим обстоятельствам: Довольно малая большая скорость. При полете Ту-2 на большой скорости Як-9ДД не имели нужного преимущества (на 25-30%) для совместных действий, в особенности в моменты ухода Ту-2 от отражения и цели атак соперника. Для устранения этого недочёта Як-9ДД как истребителя сопровождения нужно было улучшить его аэродинамику по типу Як-9У и Як-3 и установить на нем более замечательный двигатель, к примеру ВК-105ПФ2, но данный двигатель владел недостаточной если сравнивать с двигателями Ту-2 высотностью.

Заниженная недостаточная манёвренность и скороподъёмность, в особенности при полной полетной массе. Ухудшившаяся живучесть из-за установки центропланного бензобака (90 л) под ногами отсутствия и лётчика протекторов на крайних консольных бензобаках. Живучесть самолета ухудшилась и благодаря громадной площади поражения восьми бензобаков в крыле.

Громадная полетная масса, громадный разнос весов, и малая мощность двигателя являлись главными обстоятельствами ухудшения летно-пилотажных и маневренных качеств Як-9ДД. Исходя из этого летчики относились к Як-9ДД сдержанно, именуя его между собой «летающая цистерна».

Як-9ДД были свойственны собственные своеобразные недостатки, обусловленные, в основном, громадной большим запасом и полётной массой горючего. Главные из них — стремительный износ покрышек колес шасси; поломки вилок хвостового колеса; неравномерная выработка горючего, что приводило к подсосу воздуха и отказу двигателя в полете.

Як-9ДД всецело оправдал себя как истребитель дальнего действия, в то время, когда группа из 12 самолетов этого типа в августе 1944 года под руководством майора И.И.Овчаренко, совершила без подвесных бензобаков беспосадочный перелет Бельцы-Бари (Италия) протяженностью 1300 км для помощи Народно-освободительной армии Югославии. Фаворитом был бомбардировщик «Бостон», ведомый умелым летчиком-испытателем НИИ ВВС М.А.Нюхтиковым.

Данный перелет и последующая работа по сопровождению транспортных самолетов С-47 на высвобожденную партизанами территорию Югославии показали высокие эксплуатационные и летные качества Як-9ДД. За целый период нахождения в Вари не было отмечено ни одного случая поломки либо отказа в работе самолета, не смотря на то, что в каждом боевом вылете (а их было 155) приходилось два раза пересекать Адриатическое море, проходя над водной поверхностью от 400 до 600 км, и выполнять посадки на расположенные среди высоких гор площадки ограниченных размеров при сильном боковом а также попутном ветре.

Як-9ДД на высотах до 3000-4000 м по маневру и скорости превосходил все базировавшиеся на аэропорте Бари британские и американские истребители — «Темпест» I, «Спитфайр» IX, P-63C-1 «Кингкобра», P-40 «Киттихаук», P-47 «Тандероолт» и др., что было установлено фактически в учебных воздушных битвах. Практически все американские и британские истребители были высотными и на 3000-4000 м не блистали собственными качествами.

Британские и американские летчики с восторгом отзывались о мастерстве советских летчиков и высоких качествах Як-9ДД. В первой половине 40-ых годов XX века Як-9ДД удачно употреблялся для эскортирования бомбардировщиков B-17 «Флаинг Фортресс» и B-24 «Либерейтор», совершавших челночные полеты на цели в Румынии без посадки из Полтавы (Украина) в Бари (Италия).

ЛТХ:

Модификация: Як-9ДД
Размах крыла, м: 9,74
Протяженность, м: 8,60
Высота, м: 3,00
Площадь крыла, м2: 17,15
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2346
-обычная взлетная: 3387
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ
-мощность, л.с.: 1 х 1180
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 522
-на высоте: 584
Практическая дальность, км: 1320
Скороподъемность, м/мин: 781
Практический потолок, м: 9400
Экипаж: 1
Оружие: 1 х 20-мм моторпушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов и 1 х 12,7-мм пулемет УБС (левый синхронный) с боезапасом 200 патронов.

Истребитель Як-9ДД на опробованиях в НИИ ВВС.

Истребитель Як-9ДД.

Истребитель Як-9ДД с американской радиостанцией SCR-174N.

Истребитель Як-9ДД, с американской радиостанцией SCR-174N, на аэропорте Фоджа, Италия.

Особая несколько истребителей Як-9ДД на эродроме НИИ ВВС, на протяжении подготовки к отправке на авиабазу союзников в итальянский г. Бари. Лето 1944 г.

Истребитель Як-9ДД проходивший опробования в RAF.

Як-9ДД ВВС Болгарии. Рисунок.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода ВОВ.
Архив-Пресс. Дмитрий Лейпник. Як-9: рядовые небес.

Сделано в СССР. ЗРК «Круг»

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: