История ввс вмф. рождение морской авиации россии

      Комментарии к записи История ввс вмф. рождение морской авиации россии отключены

История ввс вмф. рождение морской авиации россии

лейтенант флота Станислав Фаддеевич Дорожинский

По Высочайшему повелению императора Николая II, 6 февраля 1910 г. в Санкт-Петербурге был создан Отдел Воздушного флота (ОФВ), ознаменовавший начало авиационной эры в Российской Федерации. Ещё через полгода затем события, 16 сентября 1910 г., глава воздухоплавательной команды Черноморского флота лейтенант С.Ф. Дорожинский выполнил с севастопольского аэропорта Куликово Поле полёт на закупленном им во Франции для Морского ведомства самолёте «Антуанетт-4».

этот самолёт и Этот полёт первенствовали в истории Морской Авиации России.

направляться заявить, что применение воздушной среды в интересах флота началось ещё в конце XIX века. 2 июля 1894 г., по предложению управляющего Морским министерством адмирала Н.М.Чихачева, в первый раз в Русском Императорском флоте с балтийского транспорта «Самоед» был поднят привязной аэростат для поисков затонувшей башенной броненосной лодки «Русалка». Команда воздухоплавателей на судно была откомандирована от Учебного воздухоплавательного парка, во главе с поручиком В.А.Семковским.

Не смотря на то, что отыскать «Русалку» не удалось, однако было отмечено, что аэростат на флоте может принести ощутимую пользу при гидрографических работах и ведении разведки.

В 1902 г. Основной морской штаб, проанализировав опыт, накопленный флотскими воздухоплавателями, решил о создании в течение трёх лет в Севастополе, Порт-Кронштадте и Артуре морских воздухоплавательных парков для отрядов и обслуживания эскадр, плавающих на соответствующих морях. С целью этого в Учебный воздухоплавательный парк Армейского ведомства были откомандированы морские офицеры под управлением лейтенанта М.И.

Лаврова, которому было поручено комплектовать будущие морские воздухоплавательные парки. Этим офицерам предстояло освоить воздухоплавательное дело и изготовление шаров для флота.

Но не все эти замыслы удалось реализовать полностью. Так, развёртывание воздухоплавательного парка в Порт-Артуре не было осуществлено по обстоятельству того, что его имущество вместе с транспортом «Маньчжур» попало в руки японцев. Лишь в конце 1904 г. вместо него удалось организовать морской воздухоплавательный парк во Владивостоке.

10 ноября 1904 г. в перечни судов Российского Императорского флота был зачислен крейсер 2 ранга «Русь» (бывший германский пароход «Lahn»). Крейсер воображал собой намерено переоборудованное судно, предназначенное для ведения дальней разведки в море при помощи привязных аэростатов.

На корабле имелось четыре змейковых аэростата, четыре сигнальных аэростата и один сферический воздушный шар. Персональный состав воздухоплавательной команды «Руси» складывался из одного штаб-офицера, трёх обер-офицеров (в их числе был мичман С.Ф.Дорожинский) и 113 нижних чинов. Крейсер должен был войти в состав 2-й эскадры, но, из-за технических неполадок в матчасти самого корабля, был негодным к дальним плаваниям и позднее был реализован.

По окончании катастрофического поражения России в русско-японской войне поднялась задача восстановления морской мощи страны. Среди разных предложений по восстановлению классических сил флота — линейных кораблей, крейсеров, миноносцев, оказались кроме этого идеи по активному применению на море воздухоплавательных частей.

Но, в целом, воздухоплавание на флоте не прижилось, первым делом, из-за недооценки его значения как средства разведки, связи и наблюдения, а во-вторых, из-за недостаточного финансирования.

Одвременно с этим на западе полным ходом велись работы по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха и применению их в военных целях. Российская Федерация не оставалась в стороне от «столбовой дороги» прогресса.

30 января 1910 г. Комитет по усилению флота на необязательные пожертвования решил направить часть собственного финансового фонда на развитие военной авиации в Российской Федерации. На этом собрании капитан Л.М. Мациевич внёс предложение о создании отдела воздушного флота, что занимался бы развитием воздухоплавания.

С 6 февраля снова образованный ОВФ приступил к ответу неприятностей развития авиационного дела в Российской Федерации.

В середине 1910 г. полковник М.М. Конокотин подал на имя главы Главного морского штаба доклад «Об организации опытов по применению самолётов на флоте». В нём были сформулированы главные неприятности применения авиации на море:

  • использование самолётов для фотографирования и разведки с воздуха целей на морских театрах;
  • приспособление самолётов к взлёту с воды и посадке на воду;
  • строительство особых морских самолётов;
  • устройство «матки» для аэропланов — авианосца.

Лев Макарович Мациевич

Так, авиация неспешно начала вытеснять классическое воздухоплавание. Среди пионеров отечественной авиации направляться назвать имена вторых моряков: капитана корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевича, лейтенанта Г.В.Пиотровского, поручика М.С.Комарова, — взявших лётное образование во Франции. Первые победы в освоении пятого океана сопровождались и первыми утратами: 24 сентября 1910 г., в сутки «Общероссийского праздника воздухоплавания», в авиационной трагедии погиб Л.М.

Мациевич, а спустя два года — мичман В.М. Кудрявцев.

11 ноября 1910 г. в Севастополе открылась офицерская школа отдела воздушного флота, главой совета которой стал капитан 2 ранга В.Н.Кедрин. Моряки начали применять школу для выяснения практической пользы от авиации для потребностей флота. Оказалось, что аэропланы смогут вести разведку, искать мины и подводные лодки, наводить силы флота на цель а также быть ударной силой.

Но по-настоящему Морская Авиация смогла утвердиться в составе Российского Императорского флота лишь спустя полтора года, в то время, когда 4 мая 1912 г. глава Морского Генштаба (МГШ) адмирал А.Ливен подал письменный доклад №127 о замысле создания на флотах авиационных отрядов. Данный документ, утверждённый с некоторыми оговорками морским министром адмиралом И.К.Григоровичем, приобрёл темперамент приказа по Морскому министерству. Логическим продолжением доклада стало письмо МГШ № 1706/272 от 02.06.1912 г. главе ГМШ о формировании инфраструктуры авиационных частей в 1913 г.

В первоначальный летный отряд вошли лётчики: лейтенанты С.Ф.Дорожинский, В.В.Дыбовский; мичманы Б.Н.Лучанинов, В.Р.Качинский, Е.Е.Коведяев, В.В.Утгоф, Г.А.Фриде и Р.Ф.фон Эссен.

Доклад Ливена послужил кроме этого основанием для учреждения Умелой авиационной станции (ОАС) Балтфлота. Кое-какие историки считают, что датой рождения Морской Авиации нужно считать 6 августа 1912 г., а местом рождения — Гребной порт на Васильевском острове в Петербурге. Тут в данный сутки был отслужен праздничный молебен по поводу спуска на воду первого гидроплана, что послужило началом функционирования Умелой авиационной станции.

На плотине Гутуевского острова в Санкт-Петербурге были устроены временные древесные спуски, поставлены парусиновые ангары, и при ней состоял быстроходный катер, для спасения лётчиков при падениях аэропланов в воду (потом эта авиастанция была переведена на о. Эзель).

Она стала первой войсковой частью Морской Авиации, официально организованной в соответствии с ответом правительства России.

22 декабря 1912 г. в Адмиралтейств-Совет был представлен на утверждение и обсуждение проект «Положения об Авиации в Работе связи морей». Документ складывался из следующих частей: организация авиации, управление ею, права и обязанности чиновниковов, порядок прохождения работы, льготы, пенсии, финансирование, ведение хозяйства. Неспециализированное управление Авиацией флота возлагалось на Морской генштаб, конкретное управление на морях — на командующих морскими силами.

В состав Работы связи моря входили авиастанции 1-го и 2-го разрядов, авиапосты, авиаотряды, объединённые в воздушные районы. Географические и своевременные границы воздушных районов устанавливались приказом морского министра.

Но, не обращая внимания на это, сказать о настоящем создании авиации на морях было ещё рано. Так, к 1 января 1913 г. на Балтике имелся лишь один гидроаэроплан и два колёсных аэроплана, а на Чёрном море — пять гидроаэропланов.

Весной 1913 г. на Умелую станцию, для освоения гидропланов, из Качинской школы были откомандированы офицеры: лейтенант Б.А.Щербачёв, мичманы П.Ваксмут, И.И.Кульнев, П.Э.Липгарт, В.А.инженер и Литвинов-механик мичман В.Е.Зверев.

Процесс формирования Морской Авиации стал усиливаться , в особенности в свете нарастания угрозы происхождения войны с Германией. Весной 1914 г. ответом морского министра в штат Морского генштаба было введено отделение авиации, в составе трёх человек. В его ведении пребывали организационно-тактические вопросы.

Ответ технических вопросов Морской Авиации пребывало в ведении главного управления кораблестроения, в штате которого было организовано соответствующее отделение, также в составе трёх человек. Делопроизводство по авиации в Морском генштабе было поручено лейтенанту А.А.Тучкову. Позднее он возглавил Авиационное отделение.

Так, Тучков может по праву принимать во внимание первым главой Морской Авиации России.

16 апреля 1914г. морской министр своим приказом разрешил командующим морскими силами создать авиационные комитеты для организации материально-технического обеспечения авиачастей, разработки тактико-технических требований к оружию самолётов, полётной документации, учебных программ и т.п. Такие комитеты создавались на каждом флоте в подчинении командующего. В комитет входили : глава воздушного района, один из глав авиастанции, два офицера-лётчика, техник, электрик.

Состав Авиации Российского Императорского флота в 1912-1915 гг.

  • Петроградская Офицерская школа морской авиации (с 1915 г.);
  • Авиационная команда работы связи Балтийского моря;
  • Авиационная команда работы связи Чёрного моря.

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация ВМФ России (1910-2010). Справочник. — СПб., Особый выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

День рождения морской авиации России отметили на авиабазе в поселке Федотово

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: