История уральцев часть 4 пермяне

      Комментарии к записи История уральцев часть 4 пермяне отключены

Еще одна увлекательная статья из жж коллеги Харитонова.

  • Первая часть Тут
  • Вторая часть Тут
  • Третья часть Тут

История уральцев часть 4 пермяне

Вид на город Пермь с горы Гляден. В четвертом веке до нэ никакого города на горизонте видно не было. По крайней мере, без бинокля.

Город был тут.

Вернее, городище – укрепленное поселение, окруженное рвом, валом и крепостной стеной. Раскопки другого городища той же культуры – на горе Алтен-Тау рядом с нынешним селом Башкултаево, по нынешним моторизованным меркам неподалеку из этого, от Гляденовского городища – разрешают достаточно подробно вернуть особенности фортификационных сооружений т.н. ананьинской культуры (а обращение у нас отправится как раз о ней).

Первое, самый ранний заграждение на Алтен-Тау воображало собой стенке из горизонтально уложенных березовых бревен, укрепленных частоколом из вертикально вкопанных бревен. Эта стенки сгорела в следствии нападения неприятеля. На ее месте была выстроена вторая стенки – полутораметровый земляной вал со стеной поверху из горизонтально уложенных березовых бревен, со сторожевыми башнями.

Но и вторая стенки была уничтожена неприятелями, и сохранившиеся обитатели отстроили собственный город в третий раз, возведя еще более замечательную линии упрочнений – с двухметровым валом, укрепленным с внешней стороны каменной кладкой, с замечательными бревенчатыми стенками третий город также был уничтожен. Кто был свирепым неприятелем?

Вероятнее, собственный же брат-ананьинец. Ананьинская археологическая культура, существовавшая приблизительно с IX по III вв. до н. э. в бассейне Камы и на пространствах от Ветлуги до нынешнего Ульяновска, была, очевидно, не страной и не альянсом стран, а совокупностью отдельных племён и родов скотоводов, охотников и рыбаков, то враждовавших, то замирявшихся между собой.

Среди этих племен были как очевидно выраженные монголоиды, не высокий и плосколицые (миграция народа как из Европы в Азию, так и обратно происходила всю историю, а не однократно, как почему-то воображают себе кое-какие поклонники ДНК-генеалогии), так и обладатели в полной мере европейской наружности. Как столь различные люди, обычно непримиримые неприятели, имели возможность сказать на сходных наречиях и иметь приблизительно однообразную культуру?

Реконструкция культовой (вверху) и жилой (внизу) построек ананьинской культуры. Справа — женский костюм.

Общинно-родовой строй – сообщил бы Карл Маркс и был бы прав. Члены родовой общины, не имея представления о генах, но основываясь на опыте тысячелетий, старались брать себе супругов из вторых общин, поддерживая для этого дружеские отношения по крайней мере с некоторыми из соседей, а переходящая в соседние роды молодежь (чужих из вторых родов так могло быть чуть не до половины населения детородного возраста) несла с собой и родной язык, и культурные навыки. Альянсы, само собой разумеется, бывали не вечными, случались между общинами и обоюдные обиды, и родная месть, и другие междоусобицы, как водится меж варварами Городища ананьинцев были расположены не хаотично, а по продуманной совокупности: сигнал тревоги, поданный дымом с одного из них, был виден в близлежащих – дым с Глядена имели возможность заметить в Субботинском городище недалеко от нынешнего нефтеперегонного завода, и на Иван-горе в верховьях реки Пыж, и в городище Ермаши недалеко от Осенцов (я ж не шутки для сообщил про бинокль в первом абзаце – был до нэ город на территории современной Перми, да несколько!)

Вышепомянутый Маркс, как мы знаем, покинул по окончании себя марксизм. Ананьинцы же Кстати, филологи на основании свободных собственных филологических изучений выделяют во время приблизительно до 1 направляться. н. э. в Приуралье народ, сказавший на обособившемся в 1 тыс. ДО н.э. от финно-пермской языковой общности языке-предшественнике языков современных удмуртов и коми.

Данный гипотетический народ стал называться «пермяне» — и я дальше буду именовать ананьинцев так. Тем более что какие конкретно же они гипотетические? Свидетельства их существования в полной мере ощутимы.

Слева — пермский звериный стиль из коллекции ГИМ. Справа — самое неэргономичное навершие меча, что я когда-либо видел; ананьинская культура, Пермский краеведческий музей.

Времена существования ананьинской культуры были временами перехода от «бронзового века» к «металлическому». В самые развитых государствах того времени – на Ближнем Востоке и в Средиземноморье – данный переход случился раньше, в XIII-XII вв. до н.э., и сопровождался политическими потрясениями, сравнимыми, в противном случае и превосходящими по собственному значению для Ойкумены смерть Римской империи для Европы в 410 году; но в далёкую, затерянную в мрачных лесах Рифейских гор Гиперборею железо пришло позднее и его победное шествие было тут не столь стремительным, тем более что металлургия латуни к VII в. до н.э. достигала тут высокого развития, да к тому же (мышьяковистые руды, не забывайте?) не нуждалась в месторождениях олова.

Бронзовые и медные изделия пермян были известны далеко за пределами занимаемой ими территории: торговыми дорогами они попадали в Скифию и на Кавказ, в Западную Сибирь и Зауралье и на европейский север до Финляндии включительно (первые металлические изделия на севере Финляндии кроме этого имеют ананьинское происхождение). Со своей стороны, предметы импорта из очень отдаленных краёв Почвы в древних уральских могилах иногда сбивали с толку первых исследователей.

Маленькая статуэтка всевышнего Амона, Египет, обнаружена Конецгорском селище — остатках посёлка IV-III вв. до н. э. на правом берегу р. Чусовой. Пермский краеведческий музей.

самые тесными были торговые связи пермян со собственными соседями из степей Поволжья и южного Приуралья.

Сарматы от Дмитрия Алексинского

Древние греки именовали данный степной народ сарматами и во главе с Геродотом утверждали, что те ведут собственное происхождение от браков скифских юношей с амазонками – в сарматских захоронениях вправду угадываются показатели если не матриархата, то как минимум большого социального положения дам: женское захоронение в большинстве случаев есть центральным, видятся погребения дам-стрелков из лука, дам – жриц… Что касается настоящего происхождения сарматов – то возможно с громадной долей уверенности заявить, что в их жилах, кроме крови вторых народов, текла кровь и древних андроновских колесничих.

Лишь вот боевые колесницы ко времени сарматов на долгое время ушли в прошлое: развитие металлургии разрешило массово вооружать дротиками и длинными копьями тяжелую пехоту, ставшую талантливой, будучи организованной в боевые порядки, атаки этих самых колесниц удачно отражать. Иначе, верховые наездники, хоть и без стремян, но вооруженные кроме копий долгими металлическими клинками, стали представлять собой очень грозную боевую силу Но возвратимся в леса Прикамья. Вместе с разработкой получения железа пермяне заимствовали у сарматов и другие нужные вещи: реконструкция изображения солдата с надгробной плиты одной из фактически ананьинских могил (подтвержденное содержимым самих могил, само собой разумеется) разрешает высказать предположение, что он одет и вооружен по сарматскому примеру.

Реконструкция легковооруженного (слева, от Олега Брандукова) и тяжеловооруженного (справа, от rogday_rosomaha) солдат ананьинской культуры. оружия и Часть снаряжения сделана из железа, часть – медная, а часть (к примеру, наконечники стрел) – по большому счету из камня. Железный век наступил не в одночасье.

Пермянские клевец, наконечник копья, ветхие хорошие медные кельты, льячки и ножи (ковшики для разливания расплавленного металла)

Тут традиционно необходимо сообщить о скифо-сарматском влиянии на пермян в мастерстве – я говорю, само собой разумеется, о пермском зверином стиле, самые древние образцы изделий в котором относят именно к ананьинской культуре – но я не буду. Пермяне грубо говоря переняли от сарматов только неспециализированную идею декора в виде плоских литых фигурок, выработав личный стиль в соответствии со своим мировоззрением.

Да и во времена сарматов выработав ли? – не забывайте каменные фигурки, каковые делали предки пермян, в то время, когда никаких скифов еще и в проекте не было – вот таких совершенно верно никто не делал. Лепили из глины многие народы, резали из кости и дерева, да хоть бы и из камня, но вот дабы по разработке изготовления каменных рубил – не-а. И мотивы остались те же – сакральные уточки, медведи, лоси, ящеры, изменился только материал, предоставляя живописцу больше шансов.

Правильнее, художнице – занимались отливкой по крайней мере декоративных изделий у пермян дамы, по крайней мере, в их могилы наровне с другим скарбом клали литейные формочки. А вот земледельческие орудия, напротив, видятся только в мужских могилах – земледелие у пермян было делом сугубо мужским. Не смотря на то, что земледельцами они были постольку-поскольку.

Но разводили уже практически целый комплект домашних животных – лошадей, коров, овец, коз, собак и свиней. На лошадях, ясное дело, ездили:

Слева: 1 — лобные венчики; 2- поясная пряжка; 3 — браслет; 4 — бляхи; 5 — гривна (не столько для красоты, сколько для защиты шеи солдата); 6 — бусы; 7 — бубенцы. Справа: (1) псалии и (2) распределитель ремня — подробности конской упряжи.

Финиш существования ананьинской культуры в III вв. до н.э. не сопровождался какими-либо катастрофическими событиями. Фактически, и финиша никакого не было – легко в соответствии с археологический классификации свидетельства неспешно изменявшегося быта пермян по окончании III в. до н. э. относятся уже к следующим археологическим культурам.

Продолжение будет, а до тех пор пока вот вам чудесные пермянские/тиссагетские талисманы из медвежьих пальчиков да заячьих голяшек:

источник: http://haritonoff.livejournal.com/348070.html

Хребет России (часть 1/4)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: