Испытано в ссср. тяжелый бомбардировщик avro lancaster

      Комментарии к записи Испытано в ссср. тяжелый бомбардировщик avro lancaster отключены

Испытано в ссср. тяжелый бомбардировщик avro lancaster

В годы ВОВ советская авиация остро нуждалась в поставке тяжелых бомбардировщиков. Авиазаводы страны, перегруженные производством самолетов тактического назначения, не могли обеспечить ВВС сколь-нибудь большим парком громадных многомоторных самолетов. Единственный отечественный тяжелый бомбардировщик Пе-8, строившийся в 1941-44 гг., был выпущен всего в 79 экземплярах.

Крайне мало аналогичных автомобилей поступило к нам по официальным каналам помощи от союзников — один американский B-24D Либерейтор и пара британских Стирлингов. Однако, на вооружении отечественных ВВС в конце войны и в первые послевоенные годы состояло некое количество тяжелых бомбардировщиков британского и американского производства из восстановленных по окончании вынужденных посадок либо интернированных на Дальнем Востоке.

Среди них были и самолеты типа Авро Ланкастер. История их появления у нас такова.

В сентябре 1944 г. советское и британское руководства предприняли совместную операцию Параван против германского линейного корабля Тирпиц, отстаивавшегося в Альтен-фьорде на побережье Норвегии. Линейный корабль ранее был пара раз поврежден, но оставался потенциальной опасностью на пути северных конвоев из Англии в СССР. На протяжении операции 38 Ланкастеров, 2 транспортных Либерейтора и один разведчик Москито направили на аэропорт Ягодник в Архангельской области.

Соединение, собранное из самолетов 6 17-й и 9-й бомбардировочных эскадрилий королевских ВВС, было укомплектовано Ланкастерами модификаций I (с моторами Роллс-Ройс Мерлин 24) и III (с моторами Паккард Мерлин 224), намерено приспособленными для подвески сверхтяжелых бомб весом 12000 фунтов (5450 кг). Снаружи они отличались от стандартных углубленным пузатым бомбоотсеком и отсутствием верхней турели FN50.

Ланкастер в СССР

С 6 часов утра 12 сентября британские самолеты начали садиться на аэропорты архангельского узла. По разным обстоятельствам 10 бомбардировщиков совершили вынужденные посадки в Онеге, Беломорске, Кегострове, Молотове (Северодвинске) и просто в тундре. Одна машина села в столь неудобном месте, что было нужно скинуть парашютиста-проводника, что вывел экипаж к реке, где ожидала летающая лодка МБР-2.

7 самолетов были повреждены, один из них отечественные и британские эксперты отремонтировали.

15 сентября 27 Ланкастеров (включая отремонтированный) отбомбились по Тирпицу. На цель их вели отечественные навигаторы. Советские самолеты кроме этого вели предварительную разведку и после этого фотографировали результаты налета. Из 21 сверхмощной бомбы Теллбой (шесть автомобилей несли простые бронебойные бомбы по 224 кг) одна попала прямо в линейный корабль, кроме этого в цель угодили и пара более небольших. Но, Тирпиц остался на плаву.

Британцы утрат не имели.

С 16 по 28 сентября все исправные Ланкастеры возвратились на собственные базы в Англии. Потом им все-таки удалось добить Тирпиц, что немцы перевели на новое место — у о.Ха-ак.

На советской почва осталось шесть поврежденных Ланкастеров — один Ланкастер III и пять Ланкастеров I. Четыре из них были изучены на предмет вероятного восстановления. Два наименее поврежденных доставили в Кегостров, где в мастерских ВВС Беломорской военной флотилии под управлением главного инженера Кирьянова занялись их переделкой и ремонтом.

Все оружие с них сняли, заднюю турель зашили страницами дюраля. Поврежденную носовую часть поменяли: ветхий ступенчатый шнобель со стрелковой установкой заменили новым прозрачным обтекателем. Окраска осталась прошлой, британской (коричнево-зеленый верх и тёмный низ), лишь опознавательные символы закрасили отечественной зеленой краской (отличавшейся по тону) и сверху нанесли красные звезды в тёмной окантовке.

Обе автомобили переделывались однотипно.

Одна из них, с номером 01, досталась 16-му транспортному отряду (трао), где эксплуатировалась с конца января 1945 г. (предположительно это был самолет с номером МЕ559, выпущенный компанией Мэтрополитэн-Виккерс). Начальником самолета был В.Ш.Евдокимов, навигатором — В.Я.Андреев. 16-ый трао являлся наследником известной 2-ой отдельной авиагруппы И.Т.Мазурука, организованной в начале войны из полярных летчиков.

Не смотря на то, что он и именовался транспортным, но употреблялся не только и не столько для грузов и перевозки людей, сколько для сопровождения конвоев, ледовой разведки, патрулирования. Ланкастер также летал •на поиск подводных лодок (не смотря на то, что не нес ни бомбового, ни стрелкового оружия), на разведку отдаленных районов, где была весьма полезна его продолжительность полёта и большая дальность. К примеру, 24 января Ланкастер совершил ледовую разведку участка губы Белужья (Новая Почва) — Нарьян-Мар.

Экипаж Ланкастера у нас составляли 4-5 человек: один либо два пилота, навигатор и два механика.

Lancaster B.Mk.I переделанный в транспортный самолет. 16 трао ВВС Беломорской военной флотилии, 1945г

В августе 1945 г. эту машину направили на Тихий океан, но в Красноярске она застряла из-за недостатка горючего. До тех пор пока ожидали бензин, война с Японией кончилась. Летом 1946 г. данный Ланкастер перегнали в Ригу, в авиатехническое училище, как наглядное пособие.

Дальнейшее его будущее малоизвестна.

Второй восстановленный Ланкастер, с номером 02, попал в 70-й отдельный транспортный полк (отрап) ВВС Северного флота. Начальником данной автомобили был И.И.Дубенец. По окончании расформирования 16-го трао в 1946 г. оба самолета недолго пребывали совместно в 70-м мотрап, 02 по окончании войны разбили при посадке на аэропорте в Измайлове, в Москве.

Бомбардировщик выкатился за пределы летного поля, подломал шасси и покалечил носовую часть. Восстанавливать еще раз его не стали — списали.

Само собой разумеется, два самолета не могли поменять движение войны. Однако, нужно указать, что в отличие от В-17 и В-24, так и не принявших участия в боевых операциях с советскими экипажами, Ланкастеры с красными звездами успели совершить большое количество боевых вылетов, не смотря на то, что и не виделись с неприятелем лицом к лицу, и так внесли свою лепту в неспециализированную победу.

источник: Владимир Котельников Мир авиации 01/1992

History Channel — Ланкастер на войне

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: